Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2018 г.

Босые души начинают и выигрывают

Деньги хоть и решают многое, но далеко не всё. В этом легко убедиться, вспомнив, с чего начинался и как развивался социально-культурный волонтёрский проект «Красноярск поёт Высоцкого». Насколько он оказался успешен, ещё раз подтвердил концерт, прошедший накануне восьмидесятилетия поэта. Казалось бы, концерты эти случаются у нас в городе дважды в год вот уже более десяти лет. Тем не менее, Большой зал Красноярской филармонии и в этот раз не смог принять всех желающих — больше сотни потенциальных зрителей остались за бортом. Не помогли и приставные стулья.

«О БКЗ и мечтать не могли»

Первый концерт ко дню рождения поэта в рамках проекта состоялся ещё в 2006 году. Конечно, проходил он не в БКЗ, а всего лишь в баре. Правда, народу тогда в этот бар набилось столько, что было не войти. Полнейший аншлаг! Но понятно, что аншлаг в баре не гарантирует полные сборы в зале на полторы тысячи мест. Так что путь до Большого зала филармонии был долгим. Руководитель Красноярской региональной общественной организации «Творческое содружество «Босые души» Роман ЭНГЕЛЬГАРДТ вспоминает: «Второй концерт мы провели в одном из ночных клубов города. Потом присмотрели только что построенный «Спортэкс». Место, конечно, хорошее, но не концертное — зал «холодный», и звук «летает». Там для проведения концертов надо монтировать специальные занавеси, а это немалые деньги. Так что мы в «Спортэксе» два года продержались и ушли.

Потом Михаил Павлович ШУБСКИЙ пригласил нас к себе в КИЦ. И мы там побывали на разных площадках с первого до четвёртого этажа. И впервые, кстати сказать, попробовали формат оркестра, пусть и небольшого. Но когда Михаил Павлович ушёл, ушли и мы.

После попробовали Малый зал Красноярской филармонии, а уже потом замахнулись на Большой. Понятно, что у руководства были сомнения — всё-таки почти полторы тысячи мест. Но на концерте в Малом у нас не хватило мест на всех желающих. И это был веский аргумент в нашу пользу. Так что было решено рискнуть.

Сегодня это, без сомнения, лучший зал в городе и крае. О нём мы, когда начинали, и мечтать не могли! В этом году для участия в концерте был приглашён симфонический оркестр студентов Красноярского института искусств (60 музыкантов). Надо сказать, это произвело на зрителей огромное впечатление, насколько я мог судить. И нынешний концерт тоже прошёл, по-моему, очень удачно, хотя я как организатор вижу недочёты, безусловно!».

Тот, кто побывал на этом концерте, подтвердит сказанное Романом. Но и тот, кто на нём не был, познакомившись с программой и составом участников, не станет сомневаться в успехе концерта. Всё дело в том, что требования к выходящим на сцену исполнителям достаточно высоки. И с каждым разом становятся всё выше.

Из тех, кто с самого начала участвовал в проекте, остались единицы: известная группа «Мятный бриз», авторы-исполнители Дмитрий ЦЕЛУЕНКО, Василий БОЛОТОВ и Андрей КУХАРЕВ, актёр театра Алексей МАКСИМЕНКО. И вообще, к проекту всё больше примыкает профессионалов. Например, в прошлом году на сцене танцевал «Свободный балет Валерия Терёшкина». В этом году выступили солистка Красноярского театра оперы и балета Анна КИСЕЛЁВА и заслуженная артистка России Наталья ГОРЯЧЕВА из Красноярского драмтеатра,

Дмитрий Целуенко

Дмитрий Целуенко

В первом отделении работал Симфонический оркестр студентов Красноярского института искусств под управлением Петра КАЗИМИРА. Пётр Николаевич сделал восемь авторских аранжировок известных мелодий Высоцкого. Было спето семь его песен. Под оркестр спел даже классический бард Зинур МИНАЛИЕВ, что с восторгом было принято публикой.

Не меньше удивило и порадовало зрителей и второе отделение концерта, в котором были даже цыгане — двадцать человек ансамбля «Цыганская дорога». А симбиоз андеграунда и классики — хора из 30 студентов вокального отделения Красноярского колледжа искусств под управлением Ольги МИКОВОЙ и рок-группы «Второе дыхание» вообще «взорвал» зал! Так что зрителям было что послушать и посмотреть. Даже барды, привыкшие к одной гитаре, решили поэкспериментировать и выступить в эстрадном формате с привлечением дополнительных гитар.

Здесь надо сказать, что за выступление в концертах проекта исполнители ничего не получают. «Мы договорились со всеми музыкантами, — говорит Роман, — что лучше я буду делать упор на хороший звук и всё то, что нужно для оснащения концертной площадки. И, конечно, на создание более-менее комфортных условий для артистов. Вот в БКЗ впервые у исполнителей были персональные гримёрки. Все участники этого большого процесса (музыканты, партнёры, друзья, близкие и т.д.) относятся с пониманием и стараются помочь».

«Подумал, что на этом всё и закончится»

Если верить Роману Энгельгардту (а никаких причин ему не верить у нас нет), проект «Красноярск поёт Высоцкого» возник совершенно случайно. Более того — по вполне прозаичным причинам.

«В 2005 году я работал в Молодёжном центре «Зеркало». И как-то летом мне на глаза попадает то ли газета, то ли ещё что с заголовком «Четверть века без Высоцкого». Ну, думаю, тема хорошая. Вполне подойдёт для мероприятия, в рамках которого можно привлечь молодёжь, музыкантов.

Правда, тогда до даты оставалось только три недели. Поэтому взялись за работу не откладывая. Провели конкурс среди исполнителей песен Высоцкого — около 200 человек пришло на прослушивание. Администрация Центрального района дала нам сцену. Тогда же я нашёл людей, которые могли обеспечить звук. Правда, звукоусиливающий аппарат оказался слабенький. Но первый блин комом всё равно не стал. Концерт удался. Народу — полная площадь!

Таким образом я и провёл мероприятие. И подумал, честно говоря, что на этом всё и закончится. Но вот тут-то всё и началось: «А давай ещё и день рождения отметим. Мы бы хотели. Мы готовы. Ты только помоги собрать площадку». Так что пошла инициатива, что называется, снизу. Это, кстати, неудивительно. Ребята на своём выступлении увидели площадь, заполненную народом. На их сольных концертах такого, конечно, быть не могло. А здесь сработали и тексты, и драйв, и магнетизм личности Высоцкого. Надо сказать, это до сих пор срабатывает».

По признанию Романа, ему тогда и в голову не могло прийти, во что выльется эта затея. Фанатом Высоцкого он никогда не был. Хотя в детстве отец и напевал пару-тройку песен из «раннего Высоцкого», его записи в доме особо не слушали. Да и потом, уже студентом, слышал их в основном по радио. И уж тем более не было изучения биографии, поиска видеозаписей, собирания всяких историй, начитанных коллегами и друзьями Владимира Семёновича. Сегодня всё это уже есть. И есть личное отношение. И уже не для галочки, а для души. И для дела, разумеется, тоже. Ведь каждый раз надо составлять новый сценарный план концертов. Тем более что к двум концертам в Красноярске добавились ещё и так называемые автопробеги — выездные концерты в городах и посёлках края.

«Все должны петь, включая водителя»

Конечно, в автопробегах в основном участвуют барды. У этих людей за плечами 15-20 лет выступлений на сценах разного уровня. И все они, что очень важно, лауреаты всевозможных фестивалей авторской песни, включая Грушинский (своеобразная олимпиада для бардов). Так что уровень достойный. Помимо красноярских исполнителей по возможности привлекаются и местные. Конечно, в этом случае уровень уже может быть несколько иной, но для жителей бывает важно услышать своих.

«Публика принимает нас очень хорошо — говорит Роман. — Хотя приезжают и непрофессионалы. Правда, на фоне местных самодеятельных артистов мы самые что ни на есть крутые профи. Но здесь надо сказать, что в деревнях тоже не всё смотрят. И это далеко не всегда зависит от профессионализма. Артисты знают, что можно приехать в количестве двадцати человек и отработать в пустом зале. Публика наша всё же очень инертна».

С автопробегами такое тоже иногда происходит. Но участников проекта «Красноярск поёт Высоцкого» выручает тот самый «магнетизм личности», о котором уже было сказано. Выручает и совершенно неожиданная для песен сорокалетней, а то и пятидесятилетней давности актуальность. Эта актуальность, к сожалению, возникла из довольно непростых обстоятельств. В совсем недавнем прошлом мы и представить не могли, что нас на полном серьёзе попытаются уравнять с фашистами. Что мы окажемся виноватыми во всех смертных грехах, и от нас начнут требовать официального покаяния. При этом те, кто пришёл на нашу землю убивать и грабить, вдруг окажутся невинными жертвами, и перед их «подвигами» нам предложат преклонить колени.

«Всё перевернули с ног на голову, — соглашается Роман. — И мы об этом говорим. Некоторые районные руководители это понимают и содействуют, чтобы на наших концертах бывали школьники. Вот, помнится, в Новосёловском районе автобусов пять из разных деревень приехало. Две трети зала — дети. Сидели, слушали. И это очень важно. Что старикам про Высоцкого рассказывать? Они сами всё знают».

Остаётся добавить, что, несмотря на очевидную эффективность, формат автопробегов исключительно низкобюджетный. Точнее, у него и бюджета никакого нет. Всё, по словам Романа, происходит так: «Садятся в машину три человека (все должны петь, включая водителя) и едут. Конечно, без бензина далеко не уедешь. Да и артисты… Они хоть и выступают без вознаграждения, но кормить-то их чем-то надо. И здесь помогает бизнес. Часто не деньгами, а «натурой». Кто-то даст бензин, кто-то продукты. Я всем звоню и надоедаю. С продуктами вообще без проблем. Перед поездкой за несколько дней звоню в «Чистые луга», а потом мы к ним заезжаем и всё свеженькое забираем. И в дороге поедим, и на месте в микроволновке разогреем».

Конечно, народ в автопробегах участвует надёжный, проверенный: Андрей Кухарев, Павел Попов, Дмитрий Целуенко, Евгений Дубовик, Зинур Миналиев. Правда, в январе из-за морозов пришлось отменить концерты в Ачинске и Абакане. Что же говорить о профессиональных артистах, у которых помимо погоды есть и более серьёзные препятствия — репетиции и выступления. Но несмотря на это, и артисты театров не прочь поездить по краю. Своё желание участвовать в автопробегах, например, высказала Анна Киселёва.

Служение на общественных началах

Проект, посвящённый памяти поэта, с недавнего времени расширился, включив в себя ещё и премию общественного признания «Босые души». Название премии дали строки Высоцкого «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души». В прошлом году наград было семь, а в этом пять. Церемония награждения лауреатов премии, как и в прошлый раз, прошла на концерте в БКЗ.

«Награждение мы задумали по примеру Никиты Высоцкого, точнее, Благотворительного фонда имени его отца, учредившего в 1997 году премию «Своя колея», — говорит Роман Энгельгардт. — У нас тоже главным критерием при выборе лауреатов служат не достижения в области искусства, а верность человека своим убеждениям, бескорыстное им служение. Я целый год разыскиваю людей, которые на общественных началах делают полезные дела. Людей, для которых и о которых пел свои песни Владимир Высоцкий».

В этом году Роман со своими единомышленниками разыскал двадцать человек. Из них пятеро стали лауреатами премии. Точнее, шестеро — пятая премия досталась супружеской паре. Среди лауреатов детский хирург Николай Николаевич КУЛИКОВ, работающий чуть не по двадцать четыре часа в сутки, и Наталья СОКОЛОВА из Ачинского района. Её подвижническая история началась с собственного опыта преодоления тяжёлой болезни (кстати, очень распространённая ситуация). Теперь Наталья занимается иппотерапией — лечебной, или адаптивной верховой ездой, которая помогает людям с ограниченными физическими возможностями. Её проект действует при поддержке местной администрации с 2008 года и называется «Лёгкий шаг». Несколько раз в неделю Наталья проводит бесплатные занятия на манеже с теми, кто приезжает по направлению врачей. Чаще всего это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В число лауреатов также вошли: известный красноярский путешественник Владимир ЧЕРНИКОВ, заведующая Лазаревским сельским клубом в Тюхтетском районе Анастасия ВОСТРИКОВА, супруги Зоя и Виктор ЛЁМИНЫ из Шарыповского района. Вот уже более сорока лет они тренируют ребятишек, создав в селе Парная первоклассную лыжную школу, среди воспитанников которой есть чемпионы Красноярского края и члены команды края по лыжным гонкам.

Отбор претендентов заканчивается к середине декабря, когда комиссия из уважаемых людей — общественных и религиозных деятелей, политиков, бизнесменов — приступает к выбору победителей (хотя, по мнению руководителя проекта, победителями можно назвать всех соискателей премии). Им на концерте в БКЗ вручается памятный приз — именная статуэтка, на которой значится: лауреат премии общественного признания имени В.С. Высоцкого «Босые души».

«Всем добра!»

Лет десять назад в рамках проекта «Красноярск поёт Высоцкого» возникла идея установить памятник актёру и поэту, который бывал у нас, когда на Мане шли съёмки фильма «Хозяин тайги». Но несмотря на то, что по вине географии очень немногие известные люди могут претендовать на памятник в нашем городе, дело это оказалось непростым. Настолько непростым, что было оно начато при одном мэре, согласовано при другом и только при третьем, будем надеяться, получит возможность завершиться. На набережной недалеко от Центрального парка для памятника уже выбрано место. Задействовать предполагается стену, что растянулась там на многие и многие метры.

«В самом начале всей этой истории, в 2008 году, — вспоминает Роман, — я предлагал верхнюю площадку. У меня была мысль, что это будет круглая сцена на месте бывшего фонтана, а вокруг — скамейки для зрителей. А где-то под сенью дерева будет стоять Владимир Семёнович и наблюдать за происходящим. С этой идеей я ходил несколько лет, но года два назад, когда пришёл на это место с нашим главным консультантом, архитектором Алексеем Дмитриевичем МЯКОТОЙ, оказалось, что оно уже занято. Пришлось искать что-то другое. Ходили мы с ним, ходили и пришли к заключению, что надо использовать стену.

Выбрав место, объявили конкурс и получили двадцать два предложения. В основном, конечно, отозвались красноярцы. Но шесть работ пришло из других городов — от Калининграда до Владивостока. Одно даже из города Бельцы (Молдова), где товарищ поставил памятник Высоцкому чуть ли не за свои деньги.

Вариантов было много. В результате за основу взяли идею выпускницы Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета Кристины ДЕМИКОВОЙ. С помощью профессионалов, в частности мастерской Алексея Дмитриевича, идею эту довели до ума.

Проект памятника Высоцкому на набережной Енисея в Красноярске

Проект памятника Высоцкому на набережной Енисея в Красноярске

Кристина предложила из этой стены сделать сцену Таганки с её узнаваемыми атрибутами, а перед ней соорудить импровизированный зрительный зал со скамейками. От скамеек, правда, потом пришлось отказаться — решили, что они будут мешать пешеходам. В углу стены предлагается поместить известный шаржевый автопортрет Высоцкого и слова: «Всем добра». У него есть строки:

«Стих без гитары — а капелла,

И мысль без соли не остра!

Пишу о том, что накипело,

А накипело: «Всем добра!».

Вот такое пожелание красноярцам с видом на Столбы».

К сказанному необходимо добавить: всё, что касается установки памятника, делается на общественных началах. Хотя небольшой гонорар Кристине Демиковой всё же был обещан и даже потихонечку выплачивается. Но не будет преувеличением сказать, что гонорар этот совершенно символический — раз в пятнадцать меньше того, что просили состоявшиеся профессионалы, имеющие опыт такой работы. Правда, и они просили минимум из того, что она стоит. Вот только где же этот минимум взять?

Конечно, имя Владимира Высоцкого открывает многие двери. И души. Правда, в большинстве своём души эти действительно босы. И речь не только о повышенной чувствительности, на которую намекал поэт.

Галина ДМИТРИЕВА