Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2018 г.

Полёт в условиях невесомости

«Какими предпринимателями будут нынешние школьники и студенты?» — тема одной из площадок КЭФ-2018. Участники её должны были обсудить массу вопросов, в том числе: какие меры помогут реализовать предпринимательские инициативы молодого поколения? Как подготовить молодого бизнесмена? Какие формы поддержки наиболее эффективны? Можно ли научить предпринимательству и в каком возрасте лучше начинать такое обучение?

По данным социологического опроса россиян в возрасте от 18 до 54 лет, 33 процента респондентов заработали свои первые деньги до 14 лет, а 43 процента — в старших классах. Умеет ли молодёжь решать сложные задачи в условиях «ограниченной видимости» (то есть ограниченных ресурсов)? Знает ли, как находить решения в условиях неопределённости, как ставить задачи, работать в команде, презентовать и продукт, и его потенциал?

«Современная экономика технологична. В последние годы принципиально изменились трудовые отношения — работник получил больший уровень свобод, ответственности, но в нашей стране это пока никак не поддерживается, в том числе и на нормативном уровне» (представитель Фонда «Центр стратегических разработок», редактор «Стратегии 2035» Василий БУРОВ, участник КЭФ-2018).

Фото с сайта krasnoforum.ru

Фото с сайта krasnoforum.ru

«Кристальный» бизнес

Пытаясь лучше понять, что знают о предпринимательстве современные школьники, я спросила сына (ему как раз 14 лет), знает ли он, кто такой предприниматель и что нужно для того, чтобы им стать?

Оказалось, что кое-какие знания получены восьмиклассником на уроках обществознания, и в целом у него есть представление о предпринимательстве: «Нужна идея, чтобы что-то производить или оказывать какую-то услугу, полезную другим людям. Надо очень хорошо изучить рынок. Но учитель нам рассказывала, что есть риски. Например, когда берёшь кредит или тратишь все свои сбережения на то, чтобы организовать дело. Вдруг люди не будут пользоваться твоим предложением? Тогда есть опасность, что не сможешь рассчитаться с кредитом, прогоришь. Я считаю, что это слишком сложно — подниматься с нуля».

Услышав вопрос, знает ли он успешных предпринимателей, сын пожал плечами (почему-то ни Павел ДУРОВ, ни Стив ДЖОБС не пришли ему в тот момент на ум, хотя знает о них, конечно!). И вдруг, смеясь, вспомнил, как один из его одноклассников, готовясь к химии, вырастил дома кучу кристаллов медного купороса (за это учитель должен был поставить отметку). Кристаллы получились такие большие и красивые, что, когда мальчик принёс их в школу, одноклассники, у которых этот опыт не получился, попросили «юного химика» с ними поделиться. Паренёк оказался смекалистым — предложил товарищам выкупить «сокровища Монтесумы». И несколько учеников вступили с ним в товарно-денежные отношения, страстно мечтая получить пятёрки по химии. Сделка состоялась! Позднее этот же предприимчивый молодой человек продал своему однокласснику неполный стандарт витаминов по цене полного, но это уже другая история. Вот оно — поколение Z!

Бизнес-ангелы

Что же говорили взрослые на площадке КЭФ, посвящённой подготовке будущих предпринимателей? В числе её участников как раз были успешные предприниматели. «Юноше, обдумывающему житьё, решающему, делать жизнь с кого…», сразу стало бы понятно: делай её, например, с товарищей Молчанова или Тертычного.

Но обо всём по порядку. Стоит ли во время учёбы в вузе развивать у студентов такие компетенции, как предпринимательство? Ответом на этот вопрос стало выступление ректора Норильского государственного индустриального института Дмитрия ДУБРОВА. Он рассказал о попытке создания бизнес-ангелов в его вузе, где студентам на время учёбы выдаются беспроцентные кредиты на развитие малых форм предпринимательства.

Дубров сообщил, что в 90-е годы вуз сильно поменял своё лицо — появились новые специальности. В институте уже много лет преподают частные предприниматели, а их работу финансирует муниципальное агентство развития предпринимательства. Студентов обучают нормативным документам, которые необходимо знать будущим бизнесменам. Слушателями программы дополнительного образования являются не только студенты, но люди разного возраста, они приходят за знаниями, хотят научиться ориентироваться в сфере бизнеса. Выпускники программы создают собственные проекты, и, по словам Дуброва, в Норильске заметен рост числа предпринимателей.

Интересен опыт Норильского государственного индустриального института ещё и тем, что почти все студенческие дипломные проекты — это готовые решения для бизнеса.

Обед с предпринимателем

Около 30 лет наше общество живёт при государственном строе, разрешающем частное предпринимательство. В течение последних десяти лет ФГБУ «Роспредприниматель» реализует в стране федеральную программу, направленную на вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность. Заместитель директора этого учреждения Дмитрий ГЕРАСИМОВ озвучил на форуме статистику: «Исследование проводилось в 80 регионах страны. По оценкам учёных, от 5 до 12 процентов населения способны заниматься предпринимательской деятельностью. Все люди в чём-либо талантливы, но не каждый обладает способностью найти ресурс, создать продукт и продать его. Поэтому учить предпринимательству нужно не всех, а постараться выявить эти 12 процентов. Сделать это можно, например, с помощью тестирования».

Специалисты полагают, что людям, имеющим предпринимательскую жилку, как правило, нужен какой-то толчок.

«Для кого-то это просто обед с успешным предпринимателем, который расскажет свою историю успеха, а кому-то нужно помочь генерировать идею», — считает Д. Герасимов.

Стоит ли прививать способность генерировать решения и отвечать за их последствия со школьного возраста? По мнению Д. Герасимова — стоит, но система образования сейчас к этому не приспособлена, а учителя не мотивированы. «Педагоги экстраполируют своё отношение к жизни на учеников. Может быть, делать какие-то проекты для учителей, и если они осознают себя успешными, то начнут транслировать образ успешности и на своих учеников?» — предложил Дмитрий Герасимов.

КЭФ-2018: на площадке Сибирского федерального университета представляют разработки молодых учёных

КЭФ-2018: на площадке Сибирского федерального университета представляют разработки молодых учёных

Учить или не учить

Предыдущего оратора опроверг Александр МОЛЧАНОВ, вице-президент компании «Профессиональное электронное образование»: «Современная школа — это, на мой взгляд, вообще не про «учить», а способ жизни в жёстком производственном темпе. Это не про свободу выбора. И современный университет — про то же самое. Предпринимательство же начинается с того, что человек сам должен определиться с выбором и нести за него ответственность. Когда ученику это всё делать? Разве что в свободное от школы время… Жизнь показывает, что ребята начинают создавать свои первые предпринимательские проекты в 5-6 классах, например, играя в «Minecraft» и «World of Tanks», ведь в этих играх они занимаются прокачкой своего профиля».

Предпринимательству, по мнению А. Молчанова, в вузах учить нужно, но для этого следует отменить «классно-урочную» систему и совершенно по-другому выстраивать учебный процесс, тогда не будут уходить из университетов стивы джобсы и цукерберги.

«Мы знаем, что на Западе существуют предпринимательские университеты, где каждый человек повышает свою капитализацию через знания, — говорит А. Молчанов, — а наша нормативная база не позволяет сделать многое. Например, соорудили школьники замечательную поточную линию по производству пирожков и научились их продавать. Сколько налогов они должны заплатить? Имеют ли они вообще право делать такую линию? Может ли школьник привлекать инвестиции и на каком основании? А если он начинает использовать родительский ИНН, профиль и другое, то мы его, получается, со школьной скамьи начинаем приучать к серым схемам. Но разве это надо нашей экономике? Очевидно, что нужно создавать экосистему, поддерживающую предпринимательские инициативы. Какой она должна быть — внутри образовательных учреждений или вписанной в городскую инфраструктуру — вопрос пока открытый».

«Планы — ничто, планирование — всё»

— Надо ли учить предпринимательству в школе? Я бы сказала — это невозможно, поскольку школа и так перегружена, — поддержала Молчанова Ольга БРУСЯНИНА, начальник проектного офиса КГАУ «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор». — Скорее, школа могла бы помочь сформировать компетенции. Например, очень не хватает
не только предпринимателям, но и большинству из нас такой важной компетенции, как долгосрочное планирование. Работая с представителями бизнеса и просто общаясь с людьми, мы заметили, что диапазон планирования у многих — примерно от одной недели до года в лучшем случае. Школа могла бы помочь сформировать мышление — инновационное, критическое, системное. И ещё: за пределами нашего поля зрения остались пенсионеры — люди, у которых достаточно свободного времени и накоплен определённый опыт. Может, стоит рассмотреть непрерывную систему обучения предпринимательству, затрагивающую все возрастные категории? Эта система могла бы вырасти в школьный или семейный бизнес.

Что касается пенсионеров, то в Красноярске, например, они очень активно создают стихийные рынки. Эти люди явно мотивированы на получение дополнительного заработка. Пенсионеры продают разносолы, сшитое и связанное своими руками. Одна женщина на таком уличном рынке неподалёку от моего дома постоянно торгует подержанными книгами, и, надо сказать, спрос на такое предложение неплохой.

Мнение эксперта

— Сейчас предпринимательство во всём мире, в том числе и в России, сопряжено с большим риском. И я не верю в так называемое пенсионерское начало, потому что люди в возрасте по природе своей консервативны, им не до рисков, — рассуждает основатель и генеральный директор интернет-сервиса «Telefacer.com» Глеб ТЕРТЫЧНЫЙ (по образованию экономист, выпускник РЭУ им. Г.В. Плеханова, 1997 г.). — Что касается эффективности обучения этому виду деятельности, то если ребёнок, взрослый, пенсионер или инопланетянин заработал деньги в процессе обучения — это действительно обучение предпринимательству. А если он просто заучил и сдал билеты экзаменатору, то это обучение только теории. Сами посудите: можно ли считать, что человек, прочитавший «Камасутру», знает секс? Конечно же, нет!

Однажды мы попытались обучить предпринимательству школьников. Это были дети из Новосибирской области и из самого Новосибирска. У первых карманных денег обычно 300-500 рублей в расчёте на неделю, а у вторых — от 3 до 5 тысяч. Первые начинали быстро зарабатывать, а городские ребята делали это лениво и без особого желания.

По большому счёту, во все времена предпринимателями становились «голодные» люди. Поэтому я не считаю, что можно массово научить людей предпринимательству, но вполне реально дать им некоторые полезные навыки, и для этого не обязательно нужны деньги. Что касается детей, то учить ребят надо на очень простых вещах — скажем, сделать простенькие группы «ВКонтакте». Они могут также получить примитивный предпринимательский навык и на сайте «Avito.ru».

Секреты мотивации

— Обычно дети просят: дайте нам ментора, наставника, человека, который мог бы помочь, подсказать что-то. Вот если бы такие люди шли сегодня в школы и в университеты, проще было бы мотивировать молодёжь. Мы должны использовать особенности поколения Z, их потребности в самореализации и признании. По-хорошему, надо всё-таки учить предпринимательству в школе, — высказывает свою точку зрения Александр РУДИК, председатель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров общественной организации «Деловая Россия». — Но это невозможно: кадры не те, да и, не дай бог, учитель сделает шаг в сторону — система всё контролирует!

Другая проблема — отсутствие моды на предпринимательские навыки в обществе. Представьте себе картину: каждый день, выходя из дома, родители идут мимо ларька, где сидит какая-нибудь тётя Глаша и торгует пивом. Кто она? Предприниматель. После этого будет ли у родителей желание, чтобы их ребёнок занялся бизнесом? Какие ассоциации у них в голове возникают? Нет ведь других примеров — ни Дурова, ни Джобса. Зато тётя Глаша — каждый день маячит перед глазами. Что касается мотивации у детей — они тоже видят эту тётю Глашу. А вот если бы в школу пошли и рассказали о своей работе успешные предприниматели — был бы стимул!

— В 2011 году студент вуза в Новосибирске открыл по городу шесть мобильных кафе-точек, о чём два года писали все газеты. После этого в вузе, где парень учился, ожило предпринимательство, — добавляет Глеб Тертычный. — Такое стало возможным именно потому, что студенты увидели «историю успеха» своими глазами и рядом с собой.

— В чём же проблема, почему предприниматели не идут «в народ»?

— На открытые уроки в школу скорее пригласят не предпринимателя, а почётного токаря, известного космонавта, главу следственного комитета, полицейского или какого-нибудь депутата, — поясняет А. Рудик. — Как мне кажется, у нас очень многие люди сегодня заражены вирусом под названием «какбычегоневышло». И если я, предприниматель, захочу прийти к ребятам в школу и рассказать о себе, то директор немедленно попросит принести справку об отсутствии судимости, от психиатра и т.д.

— Что же делать?

— Хороший инструмент для самореализации старшеклассников — конкурсы и чемпионаты. Мои коллеги из Сколково и ВШЭ именно эти формы используют. Когда после одного из таких конкурсов ребят спросили, готовы ли они дальше заниматься проектами — ответ «да» составил около 80 процентов. Это очень хороший мотивационный эффект!

Всё дело в пиаре?

Попытка найти исчерпывающий ответ на вопрос «Какими предпринимателями будут нынешние школьники и студенты?» не увенчалась успехом. Стартапы вместо дипломной работы рождаются далеко не во всех вузах, да и экосистема к приёму предпринимателей не совсем готова. Зато участники площадки озвучили ряд гипотез, которые полезно было услышать всем.

В завершение встречи модератор, член Правления Ассоциации профессиональных участников сферы развития человеческого капитала Юлия СЕЛЮКОВА высказала мысль, что придётся, видимо, начинать серьёзную работу над имиджем, создавать позитивный образ предпринимателя в обществе с помощью медиа.

Вера КИРИЧЕНКО