Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2018 г.

Благоустройство как оно есть

Чтобы объективно оценить качество городской среды в Красноярске, совсем не обязательно ехать куда-нибудь на окраины. Достаточно побывать в самом сердце города — на Стрелке. И потом пройти хотя бы до улицы Вейнбаума. К сожалению, увидеть там можно многое, чего видеть совсем не хотелось бы. Особенно помня о приближающейся Универсиаде.

Начнём с улицы, гордо носящей имя основателя нашего города — Андрея Дубенского. Вот уже лет двадцать главным её украшением служит дощатый забор, заклеенный рекламой типа «аренда офисов» и «займы под залог» (фото внизу).

Вполне цивилизованный тротуар, идущий с улицы Белинского, в этом месте, разумеется, обрывается (это, кстати, у нас обычная практика, достаточно вспомнить забор-старожил на Молокова близ башни Ванкорнефти).

Но пойдём дальше. Спуститься с террасы улицы Дубенского в сторону центра можно при помощи нескольких лестниц. Но здесь надо не ошибиться с выбором. Вполне капитальная, а значит и одобренная «свыше» лестница, может привести совсем не к пешеходному тротуару, а прямиком на газон вдоль достаточно оживлённой автомобильной дороги. Конечно, в сухую погоду особых проблем не будет. А вот в дождь…

Впрочем, это тоже обычное дело. И ещё не самое вопиющее. Допустим, вы пришли на место, откуда и начинался Красноярск. Здесь вас встретят башня, своим фасадом отражающая небо, грандиозное здание Большого концертного зала, величественная статуя командора и даже триумфальная арка. И, конечно, летящая конструкция вантового пешеходного моста, что так и манит прогуляться на остров Татышев.

Если поддаться искушению и, зайдя на мост, оглянуться, то можно с удивлением обнаружить, что фоном всему этому великолепию (дворцам, аркам и командорам) служат облезлые стены и такие же облезлые металлические ворота.

Это если смотреть левее. А если правее, в сторону арбитражного суда, то там в наличии ещё и заборчик с сараюшками, где впору кур разводить или даже кабанчиков (а может, и разводят?)

Но всё это меркнет рядом с территорией, что узкой полосой тянется вдоль дворов пятиэтажек на улице Ленина к западу от Института искусств. Спуститься к ней можно при помощи нескольких лестниц. Одна из них даже оборудована пандусом и перила имеются (местами). Остальные лестницы в зимний период могут с успехом использоваться любителями экстрима для эффективных тренировок.

Зато когда после преодоления препятствий попадаешь в промежуточное пространство между дворами на улице Ленина и жилой застройкой ярусом ниже, понимаешь, что оно того стоило. Просто какая-то планета Кин-дза-дза, только в плотно заселённом варианте. Уходящие в бесконечность погреба с изящными грибочками над вентиляционными трубами, разрушенные временем колоритные бетонные и кирпичные стены, выразительные в своей грубой правдивости гаражи, часть из которых уже нельзя использовать по назначению из-за отсутствия подъезда. А некоторые просто вросли в «культурный слой» годами накапливаемого здесь мусора.

При этом сразу за сквозным забором можно видеть стерильную территорию школы, составляющую энергичный контраст с картиной запустения. Конечно, контраст — сильнейшее средство художественной выразительности. И, возможно, ежедневно наблюдающим его студентам Института искусств это как-то помогает в приобретении навыков художественного восприятия реальности. Но, к сожалению, это фантастическое место для какой-то надобности посещают и ученики школы. Для какой?

Конечно, всё это за «фасадом», на территории, куда ещё не ступала нога благоустроителя. Но что же сама улица Ленина на участке от Каратанова до 9-го января? Надо сказать, что в неё уже вложены определённые деньги по устройству так называемой тактильной дорожки для слабовидящих. Но, похоже, укладывать её начинали, даже не взглянув на то, с чем придётся столкнуться уже метров через десять. Вот и получилось, что дорожка для слабовидящих упирается в выползшее на середину тротуара необъяснимо широкое, но низенькое крыльцо. Его и замечтавшийся зрячий может вовремя не заметить.

Всё это можно объяснить только тем, что работы по так называемому благоустройству у нас зачастую делаются вообще без какой-никакой проектной документации. Пусть даже в виде простого листа бумаги с почеркушками специалиста. При этом территория может быть совершенно любая. И даже очень для города знаковая.

К сожалению, никакая «знаковость» не заставляет собственника брать во внимание вопросы эстетики — ему ближе сугубо утилитарный подход. Примером может служить территория, примыкающая к городской администрации, федерации профсоюзов и деловому центру «Европа». Площадка эта по всем признакам — самый настоящий задний двор, несмотря на всю респектабельность обозначенных учреждений. Только гаражей и стаек не хватает.

Конечно, машины куда-то ставить надо. Но разве им там место? Может, пора их загнать под землю, а площадь как-то облагородить низкорослой растительностью с поверхностной корневой системой? А не стыдливо загораживаться совершенно не уместными там лиственницами.

И, может, туда, поближе к одноимённому деловому центру, переместить Европу, которую умыкнул бык-Юпитер, совсем не подумав, где же он её пристроит в суровой сибирской действительности. На Предмостной площади на эту бедняжку просто больно смотреть.

Если уж говорить о монументах, то на Предмостной была бы уместна скульптура, напоминающая о когда-то мощном, а ныне ушедшем в небытие предприятии, на котором обычные самолёты приспосабливали к условиям Арктики, а потом ремонтировали суда. Завод носил имя Григория Побежимова, бесследно пропавшего при перелёте в Америку через Северный полюс. Разве не стоит сохранить память об этом герое?

Но вернёмся к благоустройству. Всё перечисленное — лишь малая часть тех «красот», что можно обнаружить, прогуливаясь по центральным улицам. Что уж говорить об улицах нецентральных. Там благоустройство вообще понимается по-своему. Чего стоят одни вездесущие заборы. С чьей подачи они устанавливаются?

Понятно, что профессионалы-архитекторы к этому отношения не имеют. Впрочем, к чему они у нас нынче имеют отношение? Даже если им и заказывают проект, то это совсем не значит, что он не будет радикально «исправлен» в ходе реализации.

Например, сейчас прошёл первый этап проектирования восемнадцати скверов. Архитекторы подошли творчески, показали много хороших проектов, но когда дошло до рабочей документации, выяснилось, что сквер, независимо от его величины, должен обойтись не более девяти миллионов. В каком-то случае это реально, но в каком-то — даже браться не стоит.

И есть опасение, что начавшаяся кампания по благоустройству Красноярска с выделением федеральных денег тоже пойдёт по этому пути. Очень бы не хотелось, особенно в ожидании гостей, которые нагрянут меньше чем через год.

Текст и фото Галины ДМИТРИЕВОЙ