Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2018 г.

«Найдите срочно агронома!»

Сегодня аграрный сектор очень нуждается в профессионалах, и их готовят в нашем крае. Красноярский государственный аграрный университет находится в списке лидеров российских вузов этого профиля. Недавно университету исполнилось 65 лет. Мы говорим с ректором Натальей ПЫЖИКОВОЙ, имеющей опыт работы не только в сфере образования, но и в органах власти — занимала должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, то есть сферу сельского хозяйства знает и в теории, и на практике.

— Наш институт был создан по решению правительства страны. Тогда на территории нашего края не готовили специалистов высшей квалификации для сельского хозяйства. Это было послевоенное время, полным ходом поднимали целину, спрос на специалистов был высок. Кстати, в своё время моя мама очень хотела стать ветеринаром, но в нашем крае не было такого факультета. И она стала педагогом.

Первый набор студентов в Красноярский сельскохозяйственный институт состоялся в 1953 году. На первый курс трёх факультетов — агрономического, зоотехнического и механизации сельского хозяйства — приняли 225 человек. Первым директором института был Георгий Андрианович ЧЕРЕМИСИНОВ. Преподавательский коллектив начинался с одиннадцати человек, уже через год увеличился до тридцати трёх.

Превый курс зоофака, 1954-1955 уч. год

Превый курс зоофака, 1954-1955 уч. год

Почти все ребята пришли учиться в институт по призванию. Среди них были выпускники сельхозтехникума, уже успевшие поработать в сельской местности. Были в числе студентов и участники Великой Отечественной войны.

Когда в 1953 году был объявлен первый набор на три факультета нового в городе вуза, вся его материально-техническая база состояла из… вывески «Красноярский сельскохозяйственный институт». Директор Лесотехнического института (так назывался нынешний Сибирский технологический университет) предоставил в распоряжение нового вуза небольшую комнату профкома и разрешил укрепить на фасаде здания эту вывеску. Вступительные экзамены проводили в августе 1953 года в здании Лесотехнического института, там же и учились во вторую смену.

В 1955 году в институте прошла первая студенческая конференция, это стало определённой вехой в развитии вуза. В 1957 году состоялся первый выпуск молодых специалистов. А ещё через два года три наших выпускника стали аспирантами. И по просьбе студентов открылся факультет общественных профессий, его сформировали специально под аспирантуру — стали преподавать такие предметы, как философия, политическая экономия.

Вскоре научные исследования ряда наших сотрудников получили признание, их инженерные решения стали использовать в машиностроении для сельского хозяйства.

В 1968 году в институте открылся ветеринарный факультет. До сих пор на этом направлении один из самых высоких конкурсов. И сюда всегда приходят мотивированные ребята — те, кто хочет заниматься именно этим.

Также высокий конкурс стабильно держится на землеустроительном факультете. Он открылся в 1991 году, его необходимость была продиктована временем. И в этом же году институт был переименован — стал аграрным университетом. Кстати, статус университета мы получили одними из первых в городе.

Ещё через пару лет были образованы юридический, эколого-биотехнический факультеты, факультет управления и бизнеса, факультет перерабатывающей промышленности. Чуть позже эколого-биотехнический факультет объединился с агрономическим.

В 1995 году ректором вуза стал Николай Васильевич ЦУГЛЕНОК. Он начал развивать коммерческое направление, систему целевого набора — это и сегодня является одним из наших приоритетов. Ведь готовить кадры нужно адресно.

В 2003 году у нас было открыто 26 специальностей. По сути, мы стали лидерами на рынке образовательных услуг — одним из крупнейших аграрных вузов в стране. Всего их 54, мы занимаем восьмое место в рейтинге Минсельхоза РФ. Сегодня у нас обучается порядка двенадцати тысяч студентов. Около 70 процентов из них приезжают из сельской местности.

— Наталья Ивановна, а есть заказ от села на специалистов аграрного сектора?

— Конечно, есть. Поскольку я занимала должность заместителя министра сельского хозяйства, стараюсь привлекать к сотрудничеству сельхозтоваропроизводителей региона. Понимаю, что это наши работодатели.

Кроме того, когда выстраивают рейтинг эффективности вузов, мониторинг проводят по семи показателям. Один из них — показатель трудоустройства: работу по специальности должны найти не менее 70 процентов выпускников. А чтобы так было, нужно хорошо мотивировать ребят.

— А какой показатель трудоустройства вашего университета?

— 65 процентов среди выпускников очного отделения трудоустраиваются, 82,3 — заочного. Так что надо искать механизмы для их закрепления на селе, ведь на самом деле потребность в специалистах аграрного сектора велика.

Нередко мне звонят представители предприятий: найдите нам срочно агронома! Я всегда говорю: где же вы раньше были, почему не обращаетесь заранее? Ведь мы проводим специальные мероприятия для встречи выпускников и сельхозпроизводителей. Например, кадровый форум. Я приглашаю представителей предприятий на аттестационные экзамены, защиту дипломов. Пожалуйста, посмотрите на выпускников, послушайте их, задайте вопросы. Но приезжают единицы.

Мы стараемся создать условия, чтобы сельхозтоваропроизводители присматривали себе сотрудников на местах, в районах. Причём ещё с этапа школы. Для этого мы открываем агроклассы, сейчас они работают в сельских школах порядка десяти районов края. Ведь чтобы получить мотивированных специалистов, нужно привлечь мотивированных абитуриентов.

Так что мы плотно работаем со школами, техникумами края, профориентацию начинаем с 5-7 классов.

В Пировском районе у нас даже есть агрошкола со своей пасекой, гектаром земли для сельхозработ. В её создании помогли наши партнёры — сельхозпроизводители. Они же работают с детьми — показывают, как пахать, сеять и так далее.

В Назарове сложился целый комплекс: школа, два техникума, здесь нам очень помогает крупное предприятие «Назаровское». В общем, мы постоянно что-то придумываем, и это приносит плоды.

За школьниками в таких агроклассах наблюдают представители сельхозпредприятий, ориентируют их на те специальности, которые нужны в данном районе. Если ребята проходят по целевому набору, выплачивают им дополнительную стипендию, это тоже мотивирует. Целевики заключают договор с работодателем, получают стипендию, проходят производственную практику на этих предприятиях, а после окончания вуза их принимают на работу.

На мой взгляд, такая система наиболее эффективна. Недостаточно просто готовить ребят к ЕГЭ. Они потом хорошо сдадут экзамены и уйдут в другой вуз.

В лаборатории почвоведения,  НИР, 1956 г.

В лаборатории почвоведения, НИР, 1956 г.

— Какие специалисты сегодня особенно нужны сельской местности?

— Агрономы, зооинженеры, ветеринарные врачи. Но, к сожалению, у абитуриентов из перечисленных специальностей популярностью пользуется только ветеринария. Значит, здесь мы ещё не доработали.

Понятно и то, что уровень жизни в сельской местности другой, мотивировать выпускников вернуться в районы очень сложно. Работа в сельском хозяйстве — это тяжёлый труд. Ребята видят, как живут их родители, и пытаются найти более лёгкую жизнь. Но потом многие всё равно возвращаются домой. И мне кажется, если ты действительно хочешь построить комфортную жизнь, это можно сделать и в сельской местности.

— Какие возможности для получения конкурентного образования даёт ваш университет?

— У нас идёт процесс усиления дуального образования, стараемся учитывать потребности работодателей в определённых узконаправленных специалистах, для этого адаптируем существующие программы. Приведу пример: в рамках действующей программы рыборазведения и рыбоводческих хозяйств мы ввели курс по ихтиологии. Партнёром выступила компания «Малтат», создала для нас корпоративный класс. Сегодня ребята проходят производственную практику на этом предприятии, представители компании присматривают себе будущих сотрудников.

Ещё один пример. Большая потребность есть в специалистах, которые ведут фермерское хозяйство. Отдельной такой специальности у нас нет, но в институте повышения квалификации и переподготовки кадров мы разработали программу для подготовки фермеров. Такие образовательные программы для более точечного обучения созданы и по другим направлениям.

Здесь же можно получить и диплом о дополнительном профессиональном образовании. Такой возможностью пользуются и наши студенты, и сотрудники сельхозпредприятий. К примеру, сегодня экономисту сложно работать без юридических знаний, а у нас можно получить образование сразу по обеим специальностям. Нередко работодатели оплачивают дополнительное профобразование своих сотрудников, понимают, что это принесёт пользу предприятию.

— На каких факультетах в университете самый высокий конкурс?

— У абитуриентов традиционно востребованы такие специальности, как землеустройство, ветеринария, юриспруденция. В этом году необычайный интерес вызвала ландшафтная архитектура. И, что нас порадовало, агроинженерия. Конкурс на востребованные направления составил 3,5 — 4 человека на место. Мы ещё не подвели окончательные итоги приёмной кампании. Примерные цифры такие: на бюджет приняли около 1300 ребят, из них 50 человек — по целевому набору. И ещё практически 1400 студентов будут учиться на коммерческой основе, здесь тоже был конкурс, взяли не всех желающих.

— На практику в сельскую местность выезжают все студенты, не только целевики?

— Конечно, это обязательная единица учебного плана. Если она не закрыта, образуется задолженность. За три академические задолженности грозит отчисление.

У студентов есть учебная и производственная практики. Целевиков на практику берут предприятия, с которыми у ребят заключены договоры. Некоторые уезжают в родные населённые пункты, сами договариваются с местными компаниями. Есть свои учебные хозяйства и у нас, в том числе в районах края; если студент не нашёл место для практики, мы предоставим ему вариант.

Например, охотоведы проходят практику в нашем учебно-опытном охотничьем хозяйстве «Колтояк» в Бирилюсском районе: отрабатывают навыки пребывания в полевых условиях, учатся ведению охотничьего хозяйства.

В учебно-опытном хозяйстве «Миндерлинское» практику проходят будущие агрономы, зоотехники, ветеринары, агроинженеры, механизаторы, экономисты и бухгалтеры. Площадь угодий этого хозяйства — более пяти тысяч гектаров. Здесь выращивают зерновые и кормовые культуры, картофель. Поголовье крупного рогатого скота составляет более 800 голов. Сотрудники учхоза производят элитные семена сельскохозяйственных культур, их приобретают предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства нашего края. Также продают организациям зерно и продукты его переработки, корма, молоко, мясо собственного производства.

— Как вы поддерживаете студентов, которые хотят остаться в университете, заниматься наукой?

— Ребят, способных заниматься научной деятельностью, видно на последних курсах. Мы поддерживаем талантливую молодёжь: заключаем соглашения, по которым оплачиваем им обучение в аспирантуре, защиту диссертаций, если она проходит на внешнем диссертационном совете. А потом, по договору, ребята должны вернуться к нам. Ротация кадров необходима.

— Научные разработки сотрудников вуза используются на практике?

— Конечно. Наши молодые учёные с экономического факультета помогают предприятиям составлять бизнес-проекты. Сотрудники института агрономии проводят работу по оригинальному семеноводству — выводят свои сорта картофеля. Эти сорта проходят испытания — специальную процедуру, которая доказывает, что они подходят для выращивания на территории нашего края. Аналогичную работу наши молодые учёные проводят по сое. Пытаются найти и сорт кукурузы, который можно выращивать в условиях нашего региона.

Так, в 2015 году у нас было два важных селекционных достижения: в государственное сортоиспытание переданы сорт гречихи Зарина и сорт сои Заряница. А сорт картофеля Арамис включён в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Восточно-Сибирском регионе.

Два года назад в институте агроэкологических технологий открылась инновационная лаборатория селекции, семеноводства и ресурсосберегающих технологий совместно с предприятиями АПК края: «Искра», «Назаровское», «Солгонское», «Светлолобовское», «Большеуринское», «Саянмолоко», «Родник», «Могучий», «Солянское», «Андроновский». Теперь студенты проводят здесь необходимые исследования. В учебном хозяйстве «Миндерлинское» мы можем вырастить нужные сорта, к примеру, зерновых культур, а в лаборатории — подвергнуть их анализу, сделать экономические обоснования, дать необходимые рекомендации сельхозтоваропроизводителям.

Это только несколько примеров. Научной работе мы уделяем особое внимание, ведь это один из китов, на котором стоит высшее образование.

— Насколько насыщена жизнь студентов помимо учёбы?

— В университете создано 15 молодёжных общественных организаций, открыт культурно-досуговый центр. Наша особая гордость — студенческие стройотряды. В рейтинге стройотрядов агроуниверситетов страны мы стабильно занимаем второе-третье место. В отрядах около четырёхсот активистов. Где только они не работали — на полях юга страны, на железной дороге, даже строили космодром.

У нас есть объединение студентов из Таджикистана, ребята из этого государства учатся в нашем вузе. У них свой менталитет, свои традиции, и вместе им легче социализироваться. Ну и, конечно, многим в Красноярске известен наш творческий коллектив «Беловодье». Ребята поют русские народные песни, выступают на общегородских мероприятиях.

— Наталья Ивановна, в университете работают преподавательские династии?

В этом году создана Ассоциация выпускников КГАУ. Её возглавил выпускник вуза Владимир УГЛОВ. Сейчас Владимир Демьянович является председателем СПХ «Солонцы» Емельяновского района. В составе совета ассоциации — также выпускники, добившиеся успеха в карьере. Например, глава Балахтинского района Леонид СТАРЦЕВ, директор птицефабрики «Заря» Игорь ИСАЕВ, председатель Ленинского районного суда Александр РАИЦКИЙ и др.

— Да, династий сотрудников у нас много, перечислить все просто не получится. Долгие годы в вузе работала Бэла Сергеевна ФЛОРЕНЦОВА, она была деканом зооинженерного факультета. Теперь у нас трудятся её дочери. Наталья Георгиевна ФИЛИМОНОВА сейчас возглавляет кафедру, является доктором экономических наук. Её сестра Мария Георгиевна ОЗЕРОВА тоже защитила докторскую диссертацию, работает советником при ректорате.

Более пятидесяти лет в вузе отработал профессор, доктор технических наук Анатолий Степанович ВИШНЯКОВ. Его сын Андрей Анатольевич тоже работает на инженерном факультете.

— Вы ведь тоже учились здесь?

— Да, я поступила в институт в 1983 году. После окончания учёбы в 1988 году очень хотела вернуться домой — в Балахту, работать там в совхозе. Я училась по целевому набору, получала от хозяйства Ленинскую стипендию. В то время это были очень приличные деньги. Моя мама как учитель начальных классов получала сто рублей, а мне платили сто тридцать.

Но в совхоз меня не взяли, все места экономистов были заняты. Тогда я устроилась в лабораторию при родном институте. Отсюда меня направили на стажировку в Москву с последующим поступлением в аспирантуру. Я отучилась в Тимирязевской академии и вернулась в Красноярск. Начинала с должности старшего преподавателя, потом стала доцентом, заместителем декана, заместителем директора института повышения квалификации и переподготовки кадров, потом его директором. Когда ушла работать в министерство сельского хозяйства края, связь с вузом не теряла: осталась на полставки заведующей кафедрой анализа и статистики.

Никогда не думала, что стану ректором вуза. Но вернуться сюда мне было просто, ведь это родное для меня место. Аграрный университет дал мне путёвку в жизнь.

— За 65 лет в вузе наверняка сложились какие-то традиции. Расскажите о них.

— Уже более тридцати лет у нас действует ветеранская организация, в которую входят более 90 человек. Это бывшие сотрудники вуза, ушедшие на пенсию. Обязательно четыре раза в год мы приглашаем их в гости. Студенты организуют для них концерт, потом мы вместе пьём чай. Я рассказываю о нашей работе, отчитываюсь перед ними. Ветераны внимательно слушают, задают вопросы, нередко дают ценные советы.

На протяжении семнадцати лет мы проводим шахматный турнир, посвящённый Александру ЛЕБЕДЮ. Не знаю, откуда появилась эта традиция, но мы её сохраняем. Также многие годы организуем студенческую спартакиаду «Верим в село — гордимся Россией». А 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича ПУШКИНА, проводим поэтические чтения «В гостях у Пушкина».

В День Победы обязательно присоединяемся к акции «Бессмертный полк». Кто-то из студентов несёт портреты своих родных, кто-то — фотографии наших преподавателей — участников Великой Отечественной войны.

В День российского студенчества у нас проходит праздничная литургия в храме святой мученицы Татьяны. Как известно, он расположен на территории нашего вуза. Мы очень дружны с батюшкой Антонием, который служит в этом храме. Часто в университет приезжает Владыка Пантелеимон. Он говорит с ребятами не о вере, а о вечных категориях — например, о добре и зле. Я всегда сама слушаю его выступления. Студенты задают разные вопросы, часто спрашивают совета, как правильно поступить в той или иной жизненной ситуации. Что мне нравится: владыка всегда рассказывает ребятам, что его первая специальность — зоотехник.

— Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее будущее?

— Мы стремимся к тому, чтобы быть эффективными по всем семи показателям. Сейчас не выдерживаются два: процент трудоустроенных выпускников и средний балл абитуриентов по ЕГЭ. Он должен составлять 55, а у нас — 53. В вуз должны приходить мотивированные ребята с хорошим аттестатом.

Мы продолжим заниматься продвижением наших научных работ. Важно, чтобы они не лежали на полке, а приносили практическую пользу.

Мечтаем построить свой большой современный спортзал, но это зависит от финансирования.

В целом хочется, чтобы уровень жизни на селе был достойным, а специалисты, которых мы готовим, востребованными на рынке труда. Чтобы ребята ехали в сельскую местность с удовольствием, чтобы знали — там они будут получать высокую заработную плату. Хочется, чтобы российскому аграрному образованию государство уделяло больше внимания.

Софья АНДРЕЕВА