Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2018 г.

Праздничная урбанистика
Французы о Красноярске

В первый понедельник октября человечество празднует Всемирный День архитектуры, учреждённый 33 года назад генеральной Ассамблеей ООН для стимулирования дискуссии о состоянии современных городов. Среднестатистическому красноярцу сегодня не нужен дополнительный повод, чтобы подумать о бытности своего миллионника. А потому понятен неподдельный интерес, вызванный недавним приездом в наш город целого десанта французских урбанистов.

Визит проходил под эгидой долгосрочного проекта Французского института в России «Сопровождение городской трансформации». Этот начавшийся в 2017 году проект сфокусирован на знаковой для Санкт-Петербурга территории — Красногвардейском районе. Красногвардейский расположен в окружающем исторический центр индустриальном и постиндустриальном пространстве и далёк от «открыточных» представлений о Петербурге. Но именно его жители активно проявляют готовность преобразовывать район. Чтобы воплотить их творческие инициативы, необходимо взаимодействие отдельных людей и общественных институций, представителей культуры и административных структур. Наладить такой диалог и призван французско-русский проект.

Сотрудничество с Францией предоставляет новые инструменты для осмысленного изменения района. «Эфемерная архитектура и повторное использование материалов» — вот типичный пример ворк-шопа для студентов. В ходе работы создаётся серия конструкций из материалов действующего завода слоистых пластиков, на территории которого расположен Музей уличного искусства. Эти конструкции устанавливаются в общественных местах, заставляя прохожих задуматься о том, что делает особенным это пространство, что в нём объединяет людей.

Какой смысл столь подробно рассказывать о проекте в Северной Пальмире? В Красноярск французские специалисты по развитию городов прибыли завести знакомство, результатом которого при удачном раскладе станет аналогичный проект в центре Сибири. Дабы навести мосты дружбы и сотрудничества, совместно с Молодёжным архитектурным содружеством (МАС) и Музейным центром «Площадь Мира» была организована целая серия встреч разных форматов со студентами, представителями СМИ, НКО и ответственными за город официальными лицами.

Но прежде чем обсуждать и придумывать классные совместные культурно-архитектурные проекты, французы гуляли. Гуляли четыре дня в попытке увидеть и понять Красноярск. Благодаря Бертрану ГОСЛЕНУ (см. примечания) у этих визитёров было гораздо больше возможностей распознать истинное лицо столицы края, чем у среднестатистического галопирующего европейца.

А по завершении пешей «разведки боем» на площадке МАС состоялся круглый стол «Новые урбанистические задачи: городской пейзаж и инновационные пространства», собравший весомый состав представителей профессионального архитектурно-урбанистического сообщества и представителей культурных институций.

Но, пожалуй, доминантным мероприятием в этом путешествии из Франции в Россию стала открытая лекция Альфреда ПЕТЕРА «Новые пейзажи устойчивого города».

Даже за 4 дня Альфреду Петеру стало очевидно, что одна из главных проблем Красноярска связана с воздухом, воздушными потоками. Реалист Альфред не предлагает срочно закрыть чадящие предприятия. Если решить вопрос с улучшением циркуляции воздуха, то ситуация заметно улучшится, считает он. И вспоминает проект реконструкции одного из районов Сеула, где за счёт застройки, способствующей улучшению потоков воздуха с реки Чхонгечхон, и обильных зелёных насаждений удалось добиться улучшения вегетации потоков свежего воздуха в центре города и, как следствие, улучшения экологической ситуации.

Сеульский опыт.  Река Чхонгечхон почти полвека находилась под землёй: на её месте проходило многополосное шоссе. Власти решили вернуть воду жителям и сделать из загазованного района центр городской активности.

Сеульский опыт. Река Чхонгечхон почти полвека находилась под землёй: на её месте проходило многополосное шоссе. Власти решили вернуть воду жителям и сделать из загазованного района центр городской активности.

Самый больной — транспортный вопрос. Чем больше дорог город строит, чем больше автомобилистов хотят ими пользоваться, тем более загруженными эти дороги становятся. «Я на проблемы перемещения смотрю по–другому, — рассказал Альфред. — Самый эффективный вид транспорта — ноги. Люди хотят ходить. Сегодняшние европейские врачи зачастую вместо лекарств прописывают ходьбу».

И дело не в климате, дело в том, чтобы ходить было приятно. Мы не обязаны пересекать весь город пешком или экстренно добираться на своих двоих до работы. Должны быть островки отдыха от сурового климата, общественные пространства, которые будут не только аккумулировать пешеходные потоки, но «играть с человеком». И, конечно же, нужен удобный, эмоционально привлекательный общественный транспорт. Например, автобусы, похожие на карамельки, и автобусные остановки под стать им.

Подземные переходы — это стандартный этап развития современного города, который нужно преодолевать и постепенно от него отказываться. Спускаться под землю можно только к метро.

«Я знаю, что у вас есть технические сложности с постройкой метро, и автобусное движение не получается отрегулировать при нынешней транспортной ситуации. В таком случае нужно искать альтернативу автобусам», — резюмировал Альфред. В последние 15 лет происходит возвращение трамваев во все города Европы и по всему миру. Бюро Альфреда было первым, предложившим засеять пространство между рельсами травой и таким образом сделать этот вид транспорта ещё более «зелёным».

В отличие от многих ораторов Альфред не занимался презентацией себя и своего бюро (в анамнезе у которого более 152 урбанистических, градостроительных, инфраструктурных международных проектов), не рассказывал о грандиозных прожектах, которые Красноярску «не светят».

Складывалось ощущение, что Альфред Петер готовил своё выступление исходя из местных реалий. Предлагаем вашему вниманию некоторые из его тезисов, развитые архитектором в интервью после лекции.

>> Хочешь сделать действительно хорошо — посоветуйся с жителями: что им нужно? Иногда они даже и не догадываются, какими неожиданными способами можно достичь желаемого. Но нельзя строить или что-то менять в городе, никого не спрашивая, даже если у тебя на это есть финансовые и юридические права. Конечно, предварительная исследовательская работа, все эти опросы горожан отнимают время. Но зато гарантируют правильные градостроительные решения.

>> Вообще, ничто так не важно для качественного устойчивого развития городской территории, как понимание и коммуникация между жителями. Главная сила, качественно развивающая города, — обмен информацией между их обитателями. Самое современное общественное пространство — то место, которое сделали сами пользователи. Во Франции в самом центре города был гражданский аэропорт. И так же, как в Красноярске, когда город разросся, он был вынесен за жилую территорию. Однако горожане настояли на том, чтобы не застраивать огромные освободившиеся пространства, а оставить их для свободного использования, творческих локаций, концертов и пикников. Оказалось, что 90% знакомств между представителями самых разных классов и этносов в этом городе происходит в бывшем аэропорту. А это прямой путь к интеграции и созданию комфортной атмосферы в городе.

>> Ещё один способ достичь желаемого — тактический урбанизм и уличное искусство. Проще говоря, пусть жители вместе создадут что-то, хоть арт-объект из грязи и палок — это объединит их лучше, чем любой управдом.

>> Хотя Красноярск — город вполне современный, но «Больше публичных пространств» — вот девиз, который стоило бы выбить на его гербе.

>> Нужно что-то придумать для нормального размещения наружной рекламы. Многие современные города, в том числе азиатские, создаются с учётом определённого места для неё. Рекламные щиты должны быть частью архитектуры города. Это, к сожалению, не про Красноярск: вся реклама здесь выглядит как лишний элемент.

>> Важно не только ЧТО, но и КАК. Как происходит сам процесс реновации. Не зря горожане ропщут на перманентный ремонт. В Европе, если перекладывают тротуар, то полностью закрывают его и предоставляют пешеходам альтернативный безопасный путь, а не заставляют бегать людей по пересечённой местности среди песка или плотного потока машин.

>> Генеральный план застройки города — это не инвентаризация всего «понастроенного» на данной территории. Генплан начинается со смыслов. Поэтому первыми в городское пространство, нуждающееся в качественном изменении, должны приходить художники. Для решения многих городских задач одних архитекторов и урбанистов уже недостаточно, нужны люди, которые будут делать художественные исследования местности, экспериментировать с его ментальностью, то есть — художники. Кроме того, они смогут качественно «донести» проект, презентовать его горожанам.

>> Природа на сегодняшний день — это не просто красота, это качество жизни, то, что помогает нам жить комфортно. Природная зелень в городе создаёт особую атмосферу для человеческого общения. Например, самый центр Страсбурга — место, где можно поставить палатки и отдохнуть на природе, не уезжая из города. Так можно избежать пробок на подъездных дорогах и познакомиться с огромным количеством людей, которые также вышли на природу. Жаль, что подобный отдых на территории «дикой» части острова Татышев хоть и не запрещается, но не приветствуется.

>> Современные урбанисты за синтез деревни и города (в разумном балансе). Почему бы полиции не ездить на лошадях и не выделить в самых оживлённых районах города места для контролируемого выгула собак? Источниками биоразнообразия могут стать обычные газоны. В городе почти сотни гектаров газонов, практически никак не использующихся. Почему не позволить там находиться животным или расти каким-нибудь овощам? Появится новая атмосфера, иное пространство.

>> Сегодня очень часто города теряют свою «самость», свою уникальность, просто потому что пытаются скопировать успешный опыт других территорий. Лучше постараться сохранить свою идентичность, самобытность за счёт сохранения исторических зданий. Пусть это даже будут бывшие промышленные постройки. Если посмотреть на те проекты, которые стали наиболее успешными из реализованных за последние 20 лет в Европе, то это объекты, получившие вторую жизнь. Не стоит торопиться сносить индустриальные здания и на их месте строить что-то новое. Лучше посмотреть: нельзя ли эти бывшие корпуса заводов, фабрик преобразовать под общественные пространства. Ведь многие из них оригинальны и достаточно красивы. Хороший европейский пример, когда из бывшего завода по производству металла сделали самый большой в Европе каток. Природа в городе и история — ценный ресурс, который Красноярску надо срочно научиться видеть и использовать.

>> Первое, что бросается в глаза в Красноярске, — это центральное место реки. Именно она диктует логику развития города, и это самое ценное.

«Длинная прибрежная линия длиной около 7 км. Но эта береговая линия очень неравно развита, не связана с водой, кроме небольших, фрагментарных участков набережной. Без функциональной или визуальной связи между перпендикулярными улицами центра города и набережной. Помимо простой проблемы перестройки набережной реновация прибрежных районов города представляет собой проблему их географического «поворота» в сторону водной стихии. Следует умело объединить элементы побережья, обеспечить развлечения и доступность для всех, оставляя сильное позитивное и неизгладимое впечатление у жителей и гостей». Согласитесь, будто про Красноярск написано? А это описание проблематики Либревиля, сделанное бюро Альфреда Петера.

***

Завершим мы историей про то, как ногое в нашей жизни взаимосвязано. Если бы не возникла в Красноярске лет 15 назад группа УРАА — не приехали бы сейчас к нам французы. Если бы не их приезд с поддержкой правильных институтов, фондов и институций — не было бы надежды на аккумуляцию местных активистов и сообществ и переход количества их инициатив в качественное преобразование города. А сейчас надежда есть.

Некоторые примечания и пояснения

*УРАА (урбанизм, ресайкл, арт, архитектура; или URAA group) — проектная группа. Представляет в обществе актуальные урбан- и эковызовы через доступные форматы (мастер-классы, фестивали и пр.). Примеры проектов: Ресайкл-фестиваль в Красноярске; «Пейзаж в переработке» — летняя выставочно-образовательная программа на основе работ из постоянной коллекции Новой «Третьяковки» (Москва). В течение последних пяти лет команда УРАА активно сотрудничает с «Парком юннатов» — в перспективе общественный ГРИН ПАРК, где можно будет принять участие в креативных мастер-классах и фестивалях, вырастить цветы и овощи, покормить кроликов и птичек в контактном зоопарке, сдать в пункты приёма батарейки, макулатуру и пластик, а из старых и ненужных вещей сделать дизайнерские сувениры.

Один из проектов УРАА

Один из проектов УРАА

* «Формула города» — инициатива проектной группы УРАА. Была запущена одной из первых в России по аналогии с известным международным проектом Actors of urban change, основная идея которого — способствовать налаживанию сотрудничества в области городского развития. «ФГ» стала отправной точкой для сегодняшних инициатив. Благодаря им впервые наш город в качестве эксперта посетил Бертран ГОСЛЕН.

Среди проектных командных идей были: создание детской площадки по дорожной безопасности, креативные центры, городская велоструктура, экоцентр. Какие-то из этих проектов получили рекомендации по доработке, другие перешли в стадию реализации.

*Бертран Гослен — разрабатывает и сопровождает неформальные культурные акции во Франции и России. В Сибирь этот вольно изъясняющийся на русском французский куратор впервые попал в 2010 году в рамках Международного Канского видеофестиваля. Бертран помогал художнику Ксавье ЖУЙО создавать арт-объект на базе сгоревшего гражданского аэропорта г. Канска. Тогда же французы поучаствовали в IX Красноярской музейной биеннале «Во глубине», где взяли Гран-при за инсталляцию «VIBRATO». В 2016 г. Бертран Гослен выступал экспертом проекта «Формула города». С 2017 года вынашивает проект преобразования Красноярского элеватора возле Николаевского моста (он же Четвёртый мост).

* После того как этой весной МАС вместе с членами «взрослого» архитектурного Союза выселили при странных обстоятельствах из Дома архитекторов на Дубровинского, 58, сообщество заметно оживилось и обрело новое помещение — студию на Бебеля, 53. Новое креативное (частное) пространство, отремонтированное и меблированное собственными руками, предполагают сделать экспериментальной площадкой для молодых красноярских архитекторов и дизайнеров, мастерскими для профессионального старта и здоровой конкуренции. Читая концепцию, думаешь, что это новая «Каменка», однако всё гораздо камернее и держится полностью на личной инициативе. Один из первых серьёзных проектов резидентов МАС — «Лаборатория гражданской инженерии».

*«Лаборатория гражданской инженерии» — исследовательское, коммуникационное и образовательное сообщество в Красноярске. Одно из самых «свежих» (сформировалось в августе этого года). Его цель — создавать среду, поддерживающую позитивные изменения в городе, рассказывать истории городских преобразований, перезнакомить людей, исследовать город, объяснять его и разрабатывать инструкции по решению городских проблем. Ребята предполагают провести серию разноформатных мероприятий. Например, слушали лекции московского социолога Петра ИВАНОВА и составляли под его руководством ментальные (отражающие личное восприятие пространства) карты Красноярска. Оказалось, это интересный способ увидеть «внутренний Красноярск неравнодушного человека».

* Лаборатория праздничной экологии — метод работы созданного в 1985 году архитектурного бюро Альфреда Петера. «Устойчивый город XXI века для нас — это цепочка постоянных изобретений, удивительных, толерантных, радостных», — отмечает Альфред на официальном сайте компании. Творчество архитекторов, урбанистов и художников под началом Альфреда Петера вдохновляют и представители других профессий: климатологи, географы, гидрологи, энергетики, специалисты, изучающие мобильность и биоразнообразие, сельское хозяйство. С экспертами этих областей знаний бюро регулярно сотрудничает, чтобы найти менее стереотипные, эгоистичные или материалистичные подходы к градостроению. В пику урбанистическому насилию бюро Альфреда Петера и позиционируется как Лаборатория праздничной экологии.

Галина ПОПОВА