Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2019 г.

Город в борьбе за человека

Реновация промышленных площадок, формирование логистической инфраструктуры, обустройство делового района «Красноярск-сити», строительство аквапарка и метро — о таких основных проектах как драйверах развития Красноярска говорил на КЭФ мэр города Сергей ЕРЁМИН, представляя столицу края центром коммуникации Евразии и ключевым центром компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона.

Конкуренция за человека и универсальные концепции благоустройства российских городов стали и главной темой молодёжной площадки «Поколение 2030» Красноярского экономического форума-2019. Каким должен быть город, в котором хочется жить и работать? Можно ли за счёт создания комфортной городской среды остановить утечку молодых талантливых специалистов? Ответить на эти вопросы в формате диалога в «нулевой день» форума попробовали представители власти, бизнеса, эксперты и сама молодёжь.

На пленарном заседании губернатор Красноярского края Александр УСС отметил, что благодаря зимней Универсиаде-2019 в Красноярске уже произошли значительные перемены, главная из которых — изменение отношения жителей к своему городу. «Не секрет, что при подготовке к зимней Универсиаде самым сложным, как мы его называли 35-м объектом Универсиады, был город Красноярск. Откровенно говоря, с точки зрения благоустройства, опрятности наших скверов, наших улиц это был не самый благоприятный город для проведения такого рода масштабного мероприятия. И тем не менее всем нам, и молодёжи в том числе, удалось многое. Но мы намерены не останавливаться, идти дальше, ведь теперь изменилось общественное настроение, люди говорят: «Нам назад нельзя, нам надо только вперёд». И мы бы очень хотели, чтобы это движение вперёд претворяли уже вы, молодые. Здесь нужны красивые решения, нужна дерзкая мысль и возможность воплотить это на практике», — обратился губернатор к участникам молодёжной площадки.

Стоит признать: и власть, и эксперты считают, что комфортные города — это одна из главных возможностей сделать так, чтобы молодёжь не покидала их. И для современной России этот инструмент может оказаться в ближайшие годы не просто важным, а решающим в борьбе за главный ресурс — человека.

«Сейчас не только руководство страны, но и все граждане понимают, что если мы не изменимся в ближайшие 4-6 лет, мы можем потерять свою идентичность, — подчеркнул на пленарном заседании первый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий ТРУБНИКОВ. — Россия, на мой взгляд, обладает совершенно уникальными возможностями — территориальными, климатическими, ресурсными. Но наш самый главный ресурс — это люди, и весь мир сейчас борется за него. В цивилизованных странах, преобразовывая городскую среду, борются за приток интеллекта на свою территорию. Мы должны делать то же самое».

В работе молодёжной площадки КЭФ-2019 приняли участие более 2800 молодых профессионалов, объединённых идеей городского благоустройства. По сравнению с прошлым годом количество участников «нулевого дня» возросло на 30%.

Как в Нью-Йорке

Учитывать мировой опыт и практику конкретных городов, которые ставят главным приоритетом комфорт и здоровье своих жителей и уже сегодня реализуют наше «послезавтра», предложил и партнёр УК «Спутник» Булат СТОЛЯРОВ. «Прогресс медицины привёл к тому, что люди практически не погибают от инфекций, а причины смертности связаны с видовыми факторами. То есть города являются или машинами здоровья, или машинами болезни, машинами смерти. Это значит, что города могут формировать достаточно продолжительную жизнь или, наоборот, короткую. Лондон, Нью-Йорк, Сеул, Сингапур взяли на себя смелость гарантировать своим жителям на определённом стратегическом горизонте и определённый уровень и качество жизни, и определённую ожидаемую продолжительность жизни. Эти города позиционируют себя и являются машинами продолжительной, качественной жизни», — отметил он, рассказывая о результатах проведённого масштабного исследования.

Григорий ТРУБНИКОВ, первый заместитель министра науки и высшего образования РФ:

— В рамках нацпроекта «Наука» мы сейчас будем вкладывать полтриллиона рублей в университеты, науку, создавая mega-science-проекты и новые установки, привлекая иностранных студентов, поддерживая своих одарённых, талантливых ребят. Давайте вместе сделаем интересные проекты для наукоградов и тех городов, которые станут победителями в конкурсе научно-образовательных центров (НОЦ). Это инновационный кластер, где абсолютно безбарьерная среда для науки, образования и индустрии, инновационного и быстро меняющегося бизнеса. Для государства самая горячая повестка — это университеты. Университет в любом городе — это главный драйвер, который очень быстро может изменить окружающую действительность и создать ту самую комфортную среду.

Как же устроен такой город? Например, вопрос здоровой городской среды напрямую связан с типом транспортного поведения, к которому «толкает» город: велосипедному, пешему или передвижению на автомобиле и стоянию в пробках.

Интересный проект в этом направлении был реализован в Сеуле. Там на месте городской магистрали открыли парк для профилактики у жителей ранних кардиологических заболеваний, ведь передвигаться по парку можно только пешком или на велосипеде. А в Нью-Йорке действует руководство Active Design Guidelines, в котором содержатся инструкции, как проектировать общественные пространства с учётом их влияния на здоровье горожан. Кроме того, в Нью-Йорке реализуется 86-компонентная программа для пожилых людей, посвящённая улучшению активного долголетия. Подобная программа есть и в Сеуле, и в Сингапуре.

«Существует целый блок вопросов по строительной тематике, которыми города занимаются, — рассказал Булат СТОЛЯРОВ. — И в Нью-Йорке, и в Лондоне есть целая система сквозных оценок, как будущий объект строительства повлияет на здоровье горожан. Например, оцениваются технологические решения и вероятность наступления из-за них тех или иных болезней в том или ином возрасте и т.д. Всё это, конечно, опирается на огромные массивы данных. У нас, к сожалению, такой городской статистики нет».

В продвинутых городах действуют и совсем другие финансовые механизмы, которые для России пока выглядят фантастическими. Так, лондонская программа Healthy streets — аналог московской программы «Моя улица» — финансируется из будущих ненаступивших (!) страховых выплат государства по ненаступившим болезням.

Как в Москве

Рейтинг привлекательности городов для выпускников вузов показал, что высококвалифицированные работники выбирают для проживания города с наиболее благоприятной и комфортной городской средой. За последние 5 лет Москва поднялась на 15 пунктов в международном рейтинге лучших студенческих городов мира и добралась до 27 места. Во многом это случилось благодаря программе «Моя улица».

Программу утвердили летом 2015 года. Одной из главных целей проекта были заявлены реконструкция сети улиц и создание благоприятной среды для горожан. В основе концепция «пешеходного центра», предполагающая «возвращение» улиц пешеходам и велосипедистам и сокращение пространства для автомобилей.

Проще говоря, пока Красноярск боролся за места для парковок, превращая город в один большой гараж, в Москве заставленные машинами улицы перепроектировали в пешеходные пространства. И москвичам такие изменения пришлись по вкусу.

«Мы разработали стандарт благоустройства московских улиц и более 170 проектов для преобразования московских городских общественных пространств, — рассказала партнёр КБ «Стрелка» и директор проекта «Моя улица» Александра СЫТНИКОВА. — Сегодня уже можно говорить про эффекты этой программы. И наиболее отрадные цифры получили от ГИБДД: количество ДТП на благоустроенных улицах и площадях сократилось более чем вдвое, из них почти на 30% сократилось количество ДТП с пострадавшими. Средняя скорость передвижения по Москве возросла на 12%, на 23% выросло количество пешеходов, гуляющих по улицам. И на 32% на благоустроенных улицах и площадях возросло количество вечерних съёмок. Это говорит о том, что люди не боятся гулять вечером, город для них стал более безопасным. Сложно переоценить те благоприятные изменения, которые произошли: глобальная парковка превратилась в комфортные пешеходные пространства, появились площади. От этой программы получила импульс федеральная программа «Развитие комфортной городской среды», которая охватила уже большое количество городов; в эту программу также вошёл и Красноярск».

Кстати, консалтинговое бюро «Стрелка» принимало участие в преобразовании центральной набережной Енисея. И по оценке Александры Сытниковой, реализация проекта получилась удачной.

Ещё одна интересная тема, которая актуальна для Красноярска, — это так называемый руинный потенциал, который предполагает создание креативных пространств на месте бывших заводов.

Так, на большой когда-то промышленной территории, принадлежавшей французскому коммерсанту Фредерику ДЮТФУА, в Москве возник дизайн-завод «Флакон». В ХIХ веке и вплоть до революции завод производил флаконы для духов, а в советское время (тогда он назывался Хрустальный завод имени Калинина) — хрусталь. Десять лет назад он превратился в уникальный кластер, ориентированный на развитие творческих и образовательных проектов.

«Для нас дизайн — это не просто красота, это здание или улица, которыми удобно пользоваться, — рассказал владелец дизайн-завода «Флакон» Николай МАТУШЕВСКИЙ. — Когда мы начали процесс ревитализации, мы вдохнули новую жизнь в заброшенные здания. Сейчас это пространство площадью 25 тысяч кв.м, которое полностью переделано и позволяет людям находиться там, работать и делать всё что угодно с точки зрения бизнеса. Принцип, по которому мы начали работать, — «Творите, что хотите». Мы официально разрешили нашим арендаторам делать что угодно, но с соблюдением строительных и пожарных норм. И это правильный подход, потому что когда люди вкладывают частичку себя, своей души, то пространство становится востребованным ими».

Отметим, что общественные креативные кластеры, как правило, объединяют офисы, коворкинги, шоу-румы, кафе и галереи. Их резидентами являются творческие арендаторы — дизайн-студии, продюсерские компании, архитектурные бюро, мастерские, рекламные агентства. А также издательства и детские студии. При этом они могут быть созданы не только на территории старых заводов, но и других невостребованных объектов.

Пример реализации подобной идеи в своём регионе привёл Валентин РАБОТЕНКО, директор общественной организации «ОФФБИТС», советник губернатора Ставропольского края. «Смыслы окружают нас сегодня, но из-за увлечения планами и планированием мы перестали их замечать. Я думаю, в каждом городе есть старый советский кинотеатр, который существует только потому, что его используют как избирательный участок, или потому, что нормативно-правовая база не даёт возможность его закрыть. В нашем регионе в таком кинотеатре был открыт молодёжный центр «Пионер». Спустя 6 месяцев после того, как здание было передано творческим сообществам, число его посетителей выросло с 2000 до 70000. Всё дело в том, как была использована готовая, знакомая инфраструктура. Важно не только строить новое, но и использовать то, что уже есть сегодня. Давайте дадим возможность нашим друзьям, коллегам, креативным сообществам разрабатывать идеи и реализовывать их. Ценность свободы для современного человека гораздо выше, чем раньше, а её смысл — в событиях и эмоциях», —
сказал он.

А вот сооснователь архитектурного бюро Heads Group Арсен ХАИРОВ считает, что идей и смыслов не хватает нынешним российским паркам и скверам, которые оформлены слишком просто и предлагают мало вариантов времяпрепровождения. Фактически вариантов всего два: гулять по дорожкам или сидеть на скамейках. «Российские парки выглядят все примерно одинаково, в целом в них чисто, применены качественные строительные материалы, реализация на высоком уровне, но популярностью они не пользуются», — считает он.

При этом именно активация общественных пространств является одним из эффективных способов конкуренции за молодёжь в условиях города.

«Комфортная среда наравне с уровнем зарплаты, климатом и экологией является важнейшим фактором, который привлекает в город молодых специалистов. И сами общественные пространства влияют на качество жизни в городе. Причём очень важно учитывать местную идентичность», — подчеркнул Хаиров.

Как в Урюпинске

Одним из экспертов молодёжной площадки КЭФ и модератором панельной дискуссии «Маркетинг города. Как брендинг территории влияет на привлекательность города» стал Василий ДУБЕЙКОВСКИЙ, руководитель студии «СитиБрендинг». Девять лет назад он отказался от высокооплачиваемой работы в Москве и вместе с семьёй переехал в Урюпинск. Он же разработал бренд города: Урюпинск — столица российской провинции с концепцией «Невозможное возможно!».

«Несколько лет назад словосочетания «бренд города», «бренд региона» были нонсенсом. Что изменилось за 9 лет? Этой темой занимаются все регионы России, все города — малые, средние, большие — и даже посёлки городского типа сегодня обсуждают эту тему. Обсуждают в основном как тему завтрашнего дня, но мы понимаем, что это неминуемая практика. Какие итоги получили за 9 лет? Более 150 городов из 1116 попробовали заниматься территориальным брендингом, каждый по-своему: использовали разные методы, мотивы, привлекали разных исполнителей. Но большинство проектов объединяет то, что они провалились — около 90 процентов. Однако хочу обратить ваше внимание, что это не 100 процентов. И за 9 лет у нас появился не только большой объём информации о том, как не нужно заниматься территориальным брендингом, но есть немало примеров городов, у которых всё получилось», — рассказал Василий.

Он подчеркнул, что брендом города не может быть, например, памятник или событие. Бренд — это скорее идея, которую разделяют и поддерживают жители города. Развитие же территориального брендинга, как отметил Василий Дубейковский, сейчас в основном рассматривается через призму развития туризма, однако в последнее время региональные власти начали осознавать, что эта тема гораздо шире. «Бренд «Енисейская Сибирь» интересен тем, что он эксплуатирует территорию нескольких регионов, эксплуатирует реку. И не пытается эксплуатировать сердце, душу Сибири… Он говорит о том, что есть отдельная Сибирь — Енисейская, это отличный подход», — отметил эксперт. А ещё он немного нас подбодрил: «Для меня комфортный город — это город, который могу менять лично я. И я думаю, что Красноярск в этом смысле лучше, чем Москва».

Руководитель агентства по туризму Красноярского края Юлия ВЕРХУШИНА в свою очередь как важную цель выделила самоидентификацию жителей. «Те, кто занимаются брендированием Красноярска, в первую очередь должны ответить на вопрос: а что есть мой регион? Что есть моя территория? Это очень важный вопрос. Необходимо почувствовать уникальность, самоидентификацию», — подчеркнула она.

Как дальше

Вывод из дискуссий, развернувшихся на молодёжной площадке Красноярского экономического форума, можно сделать такой: городская среда стала полноценным фактором конкуренции за человека. И создание комфортных общественных пространств власти могут использовать как инструмент повышения качества жизни горожан. Причём важную роль в этом процессе играет вовлечённость самих жителей города и прежде всего молодёжи. «Нет универсального рецепта «Как лучше», — отметила молодой архитектор Дарья НАУГОЛЬНОВА. — Нужно исследовать город, исследовать человека и принимать решение совместно, а жителям — отстаивать свои интересы».

Анна ГЛУШКОВА