Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2019 г.

Летний сезон в городе

Многие красноярцы с наступлением лета без сожаления расстаются с душными городскими квартирами и устремляются подальше от автомобильных выхлопов, пыли, поближе к природе. Но жизнь в мегаполисе продолжается, и его обитателям, у которых нет возможности бежать от этой жизни куда глаза глядят, очень хочется сгладить своё пребывание в столице края, спрятаться от летнего зноя в каком-нибудь зелёном скверике, отдохнуть на набережной Енисея и т.д. После нынешней зимней Универсиады летом, возможно, увеличится приток туристов в город, в том числе и зарубежных. Красноярск должен быть готов и к приёму гостей, и к тому, чтобы обеспечить горожанам достойную жизнь. Сегодня о предстоящем летнем сезоне в городе мы беседуем с исполняющим обязанности заместителя Главы города, руководителем департамента городского хозяйства администрации Красноярска Евгением ЖВАКИНЫМ.

— Евгений Васильевич, что планируется сделать в городе за лето?

— Начну с ремонта дорог. В Красноярске мы должны привести в порядок по меньшей мере 29 участков. Они включены в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уже третий год мы работаем по этой федеральной программе. Средства выделяются из федерального и краевого бюджетов, а также частично из городского бюджета.

Всё, что мы делаем, пристально контролирует общественность. И это не просто слова. Мы и объекты в план работ отбираем на общественных обсуждениях, и планы составляем, и в течение сезона за подрядчиками следят общественные контролёры-добровольцы. Всегда приглашаем на эти обсуждения всех желающих, ведь, действительно, как показала жизнь, это очень эффективная практика. Нарушения гораздо быстрее фиксируются, и между заказчиком и подрядчиком получается оперативное взаимодействие.

В этом году в план ремонта вошло много правобережных улиц. Конечно, специалисты знают об их плачевном состоянии, но улицы Мичурина и Глинки, например, постоянно упоминались на общественных обсуждениях. Улица Краснодарская на левом берегу — тоже одна из самых загруженных дорог, ведущих в микрорайон Зелёная Роща. Всё включено в план этого года.

Улица Спандаряна, казалось бы, не такая уж крупная, но её тоже очень часто упоминали активисты. Кроме того, если сделать её качественно, она поможет в дальнейшем разгрузить заторы на улице Шахтёров.

Из объектов, подлежащих капитальному ремонту, — улица Ястынская. Известно, что большие планы и надежды в крае возлагают на новый агротерминал, который должен появиться в Советском районе. Но чтобы он эффективно работал, должен быть обеспечен подъезд автомобилей и удобные стоянки. Кроме того, там постоянно возникала проблема с ливневой канализацией. Любой сильный дождь или снежная зима оборачивались потопом. Поэтому Ястынскую ждёт капитальное преображение. Этой весной там уже начались работы по ремонту ливнёвки. А основной ремонт ждёт эту улицу летом.

Большие планы у нашего департамента и по оптимизации транспортных потоков и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Отмечу перекрёсток улиц 9 Мая и Алексеева. Здесь мы планируем вернуть кольцевую развязку. Однако для этого необходимо несколько изменить конфигурацию островков безопасности, развести потоки. Весь перечень вышеупомянутых объектов опубликован на сайте городской администрации, вся информация в открытом доступе, и любой горожанин может посмотреть её и поучаствовать в контроле.

— Нельзя не спросить и про наболевшее: уложенная перед Универсиадой брусчатка кое-где зиму не смогла пережить….

— Что тут сказать? С этим у нас идёт активная борьба. Причём далеко не безуспешная. В этом году случаев, когда что-то не пережило зиму, гораздо меньше, чем в прошлом и позапрошлом. Но, к сожалению, такие факты есть. За каждую отремонтированную дорогу подрядчик несёт ответственность, потому что как минимум трёхлетнюю гарантию никто не отменял.

Поэтому, если бортовой камень, брусчатка, тактильная плитка или асфальт не продержались в течение гарантийного срока, подрядчик будет их переделывать за свой счёт. Никому такое «качество» не выгодно.

В нынешнем году все гарантийные объекты мы уже проинспектировали, подрядчики приняли претензии, им выданы предписания — устранить все недоработки.

Но миссия наша на этом не заканчивается: мы и дальше отслеживаем, как подрядчики исправляют свои огрехи, проводим анализ: почему так получилось, что нужно исправить, чтобы в дальнейшем не повторялось. Вот в прошлом сезоне, например, некоторые подрядчики устанавливали по нашей рекомендации не бетонный бортовой камень, а вибропрессованный. И недавняя проверка комиссии показала, что этот материал практически везде отлично перезимовал. Поэтому в технологической документации этого года мы уже прописываем обязательное применение такого материала.

Или взять разметку. Там, где подрядчики использовали современные материалы — холодный пластик, например, — она сохранилась достаточно хорошо. Логично, что мы теперь настаиваем на том, чтобы в текущем сезоне брали за основу уже подтвердившие своё качество технологии и материалы.

— В очень людном, оживлённом месте — на площади Мира возле филармонии и на спуске в подземный переход в районе улицы Ленина — особенно заметны изъяны в дорожном покрытии...

— Наш департамент не был заказчиком работ на площади Мира, но, насколько я знаю, там проблемы связаны с состоянием подземных коммуникаций. Что касается брусчатки в переходе, то это, скорее всего, банальный вандализм. К сожалению, подземные пешеходные переходы очень часто становятся объектами для тех, кто любит что-нибудь испортить. И провода обрывают, и краской из баллонов рисуют, и лампочки повреждают, и стены в жуткие цвета расписывают. Но ваше замечание я обязательно передам в МКУ «Управление дорог и благоустройства», специалисты посмотрят, что можно сделать.

— Какие суммы будут потрачены на летний ремонт? Помимо новых работ что будут по гарантии изменять прошлогодние строители?

— Если говорить об объектах, которые курирует наш департамент, то по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» финансирование составляет 565 млн рублей.

Гарантия распространяется абсолютно на все объекты, но, к счастью, далеко не на каждом нужны исправления. Перечень всех «исправлений» контролируют специалисты МКУ «УДиБ». Например, уже ведутся работы по восстановлению антикоррозийного покрытия ограждений, стоек, знаков, светофорных объектов на улицах Белинского, Партизана Железняка, Караульная, Авиаторов, Ладо Кецховели, Молокова, Тотмина. По Авиаторов приступили к замене тактильной плитки, на Чайковского идут точно такие же работы. Разметку обновляют на проспекте Свободный по гарантии. Бордюры на улице Партизана Железняка, сделанные ещё в 2017 году, тоже заменяют по гарантии. Наша задача — не ослаблять контроль, следить за качеством работ.

— Сколько средств выделялось городу на ремонт и благоустройство во время Универсиады и сколько выделяется теперь?

— Думаю, ни для кого не секрет, что Универсиада — это особое событие, и после того, как мы её провели, такого объёма финансирования, конечно, уже не получим. Но хочу сказать, что именно благодаря Студенческим играм мы теперь можем дать очень внятные и наглядные
обоснования тому, как должно финансироваться, например, содержание дорог. Ведь все горожане, как мне кажется, оценили, как тщательно и качественно проходила уборка улиц города во время Универсиады. Мы стараемся эту планку держать и сейчас, стандарты заданы — уровень нужно поддерживать.

От объёмов финансирования зависит многое, но не всё. Важна сама организация процесса, схема управления. Мы участвуем практически во всех крупных федеральных и национальных проектах. Таких, например, как «Формирование современной городской среды», «Безопасные и качественные дороги». Это долгосрочные программы, они продолжаются и после Универсиады. Если всё же обратиться к цифрам, то в прошлом году на дорожный ремонт по проекту «Безопасные и качественные дороги» департаменту было выделено 1,2 млрд рублей. В этом году — 565 миллионов. Возможно, цифры ещё изменятся в ходе предстоящих корректировок бюджета.

— Что будет дальше с озеленением вдоль Николаевского проспекта от Николаевского моста? Ёлки, как все знают, были воткнуты в трубы, и часть до сих пор так и стоит...

— Николаевский проспект пока не в ведении городской власти. Насколько я знаю, там высаживают деревья за счёт спонсорских средств. Конечно, озеленение в этом месте необходимо. Работы должны закончиться в этом сезоне.

— В Октябрьском районе вдоль улицы Ленинградской (это район Студгородка) вырублен большой участок низкорослых деревьев и кустарников, хотя они находились на безопасном расстоянии от ЛЭП и не представляли никакой угрозы пешеходам. С чем связана такая вырубка?

— Вырубку провели подрядчики, которые работали по заказу компании МРСК Сибири для обеспечения безопасности линий электроснабжения. Департамент городского хозяйства разрешений на неё не давал. Мы даже обращались в природоохранную прокуратуру по поводу законности таких действий. Однако правоохранительные органы сочли, что оснований для мер прокурорского реагирования в данном случае нет. Так как в санитарной зоне линий электропередач энергетики обязаны обеспечивать безопасность.

— В прошлом году на Красноярском экономическом форуме архитекторы представили стандарты благоустройства центральных улиц Красноярска в соответствии с современными тенденциями урбанистики и презентовали новый проект дизайна центра города. Концепция была одобрена мэром Красноярска. Что уже сделано в этом направлении?

— Завершён ремонт проспекта Мира. Единственная недоработка — это адресные таблички на домах, не везде они приведены к единообразию. В текущем году этот маленький недочёт планируем устранить. Также предстоит завершить все работы с фасадами там, где по разным причинам они не доделаны либо есть претензии к их качеству.

— И ещё о дизайне. Дискуссии в социальных сетях показывают, что у горожан вызывает немало нареканий серый цвет, в который выкрасили здания Красноярска перед Универсиадой. Этот цвет не соответствует историческому облику многих сооружений и, вообще, не радует глаз. Чем был вызван такой шаг? Даже дома из жёлтого силикатного кирпича покрыли серой краской…

— Этот цвет утвердила представительная комиссия, там было 29 специалистов — урбанисты, архитекторы, художники, дизайнеры. По каждому дому комиссия принимала и утверждала колористическое решение. Не соглашусь, что к цвету только нарекания, очень много читал и слышал положительных отзывов. Сколько людей, столько и мнений.

— Появятся ли нынешним летом новые места отдыха для горожан и будет ли продолжаться благоустройство уже имеющихся?

— В этом году наш департамент весь летний сезон будет работать по федеральной программе «Формирование современной городской среды». Предстоит преобразить 83 двора и общественные пространства, в том числе семь скверов, где начали благоустройство в прошлом году, и ещё шесть новых обустроить.

Должна существенно преобразиться и правобережная набережная Енисея. Сейчас дорабатываются проекты, идёт процесс подготовки к торгам и поиск подрядчиков. Главная задача нашего департамента — сделать так, чтобы все эти места стали действительно привлекательными для массового отдыха людей. Там должно быть удобно и комфортно. Предусмотрены детские городки, а для любителей спорта и активного занятия физической культурой под открытым небом — беговые дорожки и спортивные объекты.

Заранее проведена большая подготовительная работа — мы обсуждали с горожанами буквально каждый шаг. По благоустройству набережной Енисея от красноярцев поступило довольно много предложений. Очень надеемся, что большинство из них сумеем воплотить в жизнь и горожанам будет чем гордиться и что показывать гостям из других городов, а может быть, и из других стран.

Вера КИРИЧЕНКО