Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
июнь / 2010

Север на сервере

В правом верхнем углу экрана — голубой месяц на фоне непроглядной полярной ночи. В центре — кожаный бубен, вокруг которого медленно движутся 10 вкладок-кнопок. За каждой кнопкой — жизнь одного северного народа, живущего в Красноярском крае. Мир якутов, кетов, селькупов, долган, эвенков… Электронную энциклопедию с таким содержанием ещё в 2008 году подготовил коллектив Гуманитарного института СФУ.

Однако до сих пор 500 дисков с проектом «Этносы Сибири» хранятся под столом в одной из лабораторий университета. Оригинального, увлекательного ресурса об освоении Приенисейской Сибири нет в свободном доступе в Интернете. Энциклопедия, призванная популяризовать этнографию в первую очередь среди молодёжи, сегодня не распространяется в должном масштабе. «Так не должно быть.… Я предполагал, что проект сам по себе будет интересен, а оказалось, что нужны только сетевые ресурсы», — об истории, необходимости и перспективе электронных изданий о Севере рассказывает директор Гуманитарного института СФУ, руководитель проекта «Этносы Сибири» Максим Валерьевич РУМЯНЦЕВ.

— Вопрос, который первым приходит на ум: почему «Этносы Сибири», а не «Этносы Прикрасноярья»? Ведь в Сибири гораздо больше, чем 10 народностей, представленных в энциклопедии. Те же ульчи, карагасы.…

— Никто и не говорит, что это исчерпывающий проект. Исчерпывающим можно назвать издание «Этноатлас Красноярского края» под редакцией Р.Г. Рафикова; его сетевая версия размещена на официальном портале Красноярского края. Перед нами стояла другая задача: в рамках дипломной работы студентов Гуманитарного института создать научно-популярный иллюстрированный ресурс, адресованный образовательным учреждениям края. По десяти представленным коренным этносам материала было достаточно, чтобы он в итоге мог носить законченный характер.

— Кроме «Этноатласа», есть и другие электронные издания об освоении Севера. Например, сайтevenkiya.ru, подготовленный Центром Интернет СФУ.

— Безусловно, подобные проекты есть. Тематически похожие ресурсы, в которых представлены те же этносы, разрабатывали и сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея. Ими подготовлены каталоги «Спасённый архив. Этнография малочисленных народов Сибири», «Туруханская экспедиция Приполярной переписи 1926-27 гг.», «Материалы Приполярной переписи 1926-27 гг.». Материалы этих ресурсов были нами использованы в работе.

— Чем на их фоне отличается энциклопедия «Этносы Сибири»?

— Идея нашего проекта заключалась в создании ресурса, интересного в плане дизайна и удобного с точки зрения его эргономики. Существующий опыт показал, что разработчики делают акцент на богатом материале, которым обладают, в ущерб оформлению и программному исполнению. Так, например, в проектах Краеведческого музея иллюстрации не соотнесены с рубрикацией текста, размещены без какой-либо систематизации. Нас волновал вопрос востребованности ресурса, прежде всего у школьников, доступность материала. В нашем проекте теоретический обзор практически каждого раздела дополняется тематически связанными с ним фотографиями. Пользователь может не только познакомиться с описанием жилища, например, долган, но и увидеть, как оно выглядело; узнать о специфике их мифологии или фольклора и прочитать конкретные долганские мифы и сказки.

— Идея принадлежит Вам?

— Идея была общая, а я только выступил инициатором. Энциклопедия «Этносы Сибири» — это дипломная работа студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в музеологии». Они с самого начала стремились сделать проект особенным, полезным. Мы вместе определили ведущую идею проекта, продумали элементы дизайна, определились с тем, что нам нужно, изучили электронные энциклопедии… В основу легли два фундаментальных издания: упомянутый «Этноатлас» и «История и культура народов Приенисейского края» Н.П. Макарова и М.С. Баташева. Студенты провели большую работу: отобрали текстовую и графическую информацию по разделам, систематизировали её.

— Проводились ли специальные исследования для этого проекта, скажем, экспедиции?

— Нам не обязательно совершать экспедиции: в них уже побывали специалисты. В нашем случае такие люди вошли в состав творческого коллектива. Научными консультантами проекта выступили наши коллеги: доктор исторических наук, профессор В.П. Кривоногов, кандидаты исторических наук, упомянутые Н.П. Макаров, М.С. Баташев. Они достаточно долго занимаются темой коренных этносов Приенисейского края, накопили значительный материал. Никто в группе не владел содержанием так, как они.

— На чём авторы проекта сделали основной акцент: на привлекательности интерфейса или точности содержания?

— На том и другом: usability и просвещение должны сочетаться.

— Пока проект пылится в коробках, о популяризации говорить не приходится. Возможно ли, что «Этносы Сибири» попадут во Всемирную паутину?

— Только если это потребуется обществу, а пока — не вижу смысла. Для этого нужны средства: адаптировать программную часть под сетевой формат, приобрести и оплачивать домен, администрировать ресурс… Для сравнения: в стадии реализации наш проект выиграл грант Фонда Прохорова на 139 тысяч рублей. Из них значительная часть ушла на уплату налогов. Публикация 500 экземпляров CD стоила 60 тысяч, не считая разработки программной части и подготовки контента. Деньги гранта не покрыли наших расходов.

— В целом о культурном исследовании Севера: что ждёт этносы в будущем?

— К сожалению, ничего хорошего: они растворятся. Это мировая проблема, связанная с глобализацией и «гонкой» технологий… Народности ассимилируются, но мы способны фиксировать то, что есть, сохранить, как в своё время это сделали участники Приполярной переписи.

— Какому способу освоения Севера сегодня нужно отдать приоритет?

— Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Могу только сказать, что хозяйственное и промышленное освоение Севера — проблема, связанная не только с поиском новых технологий. Это проблема, прежде всего, социогуманитарная. Серьёзным и комплексным изучением её аспектов сейчас занимаются научно-исследовательские коллективы Гуманитарного института СФУ. Но это уже тема отдельной беседы…

Елена НИКОЛАЕВА