Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2019 г.

Директор из поколения Y

Обычная средняя школа в Советском районе Красноярска. Позади самый волнующий первый день нового учебного года. Коридоры давно опустели. Несмотря на то что уже вечер, меня здесь ждут. Секретарь в приёмной предлагает чай-кофе, пока директор разговаривает по телефону. Школа, кстати, с углублённым изучением биологии и химии. И со спортивным уклоном. Количество призовых кубков, выставленных на видном месте, впечатляет: не школа, а футбольный клуб «Зенит»!.. А нам интересен новый человек в такой непростой системе среднего образования.

Не ради корочек

К исполнению обязанностей директора красноярской средней школы №108 26-летний Роман Сергеевич СЕРЁГИН приступил в апреле нынешнего года, а до этого работал здесь же заместителем директора по воспитательной работе. У него два высших образования. Первое — психолого-педагогическое (КГПУ им. В.П. Астафьева — бакалавриат и магистратура), где обучался не только педагогике и психологии детства, но и менеджменту организации. Второе образование — экономическое (КрасГАУ, кафедра государственного и муниципального управления). И это ещё не всё: недавно директор окончил аспирантуру СибГАУ имени М.Ф. Решетнёва по направлению «Менеджмент-экономика». Сейчас готовит к защите кандидатскую диссертацию. Её тема связана с развитием малых инновационных предприятий при российских вузах.

— Вот уже десять лет, не считая школы, вы непрерывно учитесь...

— Мне очень нравится книга клинического психолога Мэг ДЖЕЙ «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом»», где она пишет, что возраст от 20 до 30 лет определяет судьбу человека. Инвестиции, сделанные в этот период в собственное развитие во всех сферах жизни, принесут максимальную отдачу. Летом я окончил аспирантуру, и такое ощущение, что мне чего-то не хватает. Я привык к напряжённому ритму: отработал — сел готовиться к экзамену или писать курсовую, диплом. Хотелось бы ещё и высшее юридическое образование получить — работа директора школы очень разнообразна и требует знаний практически во всех сферах деятельности. Сегодня, если ты перестанешь учиться — потеряешься во времени.

Образовательная повестка

— Роман Сергеевич, начался учебный год. Первоочередные задачи?

— Сейчас в нашем микрорайоне идёт процесс реорганизации — две школы (№108 и №22) объединяют в один образовательный комплекс, чтобы они усиливали друг друга в каких-то направлениях. И передо мной стоит непростая задача — вывести учреждение на новый образовательный уровень, где будут обучаться более полутора тысяч детей, а штат педагогов — свыше ста человек. Для этого организуем центр, который смог бы возглавить методическую работу в учреждении. Создаём также подразделение, отвечающее за поддержку одарённых детей по направлениям. Важно сопровождать их, помогать раскрывать свой потенциал. И такая работа педагогов будет оплачиваться из стимулирующего фонда как дополнительная нагрузка.

— Углублённое изучение биологии и химии останется?

— Естественно-научный профиль школы №108 сохраним. Школа №22 имеет инженерный профиль, она известна тем, что здесь преподают теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Также в этой школе полностью оборудован класс молодых металлургов. Не меняя философии ни той, ни другой школы, будем параллельно их развивать и усиливать. Заканчивая девятый класс, ребята смогут определиться и легко выбрать нужный профиль. Пример многих успешных школ подтверждает, что им очень помогает тесное сотрудничество с вузами, и в ближайшее время я займусь заключением соглашений с представителями университетов. Особый интерес для нас представляют Политехнический институт СФУ и Красноярский государственный медицинский университет.

О рейтингах и футболе

— Существует ли какой-то рейтинг школ по аналогии с вузами и как это отражается на финансировании?

— Есть общероссийские рейтинги, в первую очередь они связаны с выпускниками, поступившими в вузы. В масштабах Красноярска такого рейтинга нет, и, наверное, это не имеет большого значения. На мой взгляд, есть вещи не менее важные, чем усиленная подготовка ребят к ЕГЭ в погоне за рейтингом. Поэтому рейтинг, составленный только по результатам сдачи ЕГЭ, не является объективным показателем деятельности школы. Перед школой ставится очень много задач... Не только образовательных, но и воспитательных.

Что касается финансирования, то оно зависит от количества обучающихся. Если школа очень нуждается в деньгах, она может участвовать в грантовых конкурсах. Например, существует Фонд президентских грантов. Сейчас по предварительной договорённости с футбольной академией «Енисей» (это единственная в Красноярске академия футбола с лицензией UEFA PRO) мы готовимся подать туда заявку. Наша школа исторически сильна своей футбольной подготовкой — есть даже спортивные классы, где ребята учатся по отдельному расписанию и питаются по специально разработанному меню. Они занимаются в футбольном манеже, который находится рядом со школой, и показывают очень хорошие результаты. Есть воспитанники, которые хоть сейчас могут не только пополнить дубль футбольной команды «Енисей», но и выступать в основном составе. Когда в апреле я стал директором, захотелось сразу привести в порядок футбольное поле на школьной территории (оно наполовину вытоптано). Сейчас решаем вопрос, чтобы сделать для поля специальное покрытие, а рядом — хорошо оборудованную спортивную площадку. На это нужны деньги, и как выход — грант.

— Сами в футбол играете?

— О, это отдельная история! Мне лет восемь было, когда впервые по телевизору увидел трансляцию футбольного матча. На следующий день я уже гонял мяч с друзьями во дворе, а с 10 лет занимался в футбольной академии «Енисей». Так что у меня было классическое «мужское детство». Я и троек тогда нахватал, потому что приезжал с тренировки, бросал одежду и, наскоро пообедав, снова бежал играть в футбол. На учёбу оставалось минут 15 перед сном.

Поговорка «Мужчина — это случайно выживший мальчик» про меня... Поэтому я хорошо понимаю ребят, которые начинают бегать по гаражам, испытывать себя экстримом: так они пытаются понять, как устроен мир, что разрешено, а что запрещено, и это нормально.

Сила харизмы

— Педагогический коллектив и директор взаимосвязаны, а что нужно для единения? Опыт работы учителем, харизма, авторитет или демократизм?

— Всё, что вы назвали, важно. Но особенно тяжело будет директору без харизмы. Потому что должность эта связана, в первую очередь, с публичностью. Ты всегда находишься в центре внимания, выступаешь на педсоветах, комиссиях, перед ребятами на линейках. Если у тебя поставлена речь, и ты увлечён своим делом — проще убедить аудиторию.

— В некоторых красноярских школах, например в гимназии «Универс», детям разрешают не только свободно сидеть за партой, но и ходить, лежать. В большинстве же других — более традиционная и строгая дисциплина. А что у вас?

— Мы не случайно повесили баннер на центральном входе «Школа для всех, школа для каждого». Очень много сейчас ведётся дискуссий, в том числе о том, что классно-урочная система должна находить какую-то другую форму, потому что учитель не является больше единственным источником информации, а Интернет есть и в телефонах, и в компьютерах, и в планшетах. Напрашивается альтернатива, но пока непонятно, на что можно существующую систему поменять, и не испортим ли мы то, что сейчас имеем. Мне кажется, что школа должна идти в направлении равного диалога, а не как раньше: учитель в центре всего как единственный светоч, определяющий, что на этом свете чёрное, а что белое. В открытом диалоге должны участвовать и родители, и педагоги.

— Кстати, в вашей школе форма обязательна?

— У нас форма обязательна только в начальной школе, а в старших классах рекомендуем ребятам придерживаться делового стиля одежды. Неважно, какого цвета у ребёнка рубашка, главное, чтобы он выглядел опрятно. В спортивной форме на уроки приходить не стоит, а деловой стиль хорош тем, что дисциплинирует.

Заложники «цифры»

— Есть мнение, что система школьного образования сегодня не успевает за развитием детей. Общество и дети идут вперёд всё быстрее, а школа зачастую тормозит. Что скажете?

— Скорость изменений очень высока! Зачастую возникает ситуация, когда мы готовим детей к тому, что может не потребоваться на выпуске. Приведу пример: мы ругаем детей за плохой почерк, убеждаем, что чистописание развивает моторику (хотя развить её можно и другими способами), снижаем отметки. Я ни в коем случае не призываю выкинуть прописи, однако навык красивого письма уже не столь актуален, как раньше. Сейчас ведь не пишут письма от руки, а шлют их по электронной почте или пишут эсэмэс. Ещё пример: с появлением электронного журнала уходят в прошлое обычные дневники.

— Ряд красноярских школ заявили о переходе на электронные учебники. Но это увеличит время пребывания детей за компьютером...

— Я сам пользуюсь электронной книжкой, это очень удобно! К тому же дисплей у меня изготовлен по smooth-технологии, глаза от него устают не больше, чем от чтения бумажной книги. И некоторые ребята в нашей школе приносят на уроки свои планшеты, куда закачаны учебники, и пользуются ими. Ничего опасного и страшного в этом не вижу. А если заглянуть на несколько лет вперёд, то в свете повсеместной цифровизации будущее однозначно за электронными учебниками. Планируется, что в ближайшее время документооборот школы будет переведён в цифровую среду, и контроль со стороны надзорных органов будет осуществляться дистанционно.

— Как думаете, скоро ли в школьном обучении начнут использовать компьютерные игры?

— И родители, и педагоги настороженно относятся ко всему, что связано с компьютерными играми. Но как ни странно, среди маньяков и преступников практически нет людей, зависимых от компьютерных игр. Не за горами время, когда дети будут изучать некоторые предметы с помощью компьютерных игр. Мне кажется необходимым прививать культуру организации свободного времени. Ребёнок не должен уходить в виртуальный мир, позабыв об учёбе.

Следствие и причина

— Роман Сергеевич, часто ли вам помогает психолого-педагогический опыт и знания?

— Безусловно. Обычно система выстроена так, что к ученику, который не справляется с учёбой, применяют эмоциональное воздействие, пытаются пристыдить, мол, позоришь родителей, школу и т.д. А надо не со следствием бороться, а найти причину — почему не справляется? Очень часто дети, которые срывают уроки, хотят тем самым показать, как им плохо. Они как бы кричат: «Помогите нам!».

В моей практике был случай: учителя-предметники стали жаловаться на одного мальчика, что тот приходит в школу неопрятный, домашнюю работу делает абы как, и всё в таком духе. Классный руководитель нашла время, пришла к нему домой и была шокирована. Мальчику приходилось делать домашнюю работу на сливном бачке в туалете. И когда учитель это всё увидела своими глазами, у неё поменялось отношение к ребёнку. Школа начала работать с семьёй, были созданы условия для занятий. Позже, что интересно, мальчик стал хорошо учиться. У каждого ребёнка своя жизненная история, и с этим нельзя не считаться.

Хозяйский подход

Вы когда-нибудь думали о том, как тяжело бывает детям в начальных классах, не говоря уже о группах продлённого дня? После уроков они не расслабляются, а как бы опять продолжают учиться.

— Когда я начал работать в 108-й школе, я обходил здание и обнаружил заброшенное, захламлённое помещение — кругом пыль, какие-то тряпки валяются, стенды старые, — вспоминает Роман Сергеевич. — Мне пояснили, что в советское время при школах делали квартиры, чтобы привлечь специалистов, и это помещение как раз под такую квартиру предназначалось. Я сразу же подумал: почему бы из комнаты не сделать для детей группу продлённого дня? А часть помещения оборудовать для игры и отдыха. Можно, например, сделать уголок, где специалисты с детьми будут заниматься по системе Монтессори. Мою идею поддержали родители. Мы вычистили помещение, вставили там новые окна. Хочется, чтобы в уютной обстановке с мягкими диванчиками, телевизором и различными развивающими играми дети забыли о том, что не покидали школу, и чувствовали себя как дома. Должно быть психологическое переключение на отдых.

Деньги решают не всё

— Есть ли в вашей школе кадровый дефицит и существует ли конфликт поколений в учительской среде?

— Никакого конфликта. Соотношение молодёжи и людей со стажем у нас примерно 30 на 70%. Сейчас, после того как я стал директором, в нашу школу потянулись учителя-мужчины. С нового учебного года они преподают у нас ИЗО, технологию и физкультуру. Что же касается кадрового кризиса в образовании, то он никуда не делся.

И я не согласен с тем, кстати, что если начать платить учителям больше, они сразу станут лучше работать. Это не завязано напрямую. Считаю, что система образования нуждается в комплексном пересмотре, в том числе и подготовки педагогических кадров.

Уже разработаны новые критерии оценки знаний педагогов, претендующих на присвоение категорий. Например, в Москве выпускник педвуза, прежде чем приступить к педагогической деятельности в школе, обязан сдать дополнительный экзамен по своей предметной области. У нас в школе, как и во многих других, не хватает педагогов.

Я разговаривал в КГПУ им. В.П. Астафьева по поводу преподавателей начальных классов, и мне сказали, что директора школ приходят прямо на экзамены и буквально забирают к себе выпускников с последних курсов.

Что мы планируем делать, чтобы привлечь молодёжь? Будем вводить педагогическую интернатуру, если получится договориться с педагогическим университетом. Хотим, чтобы будущие выпускники сначала практику у нас проходили, а потом оставались здесь работать.

— Есть проект «Учитель для России», где к преподаванию привлекают не педагогов, а профессионалов в своей сфере. Готовы ли вы к такому эксперименту и, вообще, школа — это место для экспериментов?

— Сложный вопрос. Мне как руководителю страшно было бы стороннего человека, скажем, мастера цеха, допустить до занятий с детьми. Он не знает возрастных особенностей подростков, поэтому рискованно. Но если бы такие специалисты «золотые руки» проходили педагогический ликбез, то вполне могли бы работать в школе.

Будни и праздники

— В знаменитой адаптивной школе Ямбурга организовано пространство не только для обучения, но и для самореализации, самоуправления, исследования. Должно ли это быть в каждой современной школе?

— К этому нужно стремиться. Школа Ямбурга — это колоссальный опыт. Тут собрались единомышленники. Но в основном ни педагогические коллективы, ни родители пока не готовы к таким глобальным изменениям. И наша школа не исключение. Однако, я считаю, что в школе очень полезно развивать детское самоуправление.

До сих пор с благодарностью вспоминаю Михаила Леопольдовича — своего школьного учителя истории и обществознания. Он не только свои предметы преподавал, но и любил с детьми позаниматься во внеурочное время. Когда мы учились в десятом классе, и я был полностью захвачен футболом, он собрал группу ребят и предложил выполнить бизнес-проект — «школьный кинотеатр». Разумеется, нужно было самим сделать бизнес-план, да так, чтобы получить прибыль! Помню, тогда наш учитель встретил сильное сопротивление, и в первую очередь со стороны директора школы. Тот возмущался: «Это же дети! Зачем они пойдут вечером в школу? Какой ещё кинотеатр? Зачем?». А когда работа закипела, я даже о футболе на время забыл. Мы писали бизнес-план, готовили попкорн, рисовали и развешивали афиши, придумывали напитки. Открытие кинотеатра состоялось, зрители пришли на сеанс, и мы получили запланированную прибыль. Это бесценный опыт! Если честно, за 11 лет учёбы в школе тот кинотеатр — одно из самых ярких моих воспоминаний. Таких учителей «по призванию» хотелось бы побольше в наших школах...

— И напоследок: Роман Сергеевич, у вас есть мечта?

— Я много о чём мечтаю. Например, о том, чтобы уроки географии и биологии у нас проходили на выезде — в парке «Роев Ручей» или в заповеднике «Столбы». Хочу написать полуавтобиографическую книгу о своей жизни. Вы, наверное, спросите: что я собираюсь рассказать людям в свои 27 лет? А были в моей жизни страшные ситуации, из которых, казалось бы, нет выхода, но удалось всё преодолеть и не потерять своё лицо. К тому же я успел несколько лет поработать с детьми как психолог. Это будет не коммерческая история точно, а история, которую можно скачать в Интернете. Может, кому-то моя книга поможет...

О чём ещё мечтаю? Пожалуй, решётки надо убрать в фойе школы, где гардероб. Как думаете? Школа ведь не тюрьма...

Вера КИРИЧЕНКО