Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2019 г.

Первые

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье», — написал 95 лет назад Сергей ЕСЕНИН. Так, многие красноярцы, терзаясь мыслями, чем бы особым похвастать перед гостями города и края, «в упор не видят» две антикварные драгоценности, которые уже 65 лет бороздят воды Енисея.

Плавучая история

Речь идёт о братьях-теплоходах «В. Чкалов» и «А. Матросов» — первенцах самой массовой в истории нашей страны серии речных пассажирских судов, построенных в период 1953-1961 годов.

Это говорят гости.

«Теплоход «В. Чкалов» старенький, но «с душой», на нём прекрасное обслуживание, видно, что экипаж бережёт свой корабль, гордится им. Я предпочитаю путешествовать именно на таком судне! В отличие от современных больших лайнеров в нём есть оригинальный колорит, чувствуется история». (Ойвинд Нордслеттен, посол Норвегии в России, 2000-2008).

«Состоявшиеся люди, профессионалы высокого уровня, материальное положение которых позволяет им при желании отправиться в отпуск практически в любую точку планеты, с удовольствием приезжают в Сибирь для того, чтобы отправиться в плавание на не модернизированном, аутентичном теплоходе 1954 года постройки. Нигде больше нет транспортных линий в таком виде, как на Енисее! Это «изюминка» маршрута, и я регулярно собираю группы туристов, которые хотят как на машине времени перенестись на 60 лет назад!». (Владислав Хасиков, директор круизов компании «Мостурфлот»)

«Сходить на легендарном енисейском «Чкалове» — крутая ачивка для транспортных маньяков и любителей путешествий!» (Путешествия старого лиса, zen.yandex.ru/kiba).

Енисейский «В. Чкалов»

Енисейский «В. Чкалов»

А это красноярцы (из соцсетей).

«Боже, «Матросов» ещё на ходу?!» Наталья Коваль.

«Непотопляемый!» Сергей Коваленко.

«Под 70 лет посуде. Как плыть на ём?» волобуев! вот вам буй.

«Музей-заповедник СССР». Dmitry Sheen.

«Так он уже лет 20 назад должен был в утиль пойти...» Natalia Galat.

— Не обидно? — обращаюсь я к Алексею БОЯРИНЦЕВУ, капитану в третьем поколении, который 28 лет ходит на «Чкалове», из них 16 лет — капитаном. — Не обидно, что гости со всего мира ценят уникальный теплоход, а местные в основном видят в нём «старое корыто»? Свою лепту в это пренебрежение вносят и руководство края, и многие местные турфирмы, которые из года в год твердят, что с уходом в 2003 году роскошного 4-палубного «Антона Чехова» круизный туризм на Енисее перестал существовать...

— Конечно, это не так! Туристы, в том числе иностранные, небольшими группами каждый год ступают на борт «Чкалова». Я по собственной инициативе организовал на теплоходе трансляцию по судовому радио рассказов о населённых пунктах и местах, мимо которых мы идём. Ведь современная молодёжь зачастую даже не знает, кто такой Валерий Чкалов, кто такой Александр Матросов! Да что уж говорить, некоторые жители Красноярска, Дудинки или Игарки не знают истории собственных городов, а название Мангазея многих вообще ставит в тупик! Поэтому при подходе к каждой деревне или городу на маршруте мы включаем исторический рассказ о нём.

Волжский «Валерий Чкалов»

Волжский «Валерий Чкалов»

Описанное Алексеем Михайловичем происходит и на обычных пассажирских рейсах на линии Красноярск — Дудинка — Красноярск. Ещё одна «фишка» «Чкалова» — электронные табло, установленные в начале «нулевых» в вестибюлях и отражающие текущее положение судна. Это просто подарок для туристов и пассажиров, ведь не у каждого есть GPS! Такого я не видел даже на гораздо более новых и роскошных теплоходах на Волге. Люди на борту могут заранее увидеть, к какому населённому пункту подходит судно. Там же на экране идут слайды, снятые с борта «Чкалова», про Красноярский край и про Енисей.

Гости «В. Чкалова» называют его «машиной времени», «живым музеем», и это не случайно. Во-первых, сегодня это действительно старейший большой речной теплоход в России. А во-вторых…

Алексей Бояринцев

Алексей Бояринцев

— Музей? — переспрашивает капитан Бояринцев. — Ну, действительно, у нас в общественных помещениях есть подборки фотографий о развитии судоходства на Енисее, об истории нашего теплохода… Например, по инициативе комсомольцев-речников в 1966 году гостем «Чкалова» была вдова Валерия Павловича Ольга Эразмовна Чкалова. В вестибюле на средней палубе у нас размещён фотопортрет легендарного лётчика с её дарственной надписью. А на 60-летие теплохода в 2013 году приезжала группа немецких туристов из города Висмар, где были построены «Чкалов», «Матросов», а также 47 их «братьев» и «сестёр». Наш теплоход был самым первым в этой серии. На память о том визите у нас осталось фото современного Висмара с дарственной надписью.

Настоящая легенда

Не в обиду 4-палубному «Антону Чехову» будет сказано, но когда в Красноярске говорят о нём как о «легендарном», это звание, на мой взгляд, явно «не по чину». В самом деле, чем он замечателен? Тем, что был самым большим и дорогим «пассажиром» на Енисее? Что-то маловато для звания «легенды». В европейской части России, где «Чехов» ходит сейчас, есть суда крупнее и роскошнее него. Да и построили австрийцы всего два таких теплохода — «Антон Чехов» и «Лев Толстой»…

А теперь пробегите глазами изображения ВСЕХ ныне действующих круизных и пассажирских речных теплоходов России, и вы поймёте, что настоящая легенда — у нас здесь совсем рядом! Львиную долю пассажирского флота на реках страны и сегодня составляют систершипы и прямые наследники наших «Чкалова» и «Матросова»! Теплоходов этого проекта 588 немецкая верфь имени антифашиста Матиаса Тезена в Висмаре в период 1953-1961 годов построила 49 штук. «Самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских судов в СССР» — пишет о них Википедия. Плюс 14 практически идентичных теплоходов проекта 26-37 построили с 1957 по 1962 год в Чехословакии. Это было едва ли не конвейерное производство крупных речных судов!

Облик, пропорции и габариты этих 3-палубников до сих пор считают идеальными многие туристы и речники. А представьте, как они смотрелись в начале 50-х? Это же просто «космос» какой-то на фоне колёсных пароходов, горбатых «Москвичей» и «Побед» на улицах, где даже «хрущёвки» ещё не начали строить! Всего за четыре месяца до спуска на воду «Чкалова» умер Сталин… Вы понимаете, насколько линии новых теплоходов опередили тогда время?

Многие видят в плавных «летящих» линиях этих судов параллели с авиацией. Мне же в профиль они больше напоминают силуэт наших лучших эсминцев времён Великой Отечественной войны типа «Сторожевой» (проект 7-У).

Проектировщиком 588-й серии все справочники называют Центральное технико-конструкторское бюро в Ленинграде, внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, академика Льва ДОБИНА. На счету этого человека целое семейство теплоходов единого стиля, но разных размеров, которые и сегодня можно встретить на самых разных реках страны. Кроме 3-палубных теплоходов проекта 588 это 2-палубные проекта 646 (на Енисее это «Близняк») и 1-палубные ОМики (на Енисее это «Товарищ» и модернизированные «Волна» и «Куприян»). К сожалению, в интернете об этом человеке практически ничего нет. Но в книге «Рождённые Енисеем» одного из наших речников-патриархов Ивана Антоновича БУЛАВЫ я прочитал, что инженер-судостроитель и архитектор Лев Венедиктович Добин до 1941 года трудился в Центральном конструкторском бюро Наркомречфлота, а с 1941 по 1947 год работал… в порту Игарка! Как будущий создатель лучших речных пассажирских судов страны оказался у нас в Заполярье? Этот вопрос, как и вообще судьба столь неординарного человека ждёт своих исследователей.

— Это полукилевой теплоход, у него очень удачно корпус сделан, архитектура красивая. Отличный проект получился. Им бы сделать хорошую реновацию, — говорит капитан «В. Чкалова». — У нас уже стоит современное навигационное оборудование, новая пожарная сигнализация в каждой каюте, системы очистки стоков. Оборудовали каюты для людей с ограниченными физическими возможностями, реконструировали туалеты и душевые… Много хлопот доставляют деревянные палубы, их надо циклевать, лакировать. На более современных судах и однотипных с нами, но модернизированных, деревянных палуб нет. Вообще, у нас много оригинального дерева (панели отделки, двери и др.), полированного металла и мало пластика в отделке, теплоход «дышит». Уход за таким убранством очень трудоёмкий, периодически в межнавигационный период силами экипажа надо аккуратно снимать лак, наносить новый… И это в условиях интенсивной эксплуатации судна, прохождении через него массы самых разных пассажиров (2-3 тысячи человек за навигацию).

В 2005 году на «Чкалове» заменили вспомогательные дизель-генераторы, в 2006-м — в третий раз поменяли главные двигатели, для чего, как сказал капитан, разбирали все три палубы. Разумеется, дизели не новые, а откапиталенные на заводе в Астрахани. Силовые установки этой модели ставили в 50-60-х годах на многие речные и морские суда, построенные в разных соцстранах.

В ходе подготовки к переосвидетельствованию Российским речным регистром («А. Матросов» перед навигацией-2020, «В. Чкалов» перед навигацией-2021) теплоходы должны оснастить датчиками закрытия иллюминаторов на нижней палубе. В 2011 году именно из-за незакрытых в шторм иллюминаторов на Волге затонул дизель-электроход «Булгария». Сейчас и на более новых систершипах наших братьев-близнецов в европейской части страны нет датчиков, закрытие иллюминаторов контролируют матросы во время обходов при выходе в водохранилища и крупные озёра.

— Сколько лет ещё ему ходить? — спрашиваю я капитана «В. Чкалова».

— Сколько скажут, столько будет ходить, — уверенно отвечает Алексей Бояринцев. — Пока нет замены, теплоход точно будет работать. Уже который год обещают, что вот-вот будут заложены два новых теплохода, но…

Тайны «Чкалова»

Если вы вдруг надумаете почитать что-нибудь про «Чкалова» в интернете, не попадите в ловушку. Дело в том, что поисковик на запрос «теплоход Чкалов» выдаёт больше ссылок на внешне очень похожего, но не нашего енисейского, а на волжского «Чкалова»! Что называется — «дьявол кроется в деталях»! Нет, не пугайтесь — с деталями у обоих «Чкаловых» всё в порядке. Вот только по Енисею ходит 3-палубный теплоход «В. Чкалов» проекта 588, построенный в 1954 году в ГДР, а по Волге — 3-палубный теплоход «Валерий Чкалов» проекта 26-37, построенный в 1961 году в ЧССР. Такие вот тёзки…

Писатели в первом круизе. 1958 г.

Писатели в первом круизе. 1958 г.

Ещё одна загадка нашей легенды. Почему самый первый теплоход проекта 588 со строительным номером 13001 называется «В. Чкалов», тогда как тип всей этой серии из 49 судов называется «Родина» по имени теплохода, построенного только пятым по счёту (строительный номер 13005) в 1955 году?

По одной из версий причина этого — задержка (теперь уже неизвестная) в строительстве головного теплохода серии. Правда, мне это представляется маловероятным. Во-первых, сложно представить «задержку» в два с лишним года. Во-вторых, судя по архивным фото верфи в Висмаре, одновременно строить пять корпусов проекта 588 там не могли. Ну и, в-третьих, строительные-то номера, которые дают в момент закладки, соответствуют фактическому порядку сдачи судов: «В. Чкалов» — первый, «Родина» — пятая.

По другой версии «В. Чкалов» и должен был стать «Родиной». Но в феврале 1954 года должно было исполниться 50 лет со дня рождения легендарного лётчика и любимца Сталина. Поэтому головное судно и переименовали к юбилею.

Эту бутылку шампанского разбили об форштевень «В. Чкалова» при спуске на воду

Эту бутылку шампанского разбили об форштевень «В. Чкалова» при спуске на воду

Однако и эта версия неочевидна хотя бы потому, что «Родина» вообще выбивается из мужского ряда имён тех теплоходов. Судите сами: 1 — Валерий Чкалов; 2 — Александр Матросов; 3 — Николай Гастелло; 4 — Лев Доватор; 5 — Родина; 6 — Эрнст Тельман; 7 — Андрей Вышинский и т.д.

Другой вопрос: почему новейшие лучшие теплоходы достались тогда енисейским речникам, а не гораздо более близким во всех отношениях Москве волжским? Откуда такая щедрость? Как сообщает портал Cruiseinform.ru, всё дело в том, что летом 1954 года Волго-Балтийский путь ещё не функционировал, не был достроен гидроузел на реке Шексна. Поэтому перегнать «Чкалова» и «Матросова» из порта Висмар на Балтике в навигацию-1954 на Волгу было невозможно. Вот их и отдали сибирякам.

Кстати, тот же самый портал породил ещё одну «неоднозначность»: не только почему, но и как «Чкалов» и «Матросов» попали на Енисей? В этом году как выдающееся достижение в СМИ и на интернет-форумах обсуждали перегон из европейской части страны на Енисей 4-палубного теплохода «Максим Горький», который со следующего года должен ходить в круизы с интуристами. Из Белого моря в устье Енисея по Северному морскому пути это судно провели на буксире. А «Чкалов» с «Матросовым» 65 лет назад осилили этот переход самостоятельно в составе группы речных судов так называемого наяновского каравана! В той же группе на Енисей пришли новые грузовые суда и пассажирские теплоходы проекта 646 «Байкал» и «Балхаш» (ныне — «Близняк»).

Фёдор Васильевич НАЯНОВ — легендарный начальник спецморпроводок речных судов по трассе Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны Фёдор Наянов командовал на Балтике вспомогательным флотом. В 1948 году провёл первый караван из 22 речных судов по Севморпути в Сибирь. В 1949 году Ф.В. Наянов назначен начальником Арктической экспедиции для проводки речных судов в Сибирь по Северному Ледовитому океану. Он лично водил эти караваны, пока позволяло здоровье. Умер в 1986 году, но до сих пор спецморпроводки речных судов в Арктике называют «наяновскими». В Енисейском пароходстве работает сухогруз «Фёдор Наянов».
Ф.В.Наянов в центре и капитаны перегона-1954

Ф.В.Наянов в центре и капитаны перегона-1954

В общем, с переходом «Чкалова» и «Матросова» по Севморпути всё более-менее однозначно. Но Cruiseinform.ru пишет, что в Архангельск эти теплоходы пришли не через Беломоро-Балтийский канал, как другие суда каравана, а вокруг Скадинавии через Балтийское, Северное и Норвежское моря (так же в 1978 году уходил на Енисей и в 2003 году возвращался «Антон Чехов»).

«Дело в том, что габариты шлюзов Беломорканала не позволяли судам пройти их без дополнительных работ на теплоходах, а времени на это, как и опыта такого рода работ не было. Иначе бы «Чкалов» с «Матросовым» могли просто не успеть уйти в летнюю навигацию Северным морским путём, оставшись в Ленинграде ещё на год, до следующего лета», — пишет автор.

Честно говоря, версия не очень убедительная, тем более что «Матросов» был принят в эксплуатацию в июне, а «Чкалов» вообще в марте 1954 года, так что времени для подготовки к переходу Севморпутём в августе было достаточно. Да и Алексей Бояринцев вспоминает, что первый капитан «В. Чкалова» Степан Иванович ФОМИН (впоследствии — начальник Енисейского речного пароходства) рассказывал ему, как в Ленинграде с теплоходов снимали привальные брусья и фальшборты, чтобы они могли протиснуться в узкие шлюзы Беломорканала.

Первые круизные лайнеры Енисея

А теперь вернёмся к заявлениям некоторых СМИ, чиновников и туроператоров, которые утверждают, что круизный туризм появился на Енисее лишь в 1978 году с «Антоном Чеховым» и с его же уходом в 2003-м закончился. На самом деле такой вид отдыха появился в нашем крае на 20 лет раньше, и первым круизным лайнером стал… Ну, вы уже догадались? Всё тот же по-настоящему легендарный «Чкалов».

«Вчера утром от Красноярского речного вокзала отошёл один из крупнейших на Енисее теплоходов «В. Чкалов» и взял курс на север. Этим рейсом открывается постоянная экскурсионная линия Красноярск — Диксон. Путь в оба конца протяжённостью 5.384 километра займёт две недели…

…Слава о Енисее, его живописных берегах стала достоянием многих. Вот почему, когда в городах страны узнали об открытии экскурсионной линии по Енисею до берегов Арктики, в Красноярск начали поступать телеграммы-заявки на билеты…». Газета «Красноярский рабочий», 22 июля 1958 года.

Взрывному росту интереса к путешествиям по Енисею, инициатором которых был начальник Енисейского пароходства Иван Михайлович НАЗАРОВ, способствовало то, что в первый круиз на «Чкалове» он направил группу писателей, журналистов и художников. Тогда, в 50-х, когда никто не слышал про пиар, слава енисейских круизов разнеслась по всему Советскому Союзу!

Надо сказать, что в свете сегодняшних невероятно дотошных мер безопасности путешествия на север в советское время выглядят настоящим экстримом! Вот эпизод круиза «А. Матросова», описанный Иваном Антоновичем Булавой (он был старпомом) в книге «Флотская судьба».

«Капитан Владимир Петрович МИНАЕВ отправил в штаб Западного сектора Арктики и начальнику Енисейского пароходства телеграмму: «Теплоход
«А. Матросов» преодолев Енисейскую перемычку льда остановился на внешнем рейде острова Диксон. Прошу организовать экскурсию туристов». Через некоторое время радист принёс ответ начальника пароходства: «Теплоход «Матросов» КС. Никто не давал вам права речным судном с туристами на борту соваться в арктический лёд. Немедленно снимайтесь с якоря следуйте Красноярск. Назаров».

Пошли обратно, пытаясь выйти тем же путём, каким шли на север. Но ледовая обстановка изменилась: там, где были разводья, началось сжатие льда. Часа три мы пытались хоть как-то маневрировать во льдах и в конце концов застряли окончательно. Началось торошение льда с левого борта. Видимость полностью исчезла. По радиолокатору определили, что за полтора часа после того, как судно застряло во льду, его снесло в сторону скалы Ефимов Камень на 0,8 мили. Капитан принимает решение: через час, если не изменится обстановка, просить помощи. Никого из туристов не было видно, на ужин практически никто не пришёл. Механики проверяли герметичность второго дна, готовили водоотливные средства. Капитан поручил проверить готовность спасательных шлюпок. Когда мы были примерно в четырёх милях от берега, направление ветра изменилось. Воздушными потоками потянуло с берега, и сразу же с левого борта начал рушиться торосистый лёд, а ещё через час мы, осторожно работая только средней машиной, начали продвигаться вперёд».

После серии таких инцидентов с попаданием в ледовый плен и в шторма в Енисейском заливе район плавания «В. Чкалова» и «А. Матросова» обрезали. Немногочисленных пассажиров на Диксон стал возить меньший, но более мореходный «Близняк», а туристов — «Антон Чехов». Оба они имели класс «М» (допустимая высота волны до 3 метров) против класса «О» (допустимая высота волны до 2 метров) у «Чкалова» и «Матросова».

Надо сказать, что и с появлением на Енисее роскошного «Чехова» интерес туристов к круизам на двух «братьях» проекта 588 не угас. Во-первых, они были доступнее по цене, во-вторых, инициативные капитаны и руководство пароходства старались предложить новые, поистине экспедиционные маршруты. Так, в мае 1990 года был единственный случай, когда «Чкалов» в рамках экспериментального рейса прошёл по Нижней Тунгуске до Туры. Увы, больше такого не было. Если теплоходы с туристами и заходили в Нижнюю Тунгуску, то только до 30-го километра, урочища Стрельные горы, где самые красивые места на реке. Это был своего рода «комплимент» от капитана для туристов после стоянки в Туруханске.

Выделение в 2006 году пассажирских речных перевозок и теплоходов из состава Енисейского пароходства в отдельное предприятие «ПассажирРечТранс» серьёзно осложнило жизнь экипажам судов.

— В пароходстве есть мощная материально-техническая база, отработанная система снабжения. У нас теперь этого нет, что создаёт большие сложности, — констатирует Алексей Бояринцев. — Тем не менее обслуживаем суда, ремонтируем. Командный состав на теплоходах держится. Например, наш электромеханик Бояринцев Александр Григорьевич (однофамилец) отработал здесь уже более 40 лет. Наша профессия романтическая, но очень сложная как сама по себе, так и из-за удалённости от дома и семьи. Полгода теплоход — это дом для команды. Такую работу надо просто любить. Если кто-то думает только о том, как побольше заработать денег, ему не в речники точно!

Ну а что думают о первенцах лучшей теплоходной серии страны туристы? На всех круизных форумах с воодушевлением встретили информацию о том, что «В. Чкалов» и «А. Матросов» скоро пройдут переосвидетельствование ещё на 5 лет эксплуатации. Все желают им ещё долгих лет здравствования, а кое-кто готовится к путешествиям на этих уникальных теплоходах в следующую навигацию:

«Думаю, что «Чкалов» и «Матросов» — явные чемпионы среди 588-х по суммарному пробегу, да, наверное, и среди всех действующих пассажирских теплоходов, — пишет один из ведущих авторов портала riverforum.net. — Читал где-то, что за навигацию енисейские транспортные проходят расстояние, большее, чем длина пути вокруг земного шара по экватору. Поэтому быстрая выработка ресурса двигателей. Но в связи с массовой разделкой 588-х на Волге в последние годы, ЗИПа по двигателям и другим механизмам, агрегатам и прочему оборудованию им должно хватить лет на 100!»

Андрей КУЗНЕЦОВ