Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2020 г.

«Цифра» меняет культуру и избавляет от кипы бумаг

Цифровая платформа обмена знаниями и управления авторскими правами — недавний проект СФУ, ставший в определённом смысле визиткой вуза. Сегодня создание подобных систем — приоритетная задача для самых разных сфер, поскольку цифровая трансформация стала национальным проектом страны.

О том, почему переход на «цифру» важен и неизбежен, с какими трудностями приходится сталкиваться специалистам, занимающимся цифровой модернизацией, и как Сибирский федеральный университет работает в этом направлении, рассказал Руслан БАРЫШЕВ, проректор по научной работе.

— В ноябре 2017 года СФУ победил в тендере Министерства образования и науки РФ и стал создавать уникальную платформу обмена знаниями, полученными вузовскими коллективами. Что удалось сделать университетской команде, как далеко вы продвинулись?

— Сегодня платформа IPUniversity, призванная обеспечивать хранение, защиту и обмен объектами авторского права для преподавателей и учёных, действует. Система основана на технологии блокчейн — одной из разновидностей технологии распределённых реестров. Пока платформа объединяет 46 ведущих университетов страны, но её возможности позволяют увеличить это количество.

— А каким образом обеспечивается защита авторских прав? Если я размещаю на платформе диссертацию, она же мгновенно становится доступной всем зарегистрированным пользователям? И кто-то недобросовестный…

— В цифровой среде в области защиты авторских прав есть свои особенности. Строго говоря, в соответствии с действующим законодательством авторское право на произведение возникает просто в силу самого факта его создания. Когда вы публикуете свой материал в печатной версии, например в журнале, создаётся объективная печатная форма вашего произведения. В опубликованном издании присутствуют выходные данные, в том числе сведения об авторе, а само издание находится в реестре издательства.

Но для произвольного цифрового произведения, которое не проходит издательскую обработку и размещается, например, в интернете, всё немного сложнее. С точки зрения возможных споров в области авторского права, самое важное — доказательство наличия произведения с реквизитами автора на определённый момент времени в прошлом.

Когда автор размещает свой объект права на цифровой платформе IPUniversity, практически мгновенно объект идентифицируется, описывается, и сведения вместе с содержанием фиксируются в распределённой цифровой среде. Использование технологии блокчейн позволяет видеть и доверять истории работы с текстом или любым другим объектом: кто опубликовал первым, кто и в какой момент времени вносил правки и так далее. Если появляется третье лицо, которое утверждает, что это его текст, можно обратиться к данным платформы и проверить, чей вариант был первоначальным.

Система децентрализована, и чтобы сделать себя автором чужого файла, нужно совершить одновременную подмену и объекта, и действий с ним сразу на множестве узлов, что практически невозможно.

— А есть в России аналоги подобных платформ?

— В области защиты интеллектуального продукта учёного и преподавателя наша университетская распределённая платформа — единственная. Существуют другие отраслевые системы в первую очередь для медийного контента. Но если рассматривать механизмы защиты в цифровой среде, то необходимо учитывать, прежде всего, постоянное развитие законодательной базы. В этой связи важна гибкость платформы, возможности её развития и масштабирования.

Например, в конце прошлого года принят закон о цифровом нотариате. Развитие законодательства показывает движение в сторону возможности дистанционного взаимодействия граждан и нотариусов. Если в данную практику внедрить технологию распределённых реестров, то нотариат будет предполагать, что договор по той или иной сделке хранится «в цифре». Доступ к нему есть у обеих сторон. Но если кто-то что-то подправит в документе позднее, то в системе останется след. И договор с более поздними правками будет недействительным.

— Насколько просто внедрять цифровые платформы, в частности IPUniversity?

— Если бы СФУ был единственной организацией в стране, которая внедряла некую цифровую платформу, то, вероятно, нам было бы трудно. Но сегодня университеты в целом уже в какой-то степени являются отстающими. Глобальные провайдеры различных цифровых платформ общего назначения (социальные сети, платформы для карьеры и др.) уже задают правила игры. Поэтому сегодня мы и говорим о решении государственной задачи. Бюджет общероссийской цифровой трансформации около 1,8 миллиарда. Эти средства должны обеспечить переход на новый технологический уклад: формирование цифровой среды, насыщение её определёнными сервисами. Далее это потребует изменения подходов в кадровой политике, образовании, исследовательской работе, прикладных науках.

К слову сказать, наше общество стремительно адаптируется к «цифре», осваивая новые сервисы. Портал Госуслуг — прекрасный пример того, как с помощью «цифры» можно решать важные задачи. В наших планах сейчас сделать так, чтобы документы в СФУ можно было подавать через Госуслуги. Для этого мы участвуем в проекте министерства «Поступи в вуз онлайн».

Процесс цифровизации затрудняет не неготовность людей, а отставание системы, сложившиеся уклады, а также элементы культуры. Не так давно с коллегами из Роспатента мы обсуждали следующую ситуацию. На получение патента необходимо как минимум полгода. Цифровизация позволяет сократить этот срок, но чтобы новый подход был легальным, нужно менять как законодательство, так и подходы к работе с патентными заявками. Такая работа должна строиться также на базе цифровых платформ.

Возвращаясь к вопросу подтверждения авторских прав: один из действующих до сих пор вариантов — отправление самому себе письма с произведением (рукописью, документом и так далее). Конверт нужно направить до того, как текст будет опубликован или попадёт в поле доступа третьих лиц. Вскрывать его можно только в суде, если возникнет необходимость защиты авторских прав. Иначе он утратит силу доказательства. Понятно, что это всё неудобно и долго.

Но, как вы знаете, именно создание системы правового регулирования зафиксировано как одна из задач проекта «Цифровая экономика». Так что, думаю, в ближайшие несколько лет и этот барьер будет пройден.

— СФУ — многопрофильный вуз, но при этом не специализируется на продуктах и технологиях IP. Как удалось собрать команду?

— Над разработкой проекта IPUniversity трудились сотрудники и студенты — около 25 человек основного состава группы разработчиков, не считая привлечённых экспертов. Также к сотрудничеству мы смогли привлечь представителей других вузов страны. Вовлечение в проект нескольких вузов-участников было базовым условием реализации проекта.

Многопрофильность СФУ в нашем случае стала плюсом. В команде у нас есть гуманитарии, программисты, есть те, кто умеет готовить отчёты, проводить тендеры — без делопроизводства не обойтись. Члены команды различаются и по возрасту. Есть программисты старой школы, которые начинали ещё с автоматики. Как оказалось, именно они умеют писать лаконичные программные коды, благодаря которым система становится лёгкой, быстрой.

И мы не стоим на месте: посещаем семинары, участвуем в конференциях, делимся разработками на мастер-классах, учимся чему-то новому. Убеждён, для создания по-настоящему передового, уникального продукта люди не должны «вариться в собственном соку».

— Работа над IPUniversity позволила создать команду единомышленников, наработать новые компетенции. Теперь, когда проект на финише, это ведь не означает его завершение?

— Вы правы, эту работу прекращать нельзя. Сделан хороший, в чём-то уникальный задел. Из аутсайдера по данной тематике мы превратились в лидера, нас в том числе знают именно по этому проекту.

Здесь я вижу несколько сценариев развития. Во-первых, проект IPUniversity в силу своей цифровой природы не может быть завершён. Это как сказать, что в мире «цифры» на сегодня нам всё понятно и можно заканчивать цифровизацию. Развитие проекта, реализация новых возможностей, расширение круга его участников может быть весьма полезно академическому сообществу.

Во-вторых, это уход в образовательную плоскость. Университет планирует открывать новые направления подготовки, связанные со сквозными цифровыми технологиями, модернизировать образовательные программы, внедрять образовательные модули, касающиеся информационной безопасности, проектирования современных информационных систем. К сожалению, во всём мире вузы несколько запаздывают за тенденциями рынка труда. Когда мы начинали работу над нашей платформой, были только редкие курсы и небольшие сообщества, касающиеся этой темы. Сейчас в ряде вузов уже открыты магистратуры.

— Готовы ли вы подключиться к реализации национального проекта «Цифровая экономика»?

— Нацпроект «Цифровая экономика» сосредоточен на создании высокоскоростной инфраструктуры передачи, обработки, хранения и защиты информации, развитии использования отечественного программного обеспечения. Если говорить про технологии распределённых реестров, мы одни из немногих в стране, за исключением нескольких университетов и крупных корпораций, кто может делать в этой сфере серьёзные проекты. И, конечно, мы готовы подключиться к нацпроекту. 

КОММЕНТАРИЙ

Кирилл ЗАХАРЬИН, директор Центра обучающих систем СФУ:

— Наша команда работает в области развития ИТ-сервисов университета, а также занимается развитием цифровой среды. Сегодня преподавателям и учёным нужны сервисы для работы «в цифре»: личные кабинеты, платформы обмена знаниями и онлайн-обучения.

Каждый государственный вуз страны должен обеспечивать работу электронной информационно-образовательной среды. Таковы требования федеральных государственных образовательных стандартов, и это базовое условие функционирования технологического комплекса университета, а также вопрос его зрелости.

Цифровые технологии играют часто ключевую роль в различных отраслях экономики. Современный человек постоянно сталкивается с ними в быту, мобильные приложения, мессенджеры стали частью обычной жизни. Для студентов работа в цифровой образовательной среде — обыденность. Университет предоставляет возможность ребятам видеть в их личных кабинетах учебные планы, рабочие программы дисциплин, оценки, необходимую литературу и так далее. Так что почти все студенты так или иначе используют сервисы электронной информационной образовательной среды. И у нас практически не осталось кафедр, у которых нет курсов в цифровой среде.

Получается, сами технологии направляют наше преподавательское сообщество к тому, чтобы на кафедрах и факультетах возникали конструктивные предложения по цифровой модернизации образования. А в университете создаются конкретные сервисы и внедряются технологии, которые вносят вклад в эту модернизацию.

Вообще цифровая трансформация образования — комплексный процесс, здесь принципиально важна совместная работа подразделений. Например, в наших ближайших планах — создание полноценного цифрового профиля студента на базе его личного кабинета. Этот профиль будет содержать информацию обо всех образовательных достижениях учащегося в разрезе компетенций на языке, понятном как для студента, так и для потенциального работодателя. При желании студент может дать ссылку на своё портфолио потенциальным работодателям, чтобы они оценили компетенции выпускника вуза. Для создания такого профиля нужна технологическая основа, в настоящее время мы разрабатываем её.

Аналогичный профиль появится и у преподавателей. В нём будут отражены все компетенции, достижения сотрудника. Это позволит тратить меньше времени и сил на подготовку к конкурсам, переизбраниям, составлению грантовых заявок.

Развитие сервисов электронной образовательной среды — планомерный и важный процесс. Образовательные платформы, системы электронного документооборота делают взаимодействие и общение более удобным, упрощают отчётность и обмен информацией, в целом минимизируют «бумажную» работу.

Софья АНДРЕЕВА