Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2020 г.

Как робототехника меняет нас
В Красноярске впервые прошёл First Russia Robotic Championship

Дети-разработчики и их роботы со всей России, а также из Эстонии, Казахстана и Румынии прилетели в Красноярск на чемпионат First Russia Robotic Championship. Это один из этапов мирового робототехнического состязания, в котором участвуют команды ребят от 6 до 18 лет. Дети распределены по возрастным лигам, и каждая решает свои задачи: самые младшие строят проекты из простого конструктора, дети постарше изготавливают модели роботов, старшеклассники проектируют и программируют действующих роботов и ими проходят полосу препятствий, участвуют в батлах. В этом году тема чемпионата — градостроительство, и ребята придумывали, как с помощью роботов сделать жизнь в родных городах удобнее, красивее, лучше. Их идеи вдохновят любого скептика! Общаясь с командами, понимаешь, что чемпионат — не игра, а место рождения инженеров нового поколения.

Робот-сортировщик и белые ночи в Нижнем Новгороде

First Russia Robotic Championship, МВДЦ «Сибирь». Чемпионат в разгаре, приехало 187 команд. Дети из разных стран и городов: умные, любознательные, весёлые. Кажется, они счастливы, ведь здесь и сейчас занимаются любимым делом, общаются, познают мир.

— Мы команда «Капучино», приехали из Краснодарского края! — улыбается девочка-брюнетка в белой футболке и кепке.

— Почему «Капучино»?

— Мы любим кофе и всегда заказываем именно капучино, — просто отвечает она, — мозговые штурмы тоже устраиваем за чашечкой кофе!

Знакомимся ближе. «Капучино» — школьники из станицы Васюринской: капитан Никита, дизайнер Даша, инженер-конструктор Саша, программист Никита, спикер Катрина. Робототехникой занимаются уже не первый год, очень сдружились. Вместе отдыхают, играют, ездят с проектами на подобные чемпионаты. В Красноярск привезли модель мусоросортировочной станции. Небольшой конструктор в виде конвейера. Импровизированные отходы лента сама распределяет по категориям: стекло, пластик или бумага.

— Мы были на мусоросортировочной станции Краснодарского края и видели, как люди вручную сортируют мусор. Это неприятная и тяжёлая работа, даже в спецодежде можно подхватить заразу или вдохнуть ядовитые газы. Наш капитан предложил сделать робота, который бы сортировал мусор сам: он будет сканировать предмет, передавать данные в микропроцессор, а тот на ленту, — рассказывает Катрина Бекмаева. — Мусор будет распределяться автоматически и отправляться на переработку!

— После того как я своими глазами увидел, как люди разбирают горы мусора, который мы, не задумываясь, выкидываем каждый день, завёл дома три пакета для отходов. Родители и друзья поддержали. Наша команда понимает, что прямо сейчас мы не создадим нашего робота, но делать что-то для решения проблемы хочется уже сегодня, — говорит капитан «Капучино» Никита Кузьмин.

Фраза «делать что-то уже сегодня» вполне могла бы стать неофициальным слоганом чемпионата. Дети ещё не взрослые, они не работают и не обязаны решать серьёзные проблемы, но отзывчиво и неравнодушно пробуют это делать. Со всей непосредственностью и оригинальностью.

— Мы хотим осветить улицы и городские достопримечательности с помощью спутника, — рассказывает о своём проекте Соня Маслякова из Нижнего Новгорода. — Спутник мы покроем специальной метазивной плёнкой, которая отразит лунный свет в виде солнечного зайчика диаметром в 10 километров на Землю. Свет будет идти с орбиты: получится тёплое, мягкое освещение, как питерские белые ночи.

— Неужели это возможно?

— Наш проект можно воплотить в жизнь. Запуск спутника — это, конечно, дорого, по нашим подсчётам, необходимо вложить от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей. Но деньги окупятся: спутник сможет работать более 10 лет и в год будет экономить около 2 миллиардов рублей. А главное — сбережёт ресурсы планеты, которые часто тратятся попусту, — объясняет Соня.

— Почему команда называется «Т9?»

— Когда мы искали информацию для проекта в интернете, автокоррекция Т9 помогала нам, подсказывала правильные варианты запроса. Мы подумали, что будет прикольно создать команду, которая бы так же корректировала экологические проблемы, как Т9 поисковые запросы и орфографию!

— Соня, каким бы тебе хотелось видеть будущее? — вопрос вырывается у меня сам собой.

— Мне бы хотелось жить на чистой планете, заботиться о ней и беречь, — говорит Соня после паузы.

Я иду дальше, смотрю проекты. Их много, и о каждом хочется рассказать историю. Ребята из Нижнего Новгорода, например, мечтают построить аквапарк для маломобильных людей. Команда из Чебоксар презентует робота-сваю, который будет укреплять фундамент домов и предотвращать их разрушение во время наводнений. Подростки из Таганрога привезли проект дома на колёсах.

Ребята оформляют свои стенды, придумывают игры, интерактивы и даже подарки для гостей чемпионата, рассказывают о себе ярко. У каждой команды своя идеология, стиль, и это часть соревнования. Жюри оценивает открытость и дружелюбие команды, смотрит, насколько ребята работают сообща, каковы их идеалы. Получается, задача чемпионата намного шире, чем создание роботов. Дети учатся решать многоплановые задачи, трудиться вместе и ценить умения и навыки друг друга. Они становятся настоящей командой, в которой растут и работают на одну цель креативщики, программисты, инженеры, менеджеры… Специалисты нового поколения, другой глубины.

Сибирские сердца

Робототехника открыла детям возможности технического творчества и устроила перезагрузку в дополнительном и школьном образовании. Распространённый пример: ребёнок не понимает точные науки на уроках, зато в кружке по робототехнике собирает электрического робота, легко и осознанно применяя физические законы и математические формулы! Когда все знания человечества доступны в один «клик», дети задают разумные вопросы: «Зачем мне учить это? А это?..». Робототехника не просто даёт ответы, почему нужны теоретические и практические знания, она погружает ребёнка в профессию современного инженера.

Так, в Красноярске однажды открыл для себя мир робототехники молодой амбициозный и талантливый преподаватель информатики школы №149 Максим ТУРУШЕВ. Он искал способ увлечь учеников предметом и нашёл. Робототехника привлекла ребят результативностью, многогранностью; ученики «откликнулись», появился энтузиазм, и постепенно сформировалась лаборатория «Инженеры будущего», где ребята учились мастерить роботов, оттачивая теоретические знания на практике. Здесь появилась команда «Сибирские сердца», участники придумывали любопытные проекты и с одним победили по-крупному.

— В прошлом году мы с командой летали в Сидней, и нашему проекту присудили второе место за инновационность, — рассказывает организатор фестиваля, тренер красноярской команды «Сибирские сердца» Максим Турушев. — У космонавтов в открытом космосе часто слезятся глаза, решения этой проблемы нет, им приходится возвращаться на космическую станцию, вытирать глаза тряпочкой. Это неудобно и затратно. Мы разработали специальную маску с миниатюрными силиконовыми трубочками, которые бы обеспечивали отток слезы в момент слезотечения. Таким образом, космонавт бы смог доделать поставленную перед ним задачу. Мы представили макет маски космонавтам, ездили в ИСС им. Решетнёва. Идея понравилась, и мы стали одними из победителей, получив эксклюзивное право проводить чемпионат по робототехнике с международным участием в своём городе.

— Как вы нашли тему проекта? Слёзы в космосе — довольно узкий специальный вопрос!

— На соревнованиях даётся одна общая тема, тогда был «Космос». Около 5 месяцев мы смотрели документальные фильмы про космонавтов, ролики на YouTubе, читали книги, статьи и нашли проблему, которую могли бы решить. У нашего проекта действительно пока нет аналогов в мире.

— Значит ли это, что проект, который придумали ваши ученики, станет реальным?

— Всё-таки это детский проект и довести его до реализации сложно. Идея живая, о ней знают, может быть, через несколько лет разработчики заинтересуются ею. Вообще судьба проектов после соревнований не известна. Если дети захотят, мы будем помогать развивать их задумку и дальше, если нет — значит, они сделали проект в рамках чемпионата, изучили новую область, получили знания, и это уже хорошо! Кроме того, дети доносят обнаруженную актуальную проблему до взрослого сообщества профессионалов во время консультаций с экспертами.

— Насколько дети самостоятельны в разработке проекта, много ли вы им помогаете?

— Я подсказываю, как реализовать проект с точки зрения техники, и никогда не делаю ничего за них. Также обязательная часть моей работы — организовать встречу с экспертами. Ребёнок не может подойти к взрослому и сказать: «Ну, послушай мой проект!». Экспертная оценка — важная часть нашего дела, как только сформирована идея проекта, мы идём к взрослым специалистам: в профильный вуз, на производство, в компании. Там действующие профессионалы говорят: «Нет, ребята, идея никакая, ничего не выйдет» или дают полезные для проекта советы.

Стенд «Сибирских сердец» оформлен в ярко-голубом цвете. В этом году тема чемпионата «Градостроительство», и ребята из Красноярска представили проект модульного монорельса для пешеходного виадука, который соединяет театральную площадь и площадь перед зданием городской администрации. Этот пешеходный мост — популярное место в городе, и мы привыкли, что он не оборудован пандусами и не предназначен для людей с повышенными потребностями.

— Вспомните, с одной стороны моста лестница короткая, а с другой, наоборот — слишком длинная. Там не поставишь лифт или пандус, да и сам мост выгнут, так что инвалиду-колясочнику его не проехать, — рассказывает участник команды «Сибирские сердца» Тимур Ахметханов. — Мы придумали монорельс, который бы крепился к несущим элементам моста. На монорельсе закрепляется кабина, работающая с помощью контактной передачи, в этой кабине маломобильный человек легко переезжает с одной стороны на другую или поднимается на мост, чтобы взглянуть с него на город и вернуться обратно.

— С кем из взрослых вы обсуждали проект?

— Конечно, с тренерами, а потом ходили к представителям власти, в спортивный клуб «Звёздный», где занимаются люди с повышенными потребностями, были на консультации в строительной компании. Это одна из самых интересных частей работы: общаться с экспертами, бывать в новых местах!

— В каких городах и странах ты побывал благодаря робототехнике?

— Был в Иркутске, в Железногорске, в Перми, в Москве, ездил в Эстонию и Австралию. Сидней — красивый город, особенно ночью! Раньше я считал робототехнику своим увлечением, но чем больше я езжу на соревнования, тем больше думаю, что моя будущая профессия, возможно, будет связана с моделированием и программированием.

Роботы и будущее

Автономная битва роботов на ринге. Команды следят за «подопечными», но не управляют ими. Робот действует сам по заранее написанному программному коду. Небольшой треск, и победа: жёлто-чёрный робот одолел конкурента. Хотя, как говорят сами участники, здесь нет конкурентов. Как такое возможно на соревнованиях?

— В FTC (старшая лига чемпионата FIRST® Tech Challenge — прим. ред.) робот не главное, гораздо важнее быть здесь, найти единомышленников и законнектиться с ними. Мы обмениваемся опытом, качаем навыки, которые потом пригодятся в жизни, популяризируем своё сообщество. Например, у нашего инстаграм-канала уже 609 подписчиков, — рассказывает Илья Куций, руководитель команды «Спутник» из Санкт-Петербурга.

Илье 18 лет, он студент Института механики и оптики. Три года парень был участником команды. Поступив в вуз, продолжил участвовать в соревнованиях как старший наставник-руководитель. Илья говорит, что FTC изменила его жизнь:

— Это трудно переоценить. Я научился программировать, моделировать, понял, чем хочу заниматься, выбрал вуз. Даже поступить на бесплатное отделение мне помогли дополнительные баллы, которые я заработал на чемпионатах по робототехнике

За батлами роботов наблюдают судьи. Они в хорошем настроении и, кажется, совсем не строги. Некоторые надели на себя ковбойские шляпы.

— Дело в том, что дети обычно расценивают судей как экзаменаторов и нервничают, — поясняет Дмитрий ЛУЗИН, преподаватель из Санкт-Петербурга. — Но задача таких чемпионатов — не заставлять переживать, а получать удовольствие, так что эксперты всегда придумывают, чем сбить пафос, расслабить участников. Ковбойская шляпа — наша тема на этом мероприятии.

— Это здорово! В чём вы видите свою главную сверхзадачу?

— Подготовить качественных инженеров. И чтобы они остались в Российской Федерации.

— Наверняка многие ребята мечтают работать за границей, и у них есть все шансы уехать и успешно устроиться там.

— Принято считать, что в России всё плохо. Но мне кажется, что такое мнение — от недостатка информации. У нас много перспективных технологичных организаций, и в своей работе я пытаюсь наладить с ними контакты и показывать детям, что в нашей стране можно развиваться и работать. Здесь есть сложность: в классных компаниях боятся детей, там не знают, что с ними делать. А дети тоже боятся: какие-то взрослые дяденьки, а дети только учатся. Мы же хотим наладить мостик, чтобы взрослые оценили работу детей, предложили им новые задачи для решения, а школьники приезжали в серьёзные фирмы на экскурсии и за практикой, понимали и привыкали к вопросам, которые решают компании.

— Почему вы думаете, что это полезно? Может, детям лучше в детском мире?

— Знаете, когда я выпускался из школы, выбор университета для большинства был как подкидывание монетки. Друг Вася пошёл в политех, ну, и я пошёл, потому что мы дружим! Но старшие школьники могут делать этот выбор более осмысленно, когда понимают, чем хотят заниматься.

Наша задача — показать, какие есть направления, дать попробовать, подходит ли ему программирование или он больше захочет моделировать. Осознанность поможет выбрать вуз, и гораздо меньше людей будут учиться, взрослеть, работать не там, где хотели бы.

— Ощущение, что ребята здесь готовятся быть не только инженерами, но и менеджерами. Раскрутка групп, ведение Инстаграма команд — для чего это?

— Это тоже часть взрослой жизни. Чтобы дети понимали, что необходимо разделение обязанностей, один человек не может отвечать за всё. Участники сталкиваются не только с технической задачей, но и проблемами менеджмента, организации, планирования, дедлайнов. Наверное, как и все у себя на работе.

Мам, смотри, какой у меня «умный дом»!

Самым маленьким участникам First Russia Robotic Championship едва исполнилось 6 лет. Они бегают наперегонки между столами, где стоят их проекты, просят у мам сфотографировать выступление.

— Наш проект «Умный дом», смотрите, какой красивый, — рассказывает шестилетний Максим Редько. — Чтобы жильцы чувствовали себя в безопасности, на входе стоят два робота-охранника, которые стерегут дом. Вот тут предусмотрен пандус для людей с ограниченными возможностями. На крыше будет площадка, чтобы скорая помощь могла приземлиться на вертолёте. В этом доме живёт много детей, так что рядом сад с ёлками, чтобы к Новому году все выходили с игрушками и украшали ёлку на улице, а не рубили каждый для себя. Ещё мы установили на доме электрическую батарею и ветряную турбину. На севере мало солнца, но много ветров, мы должны использовать эти ресурсы с умом!..

Я пытаюсь вспомнить себя в 6 лет. Не думаю, что слова «ресурсы», «ветряная турбина» были мне понятны. Может быть, мы и правда идём вперёд и развиваемся? Максим Редько приехал с Ямала. Чтобы участвовать в чемпионате, он с друзьями, педагогами и родителями был в пути двое суток.

— Эти дети занимаются робототехникой с четырёх лет, треть своей жизни! Нам хочется, чтобы они увидели эту обстановку, прониклись атмосферой, сделали для себя выводы, — говорит, Елена ФИЛИЦИНА, педагог станции технического творчества. — Робототехника часто становится не просто увлечением, а образом жизни. Дети начинают логически мыслить, даже дома что-то изобретать, они растут интеллектуально, рассуждают. Бывает, задают такие глубокие вопросы, что я понимаю: мне до них далеко.

Александра МАРКЕВИЧ