Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2010

Пётр Пимашков: «СФУ позволил городу шагнуть далеко вперёд»

На последнем забеге «Стартуют все» один из участников сказал: десятки городов пытаются организовать что-то подобное у себя, деньги вкладывают, но ничего не получается. Потому что у них сам мэр не бежит. А наш – бежит. И мы как-то вслед за ним подстраиваемся.

Вот уже 14 лет Пётр Иванович ПИМАШКОВ является главой Красноярска. Он избирался на этот пост четыре раза, получая большой кредит доверия горожан (до 80 процентов голосов). За это время город очень изменился, так что люди, уехавшие отсюда лет 10 назад, попросту его не узнают. «Стал красивым», «У нас такого нет», «Везучие!» —такие отзывы слышали многие из нас от своих гостей. О Красноярске — сегодняшнем и завтрашнем — мы говорим с самим его Главой.

— Пётр Иванович, как-то по телевизору был репортаж, где рассказывалось, что каждое утро перед работой вы прогуливаетесь по улицам города. Это традиция?

— Да, всегда стараюсь с утра пройтись — по Мира или Маркса, в зависимости от того, что надо посмотреть. Или проезжаю по каким-то улицам, чтобы утром на аппаратном совещании сообщить ту информацию, о которой руководители департаментов ещё не догадываются.

Стараюсь знать обстановку в городе, исходя из собственных наблюдений, а не только из того, что мне докладывают. Не для того, чтобы за всех сработать (ничего не получится, если нет команды, которой ты доверяешь, нет ответственных людей), а чтобы понимать слабые звенья в нашей работе.

— А что вас может возмутить? Мусор на наших улицах, вроде, в глаза не бросается.

— Бывает — и мусор, и факты вандализма, и незаконное строительство… Со всем этим приходится разбираться, порой даже уголовные дела заводить.

— Вы знаете расположение всех улиц Красноярска?

— У нас порядка восьмисот улиц, и я в них хорошо ориентируюсь. Более того, у меня такое чувство, что за тысячи встреч с людьми я не только улицы — многих жителей уже в лицо знаю. Приезжаю, скажем, в Новосибирск на какой-нибудь форум, где множество людей, и вдруг смотрю – о, красноярец. Сразу узнаю наших.

— Красноярск несколько раз признавался самым динамично развивающимся городом России. Скажите, из того, что при вас построено — что особенно дорого и любимо?

— Два года назад, когда к нам в Красноярск приезжал Лужков, он мне задал вопрос: сколько в Красноярске строится жилья? Я сказал — 0,96 кв.м. на жителя. Он не поверил, поскольку в Москве строилось 0,56, почти вдвое меньше. При мне стал звонить своему заму, который накануне дал ему справку, что Москва строит больше любого города страны. И тому пришлось признаться, что про Красноярск-то он забыл упомянуть и что здесь немного другая ситуация. По количеству построенного жилья в пересчёте на человека наш город действительно один из лидеров в России. Даже несмотря на кризис. А как мы этого добились? В 1996 году все службы, которые согласовывают строительство в городе, такого разрешения не давали: энергетики — потому что и без того не хватало тепла; водоканал — потому что не хватало коммуникаций и т.д. В интересах мэрии было – не строить, ведь каждый объект вызывал дополнительные проблемы. Зачем строить дом, где будет холодно, и жители постоянно окажутся недовольны? И мы поставили задачу: решить вопросы с теплоснабжением, водоснабжением, канализацией, подъездными путями… Взяли все брошенные котельные (телевизорного, комбайнового завода — всего 36), за три года восстановили их, увеличили мощность в два раза и подвели таким образом базу под строительство. Вот эти новые микрорайоны, которые мы сегодня строим, жильё совсем другого качества — предмет особой гордости.

— Я помню — был серый город, а теперь он стал разноцветным.

— Верно, но надо было ломать менталитет, и не одним днём это решалось. Помню, одно из первых поручений, которое я сделал, когда стал мэром, — перекрасить здание на углу Кирова и Мира, где «Гидропроект» располагался, из чёрного цвета в светлый. Потому что, действительно, серость угнетает. Сейчас в городе появляются всё больше красочных домов. Правда, бывают и спорные случаи, которые вызывают вопросы у красноярцев. Но всё равно, я считаю, что город должен быть ярким.

Вообще, если вспоминать, с чего мы начинали — период тогда был очень сложный. Многие города пошли по пути того, чтобы хоть минимальные функции выполнять, решать самое насущное. А мы сразу выбрали другой вектор — да, надо поддерживать нормальную жизнедеятельность города, но и о перспективах нельзя забывать. В результате мы добились многого. Красноярск занял третье место в России по благоустройству, одержал победу в конкурсе на самый динамично развивающийся город страны. И это заслуга всех красноярцев.

— А какой сегодня наиболее развивающийся район или проект, с которым связаны будущие перспективы города?

Макет будущего микрорайона Красноярск-Сити

Макет будущего микрорайона Красноярск-Сити

— Сегодня есть несколько проектов микрорайонов, даже не XXI, а, на мой взгляд, XXII века. Они уже представлялись на различных международных выставках. Строительство планируется в микрорайонах Покровский, Слобода весны, Красноярск-сити. Здесь будет жильё высокого качества, развитая инфраструктура — всё сделано для человека.

Но для того, чтобы город продолжал стремительно развиваться, необходимо решить ряд серьёзных инфраструктурных задач, в первую очередь связанных с дорогами. И один из важнейших проектов в этой сфере – строительство четвёртого моста через Енисей. Он необходим городу как воздух. Здесь будет непрерывное шестиполосное движение, мост будет пропускать 7 тысяч автомобилей в час. Конечно, средства на такое масштабное строительство нужны очень значительные – больше 18 млрд рублей. Для муниципалитета сумма слишком велика, но в этом проекте нас поддерживают краевые и федеральные власти.

Очень надеемся мы и на окончание строительства метро. В этом заинтересован и губернатор, так что при его поддержке строительство, думаю, пойдёт значительно быстрее.

Также будем «замыкать кольцо» объездной дороги вокруг города, чтобы транзитные грузовики в Красноярск вообще не заходили. Есть и проекты новых транспортных средств — например, канатная дорога от Студенческого городка через Енисей на правый берег.

— Я до сих пор думала, что это чистая фантастика. Висеть на проволоке над Енисеем — это же страшно!

— Чисто технически сегодня это вполне осуществимо. Идея была как раз студенческая — один из проектов на Красноярском молодёжном форуме. А сейчас уже специалисты работают над этим проектом, так что уверен, такой объект в городе появится.

— Перед встречей с вами у нас в редакции состоялось обсуждение развития города, достаточно острое. И вот, в частности, оказалось, что даже экспертам не совсем понятно, на что он живёт и развивается. Ведь не секрет, что большинство тех промышленных предприятий, которые создавали мощь Красноярска, закрылись, а те, что остались, стараются «оптимизировать налоги», т.е. платят их всё меньше. Откуда основные поступления в бюджет? На что живёт город?

— Очень важная составляющая бюджета — это строительство. Каждое рабочее место в этой сфере позволяет создать ещё как минимум шесть в смежных отраслях. Второе — промышленность. Как бы то ни было, у нас достаточно много серьёзных предприятий — это и алюминиевый завод, и завод цветных металлов, «Красмаш», завод холодильников «Бирюса». Пищевая промышленность активно развивается: на подходе строительство ещё одного завода по переработке молока, по переработке овощей…

Конечно, жаль, что где-то на определённом этапе некоторые заводы не смогли встроиться в новые экономические условия и закрылись. Например, шёлковый комбинат в своё время выпускал лучшие ткани в Советском Союзе, в Кремль их заказывали. Но не смог устоять. Зато те предприятия, что сохранились, на сегодняшний день работают на совершенно новом уровне. Например, водоканал. Был в тяжелейшей ситуации, а сегодня — стабильное предприятие. «Жилфонд» — как бы его ни критиковали, но за последние 3 года более полутора тысяч домов отремонтировали, таких темпов уже 50 лет не было. Критикуют пассажирский транспорт; но я помню, как когда-то приходилось добираться, скажем, с Калинина, где я жил, на комбайновый; я пуговицы на пальто по три раза в неделю пришивал, такая была давка в автобусах. Сегодня, безусловно, нам надо улучшать работу транспорта, но ведь это уже совсем другой уровень задач.

— В Красноярск как-то приезжала делегация иностранных архитекторов. Они были очарованы деревянными домами, которые ещё встречаются у нас даже в центре города: «такие только в Сибири и увидишь». Но ведь участь подобных домов в перспективе очевидна. А не рассматривался проект — создать квартал-музей типичной сибирской застройки? Как музей деревянного зодчества в Новгороде, в Кижах или в Шушенском…

— У нас порядка 200 домов, которые находятся под охраной как памятники культуры. Есть целевая программа до 2012 года по их реставрации, общий объём финансирования — более 900 миллионов рублей из краевого бюджета. Восстановление начнётся уже с этого года. В первую очередь будут отреставрированы Архиерейский дом (Горького, 27), контора Кузнецова (Мира, 24) и дом Севастьянова (Горького, 23). Можно ориентировочно выделить и целый квартал — это дома в районе Карла Маркса, Горького, Декабристов, Бограда. К сожалению, многие из зданий сейчас находятся в ветхом состоянии. Поэтому людей из них будем переселять, дома реставрировать и находить им новое применение — как культурным и социальным учреждениям. Думаю, это вдохнёт новую жизнь в исторический центр.

— Одно дело — отреставрировать, другое — собрать их вместе, чтоб это выглядело как целостный комплекс…

— На такие проекты есть две точки зрения. Одни говорят: да, хорошо, чтобы они стояли отдельно, и даже предлагают создать такую улицу на острове Татышев. Но есть и другой взгляд: когда мы что-то переносим, получается искусственно. Лучше находить возможность сохранить здание на старом месте, вписать его в современную городскую среду.

— Что из увиденного в других городах вы бы хотели ввести у нас? Например, я слышала, что в Корее автобусные остановки – с подогревом; для Сибири это актуально. А в Турции наземные уличные переходы — с эскалаторами…

— Главное, что я хотел бы перенести в наш город из других стран — чтобы все мы, красноярцы, понимали, что мы хозяева города. От каждого из нас зависит, чтобы город становился лучше. Давайте посмотрим на Европу: если там ты неправильно припарковался, то твой сосед, с которым ты вчера день рождения отмечал, сразу позвонит и сообщит об этом нарушении общественного порядка… Ни один берлинец не выбросит из окна своего «мерседеса» фантик, чех — не подожжёт пальму (кстати, идею украшать городские улицы экзотическими растениями пальмы я привёз как раз из Чехии, а там тоже зимой лежит снег). Никто спичку не бросит, хотя урн не больше, чем у нас. Во Франции их вообще убрали из-за угрозы терроризма, а мусора — нет. Вот на это я обращал внимание.

Если говорить о других заимствованиях, то климатические условия накладывают на нас серьёзные ограничения. Например, новые правила обязывают ставить у пешеходных переходов лифты для инвалидов. Мы стараемся требования выполнять и уже построили два таких перехода. Но, к сожалению, в Сибири такие проекты получаются гораздо дороже, чем в той же Турции, а главное — не выдерживают нашей погоды.

— Красноярск два года назад получил звание «Лучший город СНГ» за эффективную социальную политику. Какие особые социальные программы позволили нам добиться этого результата?

— Здравоохранение, образование, спорт и культура — сферы, требующие больших финансовых вложений. Из-за кризиса развитие этих направлений могло практически остановиться. Тем ценнее, что Красноярску удалось этой тенденции не поддаться. Мы выбрали такой подход — если уж строим, то на самом высоком уровне. Взять образование. У нас появилась 150-я средняя школа на улице Алексеева, её называют «образовательным учреждением нового века». Школа искусств на Взлётке — единственная в Сибири, где учтены все требования, необходимые для занятий музыкой, танцами и живописью. Нынешним летом открылся специализированный регбийный стадион с полем международного класса — такого за Уралом нет больше нигде. В Советском районе появилась станция скорой медицинской помощи, специалисты говорят, что она лучшая в России. В декабре в Северном откроется детская поликлиника, где даже бассейн будет. Появится новый травмпункт на правом берегу. Вообще, в нашем городе множество объектов, о которых можно сказать: «единственный в России», «самый-самый».

— Есть ещё такой проект — «Трудовой отряд главы города». Не только мамы, но и все горожане, думаю, с пониманием относятся к этой инициативе, хотя она, наверное, обходится бюджету в копеечку...

— Шесть тысяч детей за летний сезон проходят через эти отряды. И дети ведь там не просто зарабатывают деньги. Они встречаются, находят друзей, делают для города много хорошего. Подростки, которые получили этот опыт, бережнее относятся к городу — они сами об этом говорят. Это направление очень важное — от детей зависит наше будущее. На это денег не жалко.

— Известно, что сегодня детские сады, школьные дворы благоустраиваются на конкурсной основе. Получила школа или садик грант — преобразилась. Нет — остаётся, какой была. А как быть родителям, которые только видят по телевизору продвинутые учреждения, где для детей созданы все-все условия, — а их ребёнок ходит в свой сад, где даже горок и освещения зимой нет? Нельзя обустроить всё?

— Всё сразу — к сожалению, невозможно, а постепенно — делаем. За последние годы в городе отремонтировано и создано более 2,5 тысяч дворовых детских площадок. Что касается нехватки детских садов — эта проблема остаётся, но всё равно мы стараемся если уж строить новый, то очень хороший. Нам говорят: можно бы и попроще, деньги сэкономить. Да, можно, но такое мы уже проходили. И сейчас за это расплачиваемся. То, что мы строим сегодня, будет стоять и сто лет. Хотелось бы, чтобы таких детских садов строилось в 5, в 10 раз больше, но на это нужны огромные средства, которых, к сожалению, пока нет.

Мэр Красноярска - активный участник

Мэр Красноярска - активный участник "Стартуют все"

— Одно из ваших увлечений — велосипед. Но при этом в нашем городе, кроме как на Татышеве, покататься негде, нет инфраструктуры велодорожек. Нельзя ли это как-то изменить?

— Действительно, Татышев в последние годы стал центром массовых занятий спортом. И мы делаем всё, чтобы улучшить там инфраструктуру, строим велодорожки, сделали теннисные корты, площадку для летних оздоровительных зарядок, павильон для настольного тенниса, установили спортивные тренажёры. Недавно на острове Татышев я участвовал в велозаезде со своими коллегами и журналистами. И даже трасса в 30 километров не показалась тяжёлой, потому что качество дорожки очень хорошее.

Конечно, нужно развивать эту инфраструктуру и в других районах города. Есть проект создания большой дорожки, соединяющей Академгородок с Зелёной Рощей через остров Татышев. Для того чтобы реализовывать такие проекты, необходимо ломать сложившиеся традиции и стереотипы. Потому что жители на сегодняшний день не готовы, чтобы для этого сокращались тротуары или проезжая часть. А других способов организовать велосипедное движение в центре города нет.

— Что даёт вам основание быть спокойным за город, а что вас тревожит?

— Я спокоен за то, что, на мой взгляд, мы выбрали верный вектор нашего движения — всё делать в интересах жителей. А волнует, прежде всего, безопасность людей. Жители города должны чувствовать себя спокойно в любом месте города и в любое время суток. И об экологической безопасности надо думать. Мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы заводы, которые пока ещё загрязняют город, во-первых, проводили соответствующие мероприятия по уменьшению воздействия на окружающую среду. А во-вторых — всё-таки выносились за городские пределы: графитовая фабрика, нефтебаза и т.д. Или транспорт — он даёт 34% загрязнения воздуха. Значит, надо переходить на экологически более чистое топливо, которое уже применяется в мире, а мы всё работаем на старых марках бензина. И, конечно, мы должны продолжать работу, чтобы сделать город действительно зелёным. Позади тот этап, когда высаживались прутики, и службы рапортовали: «в городе появилось 10 тысяч новых кустарников». По таким отчётам в Красноярске сплошная тайга должна быть. Но многие саженцы погибали. Сегодня мы высаживаем крупные деревья с комом, следим, чтобы они укоренялись, росли. Вот лет через пять у нас на Татышева появится самый большой за Уралом яблоневый сад. 15 тысяч саженцев уже прижилось…

— Если мы говорим о перспективах — Сибирский федеральный университет может стать ядром будущего развития города?

— Есть проекты, которые сразу повышают статус города, например, строительство метро или какого-то крупного предприятия. Появление СФУ в Красноярске позволило нам шагнуть не на одну, а сразу на несколько ступеней вперёд. С университетом мы связываем очень большие надежды — это молодёжь, это завтрашний день, самые последние технологии, взаимодействие с передовыми учебными центрами других стран… Такой вуз выводит город на новый уровень. Например, когда я был в Китае и общался со студентами, то был удивлён, что они уже знают о лучшем сибирском университете и собираются продолжать здесь образование.

Так что я считаю, СФУ будет не только научным и образовательным центром Красноярска, но и вообще источником для развития всех новых, важных процессов в самых разных сферах жизни города.

Также, говоря о перспективах, отмечу, что сейчас готовится программа социально-экономического развития Красноярска до 2020 года. Её проект размещён на сайте администрации, в обсуждение могут включиться все горожане. Завершающий этап слушаний пройдёт в октябре на Красноярском городском форуме. И надеюсь, что студенты и преподаватели СФУ тоже примут активное участие в обсуждении будущего нашего города.

Валентина ЕФАНОВА