Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2010

Гений вне контекста
Творческий человек в пространстве и во времени

В этом году красноярский дизайнер Николай ИВАНЕНКО получил самую авторитетную европейскую премию «reddot design award» (кстати, он стал всего лишь третьим россиянином в истории престижного конкурса)… А главному редактору телевизионной программы «Детали» Илье СУРАЕВУ приз «Золото СТС» вручили в Москве — работу красноярского коллектива «Деталей» признали лучшей в стране. Мы захотели, чтобы два красноярца с именем поговорили о… городе. Илья Сураев согласился выступить в роли корреспондента СФ. Предлагаем вашему вниманию разговор, состоявшийся во время прогулки по проспекту Мира. Порядок чтения частей — не имеет значения.

Часть первая

— Иваненко и Красноярск — две вещи совместные? На ваш взгляд, Красноярск — город комфортный?

— Начну с другого: Красноярск — один из красивейших городов мира. Если не говорить о нём как о городе домов. Недавно у меня спрашивали — «Красивый город Красноярск?». Я ответил, что красоту городу задаёт скелет. А скелетом у нас является Енисей, мощные, красивые, похожие (по мнению Чехова) на швейцарские, горы. Всё это подкреплено двумя красивейшими мостами — Коммунальным и Железнодорожным. У нас однозначно очень сильны несколько архитектурных зон, например, Стрелка, и очень интересная набережная. Всё остальное — это рюшки. Если человек любит смотреть на рюшки, он может не увидеть камзола. Я люблю смотреть на камзол. Камзол у города — потрясающий. Потом, у нас наконец стали появляться сами по себе интересные отдельные здания. Как то — недавно появившийся центр «Европа». С моей точки зрения, это первое за последние 16 лет сооружение, которое отсылает к понятию архитектуры. Что такое архитектура? Это когда человек подошёл, посмотрел наверх, шапка у него упала, и он обалдел.

— Но ведь это здание «утюгом» из числа ещё советских староделов?

— Не знаю. Насколько мне известно, это Демирханова работа. В общем, город у нас комфортный. Другое дело, что его не могут никак транспортно организовать. Но это уже другая тема.

— Так тема комфорта мне и интересна. Я наблюдал в том же Питере или Москве количество элементарных табличек-указателей на улицах — у нас с этим гораздо лучше. Опять же идея с историческими названиями улиц на домах — хорошая.

— У нас есть ещё одно достижение. Это не издёвка и не постмодернистская шутка! У нас есть действительно потрясающая вещь — мэр-мечтатель. К примеру, можно спорить о качестве или оформлении фонтанов, но их обилие, их количество!

— А цветочный петух? Ну, прекрасно же!

— Даже эта сакура сумасшедшая (если бы её убирали на лето) зимой выглядит вполне, когда наш город тёмный, очень даже неплохо. Если бы это обыгрывать правильно. А пальмы, туи?

— Конечно, есть о чём рассказать соседям. Но меня несколько пугает, что у нас всего много, всего с избытком. Взять проспект Мира: одновременно сакуры, цветочные клумбы и огромное количество часов. Это потому, что мы такой азиатский по природе город?

— Я думаю, мы находимся в состоянии осознания себя. Мы город, я бы сказал, стоящий либо в конце, либо в начале. Я думаю, это начало, будет ли оно в рамках России или ещё какого-то другого проекта — китайского, индийского...

Николай ИВАНЕНКО
Дата рождения: 15 августа 1962 года.
Образование: КГУ (филолог), Pacific Coast University (MBA).
Награды: Международный Московский фестиваль рекламы-98, IDEA-98/04, Бренд года-99, How Design — International Design Annual 2003 и многие другие.
Известные работы: «упаковка» телепрограмм «Новости ТВК», «Новое утро», «Культура за неделю», «Женская логика», «Живые мысли», др; журналов и газет — «Конкурент», «Телевизор», «Кошелёк», «Каталог», «ОМ». Автор фирменного стиля многих красноярских предприятий, рекламных и массовых акций.
В 2008 году разработал логотип и стиль для ночного клуба «Три дня дождя». Клиенту вариант не подошёл. В 2010 Николай получил за эту работу «Красную точку Дизайна 2010» («reddot design award»). Теперь она будет демонстрироваться в крупнейшем в мире музее современного дизайна «The Design Zentrum Nordrhein Westfalen».
Семейное положение: женат. Воспитал сына и дочь.
Хобби: историческая литература.

Илья СУРАЕВ
Дата рождения: 18 февраля 1983 года.
Образование: КГУ (журналист).
Работал корреспондентом «Комсомольской правды — Красноярск», редактором сайта KP.RU, главным редактором журнала «Детали». На сегодняшний день — шеф-редактор развлекательного вещания СТС-Прима.
Семейное положение: холост.
Хобби: ведёт блог.

— Но есть же концепции «Город исторический», «Город индустриальный», «Город-сад». Нам куда двигаться?

— Тут две вещи. Первое — как себя подают те, кто этот город лепит. Руководители. Есть вторая тема — город, который реально существует. Я говорю о реально существующем. Есть ли концепция у развития города? Думаю, что её нет. К сожалению. Но это тоже связано с двумя вещами. Этот этап, эти двадцать лет, которые мы прожили — этап чудовищный. Чудовищный перелом, переосмысление решительно всего. Решалось много других неотложных проблем. Сейчас, очевидно, все находятся в ситуации «что мы наделали? что мы творим?». И, конечно, «что делать?». Это касается и визуального решения, каким быть Красноярску.

— И какое же направление нам выбрать? Экология, может быть?

— Индустриализм не исключает экологию. Пекин — это индустриальный город? Если вы пять минут едете от аэропорта и начинаете видеть сначала двухуровневую развязку, потом трёхуровневую, потом четырёхуровневую... И видите дорогу шириной 120 метров. Это индустриальный город?

— Ну да!

— Вот если в этом направлении — то да. И других шансов нет у города. Других шансов нет ни у кого. Красноярск спасут мощные транспортные развязки. Тогда он станет городом мечты. Естественно, побороться нужно с крупными нашими кормильцами-заводами. Убедить их, найти возможные варианты сделать воздух в нашем городе более чистым — и тогда он станет экологически чистым индустриальным городом. Других вариантов нет!

— Почему же... Вы следите за попытками сделать из Перми столицу современного искусства?

— Чтобы продавать себя как культурный центр, нужно, чтобы первые лица этого захотели. Ты знаешь, что превратить Красноярск в культурный центр Сибири — это была личная инициатива Федирко? Личные усилия огромные! Всё очень связано. Потому что, когда здесь два рояля «Steinway» появилось — 80 тысяч долларов за одну штуку (их приобрели по личному распоряжению Федирко, по тем временам сумма неслыханная) — где-то через неделю позвонил менеджер Рихтера и сказал: «Мы хотим приехать к вам поиграть». Всё очень просто! Рихтер играет только на «Steinway». Вот у нас был фестиваль «Поколение М», и теперь его нет. И у нас после этого фестиваля в Красноярске не осталось, практически, хороших модельеров, все, кого открыл фестиваль, работают в Москве, Пекине. Логинов, Никитин — эти имена теперь в десятке лучших fashion-дизайнеров России. А открыл их «Поколение М». И приезжали к нам — Хромченко, Толмачёва. А новых открывать некому. А они есть точно! Вот как делается культурная столица.

— А где эти винтики, где суставы, с помощью которых можно сегодня что-то делать в городе, притягивать людей? Наши Столбы могут ими стать?

— Не думаю, что Столбы. В моём понимании, если взять людей и провести их по нашему Железнодорожному мосту туда-сюда через Енисей, то они увидят такую мощь, что Столбы отдыхают. Ты хоть раз ехал по России на поезде?

— Конечно!

— Тогда ты должен был обратить внимание, переезжая даже Иртыш какой-нибудь. Видишь широкую и длинную гладь воды, не больше. А вот когда переезжаешь через Енисей – ощущение ужаса, джина в бутылке мощного.

— А есть какой-то инструментарий, с помощью которого можно эти вещи продвигать потом, продавать город. Вот сейчас выбирают логотип Москвы. Есть известный логотип Нью-Йорка «Я люблю Нью-Йорк», который работает. Красноярску нужен свой логотип?

— Любят не логотип. «Я люблю Нью-Йорк» — в этом слогане есть Бродвей, есть Уолл-стрит, есть…

— Сериал «Друзья»!

— Да! И когда человек придумал «Я люблю Нью-Йорк» — здесь есть всё! Кстати, сериал «Друзья» в составляющей этого бренда сыграл большую роль. Нельзя построить бренд только на идеях пиарщиков. Сначала делается так: берётся и открывается, например, повторно фестиваль «Поколение М», но масштабно, с приездом сюда крупнейших модельеров. Или проводится кинофестиваль короткометражного фильма «120 секунд». Что-то ещё. Только не фестиваль азиатско-тихоокеанский. После того, как всё это произойдёт, кто-нибудь из участников, дизайнер — не дизайнер, сидя в кафе, напишет какую-нибудь штуку, и все увидят — вот оно! Вот он какой Красноярск. А наш город потенциалом, чтобы превратить его в невероятный город, обладает. Абсолютно точно. Но только фишек и только ходов — недостаточно.

— Я тут прочитал, что в королевстве Бутан все вывески выполнены одним цветом – аптеки, магазины, кинотеатры — не важно! И пронумерованы – магазин номер такой-то. Как вам такой радикальный вариант?

— Я не думаю, что это удобно. Я сторонник многообразия. Вообще не люблю систему. При этом странно, что мне нравится минимализм. Если я попадаю в систему, вопрос «Кто я?» ставит в тупик. Кто я? Дизайнер? Дизайнер — это тот, который сидит в отделе тканей, пенсионного возраста женщина, с бумажкой «услуги дизайнера — бесплатно». Я этот дизайнер? Нет, вроде как. Система позволяет быстро организовываться. Хорошая вещь, она однозначно нужна, но когда мы говорим об открытиях, о художественном акте, то система — зло.

— А не пугает мировая унификация? Это нормально, что в Америке выходит «Доктор Хаус», а через пару дней в России перевод его в Интернете?

— Я думаю, что «Доктор Хаус» — это пример замечательный! Гений, который добиться успеха не может. Ни в развитом мире, ни при конкуренции высокой — не нужен гений! Его везде гонят. Он нужен только одной тётке — директору госпиталя. Больше никому. Это первое.
Вторая тема — как рождается открытие. Оно рождается из незнания, непонимания. Здесь ошибка, здесь попал в тупик, всё, шансов спасти уже нет. И раз — оно родилось! Унификация не опасна, пока есть доктор Хаус. Не важно, в жизни или в кино.

Часть вторая

По проспекту Мира идут два человека. Оба активно жестикулируют, спорят, не обращая внимания на прохожих.

— Николай, мне нужен ваш совет. Когда я общаюсь со своими друзьями – все советуют мне уехать жить и работать либо в столицу, либо за границу. Я их пытаюсь убедить, что искренне люблю Красноярск, но встречаю непонимание. Вы человек, которого теперь, не кривя душой, можно назвать дизайнером с мировым именем (после последней награды), и вы живёте в Красноярске и никуда не уезжаете. Почему?

— Сейчас я говорю людям, что я ошибся. Что надо было уезжать.

— Опаньки! Да?!

— Да. Надо было уезжать. Сейчас я могу сказать, что совершенно очевидно — перебороть ситуацию на месте невозможно. Просто повезло, что мне удалось сделать несколько вещей, которые получили высокую оценку (в 2003 году я ещё получил награду «How Magazine International Design», и это, если честно, ещё более престижная вещь, по крайней мере среди дизайнеров-графиков). Я уж не знаю, за счёт чего это произошло. Но думаю, что если человек хочет самореализоваться, то, конечно же, надо искать места и единомышленников, готовых согласиться с тем, что идея — это рискованная вещь, чтобы что-то сделать — надо рискнуть, что та идея, которая на по-
верхности и кажется правильной — это идея уже даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня, раз она ясна. Для этого надо ехать в места скопления близких по духу людей. Иначе жизнь превращается в лишнюю борьбу, и в конце этого тоннеля света нет, а есть отчаяние, разуверование в себе. Такая вот жизнь.

— Пессимистично получается.

— В конечном итоге мы выйдем на позитив. Ты же знаешь, я очень позитивный человек.

— По сути жизнь в столичном городе — это инструментарий. Сейчас есть Интернет, и благодаря дурацкой глобализации музыканты, поэты, журналисты, дизайнеры могут работать прекрасно в маленьком городе и делиться с миром своим творчеством.

— Это правда. Работать можно. Наладить контакты можно. Но если что-то делать, что-то большое, то необходимо постоянное прение, постоянные мелкие и не очень мелкие конфликты, постоянные накопления ошибок, которые тебя выбрасывают выше. Это возможно только в контакте личном. Потому что если вы не будете всё время в контакте, то я не думаю, что какой-то серьёзный прорыв произойдёт. А если не произойдёт серьёзного прорыва, то и контакты оборвутся. Дело в том, что работа над большими проектами, интересными — это постоянный поиск и приобретения огромного количества ошибок. Если мы говорим о том, что так работают во всём мире, то они, конечно, так работают, но при этом всё равно садятся в самолёт и летят из Нью-Йорка в Сидней, общаются по-быстрому, обсуждают какие-то серьёзные вещи, потом опять разлетаются. То есть Интернет позволяет быть на острие событий, но он не ликвидирует групповую работу. Я уже не говорю, о том, что Интернет — это такая ловушка. Из-за того, что он огромен, сталкиваясь с двумя-тремя гранями, возникает ощущение, что знаешь всё. Это обман. На самом деле вопрос не в том, чего мы получим в работе, а в том, с кем мы потрём, поговорим, поругаемся. Это невозможно сделать через Интернет.

— Я так понимаю, для вас приоритетней не «что?», а «как?».

— Да! Когда-то для меня было удивительным открытием, что «Вечера на хуторе близь Диканьки» — это не величайшее мировое произведение. Оно великолепное, блистательное, алмаз в короне, сделанной Гоголем, но величайшим является «Мёртвые души». Это не сам я придумал. Это Пушкин сказал: кончай писать мелочёвку, напиши что-нибудь серьёзное. Для того, чтобы сделать хорошие вещи, блистательные и даже на мировом уровне, недостаточно сделать их один раз. Что-то сделал, и вот — я победил, награду получил. Я уже как-то говорил, что любая награда — это только вершина, с которой видишь ещё большую вершину. После награды наступает не радость, а отчаянье.

Награды, если честно, не радуют. Они возлагают ещё и ответственность, нервозность, боязнь ошибки, боязнь оскорбления. Ты думаешь, награда — это когда все поздравляют: «Молодец!»? Половина перестаёт с тобой разговаривать. Получать удовольствие нужно от самой работы, от общения. На самом деле создать что-то, делая что-то — невозможно. Создать можно, только делая как-то.

Илья СУРАЕВ
P.S. Мне очень хотелось в заголовке употребить пафосное слово «гений». С одной стороны, по отношению к Николаю Иваненко как большому художнику, который живёт в нашем городе. А с другой — по отношению к самому городу. Я убеждён, что город — это прежде всего сумма работы, которую гениально сделали талантливые люди. И по большому счёту не важно, что это: дизайн, вечерние теленовости или уборка улицы.