Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2020 г.

«Здесь объединились самые сильные школы России»

Когда-то она сама училась на юрфаке Красноярского госуниверситета и хотя потом слышала выступления многих маститых юристов, лекции своих первых преподавателей считает непревзойдёнными. И возглавив родной институт, она делает всё, чтобы сохранить эту высокую планку, поддерживать конкурентоспособность преподавателей и студентов, развивать уникальные проекты. Мы говорим с директором Юридического института СФУ Ириной Викторовной ШИШКО.

— Ирина Викторовна, вы тоже выпускница юрфака КГУ. Расскажите, что вспоминается наиболее ярко?

— Наиболее ярко вспоминаются лекции трёх преподавателей: Владимира Пантелеймоновича Шахматова, Бориса Тимофеевича Базылева и Александра Соломоновича Горелика.

Из лекций Владимира Пантелеймоновича по семейному праву мы узнавали то, о чём в те годы было невозможно прочитать ни в учебнике, ни в журнале. Например, проблема знакомства, опыт создания брачных контор в западных странах, некоторые причины конфликтов супругов и др. Лекции Александра Соломоновича всегда содержали чёткие критерии разграничения преступлений и были щедро сдобрены остротами или забавными примерами из практики. Он был великолепным оратором! Что касается лекций Бориса Тимофеевича, то они были настолько последовательными, а выводы так логично вытекали из сказанного, что по дороге из университета домой можно было легко вспомнить всю его лекцию.

И, конечно, запомнилась краевая библиотека. Почти каждый день после лекций мы шли туда заниматься, стояли в очереди за учебниками, монографиями и журналами. Потому что на весь наш курс (50 студентов дневного отделения) иногда был только один учебник, рекомендованный преподавателем. Выходили из библиотеки, как правило, перед закрытием.

На третьем курсе А.С. Горелик предложил мне и моей однокурснице проанализировать интересное дело из местной судебной практики, там был «сплав» мнимого задержания преступника и мнимой необходимой обороны. Александр Соломонович с таким интересом слушал наши выводы, что мы полмесяца ходили вдохновлёнными. А потом Александр Соломонович, став заведующим кафедрой, пригласил меня на работу, «подбрасывал» для изучения другие необычные уголовные дела, стал научным консультантом при написании докторской диссертации.

— На «заре» института здесь работало много преподавателей из Томска, Иркутска. А сейчас большинство — наши же выпускники. Такая сугубо «красноярская школа», без вливаний другой крови — это плюс или минус?

— Нельзя сказать, что в «жилах» большинства преподавателей института течёт только «красноярская кровь». Дело в том, что, хотя большинство из них и выпускники нашего специалитета, но обучались в аспирантуре других вузов. Так, школу МГУ прошли профессора Т.В. Сахнова и А.А. Кондрашёв, доценты А.И. Баянов, М.В. Григорьева, Т.В. Долголенко, Е.Р. Зайцева, А.Ю. Кухаренко, Н.Ф. Наделяева. СПбГУ — профессора С.А. Дробышевский, А.Н. Тарбагаев и А.С. Барабаш, доценты Л.В. Майорова, Е.Б. Тарбагаева, С.П. Басалаева, А.Ф. Васильева, Н.Л. Клык, Е.И. Петрова, Э.А. Павельева, Т.Ю. Сидорова, О.Е. Щербинина, ст. преподаватель Н.Ю. Рычкова. ТГУ — профессора А.В. Усс, И.Д. Кузьмина, Н.В. Щедрин, доценты Н.П. Галаганова, А.Ф. Мицкевич, Л.А. Мицкевич, С.Я. Сорокина, А.С. Шагинян. Свердловского юридического института — профессора А.В. Демин, В.М. Шафиров, И.В. Шишко, доценты Н.Ф. Качур, И.Д. Мишина, Вал. В. Питецкий, Г.Н. Хлупина, Г.Г. Казьмина. А есть ещё Институт Генеральной прокуратуры (проф. А.Д. Назаров), Институт законодательства и сравнительного правоведения (ст. преп. Д.А. Фицай), РУДН (доц. П.В. Лапо), НИИ проблем законности и правопорядка (доц. Л.Ю. Егорова), Академия МВД РФ (доц. С.И. Бушмин).
Так что наша научная школа — результат слияния наиболее сильных школ России. И это большой плюс.

— Тема ваших собственных научных интересов — преступления в экономической сфере. Вы занимаетесь ею чисто теоретически или приходилось участвовать в разборе реальных дел? Что в этой теме наиболее острое, актуальное на сегодняшний день?

— Мне не раз приходилось консультировать представителей правоохранительных органов и адвокатов по конкретным уголовным делам, писать по ним заключения. Сделать это невозможно без изучения материалов конкретного уголовного дела, поэтому к теоретикам «чистой воды» себя не отношу.

Подавляющее большинство преступлений в сфере экономической деятельности советскому законодательству известно не было (легализация/отмывание денежных средств или иного имущества, приобретённого преступным путём; манипулирование рынком; ограничение конкуренции; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну; преднамеренное банкротство и др.). Поэтому к «наиболее острым» можно отнести толкование отдельных признаков почти всех преступлений. Например, к весьма спорным признакам относится крупный ущерб, хотя зачастую именно он позволяет разграничить административное правонарушение и преступление. К сожалению, сохраняется и разная оценка некоторых деяний: отдельные авторы и даже ассоциации считают, что общественная опасность им не присуща.

— Вы повышали квалификацию в разных странах. Что даёт такой опыт и обязателен ли он для любого юриста? Удалось ли установить партнёрские отношения?

— Значение стажировок в зарубежных университетах трудно переоценить. Они дают опыт социализации, представления об иных правопорядках и в конечном итоге влияют на мировоззрение и восприятие жизни вообще и права в частности. Знакомство с правом и юридическим образованием в ФРГ и Нидерландах привело преподавателей ЮИ к осознанию необходимости овладеть нашим студентам-юристам английским и немецким общим и юридическим языками, а позднее — и к созданию Отделения сравнительного правоведения.

Я бы сказала, что знакомство с иностранным правом не обязательно, но «показано» юристам, склонным преувеличивать уникальность национального права и замыкаться в рамках отдельных правовых систем. Кроме того, по утверждению немецких правоведов К. Цвайгерта и Х. Кетца, правовое исследование приобретает по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимается выше исследования норм любой национальной системы.

У нас самые давние и устойчивые связи с Университетом Пассау (Германия). Однако за прошедшие 12 лет ЮИ установил партнёрские отношения с университетами в разных странах: с университетом Аризоны (США), с Чунгбукским университетом (Корея), с Хэйлунцзянским, Цзилиньским, Чанчуньским, Шанхайским университетами (Китай), с университетами Гданьска (Польша), Ковентри (Великобритания) и Йены (ФРГ).

— Сравнить какие-то общие положения законодательства разных стран — задача выполнимая, а вот изучить все нюансы чужих законов, наверное, невозможно. А почему с законами всё так сложно, почему они в разных странах разные? Ведь преступления-то общечеловеческие.

— Общечеловеческими можно назвать лишь часть преступлений: преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности. А поскольку не уголовное законодательство (гражданское, трудовое, земельное, финансовое и др.) в разных странах отличается, то и уголовно-правовой запрет нарушения этого не уголовного законодательства будет формулироваться по-другому. Изменение не уголовного законодательства даже в одной стране влечет изменение норм Уголовного кодекса. Так, в социалистическом периоде развития нашего государства преступной признавалась спекуляция (скупка и перепродажа с целью наживы), а с переходом к рыночной экономике скупка и перепродажа с целью систематического получения прибыли — один из видов предпринимательской деятельности. В советский период у нас не было уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, а сейчас она установлена. Нормативные правовые акты могут отличаться и в разных субъектах РФ (например, правила охоты устанавливают разные сроки для неё).

Что касается предметного изучения иностранного законодательства, то выпускники нашего Отделения сравнительного правоведения прекрасно с этим справляются, и случаев их успешной работы за рубежом предостаточно!

— Чем юрист отличается от других людей? Есть ли у этой специальности профессиональная деформация и в чём она?

— Юрист редко принимает сказанное «на веру», хочет убедиться, что приказ/распоряжение/решение, которым он должен руководствоваться, приняты в соответствии с конкретными нормативными правовыми актами. А обратившись к ним, изучает каждое слово, каждый союз. Именно поэтому юристов называют буквоедами или формалистами.

Но, увы, как многие опытные врачи с годами за заболеванием перестают видеть пациента, так и юрист за делом может перестать видеть людей, участвующих в нём. Наверное, так устроена человеческая психика: чем страшнее явление, с которым ежедневно приходится сталкиваться в работе, тем более отрешённым становится специалист. Позитивное здесь состоит в том, что такие специалисты с годами получают не только профдеформацию, но и опыт.

— Специальности ЮИ — одни из самых конкурсных при поступлении. А меняются как-то предпочтения абитуриентов, что популярно сейчас?

— Направление подготовки «Юриспруденция» популярности не теряет. А вот абитуриенты, владеющие иностранным языком, предпочитают поступить на профиль «Международное и иностранное право». Желающие обучаться в магистратуре выбирают программы «Правосудие по уголовным делам» и «Корпоративный юрист». И вопреки опасениям число поступающих в аспирантуру тоже не уменьшается, а увеличивается.

— Одно время говорили, что юристов и экономистов — переизбыток. Так ли это?

— Я бы сказала, что был (и есть) переизбыток людей, имеющих дипломы юристов и экономистов. В первую очередь это объясняется тем, что образовательную деятельность по направлению «Юриспруденция» на рынке образовательных услуг более двух десятков лет вели созданные на пике спроса вузы. Подавляющее большинство из них не соблюдали требования государственного образовательного стандарта, в том числе применительно к кадровому обеспечению.

А может ли подготовить юриста лицо, окончившее педагогический институт, в дипломе которого указана специальность «учитель права»? Потребность в хороших юристах не уйдёт никогда.

— У ЮИ много именитых выпускников — как это помогает институту?

— Ну, прежде всего, именитые, как вы выразились, выпускники — неопровержимое доказательство хорошего качества нашего образования. И большинство из них помогает институту в организации и проведении научных и учебных мероприятий, в обсуждении образовательных программ, в профориентационной работе.

день открытых дверей, 2011

день открытых дверей, 2011

— Какие традиции института для вас самые важные?

— Все основные традиции института для нас важны. К ним я отношу:

— комплектование кадров преимущественно из лучших выпускников нашего же института;

— требовательность к студентам, без которой качество образования не обеспечить;

— обсуждение образовательных программ с представителями основных работодателей (включая темы в рамках дисциплин и тех практиков, которые наилучшим образом смогут осветить эти темы). Отмечу, мы стали это делать давно. А такую программу магистратуры, как «Досудебное производство по уголовным делам», мы создавали по заказу и буквально совместно с Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Красноярскому краю.

День и ночь юриста, былые времена

День и ночь юриста, былые времена

— В институте сейчас 12 кафедр. Если бы между ними существовало соревнование, как бы они распределились по разным номинациям?

— Сейчас один из важнейших критериев оценки вузов — научная работа, которая измеряется качеством и количеством публикуемых статей. Так вот, в номинации «Самая публикующаяся в изданиях 1-2 квартиля Scopus» первое место заняла бы кафедра теории и методики социальной работы. В номинации «Наибольшее число статей по юриспруденции в изданиях Scopus и Web of Science» первой была бы кафедра уголовного права. По числу статей в журналах ВАК пальму первенства надо отдать кафедре конституционного, административного и муниципального права, а по числу статей в WoS:RSCI на одного сотрудника — кафедре гражданского процесса. В номинации «Наибольшая сумма средств, привлечённых для выполнения НИР (гранты и хоздоговоры)», лидер — кафедра предпринимательского, конкурентного и финансового права. Если учитывать вовлечённость всех сотрудников кафедры в выполнение единой темы исследования, лучше всех обстоят дела у кафедры деликтологии и криминологии. По числу обучающихся и выпустившихся аспирантов в передовых кафедра уголовного процесса и криминалистики. Больше всего опубликованных монографий — у кафедры теории и истории государства и права.

— А если бы мы выбирали «Преподавателя–2020» и «Студента–2020», кого бы вы назвали?

ЮИ сегодня

>> 23 доктора наук

>> 97 кандидатов наук

>> Всего преподавателей — 186.

>> В ЮИ реализуются 8 магистерских программ, в том числе уникальная программа двух дипломов (по договору с университетом Пассау, Германия).

>> В аспирантуре ЮИ 6 образовательных программ.

>> Образовательная программа по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) с 2011 г. ежегодно входит в число «Лучших образовательных программ инновационной России».

>> Преподаватели ЮИ создали первую в России научную школу «Концептуально-теоретические основы мер безопасности».

— Наш юбилейный год испортила пандемия, мы работали большую часть в дистанционном режиме, это было сложно, но все справились, так что каждого преподавателя я считаю героем. А вот по 2019 году есть официальный результат: доцент кафедры гражданского процесса М.Я. Любченко стал победителем конкурса-премии в области повышения качества образования «Студенческий выбор», обойдя более чем 600 коллег-преподавателей Сибирского федерального университета. «Студентом года СФУ» от Юридического института в 2020 году стала студентка 4 курса Яна Логинова. Она руководит информационным отделом Молодёжного центра ЮИ и отличается ответственностью, настойчивостью, серьёзностью и креативным мышлением.

— В ЮИ достаточно много уникальных проектов. Что на самом пике, что особенно интересно студентам?

— Предпочтения у студентов, конечно, разные, но если судить по их горящим глазам, то особенный интерес вызывает правовая школа «Профессия-юрист». В ней каждый год участвует более 100 студентов, готовых даже летом (и круглосуточно!) работать над собой. Проект проводится при поддержке регионального отделения Ассоциации юристов и Агентства молодёжной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. Лучшие практикующие специалисты разрабатывают для студентов интересные лекции и мастер-классы, на которых щедро делятся секретами профессионального мастерства и построения успешных карьер. Большое внимание уделяется и смежным направлениям: от психологии и экономики до театрального мастерства. Руководитель проекта Н.Н. Никитина следует правилу «у хорошего юриста общее образование должно идти впереди профессионального».

— Назовите 5 слов, которые символизируют для вас Юридический институт?

— Зарабатывающий, дисциплинированный, интеллектуальный, трудолюбивый и… коррупционно-бдительный.

— 5 лет назад на вопрос «О чём мечтаете?» вы ответили: «Чтобы наши магистерские программы вошли в лучшие образовательные программы России». Это удалось?

— Мы добились большего: все наши программы магистратуры прошли профессионально-общественную аккредитацию, а программа двух дипломов «Deutsches und Russisches Recht/Немецкое и российское право» получила и международную аккредитацию.

СФ