Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2021 г.

Послушать и понять

Дмитрий ВАСЯНОВИЧ — один из тех, кто делает жизнь в Красноярске интересной, уютной, самобытной.

Музыкант, композитор, ведущий «Радио России. Красноярск», регент церковного хора, сказочник — Дмитрий Васянович по-настоящему талантливо ведёт множество творческих дел! Интересно, что весь его труд так или иначе связан со слушанием, этим непопулярным понятием во времена прямых эфиров Инстаграма и бесконечных тренингов от богатых и успешных. Мы привыкли говорить. Говорить много и о себе. А слушать умеют немногие.

Как научить ребёнка с гаджетом в руках слушать художественное прочтение Астафьева? Как написать музыку, чтобы её полюбили в других странах? Что говорить собеседнику, когда слышишь самые сокровенные воспоминания?

Дмитрий Васянович — о том, как он «слышит» жизнь.

Фото Юлии РАСКОВОЙ

Фото Юлии РАСКОВОЙ

Дело не в возрасте, а в личности

Он стал читать детям несколько лет назад. Всё началось с открытых уроков, посвящённых творчеству В.П. Астафьева. Школа, кабинет, незнакомые 30 ребят и отрывок из «Коня с розовой гривой». Сегодня Дима Васянович выступает со сцен Красноярской краевой филармонии и Органного зала с чтением сказок.

— Твои зрители родились, когда уже в каждой семье был мобильный телефон и не один. Современным детям труднее слушать?

— Всё зависит от того, где происходит чтение сказки. Есть классы, которые слушают меня от первой до последней строчки. Как правило, у этих ребят увлечённые педагоги со своей философией. А бывает, я начинаю рассказ и понимаю, что внимание потерял или его не было совсем. Могу крикнуть, резко хлопнуть по столу, благо, это уместно во время чтения, потому что «Конь с розовой гривой» — история про игривого мальчишку. Громкие звуки провоцируют внимание. В классе опять тишина. Детям становится интересно: что я ещё такого могу выкинуть? Многие не знают, что можно читать так. Никогда не слышали художественного чтения, не были в театре.

Мое любимое занятие — спрашивать после: «А почему герой так поступил?», «А ты бы что сделал на его месте?». Однажды мы обсуждали эпизодического персонажа — даму в шляпке, которая упоминается мельком один раз. Я спросил у детей про неё, и вдруг девочка поднимает руку и говорит: «Это была высокая женщина в синем длинном платье, очень изящная». Но никакого описания в рассказе нет! У ребёнка включилась фантазия, и она нарисовала яркий образ — внешность, наряд определённого цвета и фасона.

Слушая, дети учатся у Астафьева, у меня. Я верю, что могу их удивить. И сам учусь у них.

— А бывают откровенно невнимательные, шумные зрители на концертах?

— Не каждая мама поведёт своего ребёнка на концерт. Если она это делает, значит, понимает зачем. На сказку приходят, как правило, подготовленные ребятишки. Даже если ребёнок гиперактивный, в краевой филармонии есть проект под названием «Ударная экспедиция» — это музыкальная подвижная игра.

Совсем другое дело — в Органном зале. Там мы вместе с органистом Андреем БАРДИНЫМ объединили слушание музыки и сказки. Перед началом я объясняю ребятам, что сейчас они как будто становятся на другую ступеньку понимания музыки! Орган рассказывает сказку вместе со мной. Музыка описывает не только настроение, но и происходящее.

Одна из моих знакомых спросила, можно ли прийти на сказку вместе с трёхлетним ребёнком? Я удивился и ответил: ведь он не сможет понять сказку! А она сказала: «Зато послушает орган». И они пришли. Ребёнок действительно слушал орган, а мама — волшебную историю.

Я думаю, что нужно давать детям слуховой опыт, возможность мечтать, придумать что-то на слух.

— Как вы выбираете, какую сказку прочесть?

— Мы чередуем сказки малоизвестные и популярные. Например, я читаю «Серебряное копытце» про козлика, из-под копыта которого сыплются самоцветные камни. У меня есть зелёный прозрачный камешек, и я приношу его на эту сказку, чтобы показать детям в конце. По залу прокатывается вздох!.. А я говорю: может быть, кто-то станет геологом и найдёт такие же камешки в недрах земли!

Совсем другая удивительная сибирская сказка «Как Митя счастье своё искал». Она была записана в Кежемском районе края собирательницей Марией КРАСНОЖЕНОВОЙ в начале ХХ века. Там сохранился кежемский говор: «сяли» вместо «сели», «корабель» вместо «корабль». Однажды ко мне подошла знакомая: «Дима, я из Кежемского! Я узнала эту речь!». Оказывается, слова в таком виде до сих пор остались у старожилов!

Когда мы готовили эту сказку, стало понятно, что она недетская. Вернее, и детская, и взрослая. В истории интересные характеры, заложена философия построения семьи и размышление, как к ней прийти. Мы начинили сказку хорошей музыкой, духовными песнопениями, потому что там одна из главных — духовная линия: об ангелах, колдовстве и о том, как, помолившись, можно попросить у Бога ребёнка. Попробовали приглашать только взрослых, но столкнулись с тем, что они не верят, что сказка может быть написана для них! И просто так прийти без ребёнка послушать волшебную историю не все готовы. Идут с детьми, но иногда такое ощущение, что берут их для защиты, чтобы другие не подумали чего.

А на самом деле сказки никогда не писались только для детей. Когда не было ни телевизора, ни книг, были сказочники, которые рассказывали истории из жизни или выдуманные.

Например, герой отправляется за тридевять земель. Крестьянин не мог путешествовать, но через сказку понимал, как живут на другой земле, что бывают острова, диковинные звери. Сказка — донесение мудрости, в том числе и о том, что если ты уходишь из дома, будет трудно.

— Наверное, когда ты взрослый, сказка открывается иначе.

— У Марии Красноженовой есть сказка с удивительным сюжетом о том, что хозяин не мог понять, куда уходят животные со двора? Его слуга проследил, что они идут к реке и бросаются в воду. Работник бросился следом и увидел, что под водой животные превращаются в священника и паству. Они служат службу и возвращаются в родной двор. Простой сюжет вроде бы, но это 30-е годы XX века! За сказкой скрывается гонение на православных, которым некуда идти, ведь храмы закрыты. Приходится превращаться в животных и жить во доре хозяина. И служить тайно. Удивительная иносказательность! Я был удивлён, когда узнал, что книга сказок Красноярского края Марии Красноженовой напечатана в 60-х годах в Ленинграде. Кто-то решился на издание историй с таким сильным духовным началом.

— А ребята благодарят за сказки?

— Моя коллега привела в Органный зал сына и дочку, а потом рассказала, что наблюдала в детском саду такую сцену: её девочка под впечатлением организовывает всех в группе: «Я буду органистом! Я буду Андрей Бардин! Ты будешь дядя Дима-сказочник, а вы все — зрители!». Что может быть большей наградой? Дети играют в тебя, здорово же!

— Чему научило общение с детьми?

— Честно говоря, я ещё не поставил в этом деле точку. Через детей и сказки я понимаю, как устроен мир, природа. Учусь открытости.

— Иногда мне кажется, что не существует детей и взрослых: мы одно и то же, с теми же вопросами в голове. Только первые пока не платят ипотеку.

— Взрослые, правда, как дети. Ничего не изменилось, только появился круг зависимостей — от семьи, быта, денег. Разницы никакой, действительно. Дети, как взрослые, разные: есть отзывчивые, есть замкнутые, есть просветлённые, а есть и низменные. Получается, дело не в возрасте, а в личности.

Характер важнее национальности

Дмитрий Васянович пишет музыку, церковную и классическую. Она звучит на концертах, в храмах, причём произведения по-настоящему живут! Их передают от коллектива к коллективу, аранжируют. Однажды Дмитрия Васяновича как композитора из России пригласили в Париж на музыкальный фестиваль, чтобы рассказал о музыке, которою пишет.

— Ко мне обратились специалисты Центра культурных связей в Париже. Я решил привезти им сказку, начинённую своей музыкой. Сразу понял, что это должна быть «Как Митя счастье своё искал», ведь это интересно: прочесть сибирскую историю русским людям, которые живут в Париже, но раньше жили здесь и знают язык.

Когда планировали поездку, выяснилось, что дешевле долететь до Парижа через Сербию. Я никогда не был в Сербии и подумал: а почему бы не показать там тоже нашу сказку? Через интернет нашёл русскоязычную школу при посольстве Российской Федерации. И они мне приветливо ответили, что будут нас ждать с удовольствием.

— Как прошло выступление? Понятна ли была сказка там?

— Её слушали дети, а дети такие же, как и в Красноярске: весёлые, смешливые, приметливые. Они поняли, радовались, задавали правильные вопросы. Во Франции приём тоже был тёплым. Среди зрителей было много взрослых, и после один из них подошёл ко мне и говорит: «Мне так всё это близко. Я рос в деревне». Я смотрю на него и вижу, что у него жажда и тоска по родным краям. Тоска по Родине существует. Нас много расспрашивали, мы отвечали, вместе смеялись. В такие моменты, понимаешь, что нет границ. Где бы люди ни жили, они хотят добра. Их трогают и радуют одни и те же вещи.

— У вас есть звание «Заслуженный работник культуры». Это справедливо: ваша работа и есть служба культуре, в самом широком смысле.

— А что ещё может сильно тронуть душу, как не культура? Музыка. Слово. Поэзия. Проза. Это то, что нас объединяет. То, что нам нужно.

Всё это, конечно, происходит неосознанно. Я не думаю о том, что еду «служить культуре». Я еду смотреть мир, что-то дать взамен. Здорово, когда это нужно. Так, мы сдружились с Малазийским центром науки и культуры. Я отдыхал в Малайзии несколько лет подряд и каждый год читал местным русскоязычным ребятишкам Астафьева и сибирские сказки.

— Я думаю, что если бы было больше таких проектов, было бы меньше войн.

— Я тоже так думаю. Мне захотелось учить английский язык, я учу его третий год. Это мой способ проникнуть в другие незнакомые миры. Я даже нашёл международную онлайн-школу, мы по зуму общаемся со студентами и преподавателями из разных стран. Это такое чудо, когда ты говоришь с другим человеком из другой страны и находишь точки соприкосновения. Государства устроены по-разному, но человек ищет добра, тепла, любви, защищённости. Мы обсуждаем разные темы: от традиций до национальных черт характера. И я убедился, что с каждым народом можно найти то, что нас роднит. Я транслирую эту мысль: нет национальности, есть персональные характеристики.

Любить собеседника

Дмитрий Васянович — регент церковного хора, когда-то хотел стать священником. Православные ценности выделяют этого человека на фоне иных публичных и творческих людей кротостью и искренностью.

— Мне кажется, к вере обращаются от сильных переживаний, от боли. Или я ошибаюсь?

— Я пришёл из любопытства. Одна из педагогов ещё в школе, когда узнала, что я собираюсь поступать в медицинский институт, возьми да и оброни фразу: «Я на тебя смотрю, ты бы, Дима, был хорошим священником». 1990 год. Открывались храмы. Эти слова заставили меня задуматься. Я пришёл в церковь, увидел священника и спросил: «Батюшка, а что нужно делать, чтобы стать священником?». Он сел на скамеечку и поговорил со мной. Это был отец Фёдор — настоятель храма в Семипалатинске, в моём родном городе. Он не сказал, что я тороплюсь или что идея глупая, а объяснил, что всё делается постепенно. Дал мне церковную газету, там был напечатан церковно-славянский алфавит. «Тебе нужно с ним познакомиться! А ещё походить на службы, чтобы ты понимал суть богослужения. Почитать Евангелие, разобраться в вопросах веры».

Отец Фёдор дал мне Закон Божий для семьи и школы. Это удивительная книга! Там объясняются многие вещи из Библии, которые мы воспринимаем совсем не так. Например, о том, что Бог сотворил землю за 7 дней. В книге сказано, что «день» — это только вариант перевода еврейского слова, которое можно перевести как «период времени». Это не то же самое, что 24 часа, как мы привыкли. И богословы говорят, что седьмой день, когда Бог отдохнул от своих забот, он длится сейчас! Представляете, что это за «7 дней». Книга перевернула моё сознание. Я стал рассуждать и почувствовал, что это близко моей душе. Но идея стать священником ушла сама собой, я понял, что просто не потяну, не смогу. Я остался в лоне церкви, полюбил церковную музыку.

Кто-то действительно приходит к вере через боль. Мы привыкли жить, думая, что правим собственной жизнью. Иллюзия, что можем всё сами. Как только уверенность качнётся, вдруг понимаем, что жизнь не принадлежит нам. Тогда человек начинает искать опору. И хорошо, если найдёт именно в вере. Она даёт любовь к этой жизни, вдохновение и понимание своего места. Помогает правильно «разместить» себя. Возможно, не только вера, не берусь судить, но в моём случае это так.

— Вера тоже про слушание. Просить и слушать, когда тебе как будто бы не отвечают.

— Есть библейские слова «имея уши, не слышат». Не слышат Бога и окружающих. Гармония, наверное, даётся сама по себе, если ты умеешь слышать. Если не умеешь, то что-то не так.

Я тоже слышу, что много делаю не так, но надеюсь, что в то же время делаю что-то, чтобы исправить это.

— Как вы относитесь к разнообразным курсам личностного роста и разговорам про бесконечное «достигательство» успеха?

— Я не признаю эти тренинги, честно говоря.


Разговоры об успешностях видятся мне тупиковой веткой развития. Я им не доверяю и считаю чем-то сродни шарлатанству. Если человек находит в этом радость, значит, ему это подходит в данный момент, но, мне кажется, со временем это рухнет. Хотя — не нужно лезть в душу других людей. Я не учитель. Я знаю про себя, и то немногое.

— Сейчас звучит ото всюду «главное — любить себя», а слушание…

— Это любить собеседника.

Опыт, который сложен в сердцах

«В Красноярске 7 часов 15 минут. У микрофона Дмитрий Васянович» — с этой фразы у многих людей начинается новый день. Работа на «Радио России. Красноярск» — это ежедневный честный диалог со всем краем на, казалось бы, будничные темы: как вы отдыхаете, пекла ли в детстве вам бабушка или мама хлеб, как тёще и зятю поладить. В разговорах этих часто проскальзывают откровения, ради которых вообще стоит работать журналистом.

— Я люблю «Радио России». Нас включают, не для фона, а потому что хотят что-то услышать.

Наши слушатели — отзывчивые люди с багажом переживаний и жизненного опыта. Они делятся с тобой как с близким человеком. Многие звонят в эфир, другие — находят тебя в социальных сетях и там пишут свои истории. У меня есть несколько примеров таких переписок, и это совершенно особенные диалоги.

Ценно, что мы можем говорить на интересующие нас же самих темы. Надо отдать должное руководству нашего радио шеф-редактору Татьяне МАРЧЕНКО за то, что создала такую атмосферу. Она — тоже слышащий человек и чувствует каждого работника.

— Я читала, что радио — самый терапевтический вид СМИ, потому что не требует полной сосредоточенности, его можно воспринимать параллельно с другими делами.

— Наверное. У людей включается фантазия, человек рисует тебя и других действующих лиц, о которых ты рассказываешь. Я тоже часто представляю, в каких условиях живут радиослушатели, какой жизнью, воображение само дорисовывает картину.

Недавно слушательница поделилась историей из своего детства: её папа пришёл с войны инвалидом без ног. Они жили в деревне. 9 мая папа уходил выпить, увидеть ветеранов. Уходил на целый день, до вечера, а потом кто-то из соседей говорил маме: «Галя, твоего уже надо забирать». И мама говорила: «Ну, что, Варечка, пошли папу забирать!». Они шли вместе. Мама брала отца, забрасывала себе за загривок, а Варечка несла костыли.

В этом коротком рассказе так много всего: терпения, любви, понимания, отношения между женой и мужем, дочкой и отцом. Кто-то может умолчать или постесняться, но эта женщина позвонила, потому что поверила, что мы делимся сокровенными вещами.

Это что-то запредельное. Во всеуслышание доверить что-то настолько личное и не побояться, что тебя осудят или посмеются. Я положил эту историю на полочку у себя в сердце, она бередит мне душу. И таких историй много.

— Как будто заглянул в чью-то жизнь.

— Да, такие рассказы взращивают. Ты становишься немножко лучше, добрее. Нашим слушателям есть чем поделиться, и они делятся самым важным опытом, который сложен в их сердцах.

***

Дмитрий Васянович задумал ещё один проект — вместе с хорами поездить по разрушенным храмам Красноярского края, чтобы спеть там и послушать, как они звучат. Через музыку рассказать историю храма и людей, которые его строили и разрушали. Дай Бог, получится.

Александра СЛАВЕЦКАЯ-МАРКЕВИЧ