Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2021 г.

Земля как дневник нашей памяти

Мы все когда-нибудь умрём, земля заберёт нас в прямом и переносном смысле. А пока каждый день мы оставляем следы, пишем историю, которую в далёком будущем «прочтут» неравнодушные археологи.

Археология, пожалуй, самая системная наука о человеческом опыте: кто жил, как жил, почему так, а не иначе? Все события, которые сейчас кажутся новыми, уже происходили с людьми много раз. Что было на территории современной Сибири тысячи лет назад? Какие знания о сегодняшних нас прячет в себе земля? Мы беседуем с директором автономной некоммерческой организации «Археологическое исследование Сибири» Тимофеем КЛЮЧНИКОВЫМ. Пытаемся представить людей, которые жили здесь тысячи лет назад, чтобы понять историю малой родины: кто мы, куда идём и какие можем сделать выводы, чтобы стать лучше?

— «Древний Египет», «Древняя Греция» — звучит привычно, эти темы проходят в школе. «Древняя Русь», а тем более «древняя Сибирь», встречается реже или отсутствует вовсе. Почему так сложилось?

— Это связано с развитием цивилизации, вернее, с тем, как нам преподают историю. Если судить по учебникам, то всё линейно. Египет, Шумер, Ассирия, Греция, Рим — и дальше уже пошёл другой раздел. В этой схеме Китаю, например, уделяют мало места, а северо-европейской, уральской, сибирской истории внимания не уделяется вовсе. Кроме того, Египет и Греция изучаются столетиями.

Но в российской археологии пальма первенства принадлежит Сибири. Первые научные раскопки произошли у нас, на территории Минусинской котловины. Но изученность этой огромной земли всё равно оставляет желать лучшего. В XIX веке, например, огромное количество памятников было исследовано не самым добросовестным образом. Хотя есть и исключения. Например, Александр Васильевич АДРИАНОВ — вообще-то изначально не археолог, а акцизный чиновник. Но при этом интересовался археологией. Уровень его работ — как у хорошего археолога сегодня. Он выстраивал систему: дневниковые записи, фотографии, плановые описания. А другие его современники работали достаточно грубо: приезжали, выкапывали яму в кургане, находили что-то интересное, извлекали и увозили в музей, чаще всего в Санкт-Петербург. Здесь ничего не оставалось.

Люди, которые шли

— Какими были первые люди, жившие в Енисейской Сибири?

— Нельзя говорить об Енисейской Сибири в древности как о месте с единой культурой. Вдоль Енисея существовало несколько крупных регионов, которые друг на друга влияли, но были автономны. Например, современная Тува в разное время была то периферией, то влиятельным центром крупных степных империй. Самые известные находки в Туве — курганы Аржаан-1, Аржаан-2, VII и IX веков до нашей эры. Это захоронения царей, которым, вероятно, подчинялись огромные степные территории. Курганы были богаты и имели сложную архитектуру. Так, внутри кургана Аржаан-1 — центральная камера, окружённая камерами поменьше, в каждой из которых найдены останки лошадей. Предметы, обнаруженные в этих курганах, выполнены в традициях скифского звериного стиля, многие сделаны из золота.

Несколько позже в Минусинской котловине также строились огромные «царские» курганы. Они моложе Аржаанов, но, вероятно, также были богаты. Возможно, какой-то центр влияния находился сначала на территории Тувы, а потом сместился на север.

Если говорить о первых людях, то известно, что не менее 100 тысяч лет назад здесь уже жили группы охотников, которые попадали сюда, скорее всего, из южных районов, но их следов почти не осталось. Мы находим только редкие артефакты в переотложенном состоянии на территории Красноярского моря.

— Как это в «переотложенном»?

— Это значит, что предмет из культурного слоя, например древней стоянки, был перенесён на другое место. Это часто происходит, когда слой разрушается в результате воздействия воды, ветра и других факторов. То есть материал древний, это очевидно, но датировать его уже невозможно.

Гипотетически некоторые археологи предполагают, что на берегах Красноярского моря есть материал, облик которого позволяет говорить о возрасте в 200–300 тыс. лет и более. Но доказать это пока невозможно.

Первый надёжно датированный объект среднего палеолита в Енисейской Сибири — это грот Двуглазка на территории современной Хакасии. Там обнаружена стоянка древнего человека возрастом в 55 тыс. лет. В Красноярском крае на стоянке Усть-Ижуль есть находки возрастом более 100 тыс. лет.

— Вы можете сказать что-то о людях того времени: как они выглядели, во что верили?

— Как выглядели люди того времени, мы можем только предполагать, так как пока не нашли ни одного целого погребения.

— Пока не нашли?

— Есть версии, что покойников просто оставляли на поверхности земли, сжигали. Или что здесь могли быть водные погребения, вроде ритуалов викингов или индейцев, когда умерших отдавали водной стихии. Но я думаю, что мы просто пока не знаем, где искать погребения.

У некоторых северных народов сохранились легенды о иноземцах, которые выгнали их из степи. Например, что-то подобное есть у кетов. Вполне возможно, что их предки были вытеснены с более южных территорий какими-то захватчиками. Этому даже есть косвенные исторические подтверждения.

Но важно понимать, что речь идёт об уже сформировавшемся народе, у которого были пусть не письменные, но устные традиции передачи информации, структурированная мифология. У групп охотников не было ничего подобного. О них мы знаем только, что они, вероятно, жили небольшими родовыми сообществами численностью до 20 человек. Прогресс на начальной стадии развития человека был очень медленным. Развитие возможно с увеличением количества людей, живущих рядом: чем больше людей, тем больше концентрации интеллекта и народной памяти, тем быстрее накапливается и передаётся информация.

— Больше людей — больше преемственности. Получается, без преемственности нет прогресса?

— Абсолютно. Преемственность формировалась тысячелетиями.

Около 12 тыс. лет назад заканчивается последнее оледенение, начинает меняться климат, люди становятся более оседлыми, они осваивают новую сферу деятельности — рыболовство. Опять же этому есть объяснение: высвободилось огромное количество воды, рыбы стало больше, появились орудия для ловли. Развивается охота с луком, который раньше просто не из чего было делать! Из карликовой берёзы, извините, не получится. Нужна древесина, которая растёт по берегам рек, гибкая и прочная. Луки, в свою очередь, стали основой для индивидуальной охоты. В человеческих коллективах начинается процесс разделения труда.

Это длительный путь, и если сейчас он видится нам прямым и последовательным, то на самом деле был извилист. На северных территориях эпоха неолита пока слабо изучена, известны отдельные факты. Например, мы знаем, что в неолите на Ангаре охотники использовали продвинутые луки. Это была не просто палка с тетивой, а сложный лук с накладками из кости и рога. Такие луки позволяли поражать цель уже не на 40–50, а более чем на 100 метров.

— Здесь всегда было холодно?

— Около 9 тысяч лет назад установилось оптимальное соотношение температуры и влажности. Это так называемый атлантический оптимум. Он продолжался около 4000 лет. В этот период появляется земледелие и скотоводство. Одновременно — ткачество, ремёсла, гончарное дело.

На нашу территорию скотоводство проникает не ранее начала 3 тысячелетия до н.э. Тогда в Минусинские степи приходят народы, культуру которых археологи называют «афанасьевской» (получила название по Афанасьевой горе, которая находится на территории современной Хакасии, где в 1920 году были найдены и исследованы захоронения людей, — прим. авт.). Афанасьевцы — кочевой народ европеоидной расы, который двигался поколениями по степи, пока не упёрся в Саянские горы. Эти люди отличались от местных не только антропологически: они пользовались другой посудой, их керамика лучшего качества, сосуды остродонные или круглодонные. Опять же совершенно особенный погребальный обряд: круглые могильные ограды, сложенные из камня, требующие длительного труда для устройства. Сколько сегодня копается могила? Полдня. А для сооружения их кургана нужно было трудиться долго. Это значит, что у них существовала определённая религиозная система, требовавшая выполнения весьма трудоёмкого обряда.

Интересно, что почти в то же время в Сибирь приходят племена окуневской культуры. Окуневцы (название аналогично дано по местности — Окунев улус, где впервые были найдены представители этой культуры, — прим. авт.) двигались к нам, возможно, из Передней Азии. Судя по сохранившимся захоронениям, в Южную Сибирь проник крупный отряд, состоявший преимущественно из мужчин. Они брали в жёны местных женщин и со временем, смешавшись, слились с местным населением. В результате этого слияния расцветает оригинальная культура раннего бронзового века и фантастическое окуневское искусство, оказавшее огромное влияние на окружающие регионы.

Культура, война, власть

— В основе окуневского искусства лежали структурированные мифологические представления и общий пантеон. Известна серия образов — около 600 памятников, объединённых общим изобразительным каноном. Не просто сел и нарисовал, как мне хочется, а по строгим правилам!

Изображали богов в антропоморфном обличии. Окуневская личина — возможно, лицо какого-то всеобщего божества — поделена на три части. В верхней части изображались «глаза», причём у всех эзотерически настроенных граждан вызывает восторг то, что глаз не два, а три. Эта часть ассоциируется учёными с небом: «глаза», вероятно, символизировали солнце в различных фазах движения по небу. Средняя часть «личины» бога — срединный мир, в котором мы живём. Связано с дыханием, воздухом. Нижняя часть, где находится «рот» личины, символизировала вход в нижний мир.

Личины могут быть простыми или усложнёнными, с рогами, коронами. На изваяниях в нижней части встречаются изображения фантастических хищников — «драконов». В верхней части иногда изображали барана — он олицетворял солнечное божество. На основании этих изваяний, вероятно, рассказывался сложный текст, который сейчас мы можем восстановить только схематично.

— Почему у разных народов своя культура: начиная от формы посуды, заканчивая представлениями о мире? Казалось бы, люди живут в одной местности, решают те же дела.

— На этот вопрос пытаются ответить мыслители всего мира. Некоторые антропологи считают, что разнообразие культур можно просчитать, используя массивы больших цифр, которые обрабатывают современные компьютеры. Парадокс в том, что чем больше людей, тем больше похожесть, поскольку сильнее взаимосвязи, взаимопроникновение. Чем меньше людей, тем больше отличий в культуре.

Я думаю, что проанализировать человеческую культуру и ответить на все вопросы её возникновения с позиции больших данных нельзя, потому что факторов, которые влияют на представление даже одного человека о мире, столько, что их сложно учесть. А если мы возьмём какую-то общность, у которой есть исторический опыт, нам неизвестный, пройдённый путь, географические особенности? Да, афанасьевцы и окуневцы жили в одних условиях, но путь у них был разный, разные точки исхода. Мы можем только схематично реконструировать облик давно ушедших обществ.

Индивидуальная реакция на окружающий мир не просчитывается, и в этом феномен разнообразия человеческих культур.

— Каждый сам себе изобретал велосипед?

— Да, но по-своему! Существует система заимствований. Например, Рим заимствовал многое из Греции и других стран и представляет собой первую культуру плагиата и глобализма. Там создали не много оригинального, но римскую культуру не спутаешь с греческой или иной синхронной.

Индивидуальность каждого человека, помноженная на индивидуальность общества, приводит к формированию оригинальных культурных феноменов.

В рамках культуры должны появляться ответы на вопросы бытия. Людям нужно было объяснить существование себя, солнца, соседа, взаимоотношений с ним и т.д. Не было теории эволюции, астрономии, психологии. Инструментов нет, а ответить надо!

Обряды, традиции и даже пантеон менялись со временем. Древние культуры, например, серьёзно изменялись за столетия существования, а христианская религиозная традиция за 2 000 лет осталась почти неизменной. Почему? У последней есть письменные каноны, которые диктуют правила: пишем так, изображаем так, говорим так.

Культуры не развиваются по одному сценарию. Западноевропейский путь, в узком смысле, путь Англии и Франции, — это одно, а финский, испанский, итальянский, наш — совсем другая история. И секрет многообразия культур, наверное, в человеческой иррациональности.

— Что было дальше с окуневцами?

— Их вытесняют новые завоеватели, вероятно, индоиранского происхождения.

— Ну почему древние постоянно воюют?

— Войны велись за пастбища, за хорошие угодья. Освоение Сибири — далеко не мирный процесс. Новая культура — андроновцы — пришли с Южного Урала и Северного Казахстана. Это была мощная этнокультурная общность с развитым бронзолитейным производством, с боевыми колесницами. У окуневцев не было серьёзных конкурентов на этой земле, археологи не нашли у них развитого вооружения. Андроновцы были более воинственным народом, они вытесняют местных в подтаёжную зону, где история последних теряется, потому что почти не проводилось раскопок в тех местах. Окуневцев не уничтожили, какое-то время они оборонялись, о чём говорит система крепостей: на высоких горах небольшие площадки, огороженные стенами. Там не было воды, не было места для скота, возможно, эти крепости маркировали границы.

Андроновцы пробыли в Минусинской котловине лет 200, а куда делись потом — неизвестно. Приходит очередная волна миграции — люди, похожие на современных жителей Средней Азии.

— И всё-таки почему люди уже тогда не живут мирно?

— Есть версия, что война всех против всех — это естественное проявление человека. Но археология и другие науки сегодня говорят другое: всё-таки война для человеческого сообщества не изначально свойственное состояние. В самом продолжительном периоде — палеолите — войн, скорее всего, не было. Конфликты случались,
но были редкостью. Войны начинаются тогда, когда появляется ресурс, за который нужно конкурировать (охотничья добыча, территория).

В основе войны — конкуренция. Но если посмотреть глубже, то мы увидим, что со временем создаётся неестественная конкуренция, провоцируемая племенными вождями, жрецами, а затем и государствами. И сегодня войны провоцируются искусственным дефицитом ресурсов.

— Археология потрясает своей системностью. Она даёт возможность обобщить и проанализировать опыт в тысячелетиях.

— Я придерживаюсь точки зрения, что археология — наука историческая. Она не сводится к тому, чтобы сказать: люди 10 тысяч лет назад пользовались вот такими видами орудий. На самом деле археология пытается ответить на многие вопросы, связанные с происхождением общества, религии, искусства. Археология совместно с другими гуманитарными науками способна дать основу прогнозов дальнейшей жизни человечества. Все виденные нами исторические процессы так или иначе уже происходили. Кое-что из того, что происходит сейчас, мы могли бы наблюдать уже в Древнем Египте.

Важная задача археологии и истории — попытаться найти ответы на многие вопросы существования общества: почему случаются войны? Как формируется власть? Как рождается искусство? И здесь важно не уйти в технологичность. Ведь людям по большому счёту всё равно, как колол камень человек 20 тысяч лет назад. А вот понимание эволюции культурных представлений позволяет отвечать на важные вопросы нашего существования.

Неизведанное поле

— В 10-9 веке до н.э. в Южной Сибири формируется тагарская культура. Это часть огромного скифо-сибирского мира, существовавшего почти на всей территории степной Евразии от Чёрного моря до Тихого океана. Многочисленные бронзовые изделия в скифо-сибирском зверином стиле, своеобразный комплекс вооружения, курганы разной степени монументальности — это отличительные черты новой культуры. Одним из популярных образов раннего тагарского искусства была пантера, а потом (кто знает, что произошло, может, была смена клана или религии) становится популярным изображение «летящего» оленя. В раннем периоде существования тагарцы строят небольшие курганы, а потом вдруг — революция — курганы огромные, высотой более 10 и периметром в сотни метров.

Тагарская культура, вероятно, погибла во время нашествия чужаков. Это рубеж нашей эры, когда начинается великое переселение народов. В Южной Сибири всё развивается по катастрофическому сценарию: люди пришли сюда, на заселённую землю, и тут явно была война. Лет 100, возможно, было сосуществование народов, а потом они слились, образовав таштыкскую культуру. Позже, в эпоху раннего Средневековья, таштыкцев сменяют енисейские кыргызы. На территории Минусинской котловины и Тувы образуется мощное военное государство. У кыргызов была тяжеловооружённая конница, качественное оружие. Здешних правителей побаивались, они имели дипломатические контакты с Китаем, Тибетом, государствами Средней Азии, были уважаемы и влиятельны. В результате каких-то внутренних процессов, возможно, междоусобных конфликтов, государство кыргызов ослабело и в начале 13 в. было захвачено монголами. Более поздний период (XIII — XVII века) иногда называют «тёмными веками», т.к. археологические памятники этого периода слабо исследованы.

— Вы изучаете наскальное искусство. Во все времена люди старались запечатлеть свою жизнь.

— Архаическое искусство мне интересно тем, что позволяет, в отличие от большинства других археологических находок, хотя бы немного прикоснуться к мировоззрению человека древности. Люди считали, что с помощью изображений можно общаться со своими божествами, оказывать влияние на окружающий мир. В некоторых рисунках, вероятно, закодирована важная информация, по сути, они являлись иллюстрацией к древним мифологическим представлениям. Расшифровка хотя бы небольшой части этой информации приблизит нас к пониманию давно ушедших культур.

Александра СЛАВЕЦКАЯ-МАРКЕВИЧ