Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2021 г.

Три истории:
куда стремятся современные ребята?

«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Эту фразу приписывают Сократу. То есть уже в V веке до нашей эры представителей нового поколения не очень-то жаловали. Стереотипы как будто садят нас в темницу: кажется, что всё понимаешь про своего ребёнка или младшего коллегу-новичка, а на самом деле — далеко нет. Говорят, что молодые люди не мыслят себя без гаджетов. Правда? И да и нет. Они не мыслят, а пользуются ими. Причём по-разному, и многие толково, с умом. Говорят, молодые люди гонятся за деньгами. И да и нет. Им нужны деньги, но многое они готовы делать бескорыстно, просто ради мечты. Современные ребята разные, но со своими идеями, энтузиазмом и новым взглядом на мир. Знакомьтесь: три увлечённых молодых красноярца.

«Эй, режиссёр! Заканчивай съёмку!»

Муж и жена. Живут себе и живут. Не сказать чтобы счастливо. Она ругается. Он молчит. Она накрывает на стол. Он ест суп. Она подсаливает суп, как он любит. Опять на что-то ругается. Он умрёт через пару дней. Она вернётся с кладбища молча. Приедет домой, накроет на стол. Машинально поставит две тарелки, в одной подсолит суп. И зальётся слезами.

Это сюжет короткометражки «Соль», которую снял 17-летний Данил ЯРОВ. Он снимает кино с 9 класса, этим летом собирается поступать во ВГИК.

— Как это бывает: живёшь, учишься, играешь в компьютерные игры и вдруг — такое сильное увлечение кино?

— Мне написал мой друг Данил ЦИБУЛЬКИН. Он рассказал, что его потрясло произведение «Бедная Лиза» КАРАМЗИНА, и он бы хотел снять современную адаптацию. Я посмеялся, а потом задумался. Сел, написал сценарий. Мы встретились, придумали, как всё должно быть. Но на стадии производства до нас дошло, что ничего нет: нет актёров, декораций, квартиры для съёмок.

Тогда я написал новую историю для нас двоих. Я посмотрел фильм «Область тьмы» и вдохновился идеей о том, что человек может расширять границы своих возможностей. Мистика, арт-хаус. Снимали мы месяц на очень плохую камеру, но процесс был интересным. Пока один в кадре, другой снимает. Мне повезло с напарником, он серьёзно воспринимал процесс, работал, умел неплохо монтировать. Фильм мы назвали «Вовсе не я», он получился длиною в 22 минуты, но вообще непонятно, о чём. Я посмотрел его, и мне не понравилось, я не понял ни одной мысли, которую мы туда закладывали. Просто набор кадров.

— Обидно?

— Скорее, это было разочарование, но захотелось снимать ещё! Мы выложили «Вовсе не я» в сеть, создали свою группу ВК, я даже оплатил небольшую рекламу, в итоге нашлись несколько человек, которые захотели сниматься в нашем новом фильме. Мой друг предложил историю: любовный треугольник в школе. В классе появляется новая девочка, главный герой влюбляется в неё, но он летом собирается уезжать, а девочка начинает нравиться лучшему другу. Мы снимали кино в июле, в нашей школе. Этот фильм шёл 25 минут. Вторую картину тоже выкладывали в сеть, но, конечно, много просмотров она не набрала, а нам хотелось снимать ещё и ещё.

Я посмотрел фильм «Большой куш» Гая РИЧИ. Меня поразила клиповая съёмка, крутые кадры, криминальная тема. На этой волне мы стали снимать историю про парней-хулиганов, которые хотят обокрасть одноклассника, но в итоге оба попадаются. Мы использовали музыку, искали необычные кадры, заморачивались со съёмкой… Последний фильм, который мы сняли дуэтом с другом, длится 19 минут, он про парня-двоечника. Он должен написать сочинение или вылететь из школы. Его вдохновляет одноклассница. Он берётся за ум ради дружбы. Вот так за год мы сняли четыре фильма.

— А потом?

— Друг потерял интерес к съёмке, а я нашёл киношколу для подростков в Технопарке «Твори-Гора». Я познакомился с Женей ВАСИНЫМ, Галей ФЕДЯЕВОЙ — это люди, которые очень любят кино, дышат им, снимают его профессионально. Я предложил Евгению Васину, он руководитель и режиссёр, свой сценарий. Ему понравилось. Так мы начали снимать фильм «Неопубликованный рассказ» про конфликт школьника и директора. Премьера состоялась в Доме кино год назад.

Увлечение переросло в мечту о профессии. Прошлым летом Данил Яров летал в Москву, чтобы бесплатно (за бесценный опыт) поработать на съёмочных площадках ВГИКа. Студенты снимали выпускные работы, а Даня сначала носил кофе, потом был «хлопушкой», на третьей картине — помощником оператора, потом — младшим помощником режиссёра.

— Я просто предложил свою бесплатную помощь на съёмках в группе ВКонтакте, где выпускники ВГИКа публикуют вакансии. Самое главное, что я получил из этой поездки, — связи с людьми. С единомышленниками, с опытными профессионалами. Я вернулся в Красноярск и снял ещё четыре короткометражки, одна из них заняла первое место во всероссийском конкурсе. Сейчас я снимаю клип и готовлюсь к поступлению, конечно, во ВГИК. Конкурс там огромный, но я сделаю всё возможное.

«У тебя кайф, а не машина»

Ефиму ГУРЕВИЧУ 20 лет, он учится в СФУ на факультете международного менеджмента. А в свободное время разбирает, собирает, модернизирует «запорожцы», «победы», «москвичи» и другие советские авто.

— Мне нравится полёт мысли людей того времени. Сейчас у нас есть всё вокруг, но мы ничего толком не создаём. А тогда у людей не было такого разнообразия инструментов и материалов, и люди выдумывали, творили. Это достойно уважения, — пылко рассказывает о своём увлечении Ефим. — Попробуйте взглянуть на отечественный автопром вне декоммунизации и антипропаганды, которые сейчас заполонили всё информационное пространство. «Запорожец» — первая машина для многих людей в России. Это как путёвка в жизнь! Машина проходимая, комфортная, для своего времени она крутая! И вдруг в 90-е годы началось массовое уничтожение «запорожцев». Открылись границы, на рынок хлынуло море бэушной техники, отечественные машины обесценились. Их в те годы разбивали, жгли, топили. Для меня это всегда было поражающим: за что вы их так? Эта машина возила вас 40 лет! Она выносила любые тяготы вашей семьи: перевозила картошку, сумки на дачу и с дачи, продукты с рынков. Её чинили на коленке, кое-как, тем не менее машина доблестно выполняла свою задачу! Нынешние тачки не смогут так. А она смогла!

— Может быть, просто людям надоели маленькие неудобные машины, захотелось комфорта.

— Европейский «Фольксваген-жук» — аналог нашего «запорожца». Их сделано 26 миллионов штук, их очень много, правда, как насекомых. Но к ним есть уважение, потому что эти машины — часть истории! Я хочу, чтобы в Россию тоже вернулась автокультура, в наших силах дать этому старт.

Про советский автопром ходит много баек. Якобы мы всё скопировали, ничего своего не привнесли. Ребята, но ведь все машины всегда похожи! На то и мода! Советская школа дизайна — это что-то с чем-то! Они смогли сделать красиво из того, что было. Дизайнер рисует машину, ему ставят рамки, он в этих рамках разрабатывает достойную модель. «Волга» и «чайка» в 1958 году на выставке в Брюсселе получили Гран-при как лучшие автомобили континента. «Волга» — первый советский автомобиль, который стал производиться серийно с правым рулём для экспорта. Наши машины покупали! «Москвичи» покупали в Германию и Финляндию. Да, писали, что у них плохие тормоза, но зато это дешёвые машины и красивые для своего класса! «Победу» вообще запретили ввозить в США. Она первый в мире автомобиль с понтонным видом кузова. По своим характеристикам «победа» не уступала конкурентам из других стран, но стоила дешевле. И если мы говорим о капиталистическом подходе, то вот перед нами пять машин примерно с одними и теми же характеристиками, только одна дешевле. Какую купите?

Машина — это отражение эпохи. И когда мы с ребятами сейчас занимаемся этими тачками, для нас это честь. Мы горды, что нам довелось работать с такой техникой!

— Как интересно ты видишь мир: через автомобили в ретроспективе.

— Я не могу без этих машин. Однажды я купил старый «москвич» за 25 тысяч рублей. Настоящий автохлам в отвратительном состоянии. Поросший мхом, без стёкол, с проколотыми колёсами, заклинивший двигатель, сцепления нет, в салоне жила большая крыса. Но я ничего не мог с собой поделать, я захотел купить его и купил. Он выглядит как постапокалипсис, очень круто. Чудо, что во время транспортировки в гараж моего друга эта машина просто не развалилась. Но мы провезли её с честью — впереди нас ехали два «москвича», позади тоже. У нас были советские флаги, музыка. Это было круто, и мы получили огромное удовольствие. Все встречные сигналили нам, аплодировали.

— Что ты будешь делать с этим «москвичом»?

— Отец купил небольшой участок за городом, мы решили строить там дом, и я поставлю эту машину в одной из комнат, за стеклом. Он будет как арт-объект.

— Почему для тебя это так важно — советский автопром?

— Молодняк стал кататься на старых тачках. Я думаю, это круто, когда машина — макет неминуемого течения времени, а когда она ещё и технически исправна (хотя бы едет) — это вообще кайф. Во мне живёт тоска по 60-м годам прошлого века, по эпохе, которая была очень крутой, на мой взгляд.

— Что тебе близко в тех годах?

— Наверное, идеи. Мир для людей. Общество. Дружба народов, братство трудящихся, создание высококвалифицированного, крепкого, доброго общества. Многие моменты советской культуры я поддерживаю. Мне нравится дизайн, архитектура, шрифты, ретростиль.

Ефим второй слева

Ефим второй слева

Ефим Гуревич вместе с единомышленниками основали клуб Retro Guys Garage. Один из масштабных недавних проектов ребят — сборка ретро-лимузина из трёх неработающих авто. Это называется «кастом» — когда из полностью переделанных машин рождается другая, уникальная. Как сделать такую уникальную модель, причём чтобы она выглядела не самодельно, а в ретростиле, придумывали сами. Это был большой творческо-технический опыт. 16-18-летние парни и девушки пробовали себя в сварке, учились работать с болгаркой, красить, резать металл. Они рисовали макеты дизайна, обсуждали, брали на себя ответственность.

— Это довольно дорогостоящий процесс, нам повезло найти поддержку. Нам дали мастерскую в «Инженерной песочнице» — это государственный проект по поддержке молодёжи, которая готова учиться делать что-то руками. Нам помогали опытные педагоги с инженерным образованием, это по-настоящему классный опыт и воплощение в жизнь нашей главной мечты. Автомобиль на ходу, его уже перевезли в гараж. Теперь он будет желанным гостем на выставках, фотосессиях, — рассказывает Ефим. — Я горжусь своими друзьями: Арсением ЕЛОВИКОВЫМ, Ильёй ШВАЛЁВЫМ, Дмитрием СЕМЁНОВЫМ, Давидом ДАНИЕЛЯНОМ, Александром ЗУБАРЕВЫМ, Елизаветой ДОПЕРУК, Артёмом АЛЕКСЕЕВЫМ, Александром ЧЕРКАШИНЫМ, Артёмом ФИЛАТОВЫМ, Марком НАЗАРОВЫМ, Дмитрием РЕВНИКОВЫМ. Они приходили после учёбы и работали ради общего дела.

«Как много лайков у нас с тобой»

А знали ли вы, что лучший ребёнок — мобильный репортёр (по версии всероссийского конкурса) живёт в Красноярске? Ему 11 лет, его зовут Максим АНИЩЕНКО. Уже несколько лет он снимает короткие видеозарисовки про своего кролика, которого зовут Куки («куки» с английского переводится как «печенье», кролика назвал так, потому что окрас шёрстки немного похож на знаменитое печенье «Орео»).

— Первый раз я услышал про блогинг от ютубера ИванГая. Мне было тогда 6-7 лет. ИванГай был харизматичным и креативным. Потом он пропал. И тогда я решил действовать, — говорит Максим Анищенко. — Скачал простое приложение, научился добавлять к видео анимационные эффекты. Я снял «фильм» про то, как я ловил монстра у себя дома. Потом я пытался делать блоги про рисование персонажей из хоррора: 5 ночей с Фредди. Эта игра тогда хайпила. Весь тот контент никто не смотрел. Я боялся, что мои родители подумают, что я «интернет-дурак», так они называли всех ютуберов. Когда я слушал их рассуждения, мне становилось обидно, и я забросил.

Но долго не вытерпел.

Меня постоянно мучила мысль вернуться, что-нибудь снимать! Я поборол себя и продолжил заниматься этим, показывая родителям, что именно у меня получается. Мама и папа относились к этому как к мирному развлечению.

Когда у меня появился кролик, я начал снимать короткие истории о кроличьей жизни: какой у него образ жизни, где он спит, пять причин завести у себя дома кролика. Я записался на курсы по блогингу. Сначала меня бесило то, что я ничего не понимаю, но я знал, что приёмы и инструменты журналистики сильно продвинут меня в моём хобби. Впервые я начал снимать в растерянности, не очень соображая, что делаю, а потом понял, что это и есть вдохновение. Мы сразу стали готовиться к конкурсу, и моя работа прошла во второй тур!

— Чего ты хочешь достичь с помощью блогинга?

— Моя миссия с каждым годом меняется, наверное, потому что я взрослею, и мои интересы становятся другими. Сейчас я говорю о кроликах, пусть люди смотрят и улыбаются. Хорошее настроение — это уже не так уж и мало!

Однако в будущем с помощью хитростей я буду говорить о более серьёзных вещах. Например, об экологии. О том, что нашу планету нужно беречь и защищать. Или о наркотиках, о том, что они — зло! Например, блогер ФилКек, несмотря на жёстокую цензуру Ютуба, выпустил серию 30-минутных видео об этих вредных веществах, он говорит о том, как с ними бороться.

— Чему научил тебя блогинг?

— Я понял, что родители нужны не только для того, чтобы просить у них макароны с сосиской, но и чтобы говорить с ними. Доверять им, ведь именно родители были моими первыми подписчиками. Наверное, я стал более открытым и говорю то, что хочу сказать. Это честность. А также с помощью журналистики я научился лучше понимать людей и обнаружил, что они тоже понимают меня. Как будто новому языку обучился, на котором дальше буду с миром разговаривать.

***

Три истории о молодых красноярцах. И таких много: открытых, деятельных, неравнодушных. Мы не знаем, что будет с ними и с нами завтра. Наше дело быть увлечёнными и влюблёнными сегодня.

Александра СЛАВЕЦКАЯ-МАРКЕВИЧ