О том, что городская среда для здоровья человека — не лучшее место, спорить никто не станет. Плохая экология, стрессы, техногенные опасности… Однако у городов есть и свои плюсы: здесь вы быстрее получите медицинскую помощь, предполагается, что она будет более качественной и профессиональной. Как на практике обеспечены возможности сохранить здоровье для рядового горожанина, на какую медицину он может рассчитывать? Об этом наш корреспондент беседует с Владимиром Викторовичем УПАТОВЫМ, руководителем главного управления здравоохранения города.
— Владимир Викторович, есть у вас какие-то собственные правила, которым вы следуете, чтобы не болеть? Вообще — часто берёте больничный?
— Насколько я помню, на больничном был всего раза два. Целенаправленно какие-либо меры профилактики не использую. Когда возникают признаки болезни, я как врач способен на начальном этапе оценить своё состояние и решить, как лечиться, но при необходимости, конечно же, обращаюсь за консультацией к специалистам и их рекомендации по лечению стараюсь исполнять в полной мере. Если говорить про общие методы оздоровления, то фитнес-центры, к сожалению, не посещаю — режим работы не позволяет. По возможности в выходные дни всей семьей бываем на о. Татышев, где с удовольствием катаемся на велосипедах или просто гуляем. Вообще стараемся много ходить. Недавно были в отпуске в Анапе, где данный принцип реализовали в полной мере — в день «наматывали» по пять и более километров по берегу моря и по другим маршрутам терренкура. Кстати, свежий морской воздух и благоприятная экология «заряжают» надолго.
— Городская жизнь к самым распространённым в России сердечно-сосудистым заболеваниям добавляет психосоматические: синдром хронической усталости, депрессии (что связано с массовостью «офисного труда» и изменением стиля жизни). Врач может дать больничный только на этом основании, или человеку нужно серьезно «слечь»? Есть ли городские центры и медицинские программы, которые специализируются на этих заболеваниях?
— Современный ритм жизни сегодня, тем более в условиях крупного города, является одним из факторов, способствующих развитию стресса. И коррекция состояний, определяемых как синдром хронической усталости, депрессия, — это как раз область деятельности психотерапевтов, работающих у нас в городе на базе краевого психоневрологического диспансера. Может ли врач дать больничный с таким диагнозом? Конечно, если он оценил состояние больного и увидел, что нужно исключить стрессогенную ситуацию. Кстати, уровень обращаемости за данным видом помощи достаточно высок. Хочу отметить, что, сейчас, в том числе и благодаря широкому освещению данных проблем средствами массовой информации, люди перестали бояться названия медицинского учреждения — «психоневрологический диспансер». Ведь помощь здесь оказывают не только пациентам с психическими заболеваниями, но и тем, у кого развиваются так называемые пограничные состояния нервно-психической деятельности. Такая же помощь может быть оказана и в частных медицинских организациях, в том числе с выдачей больничного листа, при условии, что эти учреждения имеют лицензию на медицинскую деятельность и на проведение экспертизы нетрудоспособности.
Упатов Владимир Викторович родился 26 октября 1964 года в Красноярске. В 1987 году окончил Красноярский государственный мединститут (специальность «Педиатрическое дело», имеет высшую квалификационную категорию по специальности: «Организация здравоохранения и общественное здоровье»). Кандидат медицинских наук, доцент. В 2007 году окончил СФУ (специальность «Юриспруденция»).
Одновременно с обучением в медицинском ВУЗе, начал работать санитаром, затем медбратом в Красноярской БСМП. Более 15 лет работал преподавателем в Красноярской государственной медицинской академии. С 2003 года – в Главном управлении здравоохранения администрации Красноярска занимал должность заместителя начальника по организационным и специальным вопросам, заместителя руководителя по медицинским вопросам.
Женат, воспитывает двоих детей.
— В нашей стране приходит понимание того, что человек сам должен быть ответственен за своё здоровье. Но поскольку большую часть времени мы проводим на работе - стимулировать здоровый образ жизни (через более высокую зарплату, более высокий социальный статус и др.), нужно, наверное, начиная с предприятий и организаций?
— Если вспомнить историю развития здравоохранения, то ещё в советский период перед отраслью ставились чёткие государственные задачи, направленные на профилактику. Был даже издан приказ Минздрава СССР о всеобщей диспансеризации населения, но, к сожалению, в 70-80-е годы данный процесс постепенно затих. Во многом это было обусловлено его масштабностью. Система здравоохранения просто «захлебнулась». Сейчас мы вновь возвращаемся к хорошо забытому старому, но несколько в ином ракурсе.
Одним из приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» стало проведение дополнительной диспансеризации, в первую очередь, работающего населения, поскольку в возрастной структуре смертности россиян преобладают молодые и трудоспособные. Именно в этом возрасте люди чаще умирают от сердечно-сосудистой патологии, от онкологических заболеваний, от травм, отравлений и других внешних причин. Причём умирают они, когда болезнь находится в запущенной стадии либо развивается критическое состояние, и надежды на излечение пациента минимальны. Исходя из этого, при формировании подходов к диспансеризации было принято решение сработать на опережение ситуации. Главная задача – своевременное выявление заболеваний. На этой основе сформирован объём медицинских осмотров, определён перечень специалистов и набор диагностических исследований. По результатам осмотра определяется программа наблюдения, лечения и оздоровления. Результаты диспансеризации и основные рекомендации по дальнейшему наблюдению и оздоровлению заносятся в паспорт здоровья, который заполняется на каждого пациента.
Конечно, эффективность мероприятий по охране здоровья трудоспособного населения во многом зависит и от позиции работодателей. Любой из них отвечает за охрану труда в рамках трудового законодательства и Конституции РФ.
— Часто горожане откладывают визит в поликлинику. По их мнению, они не встречают там должного внимания со стороны медиков. Вначале нужно обратиться к терапевту, потом к узкому специалисту. Слишком долгий путь получается до нужного доктора. Возможно, ли свести схему обращения за помощью до простейшей: пришёл — и тебе тут же помогли?
— Если человек приходит в поликлинику, то первый врач, к которому он должен обратиться,— терапевт. Это ключевой специалист, главная задача которого определить весь маршрут движения больного в медицинском учреждении, включая и диагностику, и лечение. Однако обывательская точка зрения такова, что если заболело сердце, то надо идти к кардиологу, а если почки — к урологу, голова болит — к неврологу. На самом деле решение данного вопроса должно находиться в руках участкового терапевта. Во-первых, именно этот врач непосредственно отвечает за здоровье всех прикреплённых к нему пациентов. Во-вторых, это квалифицированный специалист, обладающий полным набором медицинских знаний по различным профилям патологии. Любой студент-медик в процессе подготовки в вузе изучает все базовые клинические дисциплины: терапию, неврологию, кардиологию, урологию, хирургию и т.д. Поэтому не обязательно терапевту сразу при первом посещении отправлять пациента к кардиологу, неврологу и другим специалистам. Хочу заметить — узкий специалист консультирует не больного, а, прежде всего, своего коллегу — лечащего врача, в данном случае, терапевта. Время проведения консультации определяет тоже терапевт. В экстренных случаях консультация проводится в день обращения пациента в поликлинику, а в случае планового ведения больного может быть проведена и в более позднее время (отсрочка может быть не более двух недель). В зарубежной практике ситуация аналогичная.
— Но ментальность человека такова, что он хочет получить помощь здесь и сразу.
— …поэтому у пациента есть право выбора: если он не хочет ждать, может обратиться в платную клинику либо к специалисту своей поликлиники на платный приём в установленное время.
— Ведётся ли модернизация системы первичной медицинской помощи? Как развиваются программы профилактики?
— С 2011 года на укрепление материально-технической базы системы здравоохранения России предполагается затратить более 400 млрд рублей. В Красноярске мы провели масштабную и серьёзную работу по подготовке программы модернизации муниципального здравоохранения. Одним из важных этапов является дальнейшее развитие диагностических центров, где сконцентрировано самое высококачественное оборудование и работают высококвалифицированные специалисты. Конечно, на первый взгляд, пациенту удобнее было бы получать все виды медицинской помощи, в том числе диагностические мероприятия, поближе к дому. Но, увы, каждую поликлинику мы не можем так хорошо оснастить, потому что затраты будут велики, а возможности для использования высоких технологий минимальны.
Сегодня в городе работает шесть таких центров, и сюда можно легко попасть по предварительной записи в любое удобное время. Мы предполагаем, что будет создано ещё не менее трех-четырех диагностических центров. Кроме того, будет значительно улучшится организация стационарной помощи, увеличится количество дневных стационаров.
В рамках национального проекта здоровье на протяжении трех последних лет осуществляется программа формирования навыков здорового образа жизни. Сегодня в нашем городе конкретными точками реализации этой программы являются пять центров здоровья. В перспективе мы откроем центры здоровья в каждом амбулаторном учреждении.
— Что собой представляют указанные центры?
— Здесь работают подготовленные специалисты, врачи, задача которых сводится к тому, чтобы оценить статус любого человека, который может туда заглянуть в любое удобное время и пройти первичные скрининговые обследования (сдать кровь на сахар, холестерин измерить индекс массы тела и т.п.) Причём обследуют вас абсолютно бесплатно. Центры здоровья работают пока только в четырех районах, но обслуживают они население всего города.
— Идут туда люди?
— Не очень, хотя информации достаточно. Приходят как раз те, кому нужно обращаться к врачу по поводу развившегося заболевания. Я приведу простой пример: весной этого года в городе проводилась широкомасштабная акция «День здорового сердца». Были привлечены несколько десятков врачей, консультантов, организована экспресс-лаборатория. Работали специалисты, волонтёры. Интерес необыкновенный! Люди с семи утра занимали очередь. Но 90 % из них были пациентами, хорошо знающими свои заболевания и регулярно посещающими своего врача (приходили даже с выписками из истории болезни), а вот более молодые и, на первый взгляд, здоровые люди не проявили столь массового интереса. А мы как раз рассчитывали привлечь их внимание к проблеме собственного здоровья.
— В Красноярске, вроде бы, начали вводить систему «электронной карты больного». Где? И какой от этого ожидается эффект?
— В настоящее время реализуется первый этап информатизации — внедрена «электронная регистратура» в двух крупнейших городских поликлиниках, к которым в общей сложности прикреплены 250 тыс. жителей. Пациенты имеют возможность записаться к врачу на удобный для них день и удобное время, не заходя в поликлинику, а, например, через обычный платёжный терминал неподалёку от дома. Или через Интернет. Для этого нужно только ввести в поле для предварительной записи номер своего паспорта и страхового медицинского полиса. А врач уже накануне следующего рабочего дня видит данные пациентов записавшихся к нему на приём. Это позволяет эффективно планировать рабочее время.
Следующим шагом по информатизации городского здравоохранения станет внедрение электронной медицинской карты. Она включает в себя «электронную амбулаторную карту», а также в случае проведения стационарного лечения — «электронную историю болезни». В результате появится программный продукт, который позволит объединить в информационном пространстве деятельность поликлиник и стационаров, обеспечить специалистам доступ к данным о пациентах. Где бы вы ни были, у вас в руках будет электронный носитель, где хранится вся информация о состоянии вашего здоровья.
Другое информационное новшество — телемедицина. Врач и пациент, находясь в одном месте, могут получить консультацию врача другого медицинского учреждения. Такая система благодаря усилиям краевых и городских органов управления здравоохранения и медицинских учреждений уже работает у нас на базе акушерского реанимационно-консультативного центра в роддоме №1. Благодаря внедрению данной системы мы обеспечиваем своевременные консультации специалистов всех уровней для женщин с патологией беременности и родов. Причем масштаб данного проекта распространяется не только на территорию города, но и края.
— Долгое время Красноярский край отставал по продолжительности жизни от общероссийских показателей; с 2007 года эта тенденция изменилась — наблюдается прирост продолжительности. За счёт чего?
— Если говорить о положительной динамике по данному направлению то, прежде всего, это происходит за счёт своевременного выявления заболеваний и активного внедрения системы профилактики. В первую очередь нам удалось снизить и смертность от наиболее распространённых сердечно-сосудистых патологий. Положительные результаты достигнуты благодаря эффективной работе сосудистых центров: регионального — на базе краевой клинической больницы и территориального — на базе городской клинической больницы №20.
— Что получил город по приоритетному национальному проекту «Здоровье»?
— Мы получили рентгеновские комплексы, маммограф, аппаратуру для лабораторной диагностики и электрокардиографии, УЗИ-оборудование. Значительно обновился парк санитарного автотранспорта — получено 80 машин скорой помощи.
— Красноярская железная дорога ещё нынешней весной заявила о том, что не будет содержать детскую поликлинику. Как разрешилась эта ситуация, не распадётся ли опытный коллектив?
— Ни в коем случае, поликлиника в неизменном виде переходит в муниципальную собственность. Проблемой занимались все – краевые, городские и ведомственные структуры. Хочу отметить, определяющее значение в положительном решении данного вопроса сыграла принципиальная позиция губернатора края Л.В. Кузнецова, Главы города Красноярска П.И. Пимашкова и президента ОАО РЖД В.И. Якунина. Функционально это учреждение будет работать в структуре городской детской клинической больницы №1. Мы планируем восстановить здесь детский стационар (в своё время его ликвидировали). В перспективе поликлиника станет обслуживать большее число маленьких горожан.
— Владимир Викторович, помимо того, что вы профессиональный медик — вы ещё и юрист. Какие законы, по-вашему, должны быть приняты на уровне России, края относительно профилактики заболеваемости горожан и поддержания здорового образа жизни?
— Я считаю, что на сегодня актуальны два ключевых документа, которые должны определить дальнейшее развитие ситуации в отечественной системе здравоохранения, в том числе в области профилактики и поддержания здорового образа жизни. В настоящее время активно обсуждается проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Другой документ, который был принят ещё в 1991 году, начал реализовываться в 1993-м, и сегодня уже нуждается в серьезной коррекции — это закон «Об обязательном медицинском страховании». После принятия и утверждения этих документов потребуется серьезный пересмотр многих нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровне. И, конечно же, на этой основе будут пересматриваться и корректироваться все остальные распорядительные документы. Вместе с тем уже сегодня, многие действующие нормативные документы всех уровней направлены на реализацию конкретных мер по формированию здорового образа жизни.
Центры здоровья г. Красноярска:
1. МУЗ ГП №1, ул. Павлова,4, тел. 237-19-42, 262-80-72,
Записаться на обследование можно через интернет www.med-registratura.ru и терминалы «платёжка»;
2. МУЗ ГБ №1, ул. А.Лебедевой, 66 , тел.211-33-59,
211-10-72;
3. МУЗ ГП №3, ул. Семафорная, 255, тел. 236-24-84, 236-21-24, 213-85-83
4. МУЗ ГП № 14, ул. Воронова 35 «Г», тел. 224-39-50,
224-72-38, 267-10-44 информация на сайте http://gp14.krasgmu.ru. Записаться на обследование можно через интернет www.med-registratura.ru и терминалы «платёжка»;
5. ККЦМП, Академгородок, 7а, тел. 227-66-73