Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2010

Здоровый город и здоровые горожане — утопия или реальность?

О том, что городская среда для здоровья человека — не лучшее место, спорить никто не станет. Плохая экология, стрессы, техногенные опасности… Однако у городов есть и свои плюсы: здесь вы быстрее получите медицинскую помощь, предполагается, что она будет более качественной и профессиональной. Как на практике обеспечены возможности сохранить здоровье для рядового горожанина, на какую медицину он может рассчитывать? Об этом наш корреспондент беседует с Владимиром Викторовичем УПАТОВЫМ, руководителем главного управления здравоохранения города.

— Владимир Викторович, есть у вас какие-то собственные правила, которым вы следуете, чтобы не болеть? Вообще — часто берёте больничный?

— Насколько я помню, на больничном был всего раза два. Целенаправленно какие-либо меры профилактики не использую. Когда возникают признаки болезни, я как врач способен на начальном этапе оценить своё состояние и решить, как лечиться, но при необходимости, конечно же, обращаюсь за консультацией к специалистам и их рекомендации по лечению стараюсь исполнять в полной мере. Если говорить про общие методы оздоровления, то фитнес-центры, к сожалению, не посещаю — режим работы не позволяет. По возможности в выходные дни всей семьей бываем на о. Татышев, где с удовольствием катаемся на велосипедах или просто гуляем. Вообще стараемся много ходить. Недавно были в отпуске в Анапе, где данный принцип реализовали в полной мере — в день «наматывали» по пять и более километров по берегу моря и по другим маршрутам терренкура. Кстати, свежий морской воздух и благоприятная экология «заряжают» надолго.

— Городская жизнь к самым распространённым в России сердечно-сосудистым заболеваниям добавляет психосоматические: синдром хронической усталости, депрессии (что связано с массовостью «офисного труда» и изменением стиля жизни). Врач может дать больничный только на этом основании, или человеку нужно серьезно «слечь»? Есть ли городские центры и медицинские программы, которые специализируются на этих заболеваниях?

— Современный ритм жизни сегодня, тем более в условиях крупного города, является одним из факторов, способствующих развитию стресса. И коррекция состояний, определяемых как синдром хронической усталости, депрессия, — это как раз область деятельности психотерапевтов, работающих у нас в городе на базе краевого психоневрологического диспансера. Может ли врач дать больничный с таким диагнозом? Конечно, если он оценил состояние больного и увидел, что нужно исключить стрессогенную ситуацию. Кстати, уровень обращаемости за данным видом помощи достаточно высок. Хочу отметить, что, сейчас, в том числе и благодаря широкому освещению данных проблем средствами массовой информации, люди перестали бояться названия медицинского учреждения — «психоневрологический диспансер». Ведь помощь здесь оказывают не только пациентам с психическими заболеваниями, но и тем, у кого развиваются так называемые пограничные состояния нервно-психической деятельности. Такая же помощь может быть оказана и в частных медицинских организациях, в том числе с выдачей больничного листа, при условии, что эти учреждения имеют лицензию на медицинскую деятельность и на проведение экспертизы нетрудоспособности.

ДОСЬЕ
Упатов Владимир Викторович родился 26 октября 1964 года в Красноярске. В 1987 году окончил Красноярский государственный мединститут (специальность «Педиатрическое дело», имеет высшую квалификационную категорию по специальности: «Организация здравоохранения и общественное здоровье»). Кандидат медицинских наук, доцент. В 2007 году окончил СФУ (специальность «Юриспруденция»).
Одновременно с обучением в медицинском ВУЗе, начал работать санитаром, затем медбратом в Красноярской БСМП. Более 15 лет работал преподавателем в Красноярской государственной медицинской академии. С 2003 года – в Главном управлении здравоохранения администрации Красноярска занимал должность заместителя начальника по организационным и специальным вопросам, заместителя руководителя по медицинским вопросам.
Женат, воспитывает двоих детей.

— В нашей стране приходит понимание того, что человек сам должен быть ответственен за своё здоровье. Но поскольку большую часть времени мы проводим на работе - стимулировать здоровый образ жизни (через более высокую зарплату, более высокий социальный статус и др.), нужно, наверное, начиная с предприятий и организаций?

— Если вспомнить историю развития здравоохранения, то ещё в советский период перед отраслью ставились чёткие государственные задачи, направленные на профилактику. Был даже издан приказ Минздрава СССР о всеобщей диспансеризации населения, но, к сожалению, в 70-80-е годы данный процесс постепенно затих. Во многом это было обусловлено его масштабностью. Система здравоохранения просто «захлебнулась». Сейчас мы вновь возвращаемся к хорошо забытому старому, но несколько в ином ракурсе.

Одним из приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» стало проведение дополнительной диспансеризации, в первую очередь, работающего населения, поскольку в возрастной структуре смертности россиян преобладают молодые и трудоспособные. Именно в этом возрасте люди чаще умирают от сердечно-сосудистой патологии, от онкологических заболеваний, от травм, отравлений и других внешних причин. Причём умирают они, когда болезнь находится в запущенной стадии либо развивается критическое состояние, и надежды на излечение пациента минимальны. Исходя из этого, при формировании подходов к диспансеризации было принято решение сработать на опережение ситуации. Главная задача – своевременное выявление заболеваний. На этой основе сформирован объём медицинских осмотров, определён перечень специалистов и набор диагностических исследований. По результатам осмотра определяется программа наблюдения, лечения и оздоровления. Результаты диспансеризации и основные рекомендации по дальнейшему наблюдению и оздоровлению заносятся в паспорт здоровья, который заполняется на каждого пациента.

Процесс дополнительной диспансеризации осуществляется уже почти пять лет. Только по Красноярску ежегодно осматривается не менее 50 тыс. человек работающего населения.

Конечно, эффективность мероприятий по охране здоровья трудоспособного населения во многом зависит и от позиции работодателей. Любой из них отвечает за охрану труда в рамках трудового законодательства и Конституции РФ.

— Часто горожане откладывают визит в поликлинику. По их мнению, они не встречают там должного внимания со стороны медиков. Вначале нужно обратиться к терапевту, потом к узкому специалисту. Слишком долгий путь получается до нужного доктора. Возможно, ли свести схему обращения за помощью до простейшей: пришёл — и тебе тут же помогли?

— Если человек приходит в поликлинику, то первый врач, к которому он должен обратиться,— терапевт. Это ключевой специалист, главная задача которого определить весь маршрут движения больного в медицинском учреждении, включая и диагностику, и лечение. Однако обывательская точка зрения такова, что если заболело сердце, то надо идти к кардиологу, а если почки — к урологу, голова болит — к неврологу. На самом деле решение данного вопроса должно находиться в руках участкового терапевта. Во-первых, именно этот врач непосредственно отвечает за здоровье всех прикреплённых к нему пациентов. Во-вторых, это квалифицированный специалист, обладающий полным набором медицинских знаний по различным профилям патологии. Любой студент-медик в процессе подготовки в вузе изучает все базовые клинические дисциплины: терапию, неврологию, кардиологию, урологию, хирургию и т.д. Поэтому не обязательно терапевту сразу при первом посещении отправлять пациента к кардиологу, неврологу и другим специалистам. Хочу заметить — узкий специалист консультирует не больного, а, прежде всего, своего коллегу — лечащего врача, в данном случае, терапевта. Время проведения консультации определяет тоже терапевт. В экстренных случаях консультация проводится в день обращения пациента в поликлинику, а в случае планового ведения больного может быть проведена и в более позднее время (отсрочка может быть не более двух недель). В зарубежной практике ситуация аналогичная.

— Но ментальность человека такова, что он хочет получить помощь здесь и сразу.

— …поэтому у пациента есть право выбора: если он не хочет ждать, может обратиться в платную клинику либо к специалисту своей поликлиники на платный приём в установленное время.

— Ведётся ли модернизация системы первичной медицинской помощи? Как развиваются программы профилактики?

— С 2011 года на укрепление материально-технической базы системы здравоохранения России предполагается затратить более 400 млрд рублей. В Красноярске мы провели масштабную и серьёзную работу по подготовке программы модернизации муниципального здравоохранения. Одним из важных этапов является дальнейшее развитие диагностических центров, где сконцентрировано самое высококачественное оборудование и работают высококвалифицированные специалисты. Конечно, на первый взгляд, пациенту удобнее было бы получать все виды медицинской помощи, в том числе диагностические мероприятия, поближе к дому. Но, увы, каждую поликлинику мы не можем так хорошо оснастить, потому что затраты будут велики, а возможности для использования высоких технологий минимальны.

Сегодня в городе работает шесть таких центров, и сюда можно легко попасть по предварительной записи в любое удобное время. Мы предполагаем, что будет создано ещё не менее трех-четырех диагностических центров. Кроме того, будет значительно улучшится организация стационарной помощи, увеличится количество дневных стационаров.

В рамках национального проекта здоровье на протяжении трех последних лет осуществляется программа формирования навыков здорового образа жизни. Сегодня в нашем городе конкретными точками реализации этой программы являются пять центров здоровья. В перспективе мы откроем центры здоровья в каждом амбулаторном учреждении.

— Что собой представляют указанные центры?

— Здесь работают подготовленные специалисты, врачи, задача которых сводится к тому, чтобы оценить статус любого человека, который может туда заглянуть в любое удобное время и пройти первичные скрининговые обследования (сдать кровь на сахар, холестерин измерить индекс массы тела и т.п.) Причём обследуют вас абсолютно бесплатно. Центры здоровья работают пока только в четырех районах, но обслуживают они население всего города.

— Идут туда люди?

— Не очень, хотя информации достаточно. Приходят как раз те, кому нужно обращаться к врачу по поводу развившегося заболевания. Я приведу простой пример: весной этого года в городе проводилась широкомасштабная акция «День здорового сердца». Были привлечены несколько десятков врачей, консультантов, организована экспресс-лаборатория. Работали специалисты, волонтёры. Интерес необыкновенный! Люди с семи утра занимали очередь. Но 90 % из них были пациентами, хорошо знающими свои заболевания и регулярно посещающими своего врача (приходили даже с выписками из истории болезни), а вот более молодые и, на первый взгляд, здоровые люди не проявили столь массового интереса. А мы как раз рассчитывали привлечь их внимание к проблеме собственного здоровья.

— В Красноярске, вроде бы, начали вводить систему «электронной карты больного». Где? И какой от этого ожидается эффект?

— В настоящее время реализуется первый этап информатизации — внедрена «электронная регистратура» в двух крупнейших городских поликлиниках, к которым в общей сложности прикреплены 250 тыс. жителей. Пациенты имеют возможность записаться к врачу на удобный для них день и удобное время, не заходя в поликлинику, а, например, через обычный платёжный терминал неподалёку от дома. Или через Интернет. Для этого нужно только ввести в поле для предварительной записи номер своего паспорта и страхового медицинского полиса. А врач уже накануне следующего рабочего дня видит данные пациентов записавшихся к нему на приём. Это позволяет эффективно планировать рабочее время.

Следующим шагом по информатизации городского здравоохранения станет внедрение электронной медицинской карты. Она включает в себя «электронную амбулаторную карту», а также в случае проведения стационарного лечения — «электронную историю болезни». В результате появится программный продукт, который позволит объединить в информационном пространстве деятельность поликлиник и стационаров, обеспечить специалистам доступ к данным о пациентах. Где бы вы ни были, у вас в руках будет электронный носитель, где хранится вся информация о состоянии вашего здоровья.

Другое информационное новшество — телемедицина. Врач и пациент, находясь в одном месте, могут получить консультацию врача другого медицинского учреждения. Такая система благодаря усилиям краевых и городских органов управления здравоохранения и медицинских учреждений уже работает у нас на базе акушерского реанимационно-консультативного центра в роддоме №1. Благодаря внедрению данной системы мы обеспечиваем своевременные консультации специалистов всех уровней для женщин с патологией беременности и родов. Причем масштаб данного проекта распространяется не только на территорию города, но и края.

— Долгое время Красноярский край отставал по продолжительности жизни от общероссийских показателей; с 2007 года эта тенденция изменилась — наблюдается прирост продолжительности. За счёт чего?

— Если говорить о положительной динамике по данному направлению то, прежде всего, это происходит за счёт своевременного выявления заболеваний и активного внедрения системы профилактики. В первую очередь нам удалось снизить и смертность от наиболее распространённых сердечно-сосудистых патологий. Положительные результаты достигнуты благодаря эффективной работе сосудистых центров: регионального — на базе краевой клинической больницы и территориального — на базе городской клинической больницы №20.

— Что получил город по приоритетному национальному проекту «Здоровье»?

— Мы получили рентгеновские комплексы, маммограф, аппаратуру для лабораторной диагностики и электрокардиографии, УЗИ-оборудование. Значительно обновился парк санитарного автотранспорта — получено 80 машин скорой помощи.

— Красноярская железная дорога ещё нынешней весной заявила о том, что не будет содержать детскую поликлинику. Как разрешилась эта ситуация, не распадётся ли опытный коллектив?

— Ни в коем случае, поликлиника в неизменном виде переходит в муниципальную собственность. Проблемой занимались все – краевые, городские и ведомственные структуры. Хочу отметить, определяющее значение в положительном решении данного вопроса сыграла принципиальная позиция губернатора края Л.В. Кузнецова, Главы города Красноярска П.И. Пимашкова и президента ОАО РЖД В.И. Якунина. Функционально это учреждение будет работать в структуре городской детской клинической больницы №1. Мы планируем восстановить здесь детский стационар (в своё время его ликвидировали). В перспективе поликлиника станет обслуживать большее число маленьких горожан.

— Владимир Викторович, помимо того, что вы профессиональный медик — вы ещё и юрист. Какие законы, по-вашему, должны быть приняты на уровне России, края относительно профилактики заболеваемости горожан и поддержания здорового образа жизни?

— Я считаю, что на сегодня актуальны два ключевых документа, которые должны определить дальнейшее развитие ситуации в отечественной системе здравоохранения, в том числе в области профилактики и поддержания здорового образа жизни. В настоящее время активно обсуждается проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Другой документ, который был принят ещё в 1991 году, начал реализовываться в 1993-м, и сегодня уже нуждается в серьезной коррекции — это закон «Об обязательном медицинском страховании». После принятия и утверждения этих документов потребуется серьезный пересмотр многих нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровне. И, конечно же, на этой основе будут пересматриваться и корректироваться все остальные распорядительные документы. Вместе с тем уже сегодня, многие действующие нормативные документы всех уровней направлены на реализацию конкретных мер по формированию здорового образа жизни.

СПРАВКА
Центры здоровья г. Красноярска:
1. МУЗ ГП №1, ул. Павлова,4, тел. 237-19-42, 262-80-72,
Записаться на обследование можно через интернет www.med-registratura.ru и терминалы «платёжка»;
2. МУЗ ГБ №1, ул. А.Лебедевой, 66 , тел.211-33-59,
211-10-72;
3. МУЗ ГП №3, ул. Семафорная, 255, тел. 236-24-84, 236-21-24, 213-85-83
4. МУЗ ГП № 14, ул. Воронова 35 «Г», тел. 224-39-50,
224-72-38, 267-10-44 информация на сайте http://gp14.krasgmu.ru. Записаться на обследование можно через интернет www.med-registratura.ru и терминалы «платёжка»;
5. ККЦМП, Академгородок, 7а, тел. 227-66-73