Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2010 г.

Не строят дом на песке

Знаю одного молодого человека, который обязательно позвонит в департамент транспорта, если автобус гонит, как сумасшедший, или водитель курит в салоне. Звонит прямо при водителе — а ведь это психологически не легко сделать. Вопрос: это активная гражданская позиция или как? И вообще, все эти разговоры «у нас нет гражданского общества», «пока мы не построим
А. Павлов

А. Павлов

гражданское общество, мы не…» — они о чём? Чего от нас в очередной раз хотят?
Чтобы разобраться в вопросе, начиная от понятий и заканчивая примерами, прошу консультацию у заведующего кафедрой социально-политических теорий СФУ Александра Павловича ПАВЛОВА.

— Если не обращаться к определению из учебника — в чём суть гражданского общества?

— С моей точки зрения, гражданское общество — это организм, предполагающий непрерывную и активную «обратную связь» между обществом и государством. Если организм большой, как, например, Россия, и потоки информации в нём идут медленно, с задержкой — возникают проблемы для всего организма. Не потому ли вымерли динозавры, что тело было большое, а мозг маленький: пока до него дойдёт сигнал из внешней среды! В большой стране имеет смысл говорить не об абстракт­ном гражданском обществе, а рассматривать его с точки зрения отношений, выстроенных в отдельных организациях, корпорациях…

Формы реагирования общественности на деятельность государственных, административных структур могут быть разными: критика, предложения, советы и т.д. В опредёленных случаях «обратная связь» должна проявляться в давлении общественности на власть. Как, например, когда в ряде городов граждане организованно протестуют против мигалок для «привилегированных» машин, или против проведения нефтяной трубы по берегу Байкала.

— Но в разных странах гражданское общество понимается и реализуется, наверное, по-разному. Совместимо ли оно, например, с тоталитаризмом?

— Традиционно гражданское общество понимается как противовес государству. Это относится как к тоталитарным обществам, так и к демократическим. Речь в данном случае не идёт о том, что государство «нехорошее» или «хорошее». Дело в принципе общественного устройства: всегда должна быть равновесная система. Противопоставленность государства и общества, оказывание давления друг на друга, взаимопроникновение способствуют стабильности и совершенствованию системы.

— В странах западной демократии так и есть.

— У них это подкреплено ещё и развитой правовой культурой, богатым опытом борьбы населения за свои права. Но всё это не значит, что нам данный опыт и ценности подходят. Потому что существуют не просто разные трактовки гражданского общества, но и разные парадигмы цивилизаций. Русское понимание «гражданского» серьёзно отличается от западно-либерального.

— Когда нам говорят, что России следует строить гражданское общество — имеют в виду именно западное. Может, стоит сформулировать это западно-либеральное понимание?

— Истоков западного гражданского общества несколько. Это и буржуазные отношения, если по Марксу. И такие анклавы свободы, как средневековые города. Это цеховые организации, гильдии. Конечно — университеты. Знаменитая протестантская этика с её культом индивидуализма. Либерализм — когда личные интересы человека ставятся выше интересов государства. А государство — такой ночной сторож прав и интересов человека. Люди как бы заключают некий договор (теория общественного договора Томаса Гоббса, Джона Локка), и государство обеспечивает его выполнение. Эта договорная культура — важнейший элемент психологии и морали людей западного общества.

— И ничего этого в России не было?

— Гражданское общество, на мой взгляд, было. Но развивалось оно на основе других институтов. Например, на традициях саморегуляции общины. Особенно гражданское самосознание проявлялось у нас в периоды опасностей. Например, когда мы отмечаем 4 ноября — это память о подвиге Минина и Пожарского, самой настоящей гражданской инициативе.

И ещё один момент характеризует состояние гражданского общества в нашей стране. Не секрет, что Россия — государственная страна. Мы — не индивидуалисты. Это наша и беда, и преимущество.

Для появления настоящего гражданского общества сегодня предлагается сценарий — создать его сверху. Мне он представляется нежелательным и искусственным. Да и нелогично государству создавать собственный противовес — это будет принимать если не уродливые, то малоэффективные формы.

С чего начинается гражданское общество, если отрешиться от красивых слов? Исходной клеточкой является сам человек и та непосредственная жизненная среда, в которой он находится. Его квартира, подъезд, двор, общественный транспорт, место работы.

— И требуется прибрать свою планету, как говорил Экзюпери.

— Да, и тяга к этому даже есть. Но есть и страх, подкреплённый сильным недоверием к государству. Он коренится в подсознании, выражаясь формулами «инициатива наказуема», «толку не будет» и т.д.

Поэтому, с одной стороны, человек должен поверить, что его индивидуальная глубинная свобода не пострадает, а будет защищена государством. С другой стороны — следует больше внимания уделять гражданскому просвещению. Ведь вспоминая незабвенного профессора Преображенского, можно сказать, что гражданское общество, как и разруха, — начинается в головах.

— Через какие институты можно строить гражданское общество?

— Устойчивых институтов нет. Преобладают протестные акции — как в виде явных выступлений против несправедливых решений федеральных или местных властей, так и в форме ухода людей в свои субкультуры. Но актуальным гражданское общество становится, не противопоставляя себя государству, а находясь с ним в неком равновесии, когда постоянно идёт поиск компромиссов.

— СМИ являются инструментом построения гражданского общества?

— На мой взгляд, СМИ сегодня очень слабо выполняют одну из важнейших своих функций — функцию критики. Негативные явления освещаются, но нет глубокой аналитики, серьёзного диалога. Общая тональность СМИ — ёрничество, стёб. При этом чьи-то инициативы выдаются за «наши», тиражируются под копирку, клонируются; мы зомбированы СМИ. В своё время Ортега-и-Гассет критиковал массовое общество, а сегодня оно переживает новый этап — виртуальную стадность. Те же флэшмобы: собраться в каком-то месте, чтобы квакнуть. Сколько каналов телевидения, и везде — либо примитивная развлекаловка, либо приготовление пищи, как будто мы никак не можем насытиться.

— А что вы сами смотрите?

— Я смотрю футбол, вообще — спортивные передачи.

— Есть ли в России достаточные условия для появления гражданского общества? Можно предположить, что гражданскую активность проявляют те, у кого жизнь устроена. То есть они обеспечены, у них есть свободное время… Если же большая часть населения живёт у черты бедности и всё время должна думать о материальном обеспечении своей семьи — на общественные инициативы не хватает времени.

— Это, конечно, проблема. В городах ещё не так очевидно, а в деревнях — ужасающий уровень бедности. Но массовую гражданственность можно проявлять и тогда, когда основное население бедное. При Минине и Пожарском вряд ли люди были богаче. Но тогда фактором гражданского общества стала общая объединяющая идея. Сегодня идеи нет, да она вроде бы и не нужна, когда главная ценность — получение жизненных удовольствий.

— Скажите, а к власти приложимо понятие «гражданская»?

— Разумеется, гражданское общество может быть (или не быть) и внутри самой государственной структуры. Любой чиновник, если честно выполняет свои профессиональные обязанности, строит гражданское общество. Если он ставит интересы общества выше интересов чиновничьей корпорации.

— А с другой стороны — и общественные инициативы порой грешат бюрократизмом. Многие сообщества берут за образец какие-то стереотипные формы организации, равняются на официальный управленческий уровень, который оставляет желать лучшего.

— Замечу, что формализм многим нравится. Плохо, когда нет чёткого регламента, прописанных прав участников, регуляции деятельности. Не менее плохо, когда существует видимый порядок бумажных дел, бумажной отчётности. К сожалению, о человеке всё чаще стали судить не по его человеческим и профессиональным качествам, а по тому, как он выглядит в баллах, рейтингах, на бумаге.

— Гражданским инициативам нужен менеджмент?

— В Советском Союзе такая работа организовывалась, и тогдашняя «навязанность» участия в общественной жизни (комсомол и пионерия, демонстрации, разные поручения) многими вспоминается с ностальгией. В чём привлекательность прежних организаций, если отбросить идеологическую составляющую? Во-первых, это была игра. Она особенно важна для молодёжи. Состязательность, здоровое соперничество — всё это имело место.

Во-вторых, восполнение социального неравенства. Граждан­ское общество — хороший способ людям из «низов» себя реализовать. Допустим, я занимаю не очень весомую социальную позицию (маленькая зарплата, мелкий статус), но благодаря ресурсу гражданского общества (компенсаторные формы) могу занимать уже привилегированную позицию как инициатор, председатель какого-нибудь общества и т.д.

— Таких людей, нереализованных и униженных, у нас как раз много — почему же они не рванули в инициативы?

— Они «рванули», но в социально-опасные и деструктивные формы. Ведь скинхеды — это тоже своего рода «гражданское общество», форма общественной солидарности. Так называемый блат и протекционизм, дедовщина, коррупция — всё это компенсаторные, нелегитимные, дикие формы гражданского общества, точнее сказать квазигражданского. Вывод такой: если не будет предпосылок для нормального гражданского общества, оно всё равно будет существовать, но в уродливых формах.

— Является ли бизнес-сообщество субъектом гражданского общества?

— Я бы сказал, что у нас нет сообщества бизнесменов со своими этическими представлениями, неписаным деловым кодексом и т.д. В дореволюционные времена были ясные представления о том, каким должен быть, скажем, дворянин, или преподаватель гимназии, или профессор университета. И присутствие такой этики — часть гражданского общества. Человек, даже если его никто не контролирует, — контролирует сам себя. У настоящего профессора гражданское общество внутри. И это относится ко всем социальным стратам: люди отвечают не только перед собой, но и перед своим кругом, если поступают так, как не принято.

— Раньше у каждого сословия — духовенства, офицерства, даже студенчества — была своя социальная и культурная ноша. А сегодня, говоря языком жаргона, не только бизнес живёт «не по понятиям», но и другие категории населения —чиновники, милиция, врачи…

— Это интересный разворот темы — искать гражданское общество не столько в виде каких-то самодеятельных инициатив, а в профессиональных кругах. Каждый человек на своём рабочем месте выполняет общественную (важную для общества) задачу.

— Часто мы ждём, пока какие-то проблемы (мусор во дворах, например) решит тот, кто за это отвечает (ЖЭК, социальные службы)… Возможно, это и впрямь не компетенция общества. А какие проблемы могут решить сугубо общественные инициативы?

— Здесь нет чёткого подразделения: это сфера деятельности государства, а это — общества. Такое противопоставление как раз одна из причин кризиса, когда все кивают друг на друга. А если говорить о сферах — это любая деятельность в пространстве, которое человек называет своим. Корень же пассивности в том, что у среднестатистического человека, строго говоря, нет своего жизненного пространства; а если есть, то оно всё время нарушается — машинами во дворе, соседями за стеной, сослуживцами на рабочем месте… Мне кажется, это очень важная тема — вернуть человеку его неприкосновенное жизненное пространство, и физическое, и психологическое.

— На Западе функция гражданского общества не сводится только к инициативам граждан, но включает и их готовность контролировать власть и друг друга. Я чту законы и правила — но и ты их чти…

— Тема неоднозначная и касается всех. Предположим, учащимся предоставили возможность контролировать поведе­ние преподавателя (от внешнего вида до содержания занятий). Будет ли такая обратная связь, да ещё поощряемая, проявлением гражданского общества или сведением счётов? Должна быть определённая культура отношения к таким практикам. Но если твой коллега по-хамски ведёт себя с посетителями, грубит с подчинёнными, берёт взятки — действительно ли нужно молчать? Или такой пример: водители мигают фарами встречным машинам, предупреждая, что за поворотом стоят гаишники. Это немыслимо в любой европейской стране.

— А у нас это как раз проявление гражданского общества.

— В извращённых формах. У нас люди часто объединяются, проявляют солидарность в противовес закону. Конечно, во многом это коренится в недоверии государству. Это тонкая грань, но всё же надо больше обращать внимания на те вещи, которые мы хотим искоренить, и менять отношение к вмешательству в это.

— Гражданское общество — это массовые движения или маленькие дела?…

— Я бы сказал, вспомнив Чехова, что всегда не хватает людей маленькой пользы. А проблем, на первый взгляд малозначительных, — много. Например, почему у нас такой ужасный общественный транспорт, загазованные автобусы. Почему ступеньки в них высокие — пожилому человеку очень трудно забраться...

— Это уже глобальная проблема — закупка других автобусов. Разве человек маленькой пользы это решит?

— У него другая миссия — «воспитывать» власть личными инициативами, побуждая и её действовать не в своих интересах, а в интересах людей. И такие инициативы есть. Субботники на Столбах, участие в озеленении, организация обучения «людей в возрасте», например, компьютерные «курсы для бабушек».

…Хорошо в маленькой Швейцарии — там «мелкие» проблемы становятся существенными и потому к их решению относятся вполне серьёзно. А в нашей стране мы порой не обращаем внимание на мелочи. Подумаешь, в автобусе грязные окна — радуйтесь, что транспорт вообще ходит. Подумаешь, просроченные продукты в магазинах — хорошо, что они вообще есть. Но это не мелочи. Из них и состоит качество жизни.

— А у вас нет чувства неподъёмности решения этих проблем? Ведь сколько ни убирай свою лестничную площадку — нужно, чтобы и другие это делали.

— Люди социальны по своей природе. И хорошие примеры заразительны. Не сразу, постепенно создаётся микроклимат «поддержания порядка», привычка к хорошему. Одним из лозунгов выдающегося президента США Ф.Рузвельта в период Великой депрессии, обращённым к нации, был: «делайте хоть что-нибудь, ошибайтесь, начинайте заново, но только не сидите на месте».

И ещё необходимо прививать людям с раннего детства основы общей гуманитарной культуры.

— Чьи гражданские поступки вас лично впечатлили?

— Меня впечатляют люди маленькой пользы. Например, родители, часто необеспеченные, которые стараются привести своих детей в какой-то кружок, секцию, чему-то их научить — и тем улучшить нашу общую будущую жизнь. А сколько людей, которые подкармливают бездомных собак — и не потому, что ждут одобрения, а по сострадательности своей души…

— Если бы они за ними ещё прибирали…

— Ну, это уже следующий этап нашей гражданской сознательности!

…Картинка складывается в моём сознании сама собой: в фундаменте общества должны лежать очень простые вещи. Сначала чего-то просто не делать: не мусорить, не сквернословить. Уровень чуть выше — выполнять то элементарное, что делает нас людьми: уступать место старшим, заботиться о детях, зарабатывать свой хлеб, быть доброжелательным. Дальше идут ступени, требующие разного объёма жертв и усилий: потратить своё личное время на то, что не принесёт тебе выгоды, благотворительствовать, повести за собой людей. Но суть в том, что у нас слабы или отсутствуют как раз нижние этажи. А без них конструкция рассыпается.

Валентина ЕФАНОВА