Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2010 г.

Железный век красноярской медиакратии

Найти оптимистов в сегодняшнем журналистском сообществе Красноярья практически невозможно. Общим местом стали рассуждения о том, что нынче на берегах Енисея и читать, и смотреть, и слушать практически нечего. Это мнение, конечно, можно (и нужно!) оспаривать.

 Автор - Александр Чернявский

Автор - Александр Чернявский

Однако в сегодняшней атмосфере и вправду разлито ощущение того, что золотые времена краевой журналистики миновали безвозвратно. Падает доверие к СМИ со стороны общества, летит в тартарары престижность некогда популярной профессии, целые журналистские коллективы оказываются на улице, впереди мрак и неизвестность… И дело здесь не только и не столько в неблагоприятных тенденциях последних лет. Кризис отечественной журналистики стал очевиден задолго до цунами экономического катаклизма 2008-2009 годов, который лишь обострил болячки региональной медиаиндустрии.

Когда начинаешь исследовать историю болезни, то неизбежно приходишь к выводу, что российская «четвёртая власть», сбросившая в начале девяностых годов прошлого столетия тяжкие оковы цензуры и партийного контроля, не выдержала искушения свободой. Независимость была благополучно конвертирована в материальные блага. Золотой телец в очередной раз показал свою недюжинную силу. Немногие могикане, сумевшие сохранить наивную веру в идеалы чистой журналистики, вызывают сегодня сочувствие...
Возникает логичный вопрос: насколько закономерным было наступление нынешнего железного века красноярской медиакратии? И что ждёт краевые СМИ завтра?

Под знаком романтизма

Медийное поле в крае начало меняться ещё в конце восьмидесятых годов. Застрельщиком перемен выступил легендарный «Красноярский комсомолец» во главе с Людмилой Батынской. Журналисты «КК» смогли достичь умопомрачительных тиражей под двести тысяч экземпляров благодаря ставке на модное тогда «срывание всех и всяческих масок». Но не только любовь к сенсационным темам и бойкая подача материала помогли «КК» снискать популярность у читателей. В одном месте и в одно время собралось целое созвездие талантливых журналистов, имена которых наверняка войдут в историю красноярских печатных СМИ — Игорь Рудик, Золик Мильман, Виктор Мельник, Татьяна Бочарова, Евгений Латышев…

Ветры горбачёвской перестройки разрушили классическую советскую медиа-дихотомию, состоявшую из двух печатных органов — партийного и комсомольского. В самый разгар перемен в крае появились «Красноярская газета», «Свой голос» и «Вечерний Красноярск». Эти издания были детьми ещё советской эпохи — они создавались не ради получения прибыли, а для решения идеологических задач. Именно с противостояния национал-патриотической «Красноярской газеты» Олега Пащенко и ультра-либерал-демократического «Своего голоса» Ирины Лусниковой началась в крае эпоха информационных войн, которая, с небольшими перерывами, продолжается и по сей день. Правда, и участники военных действий сменились, и причины сегодняшних битв стали другими: сражаются нынче не за высокие идеалы, а за деловые интересы своих хозяев, как, например, в недавней войне между краевыми СМИ, обслуживающими империи олигархов Потанина и Дерипаски…

В 1991 году начались перемены и в электронных СМИ края. Появилась первая частная телекомпания «Прима-ТВ» и первая независимая радиокомпания «Местное время». То был период политического романтизма и профессионального дилетантизма. Ребята, которые работали в этих СМИ, мало что умели, но энтузиазм и искренняя вера в то, что они поднимают медийную целину Красноярья, искупали их тогдашнее любительство.

Немного позже, вместе с началом губернаторства Валерия Зубова в Красноярске появились медийные проекты, которые впервые недвусмысленно поставили бизнес–интересы выше политики. В печатных СМИ выразителями такого подхода стали «Комок» и «Сегодняшняя газета», в радиоэфире — «Авторадио», в телепространстве — «Афонтово» и ТВК. Павла Лоскутова, Александра Непомнящего, Олега Тихомирова, Александра Карпова и Ирину Долгушину объединяло понимание того, что новая капиталистическая эпоха даёт отличные возможности не только для журналистского самовыражения, но и для получения прибыли. Впервые в этих медиа–проектах рекламные службы стали полноценными структурными подразделениями, оказывающими влияние, в том числе, и на редакционную политику.

В те годы рекламного пирога хватало на всех, а конкуренция была настоящим драйвером и для роста профессионального мастерства, и для внедрения новых медийных форматов и жанров. Журналистское сообщество тогда ещё не погрязло в дрязгах. До сих пор не без ностальгии вспоминаются дни российской печати в Доме учителя в середине девяностых годов, уютная душевная атмосфера которых, увы, уже вряд ли когда-нибудь повторится. Переломным для красноярской журналистики стал 1998 год.

Война — наша мать!

Глядя с высоты сегодняшнего дня на историю красноярской журналистики после развала СССР, обнаруживаешь, что появление новых стратегических трендов в краевых СМИ чётко связано с переменами на региональном политическом Олимпе. Ничего удивительного — власть и СМИ в нашей стране давно слились в удивительном симбиозе, и кардинальные изменения в политической системе неизбежно аукаются в масс-медиа. Тем более, Красноярскому краю везло на незаурядных губернаторов.

Можно по-разному относиться к Александру Лебедю, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что пришествие генерал-губернатора на берега Енисея стало сильнейшим катализатором для развития краевых СМИ. Внимание всего мира к титанической фигуре Лебедя заставило и местную (особенно политическую) журналистику расти в ускоренном темпе. Провинциальные одёжки оказались нам тесны. Именно в те годы красноярская журналистика стала лучшей в Сибири. На вершине популярности были издания, в которых политические обозреватели играли первую скрипку: «Комок» и «СГ», краевые вкладки федеральных брендов «АиФ на Енисее» и «МК в Красноярске»…

Звёздный час переживала и телевизионная журналистика. На дрожжах войны, развернувшейся между сторонниками губернатора и «нашими», росли рейтинги ТВК и Афонтово. Это был, пожалуй, единственный период в красноярской истории, когда СМИ могли, не без гордости, называть себя «четвёртой властью». В иные моменты казалось, что медиакратия подменяла и власть № 1. Закономерно, что в 2001 году депутатами ЗС стали сразу пять журналистов: Марина Добровольская, Вадим Востров, Олег Пащенко, Сергей Ким и Алексей Клешко. Они смогли успешно конвертировать свои заслуги на медийно-политическом фронте в депутатские мандаты. Трое из этого «отряда» и ныне принимают законы в стенах парламента…

Однако обратной стороной войны стал раскол в журналистском сообществе. Ещё во время губернаторской кампании 1998 года в регионе стали выстраиваться блоки СМИ, стоявшие на антагонистических позициях, которые в последующее четырёхлетие проявили себя во всей красе. Канонада в информационном пространстве не прекращалась ни на один день. Апофеозом войны стали выборы-2002. Журналисты беззастенчиво поливали друг друга, обвиняя во всех грехах. Опять же — на кону были большие деньги. Но выборные деньги оказались с ядовитой начинкой: многие медийные начальники, «подсев на иглу» выборов, так и не смогли слезть с неё с наступлением эпохи торжествующей «вертикали власти».

Вопросы без ответов

Если говорить о главном итоге губернаторства Александра Хлопонина для красноярских СМИ, то, безусловно, им стал реванш государства в этой сфере. Удивительно, как без особых усилий оно вновь стало главным дирижёром информационных процессов в регионе. Недолго местная медиакратия носила корону независимости. При этом не было никаких жёстких, репрессивных мер, никаких гонений — всё шло цивилизованно, через рыночные механизмы.

Многие СМИ словно и сами были рады вернуться в объятия власти. Вдруг как-то выяснилось, что на более-менее безбедную жизнь могут рассчитывать только те, кто греется около бюджетных потоков. Яркой иллюстрацией этого тезиса может стать история старейшей газеты края —«Красноярского рабочего», который в 1998 году был приватизирован редакционным коллективом. Некогда главное печатное издание региона в 2005 году было в силу разных причин отлучено от печатания официальных документов краевой власти. После этого «красрабовцы» очень скоро почувствовали все «прелести» независимого (от бюджета) существования. Дело дошло до того, что в декабре прошлого года на сессии ЗС пришлось заслушивать вопрос о помощи «Красрабу», который некоторые депутаты хотели приравнять… к «историческим памятникам»!

Но самой яркой иллюстрацией нового положения вещей стало принятие осенью прошлого года краевого закона об экономической поддержке СМИ. Власть решила с помощью грантов поддержать журналистские коллективы. На эти цели в этом году из краевого бюджета были выделены сотни миллионов рублей. За госзаказом и грантами выстроилась целая очередь из некогда «гордых и независимых» СМИ. «Sic transit gloria mundi».

Справка

На 1 сентября 2010 года в Красноярском крае, по данным Роскомнадзора, насчитывалось 1096 СМИ. Из них:
>> 38 вещательных телекомпаний;
>> 283 электронных СМИ, включающих радиостанции и студии-продакшн;
>> 795 краевых печатных изданий;
>> 18 информационных агентств.
За первые восемь месяцев этого года в крае появилось 40 новых СМИ.

Впрочем, трудно вынести однозначный вердикт тем процессам, которые развивались в краевых СМИ в хлопонинскую эпоху. С одной стороны, было бы несправедливо отрицать усилия власти в воссоздании единого информационного пространства региона, которое рухнуло в девяностые годы. Можно обзывать телекомпанию «Енисей-регион» и газету «Наш Красноярский край» официозными и обвинять их в том, что они процветают благодаря налогоплательщикам. Тем не менее, для сотен тысяч наших земляков в провинции именно эти СМИ стали главным источником получения информации о жизни не только столицы края, но и других муниципальных образований Красноярья. Политический и психологический эффект от их работы куда шире простого информирования населения о неких общественно-политических событиях.

С другой стороны, в последние годы стали очевидны и негативные тренды, самым грозным проявлением которых стало закрытие знаковых для края СМИ — «Красноярского комсомольца» и «Комка», а также телекомпании «Афонтово». Истории их угасания разные, однако стоит заметить, что это не просто случайные фиаско отдельных проектов. Это тревожные звоночки для всех, работающих в медийной сфере. Интернет уже сейчас вытесняет на обочину бумажные газеты, а «цифра» убивает традиционное ТВ.

Показательна в этом смысле история телекомпании «Афонтово», которая стала жертвой не только неверной бизнес-модели, но и грядущей массовой «цифровизации» телевизионного пространства страны. По нынешним правилам игры выгодна эта глобальная реформа, в первую очередь, государственным СМИ, всем остальным придётся или найти немалые деньги на попадание в коммерческие мультиплексы… или умереть (см. авторитетные мнения). Речь идёт не только о нынешних грандах краевого телерынка, но и о муниципальных телекомпаниях, которым, похоже, придётся для спасения своих проектов в ближайшие годы влиться в состав «Енисей-региона».

Ближайшее десятилетие станет для красноярских СМИ сложнейшим тестом на выживаемость и на способность вписаться в новые форматы и стандарты информационной эпохи. Выживут далеко не все. На плаву останутся только те, кто уже сегодня задумался о своём будущем.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ

Авторитетное мнение

Василий Нелюбин, председатель краевого союза журналистов РФ, директор филиала ВГТРК — ГТРК «Красноярск»:
— Сегодня красноярские региональные телеканалы балансируют на грани рентабельности. Рекламный телевизионный рынок давно не растёт, денег здесь максимум на четыре–пять компаний, а количество продавцов эфира в два раза больше. На данный момент стратегически не понятна судьба всех региональных телекомпаний без исключения. Федеральная целевая программа предусматривает до 2015 года перейти на цифровое телерадиовещание. При этом нужно понимать, что как только «цифра» покроет всю территорию страны, аналоговое вещание будет свернуто. А это значит, что все региональные каналы встанут перед выбором: либо начать вещать в цифровом формате в составе коммерческого мультиплекса, либо… попрощаться со своими телезрителями.

Алексей Клешко, вице-спикер Законодательного Собрания Красноярского края:
— Краевые власти стремятся обратить внимание Федерации на то, что нужны технологические инструменты, чтобы при переходе на цифровое вещание через мультиплексы сохранить региональный аспект телевидения. А самому медийному сообществу нужно ответить на вопрос: каким должно быть в условиях цифровизации региональное ТВ? Мы боремся не за то, чтобы осталась нынешняя модель распространения сигнала, а за то, чтобы в общем процессе учитывались и наши интересы. Всё равно потребуется смена форматов вещания, и региональные СМИ должны быть готовы работать на новой технологической платформе, на новых принципах. Время меняется, и остаться во вчерашнем дне не получится, даже под лозунгом сохранения информационного пространства.