Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2022 г.

Кирилл Щербина: «Мы как герои мультика «Черепашки-ниндзя»

Те, кто следил за приключениями Леонардо, Рафаэля, Донателло и Микеланджело, хорошо знают, что черепашки вместе со своим сэнсэем Сплинтером жили в коллекторе и ловко передвигались по канализационным трубам.
Аналогичная подземная сеть коммуникаций есть и под Красноярском. Конечно, диаметр труб под краевым центром не позволит свободно ходить по ним во весь рост или беспрепятственно колесить на скейте, однако от этого красноярская канализация не становится менее интересной.

Безусловно, стоки — вещь специфическая, но от нормальной работы системы водоотведения зависит комфорт и уют жителей. И чтобы всё, что мы смываем, быстро уходило из дома и попадало на специальные очистные сооружения, нужны специалисты «КрасКома». О специфике профессии рассказывает заместитель начальника цеха по эксплуатации сетей водоотведения Кирилл ЩЕРБИНА.

— Кирилл Григорьевич, а что такого особенного в канализации? Трубы, стоки. Вторые текут по первым. Вот и всё. Система работает.

— Ну так люди о нас и не вспоминают, пока всё исправно работает. А между тем городская канализация — это сложная инженерная система, в обслуживании которой задействовано много специалистов.

Сделаю небольшой экскурс в нашу отрасль. В «КрасКоме» водоотведением занимается три цеха. Наш отвечает непосредственно за сами трубопроводы и колодцы. Увидите люки под ногами и на дорогах, знайте: большинство из них наши. Есть ещё колодцы у тепловиков, энергетиков, связистов.

Второй цех отвечает за канализационные насосные станции. Рельеф Красноярска холмистый, и тут одними трубами не отделаешься. Чтобы сточная вода уходила в местах больших перепадов высот, ей нужно помогать, так сказать, подкачивать.

А сотрудники третьего цеха трудятся на очистных сооружениях — правобережных и левобережных.

И этот большой механизм запускается кем? Потребителем. Красноярец у себя дома открывает кран или нажимает на кнопку сливного бачка, стоки попадают во внутридомовую систему водоотведения, потом через выпуски — в городскую.

За сети до первого смотрового колодца, что располагается около дома, отвечает управляющая организация, а далее — уже наша зона ответственности. Если, конечно, сети стоят на нашем балансе.

К сожалению, в городе периодически находятся неучтённые трубы, бесхозные. Об их существовании мы узнаём, когда случается ЧП. Таких сетей мало, конечно, но проблема вновь выявленного бесхоза всё-таки существует.

Но вернёмся к работе нашего цеха. Мы следим за тем, чтобы все стоки без проблем доходили до очистных сооружений. Приведу пример. Левобережные очистные сооружения находятся в районе Красноярской ТЭЦ-3, туда текут стоки со всех окраин левого берега, начиная с микрорайона Западный (бывший Мясокомбинат). Представляете расстояния?

Работаем мы незаметно для красноярцев. Если поступают сигналы о выходе стоков на поверхность, оперативно выезжаем на место, чтобы устранить проблему.

— И что это за проблемы?

— Несмотря на то что ещё достаточно коммуникаций, проложенных в советское время, порывы из-за ветхости конструкций редки. В большинстве случаев стоки выходят на поверхность из-за банального человеческого фактора. Жители отправляют в канализацию то, чего там быть не должно. А когда на пути стоков появляется мусорная пробка, то вода найдёт себе другой выход. Школьная физика. Я в этой сфере с 2005 года, и чётко прослеживается следующая зависимость: чем больше достаток в семьях, тем больше мусора она сбрасывает в канализацию.

— А как это отслеживается?

— Начинал я работу в «КрасКоме» слесарем по ремонту насосного оборудования. В ночную смену обслуживал канализационные насосные станции. Мы не знали, что такое мусор. На станциях стоят решётки, это специальные перегородки, которые периодически необходимо очищать. Мы об этих решётках вспоминали разве что в период половодья, когда что-то большое где-то смыло и принесло. Сейчас мы вынуждены очищать их если не ежедневно, то по несколько раз в неделю. Знаете, почему? Из-за влажных салфеток и даже ватных палочек. Это не туалетная бумага, которая растворяется в воде. Красноярцы кидают их просто в невероятных количествах.

Преградой для них может стать не обязательно решётка на насосной станции. В трубе грязь в одном месте собралась, за неё цепляется мусор, те же салфетки, они запрессовываются, пока не получается пробка. Видели людей в оранжевых жилетках, которые стоят рядом с открытыми колодцами и тянут металлическую проволоку? Так вот они как раз заняты прочисткой труб.

— Но эта картина — не что-то экстраординарное для горожан. Куда большее внимание привлекают случаи, когда стоки заливают дворы, тротуары, проезжую часть.

— Согласен, это заметнее. Если есть препятствие в трубах, колодцы встают, как говорится, на подпор, и вода выходит на поверхность. Физика. Но одно дело, когда вода топит дорогу. Другое — когда идёт в жилой дом. Помните из школьного курса про сообщающиеся сосуды? Раковина в квартире первого этажа выше нашего колодца на улице. Если вдруг подпор, то куда устремятся стоки? В жильё. Управляющие компании нашли выход из ситуации, чтобы не провоцировать дополнительные финансовые расходы. Ведь суд легко присудит жителю компенсацию за такие канализационные сюрпризы на сетях.
Что за выход? Иногда сознательно нарушена герметичность внутридомовой системы водоотведения. Если есть возможность, посетите подвал своего дома, проверьте, закрыты ли все ревизии, через которые сантехники чистят трубы в доме. Да, герметичность в идеале нарушать нельзя. Но случись что, затопит только подвал, квартиры не пострадают. Такое осознанное нарушение правил со стороны работников УК.

Есть ещё одно требование, которое сотрудники обслуживающих дома организаций нарушают, — это слив в колодцы при проведении ежегодной промывки и опрессовки внутридомовой системы теплоснабжения. Вода со ржавчиной наносит урон колодцам: замываются линии. Не понимаю, зачем кидать шланг в колодец, когда можно слить содержимое коммуникаций в канализацию через трубы. Я уже не говорю о новых домах с замкнутой системой теплоснабжения, где есть теплообменники. Их моют кислотамии щёлочами. А такие стоки в городскую канализацию нельзя сливать вообще! Так как при контакте с такими растворами могут выйти из строя различные соединительные элементы труб, те же соединительные кольца резиновые.

Но, пожалуй, сегодня не эти действия горожан и жилищников — главная проблема засоров. В городе много старых домов. На первых этажах зданий массово жилые помещения переводятся в нежилые, предприниматели заходят и в подвальные помещения. А если там открываются кафе, какие-то предприятия сферы услуг, получается дополнительная нагрузка на сети. Когда канализацию строили, её рассчитывали на конкретный объём стоков от жильцов и на конкретный состав бытовых стоков.

Конечно, есть санитарные требования и правила технической эксплуатации к кухням общепитовских заведений, чтобы те были оборудованы локальными очистными сооружениями. Но все ли их соблюдают? И даже если те же жироуловители установлены, их поставили и забыли. А между тем жир, оставшийся после жарки картошки во фритюре, попадая в городские сети, застывает на стенках и нарушает уклоны трубопроводов, в итоге скорости прохождения сточной воды падают. Отложения накапливаются. Чтобы нивелировать негативные последствия от такой эксплуатации, применяем специальное оборудование. Есть машины специальные, которые позволяют промывать коммуникации под большим давлением (120-140 атмосфер). Ещё один способ чистки труб — термический. С помощью специальной передвижной паровой установки генерируют пар над трубами под высоким давлением.

Цифры

Канализационные сети — 1 164,1 км (это больше, чем расстояние от Красноярска до Иркутска)

Правобережные очистные сооружения в день принимают более 150 тысяч кубометров стоков, левобережные — около 200 тыс. То есть в сутки город отправляет такой объём стоков, который поместится в 30 тысяч стандартных камазовских водовозов. Если их поставить в один ряд, они займут дорогу от Красноярска до Боготола.

Канализационные насосные станции — 112 ед.

Канализационные колодцы — 33 268 ед.

Функционирование городской канализации обеспечивают 636 человек.

— Сколько вызовов, требующих выезда на место, в день поступает в вашу службу?

— В будние дни от 60 до 80 нештатных ситуаций, в выходные — 30-40 засоров на город. Лидеры по количеству забитой мусором канализации — конечно, новогодние праздники. Ещё раз отмечу, что в 90 процентах случаев люди сами кузнецы своего несчастья. К примеру, на ул. Матросова раз в квартал из колодцев мы достаём и вывозим около 10 кубов салфеток влажных. Это то, что мы достаём с помощью специальных машин. Твёрдые бытовые отходы — вообще бич современности. Кубометрами мусор вывозим на полигоны. Хотя система называется — ВОДОотведение, она предназначена для воды, пусть и грязной, а не для тряпок, памперсов, влажных салфеток и ватных палочек.

— У меня ребёнок занимается в доме детства и юношества на ул. Астраханской. Там в марте прошлого года в одном из колодцев коммунальщики достали куртку. Чтобы устранить засор в трубах, ваши коллеги целую операцию проводили. Слесарю даже пришлось надеть водолазный костюм, чтобы спуститься в канализацию и приступить вручную к расчистке трубопровода. А какие самые необычные находки были в вашей практике?

— Раньше наших коллег называли золотарями. Нет-нет да находили они в выгребных ямах купеческих домов то золотую серёжку, то брошку, то цепочку. Сейчас времена другие, нынешним работникам цеха канализационных сетей похвастать особо нечем.

Но бывают и необычные находки. Несколько дней назад поступила заявка с ул. Вавилова. Открываем люк, а там привет от дворника. Четыре 200-литровых полиэтиленовых пакета с прошлогодней листвой. На о. Отдыха извлекли из коллектора четыре рулона рубероида. Колёса часто достаём. Порой диву даёшься, как их туда запихивали? Понятно, что кто-то специально крышку колодца открывал. Но там диаметр 700 мм, предметы, которые достаём, имеют бОльшие габариты. Иногда для устранения таких подпоров приходится вскрывать асфальт, поднимать перекрытия. Вы спрашиваете, что находили. Мне кажется, проще ответить, чего не находили.

С коллегами на субботнике

С коллегами на субботнике

— Есть сроки, в течение которых поступившая заявка должна быть отработана?

— Конечно. Если речь идёт о ситуациях, когда могут пострадать люди (например, люк канализационный отсутствует, а средняя глубина 2,5 метров, упасть туда — мало не покажется), в течение часа надо отработать заявку. Кражи крышек – давняя проблема. Чтобы отбить охоту у воришек, чугунные люки меняем на полимерные.

С ликвидацией засоров сложнее. Как правило, время требуется на поиск места затора, потом гадаем над задачкой, как эту спрессованную мусорную пробку разбить. Или такой сложный случай. На ул. Мичурина колодец находится близко к зданию, плюс вплотную к стенке проходит кабель, плюс много различных врезок. Аварийную ситуацию осложняет тот факт, что колодец старый, кирпичный, не стандартных размеров — теперь такого размера железобетонных колец не делают. Но мы всё равно находим решение.

Проходные коллекторы, как в Зелёной Роще, — особое сооружение. Тут и наш сегмент работы есть, и тепловиков сети проходят, и у энергетиков, и у связистов. Здесь сообща специалистами из разных компаний решаем сложные головоломки. В 90-е годы коллекторы стали бесхозными, обветшали. Всем миром поддерживаем их в рабочем состоянии. Помогают депутаты, находят средства в бюджете на ремонт.

За последние пять лет только силами «КрасКома» обновили 19,84 км сетей водоотведения.

— Кирилл Григорьевич, как вы попали в эту отрасль?

— У меня отец Григорий Яковлевич Щербина в водоканале работал и меня лет с 12 стал знакомить с работой предприятия. Сначала по очистным сооружениям бегал, потом уже насосные станции, канализационные сети в сфере ответственности отца появились. Когда пришло время получать высшее образование, я не раздумывая пошел в КрасГАСА (Красноярская государственная архитектурно-строительная академия — один из четырёх вузов, вошедших в состав СФУ. — прим. авт.) на специальность «Водоснабжение и водоотведение» инженерно-экологического факультета.

Уже студентом, в 18 лет устроился в «КрасКом». Брат одно время тут работал. Жена моя Наталья тоже здесь трудится, тоже заместитель начальника цеха. На ней вся технология очистки сточной воды в Красноярске. Можно сказать, мы трудовая династия.

— У вас не служебный роман? На работе познакомились?

— Нет, в вузе. Мы с братом её переманили в «КрасКом».

— Многие выпускники вузов сталкиваются при трудоустройстве с тем, что им говорят: «забудьте всё, чему вас учили».

— У меня другая ситуация. Я же, считай, вырос на предприятии, практику проходил здесь. Видел, в чём заключается работа. Наставники у меня были хорошие. Конечно, в жизни всё не так, как в учебниках. Иногда находишь такие нестандартные инженерные решения: кто-то когда-то построил, потом кто-то внёс изменения, а ещё позже кто-то что-то достроил. Думаешь: как это столько лет работает вообще. Умом понимаешь, что так быть не должно. А оно работает и ещё проработает. Конечно, азы и основы непоколебимы. Физика, инженерия — это точные науки. Но и творчеству тут место есть.

Мне вообще повезло, что я мог на практике сразу применять получаемые знания. Смотреть, как должно в теории, как оно работает в реальной жизни. Не могу не отметить и тот факт, что основной преподавательский костяк нашей кафедры тоже были выходцами из водоканала, имели к нему отношение. Не просто теоретики, а ещё и практики.

— Вы прошли путь от рядового слесаря до заместителя начальника. Много желающих присоединиться к вашей команде?

— К сожалению, очереди из молодых специалистов к нам не
выстраиваются. Одно время уходил из цеха, работал в главном управлении. Искал себе в команду выпускника вуза. Кое-как нашёл. Ребят больше интересовала заработная плата, нежели профессиональное совершенствование. Я ещё не знаю, как он покажет себя, а у него требований выше крыши.

Давайте будем честны: коммунальная сфера — отрасль сложная. Условия работы трудные, и самоотдача требуется большая. Не все готовы к такому. Хотят сразу и зарплату огромную, и место в кабинете. А ты сначала руками поработай, школу с самого низа пройди.

Зато если прошёл, то без дела не останешься. Наша компания давно стала кузницей кадров. Если у тебя в трудовой есть запись, что ты работал в «КрасКоме», то тебя с руками оторвут другие работодатели.

— Вас пытались переманить конкуренты?

— И не раз.

— Почему остаётесь? В компании уже более 15 лет работаете, неужели ещё есть неоткрытые грани и возможности?

— Однозначно. Я ещё нужен и полезен здесь. Не всё знаю про водоотведение, не все навыки, которые можно получить в «КрасКоме», получил. А хочу, как говорится, изучить отрасль под ключ. Работал слесарем. Когда перешёл в главное управление, занимался проектированием. Изучил документарную сторону вопроса. Параллельно изучали, чем в нашей сфере может быть полезна цифровизация. С коллегами сделали, если можно так сказать, «коммунальный 2ГИС Красноярска». Создали электронную информационную систему, куда нанесли данные о наших сетях, колодцах, сооружениях. Этот ресурс используется, развивается, дополняется.

Потом опять вернулся к практике, сейчас я заместитель начальника цеха. Это уже больше управленческая должность. Прокачиваю менеджерские и организационные скиллы.

— Вы руководили советом молодых лидеров. Зачем вам общественная нагрузка?

— У нас компания большая, почти две тысячи человек, разбросанных по всему городу. Иногда приедешь на аварию, где несколько подразделений задействовано, и не знаешь никого. Особенно молодых специалистов. Вот решили молодые, что надо друг друга поддерживать. Тимбилдинг такой. Соревнования проводили, походы организовывали совместные. Детям из малообеспеченных семей перед началом нового учебного года помогали со сборами в школу. Зачем замыкаться только на работе.

— Если о коммунальщиках вспоминают, то обязательно со знаком минус. Не обидно?

— Так о нас вспоминают, только когда что-то пошло не так. Мы уже привыкли, что нас больше критикуют, чем хвалят. Это данность, которую только принять остаётся и не реагировать. Просто хорошо делать своё дело.

Кстати, интересное наблюдение. Одно время я работал в аварийно-диспетчерской службе ЖКО. Там приходили индивидуальные заявки от жителей домов, и ты — персональный рабочий, которого вызвали решить проблему. Так вот там постоянно хвалили за помощь. Да и в «КрасКоме» слесарей благодарят за работу те, кто понимает их труд.

Андрей МУЖЩИНСКИЙ