Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
январь / 2011

Рейтинг наших предпочтений

О том, как трудно стало жить, в наше время говорит даже ленивый. Но разве когда-то времена были легче? Человек всегда живёт сложно, и думающий решает гораздо больше проблем, чем счастливый идиот (может, поэтому народной традицией так любим образ Иванушки-дурачка: хорошо ему! Но эта тема отдельная).

С другой стороны — сегодня и правда на редкость проблемное время. Все процессы проходят в условиях высокой степени неопределённости.
За спиной — разрушенная страна. В обществе — утрата системы привычных ценностей. В собственных головах — смена мировоззрения почти на противоположную. В повседневности — ломка привычного образа жизни. За темпами этих перемен не поспевают даже те, кто их задаёт (помните кэрролловское: «нужно очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте»). И куда нас тащит тотальный поток — никто не знает.

Вот в такие моменты мы и вспоминаем, что главный ресурс — внутри человека. Что выбирает личность? Как «меняет кожу»? Где находит силы преодолевать препятствия, не сгибаться или перерождаться? У сегодняшних собеседников мы не стремились получить конкретные ответы на cпециальные вопросы, скорее — увидеть содержание и стиль их жизни.

Данные же различных социологических исследований помогут нам что-то понять про тот «рассол», в котором каждый из нас живёт и прокладывает свою индивидуальную траекторию.

Консервация противоречий

Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН каждые четыре года (в 1990, 1994, 1998, 2002 и 2006 годах) проводит всероссийский социологический мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня». Основной вывод исследования — в обществе происходит стабилизация не только позитивных изменений, но и достаточно сильных противоречий и социальных контрастов. Инициатор исследования, член-корреспондент РАН Николай Лапин отмечает, что обществу на современном этапе недостаёт динамизма. Социальная стагнация, может быть, и даёт обществу возможность передохнуть, но чревата замедлением темпов развития страны. Возможности для расширения социально успешных, адаптированных к рыночным условиям и оптимистичных слоёв населения уже практически исчерпаны.

Отсюда — противоречивое социальное самочувствие россиян. С одной стороны, количество оптимистов, ожидающих дальнейшего улучшения своей жизни, примерно в два раза превышает количество пессимистов. Однако повышение удовлетворённости собственной жизнью сопровождается сохранением чувства незащищённости от преступности, бедности, экологических угроз, злоупотреблений со стороны чиновников, произвола правоохранительных органов и др., а также снижением самостоятельности слабых социальных групп в решении своих проблем: они вновь ощущают растущую зависимость от действий властей, особенно федеральных (этот факт впервые был выявлен в 2006 году). Неожиданным в опросе 2006 года оказалось и резкое снижение интенсивности общения наших граждан. На первом месте для россиян стоит общение с близкими и друзьями, затем возрастная и этническая близость. Коэффициент интенсивности этой близости в городах — лишь 2,2. Это означает, что из трёх горожан двое чувствуют близость с другими жителями своего города, а третий — нет, за пределами своей семьи он одинок или даже лишний в своём территориальном сообществе. Особенно это ощущают специалисты-профессионалы и технический персонал.

Страна домоседов

В 2007 году Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провёл исследование «Свободное время — навязанное пространство жизни?». Выяснилось, что для большей части населения время — ресурс не особенно дефицитный. На вопрос «Чего больше не хватает — денег или свободного времени?» 50% ответили — денег. 11% заявили о катастрофической нехватке времени. Ни времени, ни денег не хватает 27%, и лишь десяти процентам наших сограждан хватает всего.

В минуты отдыха россияне предпочитают смотреть телевизор (28%), читать (14%), проводить время с семьёй (14%), гулять (12%), ездить на дачу или в деревню (12%), отдыхать дома, лежать на диване, спать (11%), отдыхать на природе, охотиться, рыбачить (10%). Если бы свободного времени было больше, то, по данным ФОМ, лишь 1% опрошенных посвятили бы его своему образованию и развитию, 7% предпочли бы уехать в путешествие, 3% — занялись бы собой, своим здоровьем и спортом, остальные — потратили бы его в соответствии со списком, указанным выше. Таким образом, лишь один человек из ста в свободное время займётся собственным развитием.

По исследованию Социологического центра Российской академии государственной службы, большая часть населения проводит свой досуг дома (83%). Иными видами времяпровождения стали: «хожу в гости к знакомым» (38,6), «провожу досуг на даче» (28,3%), «провожу время в учреждениях культуры» (17,3%). Самым распространённым типом проведения досуга стал просмотр телепередач и видеофильмов (61,1%); чтение (49,6%); проведение свободного времени с друзьями (31,6%); за компьютером (13%), посещение кино (13%). Никогда не посещают: кинотеатры — 53,6% опрошенных; театры — 52,4%, концерты — 63,3%, музеи — 62%, выставки — 69,8%.

Базовые ценности

По данным Центра исследований гражданского общества и Высшей школы экономики (2010 г.), уровень безразличия россиян к общественно-социальной жизни страны как до кризиса, так и сейчас остаётся одним из самых высоких в мире.

Если ответственность за семью в полной мере готовы нести 68% граждан, то за ситуацию в населённом пункте считают себя ответственными только 7%, в стране в целом — 5%.

Исследователи отмечают также низкий уровень информированности и доверия граждан к некоммерческим организациям. Как правило, россияне знают о существовании политических партий, профсоюзов, обществ защиты прав потребителей, ветеранских объединений и обществ инвалидов, но при этом принимать участие в их деятельности отнюдь не спешат. Наименьшей популярностью пользуются движения национально-патриотического толка, этнические общины и национальные диаспоры.

С другой стороны, по данным Института комплексных социальных исследований РАН, пассивность россиян — это миф. Активный тип мировосприятия обнаружен у 32% населения, пассивный — у 29%, остальные же 39% можно отнести к смешанному типу. Важно отметить, что респонденты, отнесённые к пассивной группе, наиболее значимым считают сохранение существующего порядка вещей (покой, мир, родина), социальную гармонию (справедливость, законность, равенство) и ценности морального ряда (милосердие, внимание к людям, порядочность). То есть то, чем всегда ценилась Россия и русские люди. В деле воспитания детей они отдают приоритет хорошему образованию (68%) и привитию честности и доброты (45,8%). Те же ценности на первые места поставили респонденты с активным типом мировосприятия.

Несмотря на то, что по целому ряду параметров россияне не вписываются в модель «современного (западного)» человека, не обладая многими необходимыми для этого характеристиками (прежде всего рациональностью, высоким уровнем политического участия, а главное — ориентацией на успех), тем не менее, как подчёркивает доктор социологических наук Наталья Тихонова, в их системе ценностей есть тот двигатель, который при правильном его понимании и использовании способен придать динамичность развитию страны, так как он носит внутренний, а не внешний, по отношению к деятельности людей, характер.

Плечо друга

В 2010-м году исследование культурно-досуговых предпочтений и культурных потребностей жителей Красноярского края провёл Гуманитарный институт Сибирского федерального университета. Отдельно исследовались жители столицы края и сельских районов, люди трудоспособного возраста и пожилые, люди с ограниченными возможностями. Приведём данные опроса 780 жителей города Красноярска — из них люди в возрасте от 19 до 25 составили 49%, от 26 до 39 лет — 16%; при этом студенты вузов — 37%, среднеспециальных заведений — 17%, специалисты с высшим образованием — 27% и др.

Наибольшее предпочтение в досуге жителями регионального центра отдаётся встречам с друзьями и знакомыми (44%), а также посещению интересных мест, которые могут открыть для них что-то новое (33%). Впрочем, приоритет проведения свободного времени отдаётся не месту и не мероприятию, а именно компании: горожане пытаются найти комфорт и отдых в своём близком окружении.

Достаточно часто респонденты посещают торгово-развлекательные центры (60%), кино (42%), бары и кафе (45%), устраивают пикники на природе (45%). Менее предпочтительными выступают посещения театров и концертов (19%), музеев и художественных галерей (23%), дискотек, ночных клубов (18%), библиотек (15%). Не популярны участия в гражданских мероприятиях (13%), посещение религиозных служб (5%). Привычный досуг красноярцев слабо связан со спортом или другой физической деятельностью.

На момент опроса помимо основного места работы и учёбы 43% горожан посещали какие-либо профессиональные или учебные курсы, демонстрируя, что досуг можно проводить с практической пользой.

Что бы Вам хотелось изменить в собственном досуге? (можно выбрать сколько угодно ответов)

32.1. Сделать его более активным – 343
32.2. Больше времени проводить с семьей – 184
32.3. Разнообразить досуг – 417
32.4. Чаще выезжать на природу – 294
32.5. Заняться саморазвитием в свободное время-247
32.6. Затрудняюсь ответить-57
32.7. Ваш ответ – 11

68% респондентов имеют любимое занятие (хобби), посвящая ему умеренно сил, времени и денег, 18% — посвящают хобби много времени, сил и денег, делая его формой своего существования.

Из ответа на вопрос «Как часто респонденты посещают культурно-досуговые места города Красноярска» можно сделать вывод о достаточно малом количестве таких моментов: театр посещают 1-3 раза в год 37% жителей города, 23% ходят на спектакли раз в год. Музыкальные концерты значительная часть красноярцев (33%) вообще не посещает, от 1 до 3 раз в год ходят 25-27% респондентов, 1-2 раза в неделю слушают концерты 3% жителей.

Библиотеку вообще не посещают 35% жителей, 1 раз в месяц туда приходят 19% респондентов, 16% посещают её 1-3 раза в год.
Интернет-кафе в городе не пользуются популярностью — 80% горожан не нуждаются в этой услуге. Лишь 5% посещают их по мере необходимости, например, чтобы отправить срочное письмо, не имея под рукой компьютера.

Спортивные потребности слабо проявлены у горожан. Спортивные залы посещают 14% населения, 45% об этом даже не думают, предпочитая менее интенсивный отдых. При этом на вопрос, чего не хватает в городе для организации досуга, оказалось, что больше всего не хватает спортивных залов (20,1%), ледовых катков «круглый год» (12,3), спортивных площадок (7,5) и др. в том же духе (бассейн люди хотели бы видеть в каждом районе).

Большой популярностью пользуются многочисленные кофейни и пиццерии города, где можно встретиться с друзьями, не потратив значительной суммы денег: 1 раз в месяц их посещают 22% горожан, 21% делает это 2-3 раза в месяц, 12% — регулярно.

Со статистикой работал Кирилл АРСЕНЬЕВ
А напоследок посмотрите: совпадает ли ваш личный список досугового дефицита в Красноярске — с нижеприведённым.

Чего не хватает в городе и крае для хорошей организации вашего досуга?

Кроме пунктов «боулинга», «развлекательных центров», «клубов» и пр. респондентам было предложено самим назвать «объекты». Вот какие ответы были получены: «хорошего сервиса; клубов для выступлений музыкальных коллективов; аквапарков; в моей деревне ничего нет; мероприятий по типу «Музейная ночь», «Биеннале»; бассейнов; народной обсерватории, планетария, астрономических клубов; в Красноярске ущербные заведения и дикие люди, в кафе лишний раз прийти страшно; парка культуры со свободным входом; концертов рок-групп; хорошей и недорогой репетиционной точки и клуба для джазовой музыки; места, где зимой можно гулять, как летом на улице, чтобы тепло и лавочки и не тратить деньги; цена билета на каток «кусается»; крытого ледового комплекса; бесплатных баз; искусственных и ровных футбольных полей; взрослых культурно-досуговых центров; ботанического сада; работы для студентов». (Из исследования Гуманитарного института СФУ)