Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2011

Богатство Сибири прирастать будет… чем?

Именно в варианте «Богатство России будет прирастать Сибирью» каждый из нас знает высказывание Михайло Ломоносова. На самом деле в 1763 году Ломоносов сказал несколько иное: «Российское могущество прирастать будет Сибирью»... Случайно ли то, что на неверную цитату «Яндекс» выдаёт 183 тыс. ссылок, а на верную — всего 54 тыс.? Или это оговорка по Фрейду? Вполне материальные богатства Сибири многим сегодня понятнее, чем «российское могущество», которое нельзя прикарманить, вывезти, спрятать.

Будем ли мы в Красноярском крае продолжать «ковать чьё–то богатство», оставаясь энергетически–сырьевой «кормушкой» страны? Или у нас всё–таки есть шанс на модернизацию, инновации и (одновременно как первопричину и следствие этого) — улучшение социально–экономической ситуации в регионе, материально–психологического состояния в каждой семье?..

Об этом мы беседовали с заслуженным экономистом Российской Федерации, директором Института управления, экономики и природопользования Сибирского федерального университета, профессором Евгенией БУХАРОВОЙ.

— Евгения Борисовна, один мой знакомый, хозяин небольшой туристической фирмы, как–то с досадой сказал: «Пока в крае есть алюминий, никель, нефть и газ, развивать не сырьевые отрасли, малый и средний бизнес никто не будет!» Выходит, наше «богатство» нам же вредит?

— Я тоже иногда говорю, выступая перед аудиторией: «Может, закрыть в Красноярском крае все скважины и перестать добывать цветные металлы? Тогда у нас не будет рентных источников, и это соответствующим образом стимулирует развитие».

Но на самом деле проблема не в том, что у нас в крае есть нефть, газ и цветные металлы. Проблема в том, что в этих отраслях доминируют крупные компании, и очень высок уровень монополизма. Я не хочу сказать, что они не занимаются инновационным развитием. Во многих компаниях, и в «Норильском никеле», и в «Роснефти» есть соответствующие департаменты — «research & development». Но дело в том, что спрос на инновации существует лишь внутри этих компаний и аффилированных с ними структур. Более того, часто крупный бизнес, ориентированный на быстрый результат, не ищет собственных путей, не вкладывается в разработки внутри нашей страны, а просто закупает технологии за рубежом. В этом смысле мы «садимся на технологическую иглу» зависимости от других стран. С одной стороны — это не самое страшное.

Если апеллировать к опыту юга Китая, Гонконга и Малайзии (где я недавно во время стажировки изучала опыт ряда компаний), это на самом деле даёт возможность быстро выйти на достаточно высокий технологический уровень. Но с другой стороны, это создаёт определённые барьеры для собственных инновационных разработок и собственного позиционирования. Уже сейчас в России немало инновационных компаний, которые имеют готовые к внедрению наработки, но на них нет спроса. При этом во всём мире удел прорывных направлений инновационного развития и их начало лежит не в крупных компаниях.

В чём, вообще говоря, проблема малого и среднего предпринимательства? Это очень высокие барьеры вхождения в рынок. Но если это новый сегмент, и ты там первый, соответствующим образом ты являешься одним из игроков, которые формируют правила игры!

В Красноярском крае, как я сказала, ситуация сложная в связи с тем, что у нас в основных секторах экономики доминируют крупные компании, которые ограничивают конкуренцию и создают высокие барьеры для вхождения на рынок. Это не является откровением. На всех уровнях идёт осмысление того, как помочь встать на ноги тем бизнесам, которые будут вести за собой инновации.

— Какие практические шаги необходимы для изменения ситуации в крае? И кто, наконец, должен делать все эти правильные вещи?

— Это должна быть слаженная работа власти, бизнеса и общественных институтов. Например, на подведении итогов 2010 года в Союзе товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края обсуждались механизмы поддержки инновационного развития в крае. Один из серьёзных вопросов в этом направлении — повышение уровня образования в предпринимательской среде.

Недавно мы подвели итоги проекта подготовки кадров в рамках КЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2008–2010 годы», в том числе предпринимательства в инновационной сфере. Я считаю что в рамках этой программы были очень своевременно осуществлены масштабные проекты по обучению предпринимателей. Не точечно, маленькими группками, а массировано — сразу подготовлено более 300 человек предпринимателей, представителей бизнес–инкубаторов края и города; технопарка СФУ, который сейчас создаётся, — они все были со своими конкретными проектами! И обучение показало, что люди готовы, воспринимают знания. Более того, они обучаются через призму своей деятельности и сразу же применяют знания на практике. Поэтому развитие в вузах образовательно–консалтинговой поддержки малого и среднего бизнеса является очень важным на ближайшие несколько лет.

Рисунок Т. Николаевой

Рисунок Т. Николаевой

Нам крупно повезло, что в этой программе приняли участие представители американской компании «5iTech». Они как раз специализируются на создании стартапов (start up) в области инновационного бизнеса. Работая несколько дней с нашими предпринимателями и инноваторами, они помогли переосмыслить их проекты с точки зрения внедрения.

Принцип деятельности компании «5iTech» — «Работа с компаниями, которые своей стратегической целью ставят вывод продукции на международный рынок». Т.е. надо сразу ориентироваться на международные стандарты. Если товар будет востребован на международном рынке, значит и на внутреннем рынке он тоже будет востребован, и задача импортозамещения будет решаться.

Директор «5iTech» Леон Полотт, который входит в состав российско–американской комиссии по предпринимательству в сфере высоких технологий, сказал, что его специалисты готовы снова к нам приехать и продолжить работу: «Мы понимаем — здесь есть что выбрать.

Уровень бизнес- и технологических идей достоин международного уровня. Просто его нужно правильно продвинуть. С другой стороны, мы готовы работать, например, и по вопросам взаимодействия с институтами развития, которые поддерживают инновации. Это и венчурные фонды, и федеральные структуры».

— Вы говорите о том, что наших людей надо учить внедрять инновации, зарабатывать на идеях. Но изобретатели, учёные, бизнесмены в один голос твердят: «Дело не в том, что мы не умеем! Дело в том, что нам не даёт возможности это делать громадная армия чиновников всех мастей!»

— Президент этим тоже озабочен… Предпринимаются различного рода конструктивные шаги, но, к сожалению, это шаги на верхнем уровне. Реализовывают–то решения «на местах» в конкретных городах и посёлках. Здесь уже сказывается и уровень компетентности чиновников, которые этим занимаются, и уровень коррумпированности. Как зачастую «провисают» эффективные начинания — понятно и организационно, и психологически… Чиновник, сидя на своём рабочем месте со своей зарплатой, даёт или не даёт разрешение что–то делать. Приходит к нему человек, у которого «пошёл» бизнес, и тут срабатывает зависть!

Знаете, когда говорят «толерантность», то это касается не только межнациональных отношений. На самом деле это толерантность отношений разных социальных групп! Поэтому Сибирскому федеральному университету работы хватит надолго. Чтобы учить, объяснять, формировать креативное толерантное мышление студентов, которые будут работать и в бизнесе, и во власти.

В Институте управления, экономики и природопользования СФУ подготовка ведётся по 9 специальностям, и мне часто говорят: «Это же неэффективно!». Понятно, чем меньше группы — тем эффективность с точки зрения затрат ниже! Но это логика тех, кому важно сэкономить на образовании, и не важен результат — качество образования, уровень подготовки. А мы считаем, что специалистов нужно готовить на одной фундаментальной базе, но по разным детализированным направлениям.

Потому что если мы подготовим хороших инноваторов, но не подготовим соответствующих финансистов, всё это благополучно рухнет! Если мы подготовим тех и других, но не будем готовить эффективных специалистов в области муниципального управления, и в эту сферу не придут люди с новым мышлением… Процесс модернизации растянется на долгие годы. У нас нет на это времени, понимаете? Глобальная конкурентная среда, опираясь на то, что было достигнуто в ХХ веке, развивается быстро, скачкообразно. И у нас большой риск отстать навсегда…

А вот относительно того, что в головах у наших людей много чего есть… Коллеги из «5iTech», которые работали у нас, это подтвердили, работая с нашими молодыми учёными и предпринимателями. Мы с ними обсуждали феномен быстрого роста стран Азиатско–Тихоокеанского региона, Индии, и по их оценкам, будущее всё равно не за этими странами. Их преимущество на данном этапе развития в тактической исполнительности, что очень хорошо демонстрируют китайцы. Скажут им сделать что–то, и они, не отступая, двигаются, пока им не скажут остановиться. То же самое в Индии. Это очень важный элемент.

Но американцы привели такой пример: если китайцу или индийцу поручить построить квадратную колонну, он её построит быстро и в точности по чертежу. Русский же не станет строить квадратную колонну, он спросит: «Зачем?». А узнав зачем, докажет, что лучше строить колонну круглой, и через 10 лет выяснится, что он был прав!

Понимаете, с точки зрения решения «прорывных» задач, очень узких, конечно, у нас проблемы. Но они преодолимы на самом деле. Нам надо научиться сочетать «стратегическую креативность» с «тактической исполнительностью».

— Вопрос не только в том, как внедрять инновации, но и в том, какие сферы деятельности реально могут быть перспективными в нашем крае, полезными для жителей и прибыльными для бизнесменов. Ну, разумеется, кроме традиционных энергосырьевых...

— Нужно искать отрасли, которые остро нуждаются в модернизации, которые будут формировать у нас спрос на инновации. Это одна из очень серьёзных проблем на ближайшие 5–10 лет — формирование внутрикраевого инновационного рынка, а не только рынка потребительских товаров! Хотя здесь тоже есть серьёзная проблема импортозамещения. Но если бизнес начнёт развиваться, появятся и компании, которые будут производить продукты, замещающие импорт. Именно внутренний рынок, который будет ориентирован на потребление другими предприятиями и отраслями. На мой взгляд, здесь есть два серьёзных направления.

Первое — реформирование системы жилищно–коммунального хозяйства. Здесь громадный спрос на технологическую продукцию. Вентили, задвижки, заслонки и т.п. — их сейчас начинают производить по новым технологиям, из новых материалов, и наши компании могут всё это выпускать. При этом в сфере ЖКХ зачастую нет монополизма, потому что есть разные управляющие компании, товарищества собственников жилья и прочие потребители товаров и услуг. Реформирование системы ЖКХ, с учётом одного из таких важнейших трендов, как энергосбережение, в разных своих проявлениях может сформировать в крае спрос для своих компаний. Я думаю, что задача власти — средства, направленные на реформирование ЖКХ, по максимуму должны осваиваться в крае.

И второе, даже если не говорить об инновациях. Надо всё–таки разобраться с системой государственного заказа. Ведь есть же пример Татарстана, где смогли, не нарушая 94–й Федеральный закон, по крайней мере, заказы на простейшие вещи, которые готовы поставлять сотни компаний, оставить на местах и дать возможность развиваться своим компаниям. Мне кажется, надо проанализировать очень подробно, каким образом реализовался за последние годы государственный заказ не в части каких–то супертехнологий, а в части приобретения банальных вещей и посмотреть, что из этого делают и поставляют местные компании.

— Вы верите, что это будет сделано?

— При всех гримасах нашей действительности в разных сферах (в бизнесе, в государственном управлении, образовании, науке) есть люди, которые думают на опережение, которым «за державу обидно».

К тому же, когда я встречаюсь с предпринимателями, иной раз думаю: ну ладно, мы в образовании и в социальной сфере уже привыкли работать «на идею», но они–то, часто вкладывая свои личные средства, тоже «на идею» работают! Что их заставляет раз за разом пытаться пробить бюрократическую стену?

Один из ответов мне во время недавней поездки в Китай подсказал достаточно крупный бизнесмен, который сейчас занимается микроэлектроникой. В начале его карьеры менеджера–управленца (ему сейчас лет 70) ни политических, ни экономических условий для бизнеса в Китае не было, инфраструктуры не было, риски были просто сумасшедшие, но он мне сказал следующее: «Когда я был молодым, я понял, что без этого жить не могу! Поэтому, как только я понял, что в стране появилось какое–то «окно возможности для бизнеса», невзирая на высокие риски, я туда пошёл, и фортуна мне улыбалась!». Это образ мышления, это образ жизни…

Фридрих фон Хайек и Милтон Фридман, Нобелевские лауреаты по экономике в области управления, отмечали, что предпринимательский образ жизни, предпринимательский ресурс — это как нерв, данный от Бога. Либо он есть, либо его нет. Я согласна, сейчас в нашей стране условия для развития бизнеса зачастую просто нечеловеческие. Но, с другой стороны, эти люди по–другому не могут. И это надежда для общества.

Андрей КУЗНЕЦОВ