Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
№ 3 (12), март / 2011 г.

Ретроспектива императивов

Красота, отрицание, Родина, эпатаж, воспитание, богатство, подвиг… У всех этих слов есть один общий знаменатель — ценность, которой они становились для общества той или иной эпохи.

Принятые ценности как стандарты хорошего и плохого определяют «кислотность» общественного организма. Что было важным для первобытных людей? Чему поклонялись древние греки? Как наслаивались и вытесняли друг друга человеческие предпочтения? Чтобы через века вновь заявить о себе загадочным анахронизмом…

Первые ориентиры

Предпочтения первобытного общества выяснить довольно сложно — оно не оставило после себя письменности. Исследователи могут опираться разве что на наскальную живопись, археологические черепки и простую житейскую логику, которая и позволяет реконструировать мир наших предков. Согласно этим не очень убедительным, но единственным константам можно предположить, что первобытная личность знала ценности силы и морального авторитета. Именно поэтому охотиться ходили под предводительством самого могучего, а детей отдавали воспитывать не женщинам, а старцам. В женщинах, очевидно, ценилось материнство — по крайней мере именно в беременном состоянии изображает их древний человек.

Труд, который, по словам Энгельса, и создал человека, в те времена (в отличие от более поздних) тоже должен был цениться. Правило «любишь кататься — люби и саночки возить» из разряда тех, что принимается один раз. Вообще, лентяев не любили нигде и никогда, хотя вряд ли при этом 40 тысяч лет назад задавались вопросом: «Живу ли я, чтобы трудиться, или тружусь, чтобы жить?». Просто труд являлся практически единственным видом бытовой деятельности; всё добывалось трудом.

Магия — ценность особенная и почитаемая. Добиться успеха на охоте, вызвать дождь или подчинить своей воле всех тушканчиков в округе, причём не трудом и копьём, а таинственными манипуляциями, — для этого нужно иметь протекцию у сил невидимых и всемогущих. Эти силы могут помочь, а могут наказать, от самого человека мало что зависит. Поэтому безусловное подчинение тому, кто с ними накоротке, — это вопрос жизни и смерти.

Заря цивилизации

Чего не отнять у эллинов, так это умения запомниться с правильной стороны! Красота, гармония, краткая мудрость — ассоциативная цепочка, которая возникает в сознании при упоминании Древней Греции.

Но начнём с другого. По мере того, как человечество росло и процветало, существенной ценностью (и не только у греков, а во всех цивилизациях) становилось богатство. Благосостояние давало ощущение незыблемости существования, к тому же обеспечивало правильное погребение, а значит, хорошую участь и после смерти. У древнего «приобретательства» была и своя философия: люди верили, что обладание вещью наделяет человека присущими этой вещи качествами. Потому грабёж в те времена был очень распространённой авантюрой, героической для одних и страшной для других. Ведь кого-то он наделял, а кого-то лишал основных ценностей. И самым страшным было потерять часть своего тела. Ущербный человек, увы, не мог рассчитывать на внимание и уважение ни до, ни после смерти.

Физкультура — эстетический императив Древней Греции. Телесное здоровье, кроме общей крепости, подразумевало красоту, гармонию всех частей тела и свободу владения им. Больное или некрасивое тело оскорбляло общественные вкусы. Спортивными упражнениями, гимнастикой занимались в специальных «гимнасиях». Ценность этих занятий была многоликой: гарантия здорового потомства, подготовка к войне, достижение гармонии тела и души. Греки считали, что хороший человек — это красивый человек. Поэтому забота о красоте была заботой об общем благе.

Если говорить о религиозных ценностях, то их языческий характер означал, что божественное виделось везде. Душа была у каждого ручейка и цветка; в морях, лесах, в воздухе и на земле жило множество существ: циклопы и нимфы, боги и их земные дети, кентавры и музы… Это дополнительное «население» Греции оказало влияние не только на всю европейскую культуру, но даже зацепило современный Голливуд.

Рисунок Е. КАРПИЛЕНКО

Греки, конечно, почитали свои многочисленные божества: строили храмы, ставили статуи, приносили жертвы. Но без излишнего догматизма. Они говорили с богами не языком катехизиса, а по-человечески просто. Откуда такая религиозная демократия? Древнегреческие боги были очень похожи на людей: они ссорились, обманывали, прелюбодействовали. И потому греки хоть и боялись богов, но и радовались им, а бывало — бросали вызов. Тем более что гораздо сокрушительней, чем все боги Олимпа, для древних греков была иная сила — Рок. Три страшные старухи, мойры, в любой момент могли перерезать нить жизни смертного, и даже боги не помешали бы этому.

И вот наряду со всеми этими мифическими божествами важнейшей ценностью Древней Греции является наука. Древнегреческий учёный — это философ, естествоиспытатель и гуманитарий в одном лице. Он рассматривал человека и Вселенную целиком. И предпринимал попытки одним предложением ответить на все вопросы мироздания.

Кристаллы догматов

В солнечную эпоху эллинизма человек был, в первую очередь, гражданином, свободной личностью и держателем государственности. Управление полисом требовало своих занятий, но занятий преимущественно умственных. Собственно «труд» у эллинов — понятие отрицательное: от лат. Negotium (беспокойство), в отличие от otium (досуг, покой). Греки ценили деятельность положительную, абстрактную: философию, музыку, политику.

Это представление унаследовало и Средневековье, где труд — абсолютно недостойное занятие для немного дикого, но в целом добродушного варвара. Другое дело — ратный труд. Вот он достоин воспевания и зависти. Весь остальной труд, сколь бы тяжёлым он ни был, считался участью ленивых и малодушных. И даже Библии это было созвучно, ведь заповедь «в поте лица добывать хлеб свой» была дана человеку как наказание.

Но милосердное христианство за смирение и страдания прилежного труда всё же обещало воздаяние в вечной жизни. Хотя всё равно имело значение, каким именно трудом зарабатывает человек. После воинского особенно ценился труд аграрный, далее ремесленный и промышленный. Благородное занятие сельчан, поскольку давало людям хлеб, ценилось значительно выше низменного искусства.

Героические ценности Средних веков имели окраску рыцарства. Люди в латах были особым слоем общества, который пользовался привилегиями. В их обязанности входила не только защита чести и достоинства своего сюзерена. В основе рыцарского кодекса, сформированного Крестовыми походами, лежала идея верности долгу, благородство (и в бою, и в жизни), смелость, щедрость. Рыцарь должен был знать придворный этикет, утончённо ухаживать за дамой (чтобы она из своей башни махала белым платочком не по принуждению, а по доброй воле), защищать униженных и оскорблённых. «Семь рыцарских добродетелей» — это ежедневный тяжёлый труд: верховая езда, фехтование, игра в шашки, обращение с оружием, плавание… Плюс поклонение даме сердца и сложение стихов в её честь.

Но основными ценностями были ценности Церкви. Она контролировала содержание образования, где богословские предметы разнообразились лишь «семью искусствами»: диалектикой, арифметикой, геометрией, грамматикой, риторикой, музыкой и астрономией. Она определяла топ-лист богоугодных научных занятий, где первой строчкой шла философия, должная доказать истинность христианского вероучения. Геометрия, математика, астрономия, история были её служанками.

Средневековые учёные, занимаясь схоластикой (метод познания Бога и мира), в своих рассуждениях должны были следовать двум правилам: не отступать от Библии и быть логически последовательными. Этому учили и в появившихся к концу XI века университетах. Но развитие данных центров свободомыслия привело к тому, что уже в XIII веке теоретизирование прискучило, стал нарождаться интерес к опытному знанию. Профессор из Оксфорда Бэкон ввёл эксперимент в сферу науки. Это был фундаментальный прорыв — непреложные истины оказались под вопросом.

И всё же христианские духовные ценности — добродетель, бескорыстие, милосердие, осуждение богатства и др. — по крайней мере декларативно, оставались важнейшими ещё долгое время. Средневековый человек видел во всём нравственный смысл — в быту, искусстве, отношениях друг с другом. Отсюда такая большая популярность назидательной морали, которая шествовала в конце любого произведения. Добро и зло расставлялось по своим местам.

Эстафета олимпийского огня

В начале эпохи Возрождения, сопровождаемой «приятными» сюрпризами в виде эпидемии чумы, сильного социального расслоения, постоянных междоусобиц, кардинально меняется общественный курс.

Найдена новая ценностная константа — человек. И если античный мир видел в человеке не индивида, а носителя чего-то универсального (добродетели, например), то философия Ренессанса увидела в личности уникальность, значимую и незаменимую.

Человек становится центром земного и даже космического бытия. Волна человеколюбия настолько сильна, что размывает и фундаментальные основы христианства. Бог создал человека по образу и подобию своему — такая формулировка показалась бы моветоном на любой светской вечеринке эпохи Возрождения. На самом деле Бог дал человеку возможность творить самого себя. Отсюда кульминационный вывод: человек волен стать тем, кем пожелает. И ценность личности определяется не происхождением, а заслугами и деятельностью.

Новый образ мышления — гуманизм — активно собирает симпатии зрителей. Человек не только сам — высшая ценность, но и критерий всякой ценности. Однако эти идеи в скрытом виде таят и угрозу для общества. Мерилом нравственности становится личное благо, а стремление к наслаждению признаётся неотъемлемым правом человека. Лоренцо Валла: «…Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Ради спасения индивидуальной жизни позволено даже предательство…

Значение человека разрастается до вселенских размеров. Гениальность — ценнейшее качество индивида. В эпоху Возрождения искусство победило схоластику и стало главным видом духовной деятельности. Богоподобность — вот на что претендовали творцы Ренессанса. Идеальный человек должен быть художником.

Творчество мастеров Возрождения распространялось и на науку: через перспективу — к оптике и физике, через пропорции человеческого тела — к математике и анатомии. Искусство считалось главной наукой — оно давало самое точное отображение жизни.

Новизна — ещё одна ценность и условие жизни эпохи Ренессанса. Происходят крупнейшие географические открытия, на карте мира появляется Америка, Васко да Гама находит морской путь в Индию, Магеллан кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли. Николай Коперник совершает революцию, утверждая гелиоцентрическую систему мира. Появляются новые устройства (компас, барометр), первые печатные книги, новые концепции, музыкальные жанры и инструменты, возможности, скорости… Интеллект, созидание, мощь — вот скелет эпохи Возрождения, где человек встал в полный рост.

Риски нового времени

Прибыль, идея наживы, добыча денег всеми возможными способами — как ценность зазвучали в эпоху Просвещения. Даже для художественной и научной деятельности прибыль становится наиболее сильной мотивацией. Темп и ритм всеобщего развития задаёт рационализм. А человеку прививаются весьма полезные качества: трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость.

Естественность — философская ценность, родившаяся в результате долгих размышлений и споров. «Будет ли нравственность достойным продолжением прогресса?» — спрашивали друг друга философы Просвещения. Отрицательный ответ, который дал Руссо, заставил многих усомниться в идеях технического развития. Мыслители Нового времени замечали, что цивилизация негативно влияет на мораль и внутреннюю чистоту человека. Руссо предлагает отказаться от современности, вернуться к естественному состоянию, а для наглядности своей идеи — снимает часы, золотое шитьё, пышный парик и меняет дорогой костюм на простой
камзол.

Но люди Нового времени больны историческим оптимизмом. Они твёрдо верят, что человечество можно изменить к лучшему, если правильно и разумно преобразовать политические и социальные устои. В «век утопий» появляются мечты об обществе, которое не знает понятия «моё-твоё», деления на сословия, условностей, придуманных людьми. Это общество живёт по законам разума, и если идеи «свободы, равенства и братства» ещё не могут быть усвоены большинством, то разные тайные общества «братьев» будут вести свою созидательную работу по построению нового мира.

Новое время — урожайный сезон для оформления такой невиданной доселе субстанции, как права граждан. Революция в Англии объясняет всему миру, что королевскую власть можно и ограничить, если того требует народ. В XVII — XVIII веках череда волнений прокатывается по Европе, демонстрируя новую парадигму демократизма. Самая главная новость — всеобщее равенство: перед Богом, законом, среди соседей, братьев, сестёр. Эта свежая мысль логически вывелась из простенького факта, что все люди приходят в этот мир одинаковыми: маленькими и голенькими.

В качестве избавления от социальных неурядиц и несущих потенциальную опасность тайн природы Новое время предлагает свою панацею — знания. Именно благодаря распространению и укреплению ценности знаний происходят великие научные и социальные революции XIX-XX веков, строятся новые теории происхождения видов на Земле и Земли во Вселенной, движущей силой эволюции признаётся борьба, а доступное и всеобщее образование становится условием развития общества.

***
А что же сегодня, спросите вы? Наша «потребительская корзина ценностей» переполнена завоеваниями всех эпох. Магия по популярности конкурирует с наукой, культ благополучия — со стремлением реализовать до донышка свои творческие задатки, здоровый образ жизни — с намерением испытать самые острые ощущения. Пожалуй, только христианские добродетели и постоянный труд массово не котируются. И всё же — пусть пройдёт века два-три, и тогда можно будет разобраться, что же определяет наше время. Повременим с современными ценностями.

Ольга САВЧЕНКО