Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
№ 3 (12), март / 2011 г.

Дамов постится, предрекает, вежлив

«В «Тревеллерс» на Маркса повадилась по утрам ходить стайка из трёх феечек. Третий раз их там уже вижу. Причём, не девушек, не барышень, а именно феечек — из известного анекдота. Возраст — ннннну, младший студенческий. Ходят, пьют кофе, курят, обсуждают мужчин и учёбу. Иногда, как сегодня, садятся за соседний столик и выдают неземное: «И я такая просыпаюсь утром, смотрю на лежащие рядом его волосатые ноги и думаю: как я дошла до жизни такой?». Критично посмотрел на свои ноги, много размышлял».

Это — один из мартовских постов в LiveJournal красноярского блогера Василия ДАМОВА. Не знаю, что понятие «блогер» означает лично для вас. Кто-то считает этих людей, постоянно пишущих о том, что с ними происходит, чокнутыми, кто-то подозревает, что у них проблемы с реальным общением. Другие усматривают в блогосфере нарастающую силу гражданского общества. Мы спросили об этом у самого Василия, человека с активной жизненной позицией и талантом располагать к себе.

— Ты пишешь под ником 9981 — это каббалистика какая-то?

— Не ищите тайн там, где их нет. Это номер пейджера, который у меня когда-то был. Человек, который зарегистрировал мне блог (я в этом тогда не очень разбирался), сказал: быстро придумай никнейм, любое сочетание букв и цифр. Я назвал первое, что пришло в голову —этот номер…

— А ещё вместо лица у тебя какая-то обезьянка в окошке…

— Не обезьянка это, а собака в очках. ЖЖ, кстати, предлагает возможность смены юзерпиков: например, записи на разные темы могут появляться под разными картинками. Но когда я спросил у своих «френдов», надо ли мне это, народ ответил: собаку не трогай ни в коем случае! «Она за семь лет стала твоим вторым символом» и всё такое.

— Когда в 2003 году появился твой блог, там было по 1-3 сообщения и перерывы между ними в несколько дней. Сейчас по 10-14 постов в день. Ты без этого уже жить не сможешь?

— Жить-то я смогу — силу воли неоднократно проверял, отказываясь много от чего. Но зачем? Просто с тех пор я существенно больше времени стал проводить за компьютером. А ЖЖ — штука удобная: окошечко открыл, что-то написал и дальше работаешь. Так что это не сложно, а необходимость обсудить какие-то проблемы только растёт. Я начал взрослеть, заниматься собственным бизнесом, больше стало информации, которой хочется поделиться. Плюс ко мне приклеилось это сочетание, которое я не очень люблю, но, видимо, теперь уже придётся с ним жить — «популярный блогер». Люди хотят, чтобы я писал, иногда даже просят высказаться на какую-то тему.

— А какие у тебя были рекорды: 50, 100 человек отзываются на пост?

— Не веду такой статистики. Но посты с сотней комментариев не реже раза в месяц точно появляются. Причём от содержания это даже не зависит. Можно напечатать анекдот — и его начнут комментировать, ругаться друг с другом, а ты в этом даже участия не принимаешь.

— Сколько человек тебя читает?

— Людей, которые внесли меня в свою ленту, месяц назад было 989. Но, по сути, я в шаге от так называемого статуса «тысячника». Таких в России всего четыре с небольшим тысячи, говорят…

— Ты кого-то из своих «френдов» знаешь?

— Человек 100, думаю. С некоторыми общаюсь уже 3-5 лет, но вживую ни разу не видел. В блогосфере даже есть такой термин — «развиртуализация», когда люди, давно общающиеся в сети, наконец, встречаются. Я в Москву относительно часто летаю и каждый раз пишу: буду там-то, время свободное такое-то, давайте встречаться, с кем ещё не знаком.

— А ведение блога не становится со временем тяжким бременем?

— Было бы бременем — бросил бы. Просто чисто физически стало в последнее время сложно следить за всеми комментариями. Если раньше я мог за пару часов просмотреть недельную ленту, ответить на все комменты, то сейчас я даже дневное не всегда успеваю просматривать. Раньше у меня была задача: увидеть каждый комментарий, который кто-то оставил у меня в блоге; я считал, что это правильно: люди ко мне ходят, как в гости, надо с ними общаться. Сейчас окончательно смирился с тем, что всё не успеваю, хотя стараюсь, по вечерам иногда час-полтора смотрю ленту.

— И какой мотив этих трудов?

— Мне интересно. Нет, правда — мне просто интересно. Я вообще человек общительный и считаю, что общения много не бывает. Я, конечно, люблю посидеть в одиночестве, особенно в поездках: где-нибудь в лобби-баре в гостинице сидеть ночью, слушать музыку и медитировать. Но это именно что «иногда». В целом же уверен: общения в жизни должно быть много.

— На твой взгляд, чем блог отличается от «Вконтакте»? Ведь там тоже твоя личная страничка, и люди заходят, и могут оставлять комментарии…

— В Интернете вообще есть масса блог-площадок, и ЖЖ даже не самая из них популярная. Сейчас различие между блогами и социальными сетями стирается, но изначально блоги были публичной площадкой, а социальные сети — личной. Сейчас «Вконтакте» появилась лента публичных новостей; было принято достаточно спорное решение об открытии закрытых профилей пользователя… То есть это уже не личное пространство.

На данный момент основное отличие, скорее, в объёме поста. Если хочешь написать что-то короткое и маленькое, типа «Видела сейчас Аньку, она волосы себе покрасила в новый цвет…» — то это контакт или твиттер, если удастся уложиться в 140 символов. Если у тебя пространное рассуждение — про политику, общество или что-то ещё – ты идёшь в ЖЖ.

— А ты чем пользуешься, кроме блога?

— У меня страницы есть везде. Я даже в работе активно использую facebook, твиттер, контакт. У меня есть даже аккаунт на mail.ru, как ни стыдно в этом признаваться…

— Почему стыдно?

— Считается, что аудитория этих блогов — «детская». Взрослые дяди – это ЖЖ и facebook.

— А ты не относишь себя к молодым?

— Да ну, какой я молодой, у меня вон дочь в этом году в школу пойдёт, а первокурсницы вузов меня вдвое младше. Но, кстати, когда я завёл себе страницу «Вконтакте», то очень пожалел, что раньше этого не сделал — там интересно. И «контакт» устроен очень удобно, с ужасными «Одноклассниками» просто не сравнить.

ДОСЬЕ

Дамов Василий Михайлович — исполнительный директор «Сибирского медиа-института». Родился в Красноярске в 1975 году. Закончил среднюю школу в Тайшете Иркутской области. Образование — юридическое, но в юриспруденции почти не работал. Во власть не рвался («Чиновник с моей точки зрения — это диагноз. Я бы умер через месяц в этих коридорах»). Активно сотрудничал с Фондом защиты гласности, потом ушёл в журналистику, много писал для разных изданий. Вершиной этого этапа своей карьеры считает должность редактора местного бюро ИД «Коммерсантъ», которую занимал в течение трёх лет (а сам «Коммерсантъ» считает самым лучшим изданием в России). Сейчас — пиар-консультант, работает с крупным и средним бизнесом. Параллельно занимается деятельностью, которая не приносит никаких денег, в том числе различными образовательными и общественными проектами: второй год помогает организовывать медиа-форум «Енисей. РФ», третий год входит в жюри краевого журналистского конкурса…
>> Книг не читает («Я посмешище в Интернете; говорят, Дамов прочёл за всё время две книжки… На самом деле я чудовищно много читаю, но это газеты, журналы, электронные издания. Последнюю книгу держал в руках четыре года назад; купил её в аэропорту в Москве и одним махом прочитал во время полёта. Это была автобиография Чичваркина»).
>> Не театрал. Обожает кино, причём на большом экране. («Фильм, на котором я плакал, — это «Осень в Нью-Йорке», даже вот просто его называю — и мурашки по коже»).
>> Ценности: работа и семья. Считает, что состоялся как профессионал и с каждым годом растёт. Но очень дорожит семьёй: она должна быть у каждого человека. Дочке 6 лет, каждый вечер старается с ней хотя бы немного поиграть — в подвижные игры («За образовательную часть отвечает супруга»).

— Просмотрев десятку самых массовых блогов, можно сделать вывод, что сейчас популярны те ресурсы, где выставляется видео, фотографии. То есть — картинки. Например, на первом месте в 2010 году оказался Рустем АДАГАМОВ — графический дизайнер, фотограф. Число его читателей 48842.

— Я согласен, что картинок становится больше, но к этому идёт весь Интернет, а не только блоги. Недавно присутствовал на конференции «Мегафона», отчётной по итогам года. Один факт меня поразил. В 2000 году у «Мегафона» почти 100% трафика занимал голос, т.е. разговоры по телефону. По итогам 2010 года в общем объёме трафика голос — 1%.

— Ничего себе! А что остальное?

— Передача данных, работа в Интернете, скачивание контента, просмотр видео и т.д. В моём новом коммуникаторе ютуб-клиент уже стоит, и я могу в кофейне за обедом смотреть свежее видео.

— Какие блоги ты регулярно посещаешь?

— У меня в ленте их около 500, но, скажем, из топ-10 я читаю далеко не всех. «Топового» Тёмы ЛЕБЕДЕВА, например, у меня в ленте нет.

— Не перевариваешь?

— Почему, я его люблю, мы организовывали даже встречу с блогерами Красноярска, когда он сюда приезжал два года назад. Но потребности постоянно следить за Тёмой у меня нет. Вот Другого я в ленте держу, потому что он классные фотографии из разных мест публикует.

— То есть всё-таки картинки. А как же обсуждение общезначимых проблем, социальная активность, которую блогерам готово делегировать общество?

— Я категорически не сторонник в жизни обобщать что бы то ни было. Как нельзя говорить за всю Одессу¸ так нельзя говорить за всех блогеров. Я периодически пишу в ленте: надо делать какие-то общественно-полезные вещи, и постоянно у меня происходят стычки с народом. Часть народа уверяет: чем от власти дальше, тем лучше. Я эту точку зрения не разделяю. Мы — активная часть общества, и я считаю, что мы можем принимать участие в решении проблем. Но это я считаю не как блогер, а как сознательный гражданин своей страны.

— Чем, по-твоему, продиктовано внимание власти к блогерам: она почувствовала в них угрозу?

— Угрозу она почувствовала от Интернета вообще.

— Но Интернет, оказывается, можно отключить, как в Ливии и Египте сделали.

— Наверное, можно, но технологически это сложновато. Мы же, в отличие от Ливии, страна более-менее технологичная, это сколько сразу государственных сервисов может отключиться... Но заигрывание с блогерами не из этой истории, скорее — дань моде. Мода проходит, но развитие социальных медиа будет продолжаться, оно идёт просто семимильными шагами.

— Это можно приравнять к гражданскому обществу?

— Это инструмент. Как твиттер в арабских революциях. Нельзя же сказать, что революция произошла от того, что у людей появился твиттер. Для революции должны быть социально-экономические предпосылки, а потом уж люди берут самый удобный инструментарий. В данном случае это был Интернет-сервис.

А гражданское общество в Интернете уже существует. Там есть нормальные дискуссионные площадки, нормальная демократия. Когда ЛУЖКОВА отправили в отставку, на сайте «Коммерсанта» проводились выборы мэра Москвы. Победил небезызвестный НАВАЛЬНЫЙ. Всё честно. Ну, как видится со стороны, по крайней мере.

— Увы, это слабо отражается на реальности. Мне кажется, социальная активность в блогах вообще спонтанна и хаотична. Приличная доля постов: вот я встал, попью-ка водички, эсэмэска мне пришла… Это просто замусоривает пространство.

— Описывание бытовой жизни тоже должно быть. Изначальное содержание термина блог — это сетевой дневник, то есть отражение того, что происходит в окружающей жизни. Например, с утра я как-то остановился у кофейни, а там нигде места для парковки уже нет. Следом подъезжает роскошный «Туарег», из него выходит прилично одетый мужик, видит тоже, что парковочных мест нет, и начинает своими собственными руками в дорогих, наверняка, перчатках отодвигать мусорный бак, чтоб освободить себе пространство. Я даже пожалел, что не заснял это — о таких моментах, мне кажется, вполне можно писать в блоге.

— Помимо активности в сети, ты участвуешь в организации всяких полезных мероприятий. Что было наиболее продуктивным?

— Прошлой осенью мы провели первый сибирский блог-саммит. Решили пригласить серьёзных экспертов и поговорить о том, в какую сторону развивается блогосфера. Экспертов было трое — Денис ТЕРЕХОВ из Москвы, бывший норильчанин, руководитель агентства «Социальные сети», и два новосибирских парня, один из них, Илья КАБАНОВ, в 2009 году получил звание лучшего русскоязычного блогера.

Ещё мы начали проводить коммерческие мероприятия для блогеров…

— Коммерческие — в том смысле, что нужно заплатить, чтобы куда-то поехать?

— Наоборот. Существует такой сегмент бизнеса в маркетинге — работа с социальными медиа. Если раньше предприятие, которое хотело, чтобы о нём написали, созывало журналистов на пресс-конференции, то сейчас зачастую полезно звать блогеров.

— Блогеры берут на себя какие-то обязательства рассказать о событии?

— Обычно нет. Но, как правило, это происходит. Это всё только-только начинается, и мы эту область PR-бизнеса в Красноярске активно развиваем. Скажем, в январе устроила общение с блогерами компания ЕТК: на «Красном кольце» на картах ездили, а потом обсуждали политику, тарифные планы, маркетинг этого оператора связи. В прошлом году сделали вообще первый в Красноярске пресс-тур для блогеров: поехали на завод компании «Байкалфарм» в Канске. Работа в этом направлении очень перспективна. Допустим, лично у меня в блоге около 800 посещений в сутки — это вполне сравнимо с информ-агентством или тиражом какого-то СМИ. Если блогер напишет о продукте, о новой услуге — компании это выгодно.

— Ты знаешь механизм, как поднять бучу в Интернете?

— Нет готового решения. Вспомним громкие скандалы прошлого года. Например, какой-то человек просто написал «Верните рынду, гады», а это подхватили.

— А есть случаи, когда красноярские блогеры что-то изменили в жизни города? Можно с помощью активной атаки блогеров, например, убрать пробки в городе?

— Одна красноярская барышня активно борется с так называемыми попрошайками на дорогах. Люди в инвалидных колясках на перекрёстках подъезжают к автомобилям, и это реально создаёт аварийную ситуацию. Вот девушка и долбит ГИБДД, и результат это, кажется, приносит: я меньше на дорогах их вижу.

Но красноярская блогосфера пока, скорее, тусовка. Вот в Москве — да. Какие только акции ни запускают. Например, идут на перекрёстки, машины с мигалками снимают, как те нарушают правила… Или вспомните тему с многочисленными уже отменами конкурсов на закупку каких-нибудь лимузинов, роскошных люксовых машин. Блогеры раскапывают эти истории и поднимают шум. В этом смысле от Москвы мы отстаём на несколько лет. Но уверен, что через два года всё это будет и у нас.

— Как ты сам сказал, блог — публичное место. Скажи, стал бы ты в публичном месте, где-нибудь со сцены, ругаться матом? Ведь нет. А почему ты делаешь это в блоге? Честно скажу — я бы не хотела, чтобы мой ребёнок это читал…

— Я и в жизни много ругаюсь. Это сейчас я такой вежливый, а когда работал редактором местного «Коммерсанта», и мы ежедневно сдавали номер, то часов в семь ко мне лучше было не заходить… У меня позиция простая: не нравится — не читай. Мне так удобно. Я вообще к мату хорошо отношусь. Органично употребляющий мат человек мне вполне симпатичен.

Валентина ЕФАНОВА