Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2011

Ребусы от 18 до 30

Теми, кто всегда «молод душой», принято восхищаться. Но есть ведь и «молодые старички» — кто словно родился уставшим от жизни, не способным принимать новое, безразличным к разнообразию мира… Так всё-таки молодость — это возраст или состояние души? И в чём «специфика» молодых? Об этом мы говорим с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии СФУ, научным сотрудником Института педагогики и психологии развития СО РАО Ларисой Александровной НОВОПАШИНОЙ.

ДОСЬЕ

>> Окончила экономфак Красноярского госуниверситета (психолого-педагогический факультет тогда ещё не был открыт). Занималась исследованиями в области социологии. Затем научные интересы расширились — кандидатская диссертация уже посвящена психологии развития и социальной психологии. Любит путешествовать, причём исключительно по Европе. Особенно нравится север и юг Германии, Брюссель («Там я могла бы жить. Эта упорядоченность, размеренность, прогнозируемость жизни кому-то кажется скучной, а мне была бы в самый раз».)
>> Читает, как правило, классику: Толстого, Чехова, Бунина, Пастернака. Хотя старается успевать и за современниками (М. Шишкин, Л. Улицкая).
>> «Героями нашего времени» считает тех, кто спроектировал и создал ППФ («Наше время — это команды–герои»). Г.П. Щедровицкий, В.С. Соколов, В.В. Давыдов, Б.И. Хасан, В.А. Болотов, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин, В.Г. Васильев, А.М. Аронов.
>> Самое трудное в собственной молодости — «правильно выйти замуж». А самое светлое впечатление молодости — возможность в студенчестве работать в настоящих профессиональных командах КГУ.
>> Из вредных привычек —«наверное, много задаю вопросов, слишком любопытна».
Два взрослых сына.

— Обидно выходить из категории молодых. Но если в 40 лет ты «ментально» видишь себя молодым — это не аномалия?

— Конечно, любой может считать себя молодым, это зависит от самочувствия. Субъективно переживать себя подростком и авантюристом можно и в 50, и в 60 лет. Но есть сюжеты, которые обусловлены социальными ожиданиями, требованиями со стороны различных социальных институтов. Здесь понимание «молодости» уже задаётся как возраст.

Например, наши зарубежные коллеги выделяют временной период тинейджерства от 15 до 25 лет. Это время, данное на созревание, самоопределение, на пробу себя в этом мире. Такое междупутье, где к тебе и относятся соответственно, снисходительней. В российском законодательстве выделяется категория молодых граждан, для которых предполагаются определённые социальные гарантии. Она обозначена возрастом 18-30 лет.

В психологии понятие «возраст» гораздо сложнее. Это не просто отрезок календарной жизни: прожил столько лет — молодой, а столько — пожилой. Психологический возраст определяется через те задачи, которые решает человек на определённом промежутке своей жизни. В молодости задачи связаны, прежде всего, с профессиональным самоопределением, с поиском своего места в социуме, созданием семьи.

— То есть в более позднем возрасте решение таких задач будет уже неуместным?

— Вообще-то, в 40 лет достигается зрелость. Уже сформированы психические структуры, человек самоопределён, имеет опыт семейной жизни, опыт родительства и т.д. Психологически это совершенно иной период жизни. Человек принадлежит самому себе, может реализовывать свои творческие силы и потенции, исходя из соображений собственных мировоззренческих картин мира. В молодости этого, как правило, ещё нет. И если не решаются задачи в определённом периоде, то ожидать достижения «вершины» практически невозможно: у человека нет ресурсов и возможностей адекватно проживать свой возраст.

— Но вот «стукнуло» 30 лет, а ты не успел решить «задач молодости». На тебя смотрят по-другому?

— Человек сам на себя начинает по-другому смотреть. Это вообще свойство развития. Если в силу каких-то причин ребёнок или взрослый человек не решает стоящих перед ним задач, это сказывается на его развитии. Кто ставит эти задачи? Во-первых, сама природа. Во-вторых, внешнее социальное окружение: детский сад, школа, родители, социум.

Каждый возраст чувствителен к решению определённого набора ситуаций и типа задач. Например, для ребёнка в дошкольном возрасте очень важно освоение ролевой игры. Детки начинают подражать взрослым и копировать их мир: играют в больницу, в учителя, в водителя. Эти социальные ролевые сюжеты они сами извлекают и проигрывают. Но далеко не все дети успешно проходят этот период. И тогда позже, когда они начнут осваивать социальные роли, для них это будет очень сложной задачей. Некоторые могут так и не освоить. И это уже будут испытывать на себе окружающие их люди.

— Допустим, молодой человек должен определиться с профессией. Зависит ли результат от того, сам он решил задачу или, скажем, родители помогли?

— Зависит. Если родители купили диплом, выбрали невесту, подыскали место работы — значит, сам человек ни одной задачки не решил. В этом смысле — стал ли он молодым человеком, который самоопределяется, самореализуется, находит место в социуме? Или остался ребёнком?

— То есть молодым можно пожелать как можно больше проблем…

— Да. Я бы сказала — больше трудностей и препятствий, и при этом настроенности на их решение с использованием тех ресурсов, которые предлагают социальные институты, и прежде всего — образование.

— А в принципе молодым нужно помогать?

— Конечно, им сложно решать какие-то материальные проблемы: купить квартиру, например; у них ещё нет накоплений. Но тут самое главное — чтобы с их стороны была разумная система возвратов. Не так: вот вам всё на блюдечке. Все формы помощи, которые не влекут за собой интеллектуального, материального, производительного усилия со стороны молодых, только вредят. А вообще для меня молодость — это время пробы себя в самостоятельной жизни, когда родители уже не могут и не должны полностью вас контролировать. Это принципиальное отличие от того периода, когда за всё отвечали и всё определяли другие.

— Когда говорят «проблемы молодёжи» (и их, вроде бы, нужно общественно решать), — это имеет отношение к психологии или социуму?

— Думаю, что к социуму. Для меня как для психолога — это абсурдная фраза, как и случай, когда родители покупают диплом. Если у молодых и есть проблема, то, на мой взгляд, она связана с нами, со взрослыми. И если недостаточно мест для самореализации и для самочувствия, то это наша проблема непонимания или неумения работать с молодёжью. Всерьёз к молодым ещё не относятся, всерьёз на них не рассчитывают, а следовательно, и не спрашивают. А без этого — как можно себя пробовать в настоящем социальном, научном или ином проекте?…

— А разве безосновательно молодым не доверяют серьёзного дела? Ведь они только учатся, и велика вероятность, что не справятся…

— В этом смысле может не справиться и взрослый человек. А потом — молодёжь молодёжи рознь. Я доверяю своим студентам, хотя, пожалуй, не всем и не каждому. Более того, я не знаю, как можно работать, развивать научные исследования, если у тебя нет учеников. Куда ты идёшь одна? А ученики и соратники появятся, если только с молодости идут той же дорогой.

— То есть любое место в организации и профессии должно предусматривать возможность, чтобы туда попадали и молодые…

— Конечно, а иначе как эта организация будет воспроизводиться и развиваться?

— Но сейчас создаётся много компаний, где работают исключительно молодые, и людям постарше там просто нет места, им там некомфортно… То есть люди всё же подбираются или выталкиваются по возрасту?

— На мой взгляд, вы затронули другую проблему: насколько «взрослые», которые состоялись, оказываются компетентны для того, чтобы работать рядом с молодыми. Есть ли у «взрослого» ресурсы, чтобы удерживать ту энергетику и динамику, которая характерна молодым? Нам важен результат, а им — процесс, который оценивается с точки зрения «захватывает — не захватывает», «интересно — не интересно». Когда встречаются люди разных возрастов — это действительно сложно регулировать в рабочих отношениях. Ведь по привычке мы стремимся управлять не процессом, а другим человеком.

— С молодыми это должно быть легче — они, наверное, готовы быть управляемыми…

— Это нам так кажется. К молодым нужно относиться, как к равным, как к коллегам, и в этом смысле в том числе — с требованиями. Хочешь — давай, становись рядом, делай. Но уж тогда если не делаешь, с тебя и спросится на равных. Сначала надо пройти определённый путь, прежде чем тебе доверят более ответственное дело. У химиков, например, сначала пробирки моют. Если молодёжи не давать такие места, не давать им возможности разворачивать свои проекты, — сложно ожидать, что во взрослой жизни мы получим квалифицированные кадры, людей, которые созидают, а не разрушают. То есть это всё вопросы к нам.

— А из-за чего возникает конфликт поколений?

— Межпоколенческий конфликт обусловлен тем, что взрослые хотят себе подобных и по отношению к следующему поколению — экспансивны и директивны. А тот, кто растёт, имеет собственные интересы и свой жизненный путь.

— Разве есть страны и народы, где не воспроизводят себе подобных? Ведь на этом основываются традиции и культура.

— В этом-то и суть вопроса. Что стоит за «себе подобным»? Часто взрослые переносят на ребёнка тяготы и нерешённые задачи своей жизни, не учитывая при этом время и ресурсы того, кто растёт рядом. По своей сути сфера образования и призвана разрешать такого типа противоречия. Именно образование может дать молодому человеку ресурс — и для снятия целого ряда противоречий, и для решения другого уровня социальных задач.

— А если родителям активно не нравится, каким становится их взрослеющий сын или дочь — что делать? Всё-таки предоставить полную свободу?

— Я считаю, родителям нужно, прежде всего, выражать себя и свою точку зрения. Здесь очень важно не обманывать детей, показывать своё отношение к миру — в первую очередь для сохранения отношений и взаимопонимания. Ребёнок тоже любит своих родителей и обязательно прислушивается к ним. Не всегда, конечно, находится решение, устраивающее и родителей, и детей, но здесь уже важна позиция родителя, чего он хочет: чтобы ребёнок всегда был рядом или чтобы он мог сам строить свою жизнь.

— А когда надо «отпустить» ребёнка? Чем раньше, тем лучше?

— Индивидуально. Если ему 17 и он встал и пошёл, то не надо удерживать. Когда он претендует на самостоятельность и хочет пробовать себя сам — надо отпускать. Тут, правда, есть другая сторона: мы можем сказать — выбирай, а выбор-то делать некому. Надо понимать: он пошёл, чтобы что-то освоить, или просто убегает от отношений и трудностей? Реальная проблема молодёжи — инфантилизация. Опеки над практически взрослыми молодыми людьми сегодня стало больше… А если дитятю до 17 лет кормить с ложки, то как потом можно ожидать от него зрелого мужчины?

— Нынешняя молодёжь с головой ушла в социальные сети, где выкладывает о себе буквально всё, знакомым и незнакомым людям. Кажется, у молодых вообще нет потаённой внутренней жизни. Не лишают ли они самих себя таким образом глубины переживаний? А чтобы её испытать, им приходится пробовать всё более экстремальные способы… Можно ли говорить о том, что «контакт» лишает человека чего-то «за душой» и делает более поверхностным?

— В сетях молодёжь не столько раскрывается, сколько «плещется». Но есть здесь и сюжет с зависимостью, с влиянием информационных потоков на психику и на сознание. Когда много информации — стираются яркие краски, происходит обезличивание.

Говоря о личности, психологи имеют в виду социальную представленность, выраженность себя в отношениях с другими. В этом смысле информационная среда обезличивает. «Контакт» вряд ли можно назвать самовыражением — это скорее вседозволенность, социально и личностно не созидательная. Осознать это как проблему они не могут, а какую альтернативу мы можем предложить — неясно… Ставить взрослые задачи? Загрузить?

— Молодёжь часто использует грубую, нецензурную лексику. Это вызов взрослым или страх отличаться от сверстников?

— Скорее, это подделка под атрибуты взрослой жизни, когда «уже можно». Хотя есть определённые группы, где это просто «норма», языковое средство, и другого нет.

— Надо с этим бороться?

— В этом и есть общественная функция взрослого. Думаю, что мимо проходить нельзя.

— Но делать замечания в некоторых случаях может быть даже опасно…

— Тут либо бояться, либо отвечать на вызов. Если взрослые будут всё время проходить мимо, они получат этих прелестей сполна.

В своё время я проводила исследование о подростках, которые курят, пьют и употребляют наркотики. Выяснилось, что сталкиваясь с этими проблемами у детей, учителя ведут себя очень индифферентно. Если в стенах школы учитель ещё сделает замечание, то уже во дворе — просто пройдёт мимо. А социальные нормы так ведь и формируются.

— Молодые проверяют границы допустимого?

— Да. А потом мы говорим о вседозволенности. Но они сто раз проверили, дозволено ли это, и оказалось — вполне. Чего после этого хотеть?

— Молодому человеку, который ищет себя, можно дать какие-то психологические советы?

— Советы — дело неблагодарное, особенно когда не спрашивают. А вот если появляется вопрос — при нашей кафедре психологии развития есть лаборатория консультации, диагностики и коррекции, где, кстати, работает молодёжь; туда вполне можно обратиться. Помощь бесплатная... Но мы ожидали большего спроса.

— Казалось бы, у молодых должен быть большой опыт неудач: они многого не умеют, пробуют — а им щёлкают по носу… Это же постоянный стресс, и нужны средства справляться с ним.

— Каждый справляется по-своему. Кто-то копит опыт неудач и неуверенности в себе, другой махнёт рукой и не обратит внимания, третий извлекает уроки.

— А есть курсы, где бы им сказали: это нормально, это школа, надо пробовать, не надо доводить недовольство собой до комплекса неполноценности…

— Такие занятия есть у нас в Институте психологии и педагогики развития СО РАО. Там проводятся тренинги и по конфликтной, и по эмоциональной компетентности, и по стрессоустойчивости, и по работе с неопределённостями. Если есть вопросы — как быть эффективным, например, — можно обращаться туда. Подобных предложений вообще достаточно много на рынке, надо только сформулировать свою проблему.

— Пройти подобный тренинг полезно каждому?

— Если есть необходимость. Кому-то, может, повезло родиться таким, что он пройдёт по жизни и никаких проблем не испытает. Я не считаю, что ситуация «молодости» подлежит всеобщему обучению.

Валентина ЕФАНОВА