Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2011

Пациент скорее жив, чем мёртв?

Спрашивается, с чего бы вдруг человек, который больше 20 лет работает с молодёжью, проводит интенсивные школы для старшеклассников, участвует в разработке кон-цепций по молодёжной политике, учит студентов проектной деятельности — вдруг «потерял интерес к теме»? Не видит в молодёжи ни особого потенциала, ни энергетики, ни настроенности на решение «задач своего поколения».

— Сформулируйте свои «претензии молодым»! — попросили мы его. И Валерий Сергеевич ЕФИМОВ, координатор экспертного клуба нашей газеты и руководитель Центра стратегических исследований и разработок СФУ, это своё «понимание нынешней молодёжи» изложил.
А дальше редакция сделала следующий шаг: обратилась к молодым (причём к самым продвинутым молодым) с предложением обозначить свою позицию по поводу затронутых проблем. Этот заочный диспут предлагаем вниманию читателей СФ.

1. Энергетика

Возможно, мне не очень везёт, но всё чаще, приходя в студенческую группу, я вижу «овощи» или «кладбище» (это терминология самих студентов). Если в группе нет хотя бы одного-двух человек, с которыми можно выстраивать содержательную коммуникацию, я исчезаю как преподаватель, как личность, да и они при этом — непонятно кто. Очень острым стал дефицит собеседника из другого поколения, с которым можно развернуть проблемный дискурс.

Выясняется, что старшеклассники в смысле свободы суждений бывают интереснее, чем студенты 3-4 курса. Возможно, энергетику молодёжи нивелирует система образования. Когда предлагаются знания, за которыми не «просвечивает» актуальная человеческая деятельность, «мёртвое знание» как набор непонятных, а значит бессмысленных текстов и формул, — познавательная активность умирает. Вот постепенно и не остаётся живых ребят. Можно спросить — как это происходит? Но здесь другой вопрос: почему они это позволяют с собой делать?

Когда молодые люди выходят во взрослую жизнь, им необходимо понять, кто они и что будут делать в жизни. То есть им необходимо самоопределиться. Это вообще стартовый момент для человека. Если человек не самоопределился, то он плывёт по течению, по тем ритуалам и традициям, которые сложились. Если самоопределился, то человек начинает своё движение. Раньше была ситуация самоопределения после школы: можно было идти или не идти в университет. Сейчас — идти обязательно.

Раньше можно было пойти в бизнес, где большие риски и деньги, или в бюджетную сферу, где всё спокойно, но небогато, или подниматься по карьерной лестнице. Сейчас основной ориентир молодёжи: Газпром, Роснефть, банки, государственное и муниципальное управление. Собственный бизнес выпал из их приоритетов и интересов. Молодые не ориентированы на предпринимательство, на проектные действия. А откуда тогда в стране появится энергетика для модернизации и тех же инноваций?

Молодёжь должна совершать поисковые действия, строить для себя перспективу. А пока мы видим, что надежда на молодёжь, на то, что она несёт в себе новизну, энергетику, чуть ли не является представителем будущего в настоящем, — напрасна. Энергетика вхождения в жизнь, энергетика замысла, энергетика действия и развития — должна быть. Но молодёжь на это не претендует, и в этом смысле не берёт на себя задачу своего поколения. Какие задачи у вас?

Роман ТАМОЕВ, 27 лет, первый секретарь краевой комсомольской организации ЛКСМ РФ

— Мне искренне жаль сегодняшнее поколение молодёжи, к которому, собственно, я себя тоже отношу. Нет абсолютно никакой надежды на завтрашний день. Тезис «кто успел, тот и съел» отражает сегодняшние реалии. Для молодёжи нет рабочих мест, после вуза практически нереально устроиться на работу, даже по специальности. И я бы не стал говорить об «овощах» и «кладбище»… Просто у молодёжи сейчас масса проблем: от мыслей, что бы сегодня покушать на оставшиеся до конца месяца 100 рублей, до того, где бы эти 100 рублей заработать.

Мы практически уничтожили лучшую в мире советскую систему образования. Заменили мощную фундаментальную основу на дешёвую западную подстилку, где основной показатель знаний — это тестовая система и сдача ЕГЭ. Где тут молодёжь научится выражать собственное мнение, мыслить самостоятельно, анализировать?

А когда люди говорят об инновациях, меня вообще одолевает буря негодования. Инновации где? И кто будет их проводить? 80% крупных наукоёмких предприятий в стране обанкрочено, закрыто, приватизировано. Лучшие умы уезжают на работу за границу, а к нам на постоянные заработки едут неквалифицированные кадры из республик ближнего зарубежья. Куда мы катимся?

Студенты всегда были, есть и будут самыми коммуникабельными, интересными и разносторонними людьми. Было бы желание — понять молодёжь, помочь ей в этой жизни преодолеть трудности…

Кирилл ЛУКЬЯНЕНКО, 19 лет, студент СФУ

— Разве дети не есть отражение своих родителей? Разве не вы воспитали нас такими? Хотелось бы спросить: а что сделало ваше поколение, чтобы остановить разграбление нашей страны? Почему вы передали нам полуживую экономику и разваленную социальную сферу? Что вы сделали с наукой? А развал такой мощной державы как Советский Союз? Подавляющее большинство советских граждан на референдуме высказалось за сохранение Союза — как вы допустили его уничтожение?

Вы ставите вопрос о задачах нашего поколения. Я могу сформулировать эти задачи следующим образом: сохранить и приумножить. Не дать до конца развалить, разворовать, разграбить то немногое, что ещё осталось, и начать приумножать это богатство. Под определение богатства попадают не только материальные блага, но и духовные.

Был кинут камень и в огород образования. Но разве это мы делаем его таким? Мы принимаем решение о вводе различных ЕГЭ и прочего? Это ваши «заслуги». Так может, перед тем, как винить нас в «амёбности», стоит посмотреть на себя и спросить: а что я сделал для того, чтобы мои дети получили достойное образование? А чтобы моя страна процветала? Молодое поколение ещё проявит себя, не сомневайтесь. Стремление к переменам, к лучшему будущему у нас есть. И амбиции есть.

Вы только не мешайте, а помогайте.

2. Креатив

Есть такой тезис: молодые — креативные. Дайте им возможность, и они вас осчастливят идеями. А что показывает практика? Собираем молодых, спрашиваем их, и они с трудом повторяют те идеи, которые получили на кафедрах от своих научных руководителей. Может, это и неплохие идеи (какая-нибудь «очистка глины»), но молодёжным форматом здесь не пахнет. Они продолжают чью-то линию. А что, собственно, вы сами?

Когда А.Г. Хлопонин пришёл к нам губернатором, он поставил цель — повысить активность молодёжи. Мы тогда вместе с комитетом по молодёжной политике придумали проект «Открытый фарватер», в котором идеи развития, социального проектирования и тема молодёжных инициатив зазвучали широко и публично.

Потом, видимо, период оранжевых революций в ряде стран бывшего Союза поставил власть перед необходимостью взять под контроль молодёжные движения. Красноярский край стал одной из площадок, где эти новые технологии работы с молодёжью были запущены. Если проект «Открытый фарватер» пытался сформулировать для нового поколения как активной силы — новые задачи, то потом молодёжную инициативу стали упаковывать в развлекаловку. Фактически ситуация перешла в бантики. А дальше — имитация. То есть вроде бы и есть место, где власть встречается с молодёжью, проводит конкурсы… Но проекты — «детские», да и как они потом реализуются... Люди, которые сейчас несут идею проектности, ориентированы скорее на пиар, чем на проектность. Молодые, где ваши красивые и мощные идеи?

Михаил Кудряшев, 27 лет, биофизик, Швейцария

— Для креатива (который бы двигал инновации) нужны как минимум три условия.

Первое — общая образованность и детальное знание области, в которой происходит креатив. Второе — «инфраструктура», в том числе финансовая. Третье — возможность капитализировать «креатив»: стать богатым благодаря тому, что делаешь.

С образованием у нас большие проблемы (если говорить о массовом — 72% молодёжи 18-20 лет положительно оценивают роль Сталина в истории страны! А высшее образование осталось «на уровне» буквально в нескольких университетах). Получить ресурсы для доводки идеи, мягко говоря, непросто (открыватели графена Гейм и Новосёлов, получившие за него Нобелевскую премию, в России до сих пор бы бегали по кабинетам и писали заявки на финансирование. Венчурные инвестиции… если их кто видел — напишите, мне будет приятно). Что касается третьего пункта — насколько мне известно, в СССР все хотели быть инженерами; в 90-х — бухгалтерами; на переломе веков – менеджерами, а сейчас — государственными управляющими. В эти области шли люди с наибольшими амбициями и, вероятно, наиболее креативные. Стоит ли удивляться, что инновации у нас теперь не в науке и инжиниринге, а в госуправлении.

Реальных историй успеха, основанных на креативе, за последние 10 лет можно пересчитать по пальцам. А раз нет историй успеха — нет массового желания такие истории повторять.

В 2008 году у меня были иллюзии, и я хотел вернуться в Россию, однако сейчас я бы не стал. Есть опасность системного кризиса, и, на мой взгляд, для резкого позитивного поворота — создания площадок коммуникации или стимулирования креатива молодёжи уже недостаточно.

Руслан БОРИСОВ, 21 год, 3d-дизайнер, фотограф, Канада

— Я считаю, что любое, абсолютно любое вмешательство власти в дела молодёжи — пагубно, поэтому, с моей точки зрения, вообще принцип того, что кто-то «формулирует новые задачи для молодёжи» — это бред. Никто ничего формулировать не должен, все эти «комитеты по делам молодёжи» нужно распустить, потому что они ничего хорошего самой молодёжи не приносят и нужны только власти и управленцам этих комитетов, которых туда посадили папочки. Мне противна сама идея, что власть где-то должна встречаться с молодёжью.

Определённо, одним из важнейших обязательств власти должна быть помощь и поддержка молодёжи. На мой взгляд, самым лучшим решением этой задачи является гибкая и стабильная система грантов. Только реальными грантами, работающими проектами и конкуренцией можно добиться результатов от молодёжи. При этом экспертами должны быть профессионалы, а не управленцы, а всё, что требуется от власти — это финансовая поддержка и никакого вмешательства, никакого контроля. При условии наличия таких грантов и возможности их выиграть честным путём — очень быстро появятся и креативные идеи, и большое количество работающего малого бизнеса, и активной, самоорганизующейся молодёжи.

Мне как представителю молодёжи глубоко безразличны все эти «фарватеры» и попытки без моего ведома «формулировать для меня задачи». С их помощью я ничего никогда не придумаю и не сделаю. Для того чтобы я генерировал «мощные идеи», мне нужно быть заинтересованным в их реализации, тогда и идеи потекут.

3. Гламур

Сегодня представления о будущем очень трансформировались по сравнению с представлениями, характерными для нашего поколения (лучше всего они были выражены у Стругацких). Сейчас будущее заполнено гламуром. Сформировались гламурные элиты — все эти поющие девочки и «странные» мальчики. Будущее страны просматривается через призму «жизни золотой молодёжи» — ночных клубов, интимных подробностей знаменитостей и т.д. То есть теперь будущее зависит не от открытий, которые делают люди, не от изменений в культуре и образовании, не от личных подвигов человека. Главное — гламурное присутствие. Вот появилась неудавшаяся шпионка и стала общественным деятелем, и уже входит в советы директоров крупных компаний… Эти общественные выверты деформируют ситуацию. Нам это противно, а у молодёжи проходит «на ура».

Куда направлен их драйв? Работать по 16 часов в сутки? Нет. А ведь именно это — энергетика начального этапа бизнеса: работать первые три года без отпуска (почитайте классиков). Драйв нынешних — веселиться. Люди, занимающиеся бизнесом, в глазах молодёжи становятся чуть ли не изгоями. Те, кто идут в науку и образование — просто лохи (по доходам). Кто попадает в лидеры? В 1996 году проводили опрос среди московских подростков, так большинство мальчиков тогда хотели идти в рэкет, а девочек — в валютные проститутки. Слава богу, криминал сегодня для молодёжи не привлекателен. А что сегодня их «путеводная звезда», кто герои их поколения?

Андрей ХАИТ, 20 лет, начальник отдела полиграфии, Украина

— Для меня лично и для моих знакомых (наверное, мы просто отстали от эпохи и не стремимся её догонять) — драйв тот же самый, что был ранее. Когда ты учишься/работаешь, как вол, и это приносит результат и удовлетворение. Я работаю начальником отдела полиграфии в крупном (пожалуй, самом крупном в Харькове) рекламном агентстве. Мой генеральный директор хотя и добился высот, но пашет до сих пор, потому что как только даешь слабину — всё моментально стопорится. Его пример — стимул и для меня. У меня никогда не было «лёгких денег», за всё приходится платить. Если не работой, то как минимум здоровьем. И весь круг моего общения работает, и много работает, как мой хороший друг по институту, «мозговой пахач», который занялся делами на бирже. К поколению «гламурному» это тоже придёт, позже, т.к. на все тусовки нужны средства. Да и намного ярче кутить «на свои» после завершённых дел.

У меня есть знакомые люди, начавшие свой бизнес с нуля, с голой идеи. Они двигаются к прибыли маленькими шажками и вызывают уважение и белую зависть, в том смысле «почему эта идея не пришла мне в голову!». Я не хочу в старости жить на пенсию и не намерен платить что-то в пенсионный фонд. Хочу работать на себя, пока работается. Это не гламур. Это свобода.

4. Провокация

Может, это прозвучит как крамола, но мне вспоминаются студенческие волнения 1968 года во Франции. Студенты тогда требовали гарантий трудоустройства, снижения оплаты образования… Они вышли на улицы, а потом это вылилось в необходимость модернизации всей Франции. Я до сих пор восхищаюсь их лозунгами: «Хотим хорошей жизни — и немедленно». Супер-молодёжно. Это вызов власти и элитам: ребята, вы не справляетесь со своей задачей.

В целом, главный посыл декабрьского выхода подростков на Манежную площадь, по интерпретации журнала «Эксперт», тоже был такой: власть, будь властью! Держи порядок, соблюдай равенство прав, обеспечь возможности для «сильного» будущего страны. Ставить такие вопросы перед властью — генеральная задача общества, и именно молодые могли бы взять на себя эту функцию. Узнав про Манежку, я сказал себе: они ещё живые.

Настоящий молодёжный проект — это всегда провокация других на действие. Причём совершенно легитимная. Молодёжь имеет право сказать: государство, покажи мне картину будущего! Это — вызов элитам! Ведь это их задача строить картину будущего и вдохновлять народ на подвиги.

Вопрос не в том, что «нужно выйти на улицы», это уже, может, и не современно. Есть Интернет, и вызов может звучать оттуда. Новая информационная среда становится средой существования гражданского общества, при этом меньше риска получить резиновую пулю или познакомиться с полицией…

Но молодёжь сидит «Вконтакте», уходит в развлечения, ночные клубы, тусовку, виртуальную действительность. Какой реакции вы хотите от общества?

Дмитрий ИЗОСИМОВ, 24 года, руководитель направления продаж программного обеспечения

— Я тоже вспоминаю студенческие волнения, но только в России, году эдак в 2005-м. Будучи в те годы правдолюбивыми студентами, мы с моим другом попытались устроить свою маленькую революцию. Требовали мы не так уж много: всего-то чтобы преподаватели перестали читать нам на лекциях книжки а-ля «научись программировать за 15 минут». Мы хотели чему-то научиться, а не смотреть, как дилетанты пытаются строить из себя профессоров, но…

Мы написали петицию и пошли собирать подписи. Собрали, кажется, штук 5 или 6 — и это с потока в сто с лишним человек! Знаете, что нам обычно говорили? «Ребята, идея, конечно, классная. Я тоже устал спать на лекциях, но подписывать ничего не буду. А вдруг меня после этого отчислят или завалят на экзамене?»

Я могу привести ещё несколько десятков подобных примеров, но смысл их сводится к одному: проблема в нашей стране и людях, которые в ней живут. Проблема в нашем менталитете: мы ведь всегда были рады получать кнутом по спине и при этом молчать в тряпочку. Молод ты или стар, умён или глуп — всё сведётся к тому, что тебе будет просто страшно что-то сказать, я уж не говорю о том, чтобы выйти на улицу с каким-то лозунгом. В России так не принято, в России принято устраивать бунт на собственной кухне, крича с пеной у рта о том, какая власть у нас плохая и как нам нужны перемены. А сказать это громко никто не может или не хочет.

И напоследок: да, мы ещё живые. Но нас таких живых — пара человек из сотни. И в этом не нас надо винить.

Стас КУЗНЕЦОВ

— Как нас можно сравнивать с Францией? Другой менталитет, другие нравы… У них назрела проблема, и подавляющее большинство студентов вышли на улицы и устроили акцию протеста. Там существует молодежное сообщество. Что может власть противопоставить почти всей молодежи своей страны? Ведь это — её основа. Нет молодежи — нет будущего! И французы это прекрасно понимают.

А как это происходит у нас? Пара резких статей… Жаркие обсуждения в отдельных блогах… Демонстрации на 300 человек… Для того, чтобы заявить о себе, не обязательно устраивать волнения и погромы, мирные протесты тоже вполне эффективны, но только, когда они исходят не от малых разрозненных групп, которые никто не замечает, а от организованного единства.

Молодёжь бросала вызов власти везде и всегда. Да она и сейчас это делает, но только так, что этого почти не видно. Для того, чтобы вызов был воспринят, а главное —произвел эффект, недостаточно где-то сказать, чего мы хотим, чем недовольны. Высказывания не должны носить стихийный, локально выраженный характер, идти с подачи отдельных заинтересованных лиц, как это происходит сейчас. Должны быть обоснованные идеи и требования, которые понимает, разделяет и, главное, готова защищать большая часть молодежного электората. И вот тут у нас действительно проблема: единства молодежи нет даже по поводу самых общих представлений.

Леонид СПИРИН, 22 года, студент 5 курса КрасГМУ

— Молодёжь на данный момент находится в состоянии прострации ввиду того, что не ясно, каким будет будущее... Все гонятся за высшим образованием, потому что стать менеджером без него невозможно...

Реализовать себя параллельно с учёбой — крайне трудно. Наблюдал недавно парня, который говорил: «А как я буду ходить на кикбоксинг, если он с двух?». В развитых странах такого вопроса нет: секция финансируется из бюджета учебного заведения и согласовывается с расписанием, у нас же это проблема...

Спящий студент эволюционировал из персонажа комического в персонаж классический. Он спит, но ходит, отчётность не страдает, кафедра на него не обижена, значит, сдаст. Мотивации получать знания нет, перспективы развиваться как специалисту нет, о досуге и говорить не стоит. Клубы, пиво... А много альтернатив?

Молодёжь такова из-за обстоятельств... Чтобы куда-то дойти — нужна дорога, у нас же она даже на просёлочную не тянет.

Виктор ФАНТ, 23 года, безработный. Отслужил в армии

— Никто из молодёжи не просит власть показать картину будущего, потому что эту картину надо рисовать самим. Мы смешиваем краски на улицах, сгущаем на Манежке и разбавляем в социальных сетях. К тому же власти приходится работать не только для молодёжи, но и для остальных слоёв населения. Всем не угодишь. Вот и берём в руки кисти, подрисовываем рога власти и закрашиваем рот пенсионерам, садясь на уши: бабуля, всё нормально, слушай. Но общество должно понимать, что мы есть и готовы драться.

5. Молодёжь всех возрастов, объединяйся!

Пора маркировать молодёжь не по возрасту, а по принципу. По принципу «молодёжь — это люди, которые видят существующие проблемы, способны представить новые варианты будущего и начинают вкладываться в строительство этого будущего». Ведь мы не по одёжке отличаем молодёжь. Раньше на Западе существовало жёсткое возрастное разграничение: молодые могут бунтовать, но потом должны стать добропорядочными бюргерами. Молодые могут позволить себе вольности в одежде, но, становясь солидными, с этим расстаются. Потом появилась мода на молодёжность, и молодёжные атрибуты разошлись по всем возрастам. Но разошлись не только атрибуты, а само свойство быть молодым. Драйв от жизни, желание действовать, стремление к новому, креативность — всё это размазано по разным возрастным группам. Так было всегда, но не пора ли переходить от понятия молодёжи как возрастной группы к молодёжи как особому состоянию духа и души? И тогда нам не нужно нянчиться с молодёжью, главное — обеспечить воспроизводство молодых духом. Пусть из 20 студентов двое, то есть 10 процентов, примут вызов — этого достаточно. Масштабных мобилизационных задач, таких как освоение целины или комсомольские стройки, государство нам не сформулирует в ближайшие годы, так что массово молодые нам, похоже, не будут нужны.

И тем молодым, которые не просто встраиваются в текущие процессы, а имеют свою точку зрения, я скажу: тебе 14 лет — ну и не будь огурцом! Тебе 25 — не падай в разврат бытового благополучия. Тебе 60 — не уходи в прошлое, живи настоящим и будущим. Молодые всех возрастов, объединяйтесь!

Денис РОГОЗИН, 39 лет, старший научный сотрудник Института биофизики СО РАН

— Когда я был студентом физфака КГУ (1988 – 1993), значительную долю нашего курса составляли лучшие представители молодёжи, золотые и серебряные медалисты, наиболее активные и творческие люди. Тогда можно было себе позволить выбирать специальность по призванию, по душе.

Я поступил в КрасГУ именно из этих соображений, после неудачной попытки поступить в Питере на факультет океанологии (не взяли по зрению). Слово «биофизика» просто заворожило – и до сих пор я ей верен и не жалею.

С другой стороны, уже тогда нам всем стало понятно, что наступает переходный период, и почти ни у кого из нас не будет возможности работать по специальности или по призванию (если это призвание — не бизнес). Поэтому в науке сейчас очень мало моих ровесников, а людей на пять-десять лет постарше — вообще почти нет. Эти люди составляют сейчас бизнес-элиту и прочую элиту общества. Я никогда не испытывал тяги к бизнесу, и остаться в науке мне помогли вера в себя и в то, что «переходный» период закончится. Был оптимизм, была и смежная профессия — промышленный альпинизм, связанная с хобби. Но… если бы в тот период у меня была семья и дети, я был бы вынужден полностью уйти в «реальный сектор экономики».

Мне кажется, нынешней молодёжи труднее. У них с детства нет никаких иллюзий, поэтому большинство выбирает свой путь из сугубо практических соображений, по линии наименьшего сопротивления. «Настоящих буйных мало….», как пел Высоцкий. Я работаю со студентами на физфаке и биофаке и тоже вижу перед собой ребят в большинстве своём «проходных», кому физика, биология и прочие науки, вообще говоря, «по барабану». Но всегда в группе есть один-два-три человека не случайных. Для них-то всё и делается.

А вообще вопрос о молодёжи — абсолютно риторический. Когда мне хочется (а это бывает, признаюсь, часто) сказать молодым: вот, мол, мы были не такими, мы были в том-то и том-то лучше вас… и пр., — я понимаю, что те же самые слова говорил мой прапрадед моему прадеду, а прадед — деду и т.д. А задачи у молодого поколения всегда будут одни и те же — продолжать жить.

Алиса САМОЙЛОВА, 30 лет, заведующая лабораторией, СФУ

— Преимущество «молодой» молодёжи в нестандартности подходов. Взрослые «молодые», имея свой багаж знаний и опыта, несколько более инертны. Но когда видишь горящие глаза профессора, рассказывающего о перспективах научных исследований, самому хочется взяться за дело и сделать важное открытие.

К сожалению, сейчас стало очень много «студентов-старичков», которым в жизни нужно не так уж и много — поприсутствовать на лекции, получить «корочки», посидеть в Интернете.

Но в первую очередь хотелось бы призвать старшее поколение: тебе 60 лет — ну и не будь огурцом! Тебе 50 — не допускай ежедневного однообразия в приготовлении макарон и решении дифуров. Тебе 40 — не уходи в рутину работы.

Вот когда у нас станет больше людей, молодых духом и душой, тогда и молодёжь, в традиционном понимании этого слова, проснётся! Желаю всем молодости!

Рустам БАЙБУРИН, 29 лет, директор старшей школы гимназии «Универс», руководитель Красноярской летней школы

— Основную установку— быть молодым всю жизнь — я полностью поддерживаю. При этом кажется важным поговорить о деталях.
Под флагом молодёжности в данном случае объединены различные социальные характеристики — такие как бунтарство и стремление к новому. Какое из этих свойств предлагает сохранять в течение всей жизни автор?

Остаётся ли 50-летний хиппи или рок-музыкант бунтарём или просто уже не в силах расстаться с привычкой? А является ли 50-летний некогда молодой противник режима по-прежнему бунтарём, или он успешно превратился в громкого ворчуна? И уж точно, это не те образы, которые мы примеряем на себя, думая о своём будущем.

При этом людей старшего возраста с интересом к познанию намного больше, и я всегда искренне завидую блеску в их глазах .
Мне кажется, бунтарство — деструктив, познание и продуцирование — конструктив. И длительная деятельность в том или ином направлении неизменно накладывает отпечаток на её автора.

Именно поэтому взрослый человек, не растерявший интерес к жизни, самообразованию, познанию, имеет намного больше шансов, что однажды друзья его детей скажут: «А у тебя бодрый предок, интересный очень!» Ведь только молодёжь может экспертно сказать взрослому, насколько он действительно молод.

Алексей БГАНЦЕВ, 23 года, методист СФУ, Железногорск

— А я согласен с вами. Возьму для примера свою группу. Из 13 человек на 5-м курсе десятерых хочется взять и встряхнуть со словами: «Проснитесь, вы идёте в бездну без будущего». Работаю в университете и вижу, что большинство — сытые и равнодушные, не готовые напрягаться...

Фото Е. Диуровой

Фото Е. Диуровой

Старшеклассники, что правда то правда, ещё чего-то хотят, у них горят глаза. Но тут другая проблема — законсервировавшиеся учителя бьют их по башке, если они думают отлично от других или слишком творчески... Из них делают буратин — видимо, они и нужны этому обществу...

Послесловие

Лет 20 назад была популярна тема «Легко ли быть молодым?». Мы тогда смеялись: из молодых делают пенсионеров. Но это не такая уж безобидная вещь. Тогда обсуждалось, а сейчас реализовалось. А ведь если молодёжь сразу «хорошо кормить» — зачем ей тогда напрягаться? У них и так вызова нет, задач нет, провокаций нет. И энергетики нет. Вас устраивает такая историческая перспектива?

Наталья ГОРНЫХ, 23 года, пресс-секретарь Регистрационной палаты Красноярского края

— А кто нас хорошо кормит? У нас есть бесплатное высшее образование, как в советское время? Нет — конкурс 10 человек на место, а если не поступил в «университет мечты» — иди в непрофильный и потом доказывай, что не верблюд, потенциальному работодателю.
У нас есть возможность не работать, пока учишься?! Известно, что стипендии хватает на 10 обедов в университетской столовой.
У нас есть направления на работу после окончания вуза? Мы тратим океан времени на то, чтобы исходить все небольшие фиктивные и эффективные фирмы и фирмочки, принять участие в миллионе конкурсов на замещение вакантных должностей, пройти годовую неоплаченную практику — и тогда, может быть, нас берут на работу.

При этом мы воспитываемся на американском кино, где в чёрно-белых фильмах 50-х годов на кухнях уже стоят тостеры. Мы мечтаем о загранице, вокруг нас магазины одежды с ценниками длиной в телефонные номера. Да наше положение ещё хуже, чем у Клайда Грифитса («Американская трагедия» Драйзера — ред.): у нас не то что портье, — врач, имея высшее образование, зарабатывает на кусок хлеба без масла.

Вера КАЧУСОВА, 21 год, факультет международного бизнеса СибГАУ им. М.Решетнёва

— Нас воспринимают, как роботов, которые поддаются влиянию Интернета и моды. Как животных, которые пьют «Ягуар» и делают пирсинг. Как существ, которые живут только тем, что им говорят. Нас кучкуют в толпу.

Не нужно делать из нас массу. В каждом из нас растёт личность. И каждый из нас когда-то станет кем-то. Врачом, преподавателем, банкиром, бомжом, олимпийским чемпионом, кто-то даже в космос полетит. МЫ — НЕ МАССА, которую нужно маркировать для выбора «своего». И мы не роботы, которыми можно управлять, чем вы, преподаватели, отчаянно занимаетесь.

Позволю себе заметить, за нами — ваша старость. И мы хотим помогать, а не осквернять нашу страну, попивая «Балтику», как вы о нас думаете.

Благодарим Нину КУРГАНОВУ за помощь в сборе материала