Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2011

Как попасть в завтра уже сегодня?

«Красноярск — крупнейший деловой, промышленный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта России. Красноярск — это современный индустриальный город с уникальной архитектурой, столица мастеровых, талантливых людей Сибири, один из красивейших городов страны» (цитата с сайта администрации Красноярска).

А вот реплики с Интернет-форумов:

>> В 90-х Красноярск был интересен мировому сообществу, когда стреляли в городе и делили КрАЗ. Своеобразный Чикаго своего времени. Все на Западе считают Красноярск экологической катастрофой.

>> Бывал в Красноярске 6 или 7 раз. Должен сказать, что это лучший город в Сибири! Статный, динамичный — воплощение Сибирской Силы.

>> Это город для зарабатывания денег и быстрого улепётывания из него...

>> У меня с Красноярском особая история. Ездил сюда в командировки, потом попросили возглавить здесь филиал. Согласился и уже 4 года не жалею. Вроде бы светит повышение с обратным переводом в Москву, но я сомневаюсь, что соглашусь.

Как видите, очень разные мнения о Красноярске, как приезжих, так и жителей! Некое средневзвешенное мнение гостей города (не претендующее на истину) можно получить на сайте www.komandirovka.ru. По оценкам его посетителей, Красноярск занимает 163-е место среди 24.343 российских городов. Из ближайших соседей: Кемерово — 187, Омск — 241, Иркутск — 342, Новосибирск — 350.

Желающие изучить вопрос «более научно» могут погрузиться в монографию профессора СФУ В.Г. Немировского «Социокультурный портрет Красноярского края». Именно из неё я узнал, что по данным опроса 2010 года 23,8% респондентов рады, что живут в Красноярском крае, 45,9% в целом довольны, но многое в крае их не устраивает. Негативное отношение к своему региону, а иногда и стране в целом, продемонстрировали около 16% опрошенных.

Что ж, действительность вроде бы обнадёживающая на перспективу. Но главное, чего не хватает городу и горожанам, по мнению сторонних и местных «наблюдателей», — кропотливой повседневной работы над собой. Вот характерное мнение «новосибирского гостя».

«Неплохое место вдоль Енисея: рядом сопки, холмы, перепады высот… Можно выстроить обалденный, красивый, современный город! Так почему этого до сих пор нет? Видно, что процесс идёт, но когда будет конечный результат? Общее впечатление незавершённости: то ли денег не хватает, то ли времени, то ли желания... Ну, вроде уютный, компактный центр — старинные симпатичные домики, многочисленные памятники-фигурки на улицах, деревца с подсветкой — красиво и приятно! Но тут же рядом стоит какой-нибудь полуразваленный деревянный сарай…

Фонтаны украшают город, спору нет, но, может, лучше «вылизать» и привести в порядок уже имеющееся и «подшаманить» набережные?
Красноярск — здравый город. Это может быть реальная сибирская жемчужина, рассечённая Енисеем и обрамлённая Саянами! Только для этого надо избавляться от комплекса самовосхваления и реально строить свой город-мечту».

И действительно, чего не хватает для последовательного превращения Красноярска в город, в котором большинству нормальных людей реально захочется жить и работать, а не только показывать гостям его «парадный фасад», стыдливо пряча «грязное бельё» повседневных забот? Ведь проблемы и «узкие места» давно известны… Чиновник скажет: «Не хватает средств!». А я на VIII Красноярском экономическом форуме услышал такое: «У вас нет стратегии! У вас нет цели. Скорее всего — вы ничего не хотите!»

Эти поначалу даже обидные слова произнёс главный ведущий креативной площадки форума Сергей ХАПРОВ, генеральный директор Центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса». Он же обратил внимание на то, что стратегией очень часто называют то, что ею вовсе не является:

— Большинство стратегий, которые видел я, это: у компании есть $80 млрд, и она их собирается куда-то вложить... Извините, но это не стратегия, а проект. Именно в проекте имеющиеся ресурсы достаточны для достижения поставленных целей. Стратегия — это когда вы можете достичь чего-то большего, чем у вас есть.

Давайте попробуем понять различия стратегического и проектного подходов на примере одной из главных проблем Красноярска — транспортной. Что для её решения необходимо в традиционном понимании? Четвёртый автомобильный мост в черте города, многоуровневые развязки в наиболее проблемных местах и другие не менее затратные объекты. На реализацию комплексной транспортной схемы Красноярска, утверждённой ещё в 2006 году, надо 36 млрд бюджетных рублей, которых, разумеется, нет. А если попробовать обойтись без них? Фантастика? Может быть и нет, если задачей действительно является решение транспортных проблем Красноярска, а не стремление «заработать» на бесконечных попытках такого решения.

Как из ничего сделать что-то?

Начнём с малобюджетных «тактических» шагов. Сколько миллионов рублей потрачено на резкое улучшение пропускной способности ранее вечно проблемного перекрёстка улиц Ленина и Сурикова? Думаю, нисколько! Недавняя долгожданная установка знака, запрещающего переход улицы Ленина пешеходами, идущими по левой стороне улицы Сурикова, и металлического ограждения, препятствующего тем, кто этот знак не видит, явно стоила не более нескольких тысяч. Конечно, это решение удлинило путь нескольким сотням пешеходов метров на 50. Но зато избавило от пробки тысячи пассажиров и водителей! А вот обсуждали необходимость такого запрета несколько лет. Или, например, перекрёсток проспекта Свободного и улицы Высотной. Даже руководство ГИБДД неоднократно признавало, что установка и оптимальная настройка «пешеходных» секций на светофорах повысит безопасность и позволит существенно увеличить пропускную способность этого транспортного «узла» в районе ГорДК. А сколько таких «узлов» можно было бы «развязать», например, за 78 млн рублей, потраченных на один (!!!) подземный переход улицы Матросова? И после этого нам говорят, что на решение транспортных проблем в Красноярске нет денег? Просто кому-то выгодно закапывать их в землю… И демонстрировать проектный подход: имеем 78 млн = строим 1 подземный переход = решаем одну проблему. А стратегический подход виден как раз на перекрёстке улиц Сурикова и Ленина: денег почти не имеем = ставим заграждение и перенаправляем поток пешеходов = решаем одну проблему.

Кому нужны трамваи?

Два года назад председатель местного отделения СПС и депутат Законодательного Собрания края Владислав КОРОЛЁВ в своём блоге предложил окончательно ликвидировать в Красноярске трамваи. Дескать, транспортную проблему они не решают, а две полосы на «Красрабе» занимают. Это он, наверное, от зависти! После того, как его автомобиль, застрявший в пробке, обогнал трамвай… Думаю, две дополнительные полосы на проспекте «Красноярский рабочий» заторы не устранят (вспомните расширение улицы Ленина), зато лишат «безлошадных» пассажиров уникальной возможности обгонять в час пик автовладельцев.

Сейчас красноярские власти ударились в другую крайность: с подачи департамента транспорта в СФУ разработан проект создания сети скоростных трамваев, для реализации которого нужны десятки миллиардов рублей!!! Чувствуете? Опять проектный подход и большие деньги. А ведь можно было иначе…

Почему с 1986 года на Октябрьском мосту лежала трамвайная линия, которая вела в никуда (сразу на левом берегу трамвай разворачивался на пустыре)? И почему её убрали в 2007 году, как раз когда растущая Взлётка приблизилась к этой линии, а на правом выросли новые кварталы в районе улицы Крайней? Рельсы с моста убрали именно тогда, когда при здравом рассуждении по ним надо было пускать трамваи, когда сформировался мощный пассажиропоток, с которым автобусы еле справляются.

Полагаю, что трамвайную линию на Октябрьском мосту в 80-х годах прошлого века запроектировали настоящие стратеги, которые более-менее верно спрогнозировали развитие застройки и пассажиропотоков в Красноярске. И не их вина в том, что процессы эти из-за катаклизмов в стране растянулись, а у «наследников» слишком узкий кругозор из окон персональных авто…

Виртуальные перемещения

Ну, а теперь давайте по-взрослому. Трамваи, пешеходы — это всё частности! Как неоднократно отмечал ведущий креативной площадки КЭФ-2011 Сергей Хапров, для построения стратегии нужны ясные цели и отправные точки:

— Меня часто спрашивают: «Сергей, какую стратегию вы предложите?» А я уточняю: «На какой гипотезе основываемся?» Что происходит? Мы в бассейне или мы в реке? Нам надо на берег или на дно? Если на берег, то мы земноводные. Постепенно меняем жабры на лёгкие, ласты на лапы — и поползли! Не бывает стратегии вообще!

«Проникнувшись» такими инновационными идеями, я принялся «пытать» своего коллегу на предмет всё тех же транспортных проблем Красноярска: как их решать?

— Надо расширять дороги!
— Не везде возможно и мало помогает (пример — ул.Ленина).
— Надо строить транспортные развязки, подземные и надземные переходы.
— Нет денег.
— Нужен ещё один мост через Енисей.
— Опять же нет денег…

А теперь скажите честно: лично вам нужны транспортные развязки и мосты? Всё это — не цели, а лишь средства для улучшения исполнения задачи перемещения человека из пункта А в пункт Б. Выше я уже говорил, что средства эти могут быть разными и совсем не обязательно дорогими и пафосными. А если пойти чуть-чуть дальше и упразднить саму задачу? Т.е. не перемещаться из пункта А в пункт Б!

Давайте немного посчитаем и пофантазируем. Сегодняшний уровень развития IT-технологий в Красноярске уже позволяет многим людям работать, не выходя из дома. Офисные работники (другие представители непроизводственной сферы, управленцы и др.) могут на собственном примере прикинуть, а так ли надо для успешного решения рабочих задач каждый день несколько часов тащиться через пробки в офис утром и домой вечером? Если руководитель оценивает эффективность своих сотрудников не по количеству «просиженных» часов, а по конкретному результату их работы, он может перевести многих из них в «надомники», заодно сэкономив на содержании офиса. Насколько в результате снизится плотность транспортных потоков утром и вечером?

Немалая доля ежедневных внутригородских «мигрантов» — студенты. Но ведь именно это люди, наиболее активно «живущие в сети»! Если развивать и совершенствовать системы дистанционного образования, можно не только сократить потери времени на перемещения студентов и преподавателей, но и кардинально снизить затраты на строительство, эксплуатацию и ремонт учебных корпусов!

У тех, кто работает с нашими бюрократическими структурами (муниципальными и государственными), много времени занимают поездки для разного рода согласований, подписаний, сбора и подачи самых разных документов. Эту проблему рано или поздно, с большим или меньшим успехом помогут решить развитие электронного документооборота и система электронного правительства как на государственном, так и на муниципальном уровне, за которую так ратует Президент России Дмитрий Медведев. А это значит, что курьеров и специалистов с разного рода бумагами днём на дорогах Красноярска станет меньше.

Есть и другие временные отрезки, когда город «стоит» — предпраздничные дни массовых покупок. Но Интернет-магазины уже перестают казаться экзотической диковинкой даже в Сибири. Всё больше людей экономят с их помощью время и деньги.

— Я считаю, что Интернет и все эти штуки именно для нашей громадной страны и придуманы. Мы получили где хочу, что хочу и когда хочу! — говорит генеральный директор «Астра Росса» Сергей Хапров. — И самое главное — неважно, сколько от Москвы до Красноярска. Хоп — и мы уже там! Это как в сказке про Емелю — наконец-то счастье наступило. Интернет существует, и надо этим пользоваться. Если мы говорим об экономике знаний, об экономике, связанной с Интернетом, я вообще не понимаю, чем Сибирь отличается от Москвы, от Сан-Франциско, от Рио-де-Жанейро... Благодаря Интернету это всё близко, если вы грамотны. И не важно, сколько суток идёт поезд, сколько стоит билет — очень многие вещи больше не важны. Вы находитесь в центре мира!

Недавно в Красноярске в очередной раз законсервировали метро. Сколько миллиардов рублей зарыли в течение 15-ти лет, чтобы прийти к такому решению? Рискну озвучить предположение, за которое сегодня меня могут предать анафеме в департаменте транспорта Красноярска. Для решения транспортных проблем не нужен четвёртый мост через Енисей и многоуровневые развязки! Разумеется, если рассматривать их эффективность с учётом стоимости, а не стоимость с учётом традиционных в России «откатов». К моменту окончания строительства они с большой долей вероятности уже будут не нужны, а их возведение окажется экономически не оправданным.

Можно, конечно, считать высокой технологией «полировку кузова автомобиля с покрытием нанокерамикой» (выдержка из рекламного материала). Но, мне думается, инновации — это не применение новых технологий для решения традиционных задач традиционным способом. Это новые решения традиционных задач с применением новых технологий.

Андрей КУЗНЕЦОВ