Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2011

И всё-таки оно подражает!
Прототипы современного искусства в реальности

Чего ждать в ближайшие десятилетия от художественного творчества: эмблематичных берёзок или рафинированных абстракций? Кое-какие ответы на вопросы о будущем искусства удалось получить в ходе конкурса для молодых — арт-сессии-2011 «Я не хочу быть космонавтом». Тема связана с Годом космонавтики в России, ведь загадочный космос, по сути, аналогичен творческому порыву открывать и угадывать неизвестное. Предполагалось выяснить и то, о чём мечтает современная молодёжь на фоне прежнего символа мечты — желания стать космонавтом.

Практика проведения арт-сессий молодого современного искусства возникла буквально несколько лет назад. На данный момент существует биеннале молодого искусства в Москве «Стой! Кто идёт?», биеннале молодого искусства «Арт-поиск» в Якутии, а теперь эта редкая пока практика приживается в Красноярске.

6 апреля в Красноярском музейном центре открылась выставка конкурсных работ, а кроме того в течение четырёх дней шла образовательная программа «Прогулки за искусством».

Нельзя не заметить ограниченность художественных возможностей и перспектив Красноярска на современном российском и мировом уровне. Дело в том, что в современной художественной культуре академическое мастерство (художник, который умеет академически верно рисовать) является лишь одной из разновидностей искусства в ряду десятков иных видов — видеоарт, инсталляции, андеграундное искусство, граффити, арт-фотография и т.д. В то же время современный молодой потенциально творческий человек в Красноярске может научиться только академическому мастерству, которое поддерживается образовательными институтами города. В принципе, такая ситуация — во всех российских провинциальных городах. Образование в области современного искусства в России — редкость, и можно назвать не более десятка подобных мест, центральные из которых — «Институт Бакштейна» в Москве и Школа современного искусства в институте «Про Арте», Санкт-Петербург.

Правильное рисование сегодня не является принципиальным умением современного художника. Образовательный процесс — это скорее выработка уникального стиля, техники и материалов, которые не свойственны никому другому (грубый, но пример: один художник рисует огромное множество мелких предметов на длинном-длинном листе бумаги, другой — вырезает из пенопласта и проецирует на него видео, третий — творит с помощью резины и лампы и т.д.). И в Красноярске на данный момент есть несколько молодых художников, которые продолжают и развивают именно модернистскую традицию в своём творчестве. Арт-сессия предполагала «соревнование» как раз между такими работами.

Алексей МАРТИНС — серия скульптур «Небесные тела», живописная серия «Небесная геометрия». Одни из самых серьёзных работ выставки. Алексей окончил Красноярское художественное училище, чего нельзя не заметить по его работам: художник опирается на некоторые нюансы академического мастерства, а также решает эстетические задачи. Серия «Небесные тела» — это обломки античной скульптуры, упавшие на землю в виде метеоритов. Символ остатков бывшей прекрасной высокой культуры, которая к настоящему дню изрядно потрепалась, потемнела, скрошилась. Эстетика работ чем-то близка художнику Александру СУРИКОВУ с его домами: здесь за «маской» чистой абстракции а-ля «Яркая белая линия на голубом № 4» также скрывается реальный прототип — следы самолётов, расчерчивающие небо.

Художница, аниматор Алиса РА представила лиричный триптих, одноимённый с названием конкурса — «Я не хочу быть космонавтом». На картине — действительно грустный-грустный космонавт, свернувшийся клубочком у батареи, а не горделиво вышагивающий по Луне. Графический триптих сопровождается мультфильмом с тем же персонажем.

В современном искусстве есть примеры существования на грани с иными областями гуманитарных и социальных практик — например, с наукой или дизайном. Данная тенденция тоже была представлена на красноярской арт-сессии — серией «Systems. Арт-платья» Ксении ПЛИСОВОЙ, которая, прежде всего, реализуется как дизайнер «странной» одежды, ориентируясь не на красивость и комфортность, а на проявление в одежде определённых структур: в данном случае структуры человеческого тела, анатомических подробностей, скелетного каркаса, кровеносной системы.

Независимый художник без специального образования, занимающийся редкой в современном искусстве техникой — литографией — Илья ГУРЬЯНОВ продемонстрировал пластический эксперимент в графической серии «Цветы».

Космы. И. Усякин, А. Безвершук

Космы. И. Усякин, А. Безвершук

Инсталляционный жанр представлен работами «Космы» Анастасии БЕЗВЕРШУК и Ивана УСЯКИНА, а также инсталляцией Игоря ЛАЗАРЕВА с почти настоящим космонавтом.

С фотографическими работами дело оказалось гораздо сложнее. Фотографией сейчас не занимается только ленивый, и отобрать из огромного количества именно то, что может быть названо современным искусством, — та ещё задачка. Фотографии не достаточно быть просто красивой и даже концептуальной, исполненной в оригинальной манере… Необходимо соотноситься именно с художественными практиками. В этом плане на выставке представлены серии нескольких авторов — Александра СИНИЦЫНА, Анастасии ДЕМЕШКЕВИЧ, барнаульца Ивана БЫКОВА и др. При этом к современному искусству можно отнести, пожалуй, только диптих Василины ПОПОВОЙ и Евгения МЫМРИНА «Покорность», где фотография выступает всего лишь наиболее подходящим средством изобразить одинокое пребывание человека в чёрном космосе бытия. И фотосерию «Прогулка» Никиты ПЕТРОВА (Барнаул), где концептуально подан город Дулин в оконных рамах.

Выставка, претендующая на собирание художественных практик современности, не может обойтись также и без видео. Здесь представлены Алексей АКИМОВ, Юрий ШОСТАК, Лилия МИЙЕРА.

Красноярский конкурс молодого искусства претендует на то, чтобы превратиться в дальнейшем в некий региональный центр по работе с молодыми художниками. На этот раз активно проявился Барнаул — помимо названных авторов, инсталляционные объекты представила группа «656».

Галина БЕРЁЗКИНА из Томска привезла на конкурс хорошую живописную работу, близкую по духу и эстетике Пабло ПИКАССО, а также яркую фантазию на тему «Космические захватчики» (в соавторстве с Д. ЛИПОВЫМ, творческая группа «Лесок»).

В арт-сессии приняли участие и две молодые питерские художницы. Катя ФЛОРЕНСКАЯ (дочь известных художников Флоренских) представила серию «Веб-сайты», где маслом на холсте действительно изображены веб-сайты (опять же проглядывает некоторая близость с городскими пробками А. Сурикова) — артефакты современной культуры, нынешнего «космоса» молодых людей. Другая художница из Санкт-Петербурга — Мария ГРИНЬ — в тренде нынешнего года обратилась к первому человеку в космосе и изобразила знаменитую улыбку Юрия ГАГАРИНА как улыбку чеширского кота.

Итак, напрямую ответа на вопрос «чего хочет современное молодое поколение?» на выставке нет. Тем более что многие молодые авторы занимаются некими эстетическими поисками — материалов, собственного стиля, техники, для чего могут использовать любую тему, в данном случае тему далёкой мечты и космической неизвестности. Но, очевидно, что у молодого поколения художников есть определённые амбиции, иногда бешеные фантазии, вечные философские размышления о сути человеческой жизни, умение поэтизировать вещественность современного мира и желание работать с актуальными художественными техниками.

А теперь поговорим об образовательной стороне проекта. Уже не первый год экспертное жюри арт-сессии работает также в качестве тренеров по актуальным художественным практикам для молодых художников, тем самым хотя бы в некоторой степени заполняя лакуны в образовательном процессе. В этом году в качестве экспертов-тренеров на арт-сессию были приглашены искусствоведы, кураторы, преподаватели института «Про Арте» и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Глеб ЕРШОВ и Станислав САВИЦКИЙ. Для художников института «Про Арте» они изобрели способ преподавания современного искусства, который превратился в авторский проект «Прогулки за искусством». Эти двое любили со своими друзьями гулять по неприглядным районам Санкт-Петербурга, там, где гулять не принято, находить в этих районах странные объекты и смотреть на них через призму художественного языка. Так, в упаковке на зиму редких деревьев на улицах города вдруг открываются знаменитые упаковщики Христо и Жан КЛОД; в оригинальных граффити — БЭНКСИ и т.д. Ершов и Савицкий стали использовать это открытие для преподавания современного искусства. Проект выполнял сразу две задачи: во-первых, на конкретных примерах позволял быстро усваивать суть художественного языка и основных приёмов contemporary art; во-вторых, разбивал миф о безжизненности и полной свободе от реалистичности у современного искусства. Оказалось, что современное искусство не менее подражательно, чем искусство во времена Аристотеля — просто обращается оно к знакам современности.

"Прогулки за искусством" в Красноярске

И вот 7 апреля вместе с двадцатью молодыми художниками Ершов и Савицкий отправились на «прогулку за искусством» по Красноярску. В качестве места для поиска был выбран район между ДК 1 мая и рынком КрасТЭЦ. Невероятно, но факт: в течение нескольких часов питерские искусствоведы открыли для красноярцев уйму неизвестных, незаметных, странных объектов, преимущественно сохранившихся со времён советского прошлого.

Конец прекрасной эпохи

Конец прекрасной эпохи

Так Ершов и Савицкий обнаружили стиль «литентный абстракционизм» — традиционное фасадное мозаичное полотно, в котором в абстрактную композицию вплетена девушка (не иначе как для утверждения советской цензурой). На правобережной набережной открылась прекрасная покинутая и непонятно зачем возведённая «минималистская арка». Аллегорическая статуя, посвящённая, может быть, музе искусства (женщина со скрипкой в руках) была найдена в одном из скверов. Выполненная в эстетике античных монументов, она сохранила и признаки советскости — фактуру облупившейся масляной краски.

Станислав Савицкий предложил вариант «вплетения в художественную традицию» современной ядовитой (розовой, фиолетовой) раскраски домов — сравнил этот факт с цветовыми открытиями фовизма, которые в начале XX века также считались совершенно дикими.
В созданных при советской власти двориках обнаружились до сих пор сохранившиеся диковинные и вычурные скульптурные композиции: пеликаны, грозно грызущие рыбу, одинокие русалки, мальчик — зачем-то с морскими коньками и т.д.

Не обошлось и без встречи с увядшими цветочными фигурами. В данном случае это был лев с лопатой в руках — символ с городского герба. Нельзя было не усмотреть в этом Джефа КУНЦА. В целом, при подведении итогов было решено, что Красноярск — город, где больше Кунца, чем Бойса.

Пленэр на рынке. Р. Тавасиев

Пленэр на рынке. Р. Тавасиев

Прогулки завершились походом на рынок КрасТЭЦ, каждый отдел которого уже просто кричал о присутствии в нём современного искусства, и молодые художники с фотоаппаратами, пользуясь обновлённой версией пленэра, пытались уговорить (с разной степенью успешности) подозрительных граждан и зафиксировать фактуры наших дней.

По итогам «прогулок» будет создана фотовыставка и издана газета в Красноярском музейном центре.

Александра СЕМЁНОВА