Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2011 г.

Аристотель, новая мораль и брачные объявления

Вы знаете, сколько существует профессиональных «кодексов чести»? Они есть далеко не только у врачей, журналистов и военных, но и у нотариусов, аудиторов, бухгалтеров, PR-специалистов, социологов и даже — у инвестиционных аналитиков… Однако если тема этики для медиков и работников СМИ достаточно популярна, то в других сферах деятельности вопрос о профессиональной этике часто ставит специалистов в тупик. Так, строители даже не сразу поймут, о чём вы их спрашиваете. «Причём здесь этика? У нас ГОСТы! Вы знаете, сколько инстанций нас контролирует?!»
Моральный облик представителя той или иной профессии вообще может оказаться решающим в нашем выборе — иметь с ним дело или нет. Допустим, вам очень нравится какой-то писатель, а потом вы узнаёте, что он… в общем, не соответствует вашим представлениям о гуру, которому вы хотите верить, над творчеством которого готовы рыдать. «Лучше бы я этого не знал!» — воскликнет этот разборчивый читатель/зритель/слушатель — и разлюбит поэзию Гарсиа Лорки, музыку Чайковского, живопись Дали…
Конечно, к людям более земных профессий у нас нет таких завышенных требований. Нам, вроде бы, достаточно, чтобы врач был классным специалистом, педагог — знал предмет и умел его передать, судья — оставался объективным. Но может ли в принципе состояться профессионал без этих особых требований к нему и к его деятельности? Достигнет ли он действительно качественного уровня?

Сегодня мы поговорим на эту тему с представителями разных профессий. Но сначала — разберёмся в самых простых понятиях, определение которых так легко найти в учебниках, и так сложно — в жизни.

По дороге на интервью меня чуть не сбила машина, «пролетевшая» на красный свет. И потому вопрос «что происходит с этикой и моралью в современном мире?» особенно меня занимал, когда я открыла дверь кафедры философии Сибирского государственного технологического университета и встретилась с профессором Еленой Николаевной ВИКТОРУК. Видимо, и мою собеседницу этот вопрос волновал, потому что на включённый диктофон она отреагировала предупреждением: «Журналистская этика должна говорить вам о том, что предметом гласности станут только те мои мысли и суждения, которые я соглашусь опубликовать».

— Разумеется! Журналистскую этику нам преподавали на 4 курсе, и мы её прочно усвоили. Хотя, на мой взгляд, было правильней изучать эту дисциплину ещё на первом. Ведь многие студенты начинают работать рано и на практике сталкиваются с достаточно сложными ситуациями.

— Вам вообще повезло! Профессиональную этику, к сожалению, не часто ставят в учебные планы, я это хорошо знаю по опыту Красноярска. И в других городах мои коллеги сетуют на то, что этот предмет «урезается» в пользу других дисциплин профессионального цикла. Но важно понимать: обучение конкретным этическим программам не решает самой важной человеческой задачи — обучения «автоматическому» моральному выбору всегда и во всех ситуациях. В этом смысле вся жизнь человека — курс по этике, и оценку здесь выставляет не преподаватель, а сама жизнь. И в реалиях современного образования, где есть различные уровни — довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура и неограниченное поле послевузовского дополнительного образования, для воспитания этически состоятельного профессионала нужно «послойное», многоуровневое этическое образование.

— Наверное, такое образование нереально получить…

— Сегодня уже есть своего рода «рынок этико-образовательных услуг», где предлагаются очень разные «пользовательские этические программы». Когда я читаю профессиональную этику менеджерам, то чётко понимаю, о чём нужно говорить на этом уровне обучения: об этике организаций и руководителя, общих принципах деловой этики… В курсе этики бизнеса, который я веду в системе дополнительного образования по специальности «Управление персоналом», тонкости деловой этики мы разбираем лишь для разминки и отдыха от тем, составляющих предмет: этические нарушения (взятка, воровство, обман, несправедливая дискриминация). Но насколько эффективней был бы результат, если бы ещё в школе и в вузе изучали этику, имели бы представление о базовых этических вопросах: моральный выбор, структура и функции морали, категориях этики — совесть, честь, долг, достоинство. Именно эти понятия и проблемы в этике определённой профессии в дальнейшем осознаются на новом уровне.

— Этика сегодня — популярная наука?

— Не просто популярная, но очень престижная и даже модная! Для школьников 4 класса введены уроки светской и религиозной этики. Лицеисты и их родители выбирают деловую этику в качестве факультатива. Женские клубы и театральные студии предлагают клиентам занятия по речевой культуре и деловому общению. Недавно по радио услышала новость: в нашем городе кондукторы муниципального транспорта прошли занятия, чтобы повысить уровень культуры обслуживания в автобусах, троллейбусах, трамваях... В Интернете красноярцы высказались весьма скептически на этот счёт, но были и те, кто увидел в этом позитивный социальный заказ, хорошее начинание. «Дорога длиной в 100 ли начинается с одного шага», говорил известный мудрец.

— А кто задаёт модные тенденции на этику?

— Успешные люди. Не секрет, что в нашей стране огромные капиталы за короткое время были созданы не очень этичными, а то и откровенно безнравственными способами. Но период первоначального накопления закончился, теперь состоятельным людям нужен положительный имидж. Моральный капитал, символический капитал — это то, на что не жалеют капиталов денежных. Ведь мало быть богатым и успешным, надо, чтобы тебя, твоих детей и близких окружала среда благополучия и человеческого достоинства. А это возможно лишь в обществе с высокими морально-этическими стандартами.

— Что сегодня вообще вкладывают в понятие профессиональной этики?

— Профессиональную этику от деловой, прикладной, корпоративной и общей этики отличает её предмет. Она
изучает качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; нравственные взаимоотношения специалистов с людьми, обществом; отношения людей внутри трудового коллектива, а также нормы, которые их регулируют.
Сердцевина профессиональной этики — профессиональный долг. Его осознание и принятие — максимум, которого добивается человек любой профессии: журналист, строитель, водитель, преподаватель, депутат…

В профессиональной этике очень хорошо прослеживается то, что мораль есть двух видов: общественная и личностного совершенствования. И если второго не хватает, то профессиональная мораль «дотягивает» человека до должного уровня социальной и профессиональной ответственности.

— Вы как преподаватель этики на какие личные установки и профессиональные правила опираетесь в работе?

— Как человек, ориентируюсь на «золото-алмазное» правило нравственности, которое в глобальном мире дополняет всем известное «золотое» и звучит так: «Делай то, что каждый должен был бы сделать на твоём месте, но чего никто не может сделать вместо тебя!». А как профессионал — ведь мы сегодня говорим о профессиональной этике — опираюсь на те принципы, которые прошли «естественный отбор» и действительно позволяют экономить эмоциональные силы и время при решении моральных дилемм. Например, принципы Хосмера, которые я рекомендую студентам повесить на видном месте. От первого — «Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей организации» и до десятого — «Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию».

— Аристотель говорил, что человеку нужен учитель не только математики и словесности, но и добродетели! Так ли это?

— Когда мы говорим о профессиональной этике, то и так, и не так. Если математика или словесность — ваши профессиональные знания, то учителя словесности и математики спонтанно выступают вашими учителями добродетели. В своих профессионально-этических суждениях, даже в мимолётных замечаниях те, кто обучают профессии с большой буквы, Мастерству, всегда выступают моральными авторитетами. Но уж если мы вспомнили Аристотеля, отца этики, то он утверждал, что преподавать этику молодым людям — без толку. Аристотель первым заговорил о том, что сегодня называют фронестическими технологиями в образовании. Фронезис — знание особое, в котором объединены теория и «ремесленные навыки», это знание, иначе именуемое этико-проектной работой. Это технологии, в которых этика «морального совершенствования» дополняется социальной этикой.

— А как же тогда быть с индивидуальной этикой человека? Кто и когда должен объяснить человеку, что такое добро и зло, что взятку брать — плохо, а переводить бабушку через дорогу — хорошо?

— Воспитание в семье — это первый этап этического развития человека. Но как мы знаем, не во всех семьях воспитание хорошее… Этические программы должны быть хорошо продуманными, последовательными. Этика должна войти в плоть и кровь человека. Приведу такой пример. В Сингапуре на экскурсии русская девушка-гид рассказала о том, как её ребёнка меняет воспитание в сингапурском детском саду. Они стояли в очередь в зоопарк, и девушка решила пройти без очереди, ведь у неё есть «корочка» гида. Ребёнок остановил: мама, так нельзя, давай встанем в очередь, как все. Он не может поступить иначе, потому что уже на уровне детского сада идёт серьёзное этическое воспитание. Эта система «чужая» для нас, она предполагает штрафы и физические наказания, но она эффективна.

— Если обобщённо: какие перспективы у этики в современном мире?

— Этика становится связующей силой в том обществе, которое грядёт. Вообще специалистами выделяется три уровня развития морали: традиционная, индустриальная (рационалистическая) и пост-индустриальная мораль информационного общества. В традиционном, аграрном обществе, главная интегрирующая сила — религия и традиция. В обществе с рационалистической моралью такой силой становится идеология и, прежде всего, — политика. В обществе постиндустриальном на первый план выдвигается социальная этика и этика институтов. На наших глазах складывается новая мораль с новыми моделями успеха и эталонами достойного поведения.

— Что это за новая мораль?

— Современную мораль специалисты называют «моралью общества ранней глобализации» или «моралью высокого модерна». У неё иные критерии успеха и достоинства. Ведь что такое мораль? И Конфуций, и Аристотель отвечали: это то, что делает человека человеком. Допустим, для мусульманина напившийся европеец — не человек. Да, он может иметь паспорт, деньги, автомобиль, но «человеческое лицо» он при этом теряет. Другой пример. Читаем требования к человеку в брачных объявлениях в газетах: без личного автомобиля или с наличием судимости не беспокоить. Почему? Люди хотят вступать в брак с теми, кто по их личным представлениям кажется им «настоящим человеком». Может показаться, что ценности и нормы для каждого свои, но это не так. Есть разные моральные нормы локальных сообществ (религиозных, культурных, профессиональных), но есть и универсальные «гипернормы»: личная свобода, физическая безопасность и благополучие, участие в политике, согласие, основанное на осведомлённости, обладание собственностью, право на средства к существованию, равное достоинство каждого человека.

Но в то же время сегодня мы признаём за другими право быть не такими, как мы. Голландия в этом вопросе, конечно, впереди планеты всей. Помните фильм 1999 года «Стюарт Литтл»? Ведь это не просто детское кино, это фильм-метафора. Семья усыновляет вместо ребёнка — мышонка. И сегодня многие усыновляют детей-инвалидов, детей с умственными отклонениями. Этика современного общества требует относиться к таким детям как к полноценным членам общества. Достоинство в новой этике связано не с нацией, религией, идеологией, а с признанием другого человека как Человека. Этика глобального мира отбрасывает значимые прежде различия «низы — верхи», «бедные — богатые», «умные — глупые», «наши — не-наши».

— Тогда можно ли сказать, что грядущая этика эволюционирует в своём понимании человека?

— Да, это подъём на новую ступень! Это очень важные вопросы, которые требуют более обстоятельных ответов, на которые я подробно отвечаю в своих книгах и статьях.

— А как трансформируется профессиональная этика в связи с глобализацией и новой моралью?

— Роль профессиональной этики в информационном мире будет только возрастать. Профессионализм как понятие уже пересматривается и наполняется новым содержанием. Вы знаете, что не все считают журналистику профессией, говорят, что это особый тип деятельности. Менеджер, депутат — это профессии? Появляются новые виды профессиональных сообществ (к примеру, социальная работа), а старые нуждаются в самоопределении для выхода на более высокие уровни профессионального успеха (медицина и фармацевтика). С особой остротой вопрос об этике ставится в успешных, престижных и «денежных» профессиональных сообществах. Но несомненно: нравственная составляющая связана с понятиями профессионального успеха и профессионального достоинства.

И поэтому задача формирования этически полноценного профессионала должна не только декларироваться, а реализовываться на практике в целом спектре учебных программ — от бакалавриата до послевузовских. Это способно принести очень хорошие «дивиденды» не только конкретному вузу, но и городу. Так, в Тюменском государственном университете нефти и газа есть не просто кафедра или лаборатория, а целый Институт прикладной этики! Этому можно только позавидовать.

Анна МЕРЗЛЯКОВА