Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2011 г.

Компоненты и варианты имиджа

Что можно любить в Сибири (да и в целом в России)? Задайте себе этот вопрос, и вы поймёте, что ответить на него не так-то просто. Вот что мы любим во Франции, Италии или даже Таиланде — сформулировать легко, а у нас… Русские берёзки и бескрайние просторы уже рука не поднимается записывать в актив. Доктор философских наук В.И. СУПРУН ответ на этот вопрос дал такой: «Любить нужно самих себя в этом месте. Если мы себя в этом месте любим, то и защищать его будем, как спартанцы». Любим ли мы себя — тоже ещё вопрос, из области психоанализа, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Новосибирский учёный Владимир Иванович Супрун — директор фонда социопрогностических исследований «Тренды» и составитель книги «Имиджи Сибири», вышедшей в 2008 году, — прочёл несколько публичных лекций в Сибирском федеральном университете и принял участие в заседании Сибирского экспертного клуба. Нам показалось возможным представить суждения и идеи В. Супруна дословно — в виде афористичных и порой задиристых цитат.

>> К «Стратегии развития Сибири» я отношусь скептически, потому что она сделана не сибирскими аналитиками, не на принципе синтеза, и Сибирь там представлена как чисто сырьевой регион. С моей точки зрения, Сибирь — не просто регион, а мегарегион. Это другая стратегия, отличающаяся от регионального или областного концептуального подхода.

>> Я уже задавал вопрос в разных аудиториях: сколько же людей живёт от Урала до Дальнего Востока? Вы думаете, я получаю ответ? В Москве точно не получаю. Кто даёт цифру 5 миллионов, 15 миллионов. Можете сами ответить. (По последней переписи — 38,5 миллионов. — ред.)

Владимир Супрун на фоне карты из «Британской энциклопедии», где Сибирь —  территория от Урала до Тихого океана

Владимир Супрун на фоне карты из «Британской энциклопедии», где Сибирь — территория от Урала до Тихого океана

>> Я совершенно случайно участвовал в разработке Конституции для северо-западной территории Канады по заказу канадского правительства. Эти территории с мизерным населением претендуют на своё слово, и их слушают, и у них создано специальное министерство. А почему бы не создать у нас специальное министерство по делам Сибири? Интересная же идея! Если понимать Сибирь как территорию за Уралом — это 66% территории России.

>> На сегодняшний день мы имеем, условно говоря, четыре варианта имиджа Сибири, так или иначе присутствующих в литературе.
Исторический — это дружины Ермака, ссыльные декабристы, переселенцы эпохи Столыпина, охотники, бродяги, золотодобытчики, каторжники. Некоторые западные издания до сих пор считают, что мы — наследники каторжников. Почему-то Австралию (а австралийцы гораздо больше нашего могут считаться наследниками каторжников) как страну бывших заключённых не воспринимают. А про Сибирь по-прежнему так. И когда в любой стране Запада вы говорите про Сибирь, — возникает некое ледниковое представление.

>> Географический имидж. Здесь есть и плюсы, и минусы. Бескрайние просторы, бесконечные зимы, тайга с медведями, могучие реки, жемчужный Байкал. И дорога длиной в тысячу километров — путь к океану. Западные аналитики говорят: вы реально не используете свой имиджевый потенциал. Вы же сравнимы с Калифорнией. Потому что было только два таких миграционных потока в современной истории: в Калифорнии — и у вас, в освоении Сибири. Влекло же что-то ХАБАРОВА, когда он шёл к Амуру? Это путь, свершение, и это может быть стратегический позитивный фактор в разработке имиджа.

>> Третий вариант — ресурсный. Сибирь как бездонные кладовые сырья. Шахты, комбинаты, гидроэлектростанции, Транссиб — и загрязнение девственной природы. На Западе, когда говорят о Сибири, указывают на это последнее: вы загрязняете Байкал, загрязняете Енисей и т.д. Уже слышны голоса, что нужно «спасать Сибирь». От нас, русских. И вот приезжает госсекретарь США Маргарет ОЛБРАЙТ и заявляет, что Россия не вправе единолично владеть Сибирью, что пора передавать всю эту Сибирь в пользование интернациональное. Потому что это лёгкие планеты, великие реки — и как это такие природные ресурсы находятся в ведении одних русских, которые даже не способны о них позаботиться. И это позволено ей было сказать на форуме в Омске, куда её пригласили. А резонанс-то пошёл. Теперь уже говорят: Сибирь надо расселять, эти 30 миллионов населения надо сократить в 10 раз и переходить к вахтовому методу. Вот и решение проблемы Сибири.

>> Модернистский имидж — тот, который и нужно, по-моему, развивать. Сибирь как современный регион, с развитой конкурентной наукой, перспективный для создания производства уровня хай-тек, имеющий качественные университеты и уровневую культуру. С классными городами. Это совсем другой имидж.

>> В модернистском варианте имиджа очень важен такой компонент, как динамизм. Сибирь должна себя позиционировать не как спящий континент, а динамично развивающийся. Динамизм, путь, движение, энергия — это должно иметь место. Потому что в современном мире, особенно американцы, совершенно не воспринимают медленный ритм. Должно быть быстро. Быстрые решения, быстрые виды производства и т.д.

>> Очень важен, особенно в городах, элемент столичности. Вообще в России мы часто воспринимаем себя какими-то второсортными. Вот, де, там цивилизованные страны, там они молодцы. А мы — не цивилизованные. Вот эта вторичность, это раболепие — наша ахиллесова пята. И эта печать продуцируется заново и заново. На самом деле Россия — своеобразная и уникальная цивилизация, и это признают такие крупные учёные, как С. ХАНТИНГТОН, который написал знаменитую книгу «Столкновение цивилизаций».

>> Город может быть и не очень большим — но мирового класса. Какой-то уникальный продукт, некая фишка, как говорит молодёжь, — и это можно продвигать. У Сибири в каждом городе должно быть нечто фирменное.

>> В Красноярске, Иркутске, Томске есть ещё такой элемент, которого не хватает Новосибирску, — историческая компонента. Историческая глубина региона. Это даёт возможность конструировать современный имидж, потому что современный имидж — это не только новые здания, а именно связи времён. Это оказывает большое влияние.

>> Есть такое понятие: умный город. В США самым умным какой считается город? Бостон. Потому что там рядом находится кластер всех университетов: Гарвард, Принстон… Просвещённость города и у Красноярска, и у Томска, и у Новосибирска с его Академгородком может быть очень высокой.

>> Что делает город Миннеаполис на севере США, штат Миннесота? Климат — подобен красноярскому, 2 миллиона жителей. И там 8 штаб-квартир мультинациональных корпораций! Это один из способов привлечь инвестиции. То же делают китайцы — они приглашают азиатские филиалы штаб-квартир, положим, «Дженерал электрик» или «Дженерал моторс». А почему они не могут быть в Красноярске или в Новосибирске? Это сразу даёт представление, что город — серьёзного пошиба.

>> Думаю, вы все бывали в Лондоне. Там четыре знаменитых парка — Хайд-парк, Сен-Джеймс-парк... Представьте, что их бы взяли и вырубили. И построили что-то суперсовременное. Умрёт Лондон. Эти парки — тоже имидж: релаксация, там можно гулять, расслабляться, это важная компонента. Нет у вас компоненты релаксации — и не получится построить современный имидж.

>> А человеческий капитал, что это такое? Вы думаете, все ответы уже получены? Нет, эта тема ещё находится в аналитическом рассмотрении.

>> Очень важно сформировать аналитический центр в самой Сибири. Не делать заказы в Москву. Тогда будет представление о Сибири как умном регионе.

>> Имидж, как и бренд, ориентирован на впечатление. Вам не удастся его произвести, если рассказывать только о Красноярске или Новосибирске. Вас спросят: а где это находится? В Сибири? А что такое Сибирь? И начинается песня.

>> Если вы и ваши дети будут считать, что они живут в классном, современном регионе, перспективном, идущем вперёд, вдохновляющем… А нет вдохновляющего образа будущего — есть только место жительства. Но регион, страна — это не место жительства. Это не квартира какая-то в общежитии.

>> Теперь — как достучаться до верха. Одной книгой, одним симпозиумом и одним клубом дела не решишь. Но его можно решить быстрее, если вы действуете при помощи компетентного экспертного сообщества. Когда все значимые аналитические центры Запада начинают вас цитировать — тогда и наши, те, кто сидит в Москве, ваши идеи услышат. То есть надо зайти не отсюда, а оттуда.

>> Попытка мною была сделана: книга «Имиджи Сибири» разошлась по западным аналитическим центрам. И она оказала влияние на западных экспертов. А это важно — в том числе как свидетельство, что мы сами здесь можем подумать о себе. У них пока есть впечатление, что мы о себе здесь в Сибири подумать не можем. Индейцы племени кри могут подумать о себе и претендовать на реку Маккензи, а мы в Сибири — не можем.

>> А если концептуальные труды — ещё лучше. Но это должна быть действительно топовая книга, уровневая. Да ещё бы на английском языке… Тогда Фиона ХИЛЛ спокойно может отдыхать в своём национальном совете по разведке. Потому что тогда она будет знать, что в Красноярске появилась книга, которая ушла во все аналитические центры и стала бестселлером. Такой сюжет. Эта механика реально работает, и она достижима.

>> Объяснять верхам и олигархам нужно, что Сибирь — это не сырьевой регион, что геополитически он важен, что он близок к Юго-Восточной Азии. Они карту знают плохо, они даже не знают, сколько людей здесь живёт. А если вы им объясните перспективу запустить инновационный процесс здесь — и тогда они будут иметь шанс выйти на быстрый контакт с Юго-Восточной Азией... Если всё это объяснить — будут дивиденды.

>> На Западе влияние экспертного сообщества велико. Олбрайт просто прочитала книгу Фионы Хилл «Сибирское проклятие…» и усвоила. Или другие подобные книги, где доказывается, что Сибирь должна находиться в международном пользовании. Это реальная угроза геополитического характера. Причём важный вопрос для них — что при этом делать с китайцами? Поставить мины на границе, чтобы они сюда не проникали. То есть решение вопроса достаточно военно-политическое. Спустя два года после Фионы Хилл Роберт КАПЛАН в журнале «Атлантик» опубликовал статью «Как мы будем воевать с Китаем». Прямым текстом. Прямым текстом люди пишут.

>> Сибирь на Западе рассматривается как геополитический, но желательно пустой фактор. Менее населённый, менее проблемный… Это вопрос резервных ресурсов. Кладовка. А из кладовки желательно убрать мышей. В виде людей. Мы им мешаем.

>> Термин «постиндустриальное общество» в современной мировой аналитической литературе уже отсутствует. Это вчерашний день. Потому что в это общество никто по-настоящему не вступил. Все последние работы выдвигают другое понятие, Эдвард ДЕМИНГ его в своё время ввёл, — экономика знаний. Про постиндустриальное общество умалчивают. Потому что это привело к отрицательным последствиям. Хай-тек начал буксовать. Силиконовая долина находится в стагнации. Плюс кризис 2008 года, когда было огромное перепроизводство финансовых компаний, ориентированных на постиндустриальное общество. Это что, путь?

>> Я бы советовал не рваться России в постиндустриальное, а рассматривать зрелое индустриальное. С элементами экономики знаний. Эта комбинация является не тривиальной, это своеобразный путь, и не нужно никого имитировать. Если мы вернёмся в зрелое индустриальное общество с хорошей производительностью труда, с квалифицированной рабочей силой, с развитым образованием и наукой, плюс к этому экономика знаний — ха! Вот это и может быть фишкой для Сибири.

>> Китай ещё 30 лет назад был нулевой страной, а сейчас сделал такой рывок… Всегда всё в этом мире возможно, если у вас воля для этого есть.

>> Методология стратегии «Сибирь-2020» очень простая. Там не учитывается даже то, что мы находимся рядом с Юго-Восточной Азией. Всем разработчикам разослали SWOT, определение сильных-слабых сторон. Это никогда не применяется в отношении стратегии развития региона и страны. Это просто ненаучно. Это для корпораций метод. Всегда можно посмотреть, как ребята думали.

>> В книге «Имидж Сибири» я выступаю как флорист. Я собираю икебану. Я собрал сюда разных людей, иногда даже не очень умных — но и в икебане можно использовать, скажем, лопух, тоже растение. Я собрал представления, какие есть, более или менее структурировал. Это — коллекция. После этого можно сделать более репрезентативную коллекцию из других людей, затем вы приступаете к аналитической работе.

>> Самый главный метод прогнозирования — знаете какой? Это работа с информационным массивом. Главное — погрузиться и умело выбрать концептуальную информацию. Вот и всё.

>> Те разработки, которые предлагает Запад, не подходят нам, потому что имидж всегда культурно-контекстуален. Какой смысл, если приедет имиджмейкер Барселоны? Где эта Барселона? В таких вещах нет общих алгоритмов.

>> Имидж, конечно, привязывается к объекту. Но, в отличие от колбасы и кастрюли, это вещь достаточно виртуальная, замешанная на впечатлении, на смешениях образов, на исторической памяти. Это очень сложная вещь. Не продукт, который можно привязать к ГЭС или к алюминию. Тогда это называется маркетология.

>> Всю эту аналитическую работу — и в этом квинтэссенция моего посыла — никто за нас не сделает. Сибирский мегарегион или сделают здесь и будут продвигать, или не сделает никто.

>> Если вы кого-то наймёте и дадите заказ — из Барселоны разработать имидж Красноярска — это будет падение вашего имиджа. Вы сами не можете! Вы получите эффект вторичности, заимствования и неспособности быть самостоятельным.

>> Я сторонник параллельных действий. Имидж важен, но он должен идти параллельно с разработкой полновесных концептуальных вещей.

>> Если вы не решили тему Сибири — то не решите тему Красноярского края. От общего к частному, великий метод Декарта. Иначе вы будете мельчить, мельчить и мельчить.

>> Конечно, мы должны делать локальное. Но я размышляю как аналитик. Я говорю, что лучше. А вам нужно свой проект продвинуть. На самом деле вы должны были меня спросить: Сибирь-то где находится? Этот вопрос вы мне не задавали. А Сибирь находится в России. И неплохо бы нам заняться имиджем России. Но такой задачи я себе пока не ставлю. Это уже мега-мега.

>> Разработка концепции имиджа возможна достаточно быстро. А вот само изменение имиджа... Это ведь настояно всё на сложившемся стереотипе. И это исключительно трудная вещь. Но можно более-менее экономно, воздействуя на экспертное сообщество, изменить представления о Сибири. Представьте, в журнале «Тайм» пишет статью какой-нибудь Маршалл
ГОЛДМАН, ведущий аналитик Гарварда. И не «Замученная земля», а — «Сибирь, идущая к океану». Это меняет представления. Потому что они там — читают.

>> Есть разные способы продвижения, но я считаю, что должна быть выбрана фокусная группа — умные люди и те, кто влияет на принятие решений. Но тогда они должны вас признавать равными себе. Если вы пригласили для разработки кого-то со стороны — всё, вы упали в их глазах. Вы их просите за вас сделать вашу работу. А когда вы им говорите: ребята, мне не нужны ваши представления об имидже Сибири, я сам в этом хорошо разбираюсь, я готов вас послушать, но изложу свою модель. Тогда это классно.

СФ