Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2011 г.

Образование + трудоустройство

Выпускникам инженерных специальностей работать в Красноярске негде. Как и дипломированным юристам, которых в нашем городе переизбыток. Оба этих утверждения кажутся справедливыми. Но в действительности и первое, и второе верны лишь отчасти. Побеседовав с директором Института инженерной физики и радиоэлектроники Геннадием Семёновичем ПАТРИНЫМ и директором Юридического института Ириной Викторовной ШИШКО, мы убедились, что при всех объективных сложностях на современном рынке труда диплом СФУ для выпускников именно этих институтов — не только свидетельство о высшем образовании, но и пропуск в успешную и интересную трудовую жизнь.

О ситуации на профессиональном рынке

Геннадий Патрин:
— Не секрет, что престиж инженерного образования в стране сейчас невысок. Я заканчивал школу в 1969 году. Тогда все стремились получить техническое и инженерное образование, инженеры были высшей кастой. А экономисты, например, тогда совсем не считались представителями престижной профессии… Но времена меняются.

Сегодня, чтобы вернуть прежнее отношение к работе инженера, недостаточно слов и желаний. Требуется развивать производство, открывать предприятия, создавать рабочие места и достойно оплачивать труд таких специалистов, обеспечивать их жильём. Сегодня, бывает, выпускнику нравится его работа, но он вынужден её менять, потому что негде жить. Необходимые меры можно принимать даже не на государственном, а уже на краевом уровне.

Тем не менее работа для инженеров, в частности, наших выпускников, в крае есть. Насколько я знаю, более 90% закончивших наш институт на начало октября были трудоустроены.

Ирина Шишко:
— Потребность в юристах в наше время значительно выросла. Конечно, в советское время таких специалистов готовили меньше. А сейчас в одном только Иркутске дипломированных юристов выпускают в 16 вузах, в Красноярске — в 12-13 (число меняется, потому что частные учебные заведения появляются и закрываются). Людей с юридическим дипломом на нашем рынке труда немало. Но… Давайте разведём понятия: юрист с дипломом и квалифицированный юрист. И тут уже и речи не возникнет о перепроизводстве кадров! В этом году ко мне всё чаще стали обращаться с просьбой «помогите найти хорошего юриста». У нас в городе масса организаций, включая филиалы московских компаний, которые при приёме на работу устраивают конкурс. И оказывается, им очень сложно найти себе специалиста: выпускники многих филиалов не могут раскрыть даже понятие исковой давности... При этом выпускники с дипломом СФУ, особенно поработавшие в Юридической клинике, буквально нарасхват. Лишь один пример: нашему университету тоже требуется юрист, мы обращались ко многим выпускникам, но звонят, узнают, что зарплата меньше 30 тысяч, и отказываются идти к нам. О чём это говорит? О том, что на красноярском рынке труда выпускникам нашего института, даже не имеющим опыта, предлагают более высокооплачиваемую работу.

Сейчас выпускники других юридических вузов города поступают к нам в магистратуру. Говорят, что хотят получить настоящее юридическое образование и получить диплом именно СФУ.

О выпускниках

Г.П.:
— Наших выпускников я встречал всюду: на Горно-химическом комбинате, в радиологическом отделении Онкологического центра, на радиозаводе, в компаниях мобильной связи, геологоуправлении, везде, где идёт автоматизация производственных процессов. И слава богу, они не работают в торговле.

Мы даём разнонаправленную подготовку. Есть фундаментальная наука, и институт поставляет отличные кадры для Академии наук, Института физики; есть и прикладные направления, востребованные на радиотехническом заводе, в «ИСС им. Решетнёва». На ИСС готовы взять чуть ли не всех наших выпускников, несмотря на наличие своего профильного вуза: мы обеспечиваем очень мощное фундаментальное образование. У нас открыты базовые кафедры, где подготовка бакалавров идёт уже с третьего курса. По сути все наши студенты-физики учатся и проходят практику, пишут дипломные работы в лабораториях Института физики, а студенты радиотехнического профиля точно так же работают и обучаются в цехах и лабораториях радиозавода.

Случается, работают выпускники и не по профилю, в частности, в нефтедобывающей промышленности, на месторождениях. Лично я не одобряю такой опыт. На ответственные должности там ставят профильных специалистов, а заниматься неквалифицированной работой, имея такой багаж знаний, мне кажется, нерационально. Хотя я знаю примеры, когда в течение года наши выпускники переучиваются и легко приобретают дополнительную квалификацию.

И. Ш.:
— Большинство судей, работники арбитража, адвокатуры, прокуратуры Красноярска — это наши выпускники. И не только Красноярска.

Статистика не ведётся, но не проходит и двух месяцев, чтобы мне не позвонил кто-нибудь из наших бывших студентов и не сообщил, что его пригласили на работу в столицы.

Прокурор Санкт-Петербурга заканчивал наш институт. Часть выпускников продолжает обучение в магистратуре в Германии, а те, кто заканчивает отделение сравнительного правоведения, имеют хороший юридический английский или немецкий, и им открыта дорога во многие зарубежные фирмы. Уезжают за более высокой, в разы, зарплатой. Но и те, кто остаётся в Красноярске, отнюдь не бедствуют.

Наш институт заключил меморандум с Красноярским региональным отделением Ассоциации юристов России, согласно которому выпускников с юридическим дипломом СФУ в первую очередь берут на стажировку и работу в суд, прокуратуру, арбитраж, адвокатуру, Главное следственное управление и т.п. Но я бы не сказала, что это помощь в трудоустройстве: это скорее бонус для наших лучших студентов… Давая рекомендации таким выпускникам, мы подчёркиваем, что смогли оценить их с разных сторон, что они заслужили такую работу, она будет соответствовать их компетенции. А для работодателей это наш золотой резерв.

О студентах

Г. П.:
— Основные трудности при наборе студентов для нас сейчас связаны с введением ЕГЭ. Школьники очень редко выбирают в качестве единого экзамена физику — профилирующий для нас предмет. Это связано с тем, что зарплата учителей напрямую зависит от результатов сдачи ЕГЭ, и при нынешнем состоянии преподавания физики в школе учителя боятся, что дети просто не сдадут экзамен, и буквально отговаривают их от этого.

Мы выходим из положения, изменяя правила набора: учитываем уже не только физику, но и информатику, которую школьники сдают чаще.
Это привело к тому, что мы сократили набор на собственно инженерно-физическое направление почти в два раза, потому что в «природе» просто не хватает тех, кто мог бы в обязательном порядке представить результаты ЕГЭ по физике.

Конечно, у студентов, которые не доучили физику в школе, вначале есть определённые сложности. Но мы вводим курсы коррекции, дополнительные занятия по физике в течение I семестра: подтягиваем всех до приемлемого уровня.

Я считаю, что даже при недостатке школьного образования воспитывать инженерное мышление никогда не поздно. Другое дело, что у людей разные способности к обучению — кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее. Получится ли из человека инженер, нельзя сказать сразу, это становится видно со временем. Отчисления в институте составляют весомый процент и происходят в основном уже на первом курсе, поскольку мы даём фундаментальную подготовку повышенного уровня. Учиться, конечно, непросто, но студенты втягиваются, справляются. 80% выпускников мы ориентируем на магистратуру. Четырёх лет бакалавриата, я считаю, недостаточно для того, чтобы стать настоящим инженером, для этой изобретательской и креативной деятельности.

И. Ш.:

— Поскольку мы повысили минимальный балл по ЕГЭ, при котором берём документы абитуриентов к рассмотрению, к нам идут очень хорошо подготовленные школьники. Так что бюджетники в нашем институте — это, можно сказать, отборный контингент. С платниками, конечно, ситуация сложнее, бывают всякие. Но их потом во многих случаях берут на работу собственные родители, платившие за обучение.

Поскольку учиться у нас трудно, практически нет тех, кто учится лишь ради диплома. Хочу сказать, что на юридическом факультете всегда были и есть ребята, которые очень заинтересованы в получении знаний, учатся с большим рвением, постоянно задают вопросы, вникают в предмет.

Об учебном процессе

Г. П.:
— Закончив первый курс, наши студенты могут перейти на любое направление обучения. Когда школьник поступает в институт, он ещё не всегда понимает, чем именно хочет заниматься, и мы позволяем ему постепенно определиться с этим. Из физика можно стать «радистом» и наоборот. Если говорить о самых популярных специальностях, то это нанофизика и наноинженерия, телекоммуникации, радиотехника…

Очень большое место в обучении занимают сейчас практические занятия, лабораторные работы. Есть много новых спецкурсов — например, по сверхпроводимости, нанофизике. Когда-то это был передний край науки, сегодня эти предметы входят в обычный учебный процесс.

У нас очень хорошая материальная база: много самого современного оборудования, которое не устареет даже через десять лет.

И. Ш.:
— Наши требования к студентам не снижаются и в условиях резкого сокращения числа абитуриентов. Сегодня многие вузы для повышения привлекательности обучения не ставят «двоек». Но это значит, что они выдают диплом и при полном отсутствии знаний! Думаю именно из-за такого «гарантированного выпуска» УМО по юробразованию и Ассоциация юристов России сейчас настойчиво обсуждают вопрос о введении квалификационного экзамена при поступлении на работу во все организации, где он ещё не стал обязательным. Зато те, кто учится у нас, наслышаны о том, как трудно сдать выпускной квалификационный экзамен. И чем сложнее такой экзамен, тем выше надёжность выпускника.

Юридическое образование тоже меняется со временем. Третий федеральный стандарт, к примеру, изменил соотношение практических и лекционных занятий. Студенты давно говорили, что им не хватает практических навыков. В связи с этим сейчас в институте работает немало высококвалифицированных практиков, дисциплины чаще преподаются в интерактивной форме. Мы готовим своих студентов к различным видам деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и другим. Есть и новое: например, в предыдущих стандартах не говорилось об умении студента работать в коллективе, о профессиональной этике юриста… А понятие «хороший юрист» означает не только знания. Прежде всего это порядочность.

О чужом опыте

Г. П.:
— Имея личный опыт работы за границей — в Южной Корее, могу сказать, что наш уровень общепрофессиональной подготовки, наши образовательные стандарты выше. Быть может, студентам не хватает конкретных практических навыков, но в целом… Иначе бы наших специалистов не звали туда работать. Мне иногда приходят письма из Тайваня и Кореи с просьбой направить к ним на работу лучших выпускников института. Чаще всего я прячу эти письма «в стол»: «такая корова нужна самому».

Если брать ближайшее окружение, то здесь у всех своя специфика. В Новосибирске, например, сильная подготовка по физике полупроводников или ядерной физике. В Томске — радиофизика. А у нас это лазерная физика, физика конденсатного состояния вещества, магнитных явлений. Но мы часто обмениваемся выпускниками, отправляем всех желающих в магистратуры других университетов и принимаем у себя их студентов.

И. Ш.:
— В Сибирском федеральном округе ЮИ СФУ является базовым вузом по юридическому образованию. Так, в декабре на базе нашего института планируется встреча представителей юридических вузов СФО с представителями университета Аризоны, на которой будут обсуждаться новые методики. Кстати, наши методы преподавания не уступают зарубежным, в чём мы убедились во время предыдущих встреч с американскими преподавателями. Нашему институту уже 55 лет. У нас свои традиции и свои заслуги в юридическом образовании.

Татьяна АЛЁШИНА

Комментарий по теме

Мария НАЗАРОВА, директор Центра карьеры СФУ:

— Мы ведём статистику трудоустройства наших выпускников, и цифры говорят о том, что после окончания СФУ работу получают 97,1% бывших студентов. Если говорить о конкретных специальностях, то дольше других работу ищут экономисты — их просто много на рынке труда. А также выпускники естественно-научных специальностей. Но рано или поздно устраиваются все.

Надо отметить, что университет уделяет большое внимание оценке своей работы через анализ трудоустройства, и интеграцию с работодателями мы считаем самой важной темой для любого вуза.

Конечно, нельзя сказать, что ситуация с трудоустройством в крае безоблачная. Развитие экономики оставляет желать лучшего. А основные сферы, где требуются специалисты, предполагают сложные условия труда. Люди нужны в добывающих компаниях, для работы вахтовым методом — но молодёжь предпочитает работу в комфортных условиях. Поэтому одна из задач вуза -ориентировать выпускников на деятельность, сопряжённую с трудностями. Ситуация меняется и в том плане, что современные технологии требуют от начинающего специалиста комплексной подготовки: он должен уметь работать в команде, быстро переключаться с решения одной задачи на другую. Все работодатели сегодня хотят видеть у себя не просто грамотных специалистов, но и подвижных, энергичных людей, работников с универсальными способностями. Между тем у молодого человека отсутствует потребность быть универсальным специалистом, напротив, он нацелен на индивидуальное развитие по собственной программе. И здесь возникает конфликт.

Иногда проблемы с трудоустройством возникают и у выпускников, имеющих завышенные требования. Например, педагогам рынок труда предлагает много вакансий, но они ищут работу с большой зарплатой. Это объяснимо, но всё же выпускники не всегда понимают, что стартовать можно и с не очень высоких позиций, с небольших зарплат, чтобы потом наработать опыт и компетенции и уже претендовать на большее.

Повторюсь, трудоустройство выпускника — это показатель успешности университета, и в будущем именно это будет в первую очередь приниматься в расчёт и абитуриентами, и родителями, и теми, кто финансирует высшую школу.

Владимир Колмаков, проректор по учебной работе СФУ:
— Проблема трудоустройства выпускников, конечно, существует. Но она напрямую зависит от специальности. В гуманитарной области, действительно, существует переизбыток специалистов — очень много экономистов, психологов, которые не могут найти работу.

В технической сфере иначе: в целом спрос примерно уравновешивает предложение. Но есть и свои сложности. В последние годы крупные предприятия и корпорации, работающие на территории края и Сибири, повернулись к СФУ лицом. Дипломы нашего университета котируются, выпускников берут на работу с удовольствием. Но тут уже мы со своей стороны не можем полностью обеспечить их потребности — например, заказы «Норникеля», РУСАЛа. Причина в том, что студенты не хотят работать на сложных производствах, заниматься тем, что сопряжено с большой ответственностью. Кроме того, специалисты технического профиля часто требуются на предприятия за пределами Красноярска, а выпускники желают трудиться именно в краевой столице.

Можно ли «откорректировать» показатели набора на ряд специальностей? Я полагаю, проблема не в коррекции и не в государстве, — проблема в людях. Пока сознание общества, абитуриентов и их родителей не изменится в том направлении, что возникнет необходимость выбирать специальности, которые востребованы, а не «модные» или «лёгкие», всё останется по-прежнему. Однако сознание нелегко изменить.