Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2010

Мегаполису задан ритм

В ближайшее десятилетие облик Красноярска должен кардинально измениться. В соответствии с федеральной программой «Агломерация 2020» формируется качественно новая территория. В Красноярскую агломерацию вошли в том числе города Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск и несколько прилегающих к краевому центру районов (Манский, Сухобузимский, Берёзовский и Емельяновский). Условно определены административные границы агломерации с населением 1 млн 120 тыс. человек. Специалисты утверждают, что к 2020-му году при благоприятном раскладе эта цифра увеличится на 280 тыс.

Но одного формального объединения по территориальному признаку мало, надо создать для людей качественные условия жизни. Прежде всего, предстоит обеспечить свободу передвижения в рамках мегаполиса. Однако пока в самом его центре – Красноярске – ежедневные дорожные «пробки».

Вариантов много – нужны инвестиции

Красноярское метро – очень отдалённая перспектива, хотя даже его введение на сегодняшний день не решило бы транспортную проблему. На первом участке первой линии предусмотрены пять станций и очень короткая дальность поездок. К тому же, строительство метро для края и города оказалось неподъёмным, да и в эксплуатации, по словам специалистов, оно будет убыточным.

Другой заманчивый путь – развитие железнодорожных пассажирских перевозок. Летом 2008 года Красноярская железная дорога запустила электрички по внутригородскому кольцу – в рамках соглашения о сотрудничестве между Красноярской железной дорогой и администрацией Красноярска. График движения электропоездов создавался с учётом интересов горожан, ежедневно добирающихся до места работы в микрорайоне Северном.

Проект развития внутригородского движения включал в себя, во-первых, организацию внутригородского кольцевого сообщения по маршруту: станция Бугач, Красноярск-Северный, Красноярск-Восточный, железнодорожный вокзал станции «Красноярск» и в обратном направлении; во-вторых, строительство железнодорожной линии до аэропорта; и, в-третьих, открытие железнодорожного пассажирского движения по маршруту Красноярск — Сосновоборск и Красноярск — Железногорск.

Всё задуманное удачно вписывалось в план развития Красноярской агломерации, о которой было заявлено на V Красноярском экономическом форуме. Администрация Красноярска выразила готовность участвовать в реализации проекта – разработать новые схемы движения с учётом комплексного использования всех видов транспорта.

Однако осенью 2009-го года проект был свёрнут. Железнодорожники объяснили случившееся слабым пассажиропотоком и тем, что город не построил подъездные пути к станциям и не организовал движение автобусов так, чтобы они заходили на станции.

– Вместе с железнодорожниками мы изучали ситуацию, проезжали по маршруту, – поясняет заместитель Главы города – руководитель департамента транспорта администрации Красноярска Олег Петрович ЯКУБОВИЧ. – Были изменены схемы движения автобусных маршрутов №№ 8, 76 и 99 с тем, чтобы приблизить их к остановочной платформе Водопьянова. Для большего удобства пассажиров было подкорректировано расписание. Но пассажиропоток оставался низким, а перевозки затратными. Отчасти и мы не смогли выполнить свои обязательства. Представьте себе: чтобы построить один конечный остановочный пункт в микрорайоне Северный, необходимо 48 млн рублей. В нужный момент этих денег в бюджете не оказалось. Проект был отложен до лучших времён, но буквально две недели назад на нас вышла инициативная группа программы «Агломерация 2020», и сейчас вопрос – в стадии повторного обсуждения.

По данным администрации железной дороги средний пассажиропоток при движении в городской и части пригородной зоны ежесуточно, при выполнении четырёх рейсов электропоезда (четыре вагона), составлял около 500 человек. Финансирование программ пассажирских перевозок на маршрутах с низким пассажиропотоком осуществляется путём выделения субсидий из краевого бюджета. В 2009 году субсидии не поступили.

– Насколько реальна идея прокладки в Красноярске монорельса?

– Это, безусловно, очень скоростной и современный транспорт, но строительство монорельсовой дороги - достаточно дорогой проект, требующий больших финансовых вложений. К примеру, в Москве построен участок такой дороги 4,8 км, общая стоимость 6 500 млрд руб. Монорельсовый транспорт, по моему мнению, транспорт будущего, но сейчас для края – это слишком дорогое удовольствие…

О скором трамвае замолвите слово...

В условиях пробок неплохой альтернативой автобусам могло бы стать экологически чистое трамвайное движение. В Европе стараются центр города освободить от потоков автомобильного транспорта, ограничивают свободный въезд и делают специальные улицы, по которым ходят только трамваи. А что у нас? Смог, заторы, шум, дефицит места...

В настоящее время Сибирский федеральный университет по заказу администрации города разрабатывает «Целевую программу развития пассажирского транспорта г. Красноярска на 2010- 2015 годы с перспективой до 2020 года».

– Опыт наших соседей-новосибирцев показывает, что очень эффективно развивать скоростное обособленное трамвайное движение, – говорит О.П. Якубович. – Не думаю, что это слишком отдалённая перспектива: целевая программа развития пассажирского транспорта до 2015 года (в том числе и предложения по организации движения скоростного трамвая в городе Красноярске) будет рассмотрена уже в первом квартале этого года.

– Тем не менее, почему-то демонтировано трамвайное полотно на Октябрьском мосту, хотя именно в этом направлении в последнее время оживился пассажиропоток. К тому же планировалось продлить трамвайное движение до микрорайона Солнечный.

– Демонтаж трамвайных линий на Октябрьском и Коммунальном мостах в своё время был произведён, чтобы устранить негативное влияние трамвайного движения на прочность мостов. Хотя передовые технологии укладки пути в таких местах позволяют свести к минимуму механические и электростатические воздействия на несущие конструкции. Что касается микрорайона Солнечный – действительно был такой проект, но потом изменилась застройка и закончилось финансирование. Будем возвращаться к этому вопросу и развивать трамвайное движение. Ещё проблема – весь электротранспорт Красноярска изношен на 90%. Поэтому в срочном порядке необходимо обновлять подвижной состав.

– Насколько эффективно у нас троллейбусное движение?

– Можно отметить высокую провозную способность этого вида транспорта. По сравнению с автобусами, троллейбусы более надёжны в эксплуатации, особенно в условиях пониженных температур, плюс экологическая составляющая.

– Количество пассажиров, добирающихся до кампуса СФУ в Октябрьском районе Красноярска, будет увеличиваться (микрорайон имеет огромную перспективу роста). Раньше по проспекту Свободный ходил троллейбус. Сеть протянута, но троллейбусный маршрут
закрыт. Почему?

– Возможность и целесообразность возобновления троллейбусного движения по проспекту Свободный до СФУ рассматривались в январе на совещании в департаменте транспорта. Контактная сеть для троллейбусного движения в этом направлении смонтирована, но заканчивается она в районе остановки «Госуниверситет», до конечной остановки «Сопка» контактной сети нет, отсутствует и разворотный круг (для троллейбусов он должен быть несколько больше, чем для автобусов). Для обустройства круга необходимо выделение земельного участка. Территория в районе СФУ находится в федеральной собственности. Вторая проблема – это плотно прилегающая зелёная зона. При положительном решении первых двух задач потребуется вынос по высоте линии ЛЭП, которая пересекает конечный остановочный пункт.

Технологии новые — проблемы старые

– Олег Петрович, много говорилось об оснащении городского транспорта GPS-навигаторами с целью ликвидировать перебои в движении и предотвратить неоправданные гонки. Что в результате?

– Бортовыми навигационно-связными терминалами оборудован весь подвижной состав городского пассажирского транспорта. Утром в департамент поступает сводка – вся картина, как на ладони. И если какой-либо перевозчик регулярно не допоставляет транспорт на линию, мы просто отдаём это направление конкурентам. Фактически перестали поступать жалобы от населения таких отдалённых микрорайонов, как плодово-ягодная станция, совхоз Удачный, посёлки Индустриальный и Песчанка, улица Курчатова. Общее количество жалоб от пассажиров сократилось на 39%.

– Однако на автобусных остановках до сих пор суетятся так называемые «кукушки»...

– Эти нелегальные «помощники» подсказывают водителям, какой автобус параллельного маршрута можно обогнать, чтобы перехватить пассажиров. За услугу они получают по 10 рублей с автобуса. Вот уже в течение пяти лет на федеральном уровне не принимается закон об организации муниципальных пассажирских перевозок, поэтому сегодня, к сожалению, мы не можем привлечь к административной ответственности ни «кукушек», ни водителей.

– Какие резервы можно задействовать, чтобы облегчить жизнь горожан, пользующихся общественным транспортом и по часу стоящих в пробках?

– Менее затратно и оправданно выделение полос исключительно для движения общественного транспорта в тех местах, где по статистике наиболее часто образуются «пробки»: Копыловский мост, улица Карла Маркса, Ленина и др. В этом направлении работа уже идёт, и в городе есть участки с выделенными полосами. Однако многие автовладельцы не соблюдают установленное правило и заезжают за полосу движения общественного транспорта. Необходимо ужесточить ответственность для водителей автомобилей, допускающих данное нарушение.

«Одежда» на вырост

На регулярность движения пассажирского транспорта влияет низкая пропускная способность городских дорог, их качество, погодные условия… Так, нынешней зимой сбои в движении и нарушение расписания зачастую происходят из-за того, что дорожники не справляются со снежной стихией. По словам заместителя руководителя департамента городского хозяйства Михаила Михайловича Малыхина, в настоящее время городу не достаёт порядка 1,5 тысяч единиц техники (снегопогрузчики, комбинированные машины, грейдеры, мобильная техника).

Парк сильно устарел, а получаемый новый транспорт фактически идёт не на его пополнение, а на замещение вышедшей из строя техники.
Другой проблемный вопрос – ремонт городских дорог. В 2005 году администрация города поручила разработать программу развития дорожной инфраструктуры Красноярска институту «Красноярскгражданпроект». Его специалисты выполнили проект «Комплексной транспортной схемы до 2015 года». В основу документа легли результаты анализа существующей ситуации, расчёты потоков автомашин и интенсивности их движения. Общая стоимость реализации проекта составляет 36 миллиардов рублей (без расходов на строительство метро).

В 2010 году на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог планируется направить более 1 млрд рублей (за предыдущие пять лет истрачено свыше 6 млрд руб). Планируется завершить реконструкцию автодорог по ул. Шахтеров и ул. Белинского в комплексе с пешеходным переходом, строительство дороги по ул. Мужества, ввести в эксплуатацию первую очередь пешеходного перехода на пересечении пр. Свободный – ул. Маерчака. Будут продолжены проектно-изыскательские работы автодорог по ул. Линейной (от ул. Березина до ул. Мужества), Шахтёров (от ул. Молокова до ул. Караульной), Л. Шевцовой, Енисейской, Воронова, а также пешеходного бульвара «Студенческий» от пр. Свободный.

Один из самых масштабных проектов комплексной транспортной схемы Красноярска – четвёртый коммунальный мост через Енисей. Разработку проекта подходов к мосту, которые включают в себя эстакады, путепроводы, многоуровневые развязки, искусственные сооружения, администрация города завершила в 2009 году. В ближайшее время проект будет передан на государственную экспертизу. В связи с его реализацией предполагается снос домов в жилом массиве Николаевский и микрорайоне Пашенный (приблизительно 500 строений). Для переселения людей планируется возвести четыре многоэтажных дома в Октябрьском районе.

ешение транспортной проблемы в городе связано и с оборудованием парковочных мест. Специалисты управления архитектуры администрации города рассматривают различные проекты строительства автостоянок большой вместимости, в том числе подземных. Наиболее масштабные из них – освоение подземного пространства привокзальной площади железнодорожного вокзала, Театральной площади и площади Революции. Однако инвесторы на столь затратные проекты пока не объявились.

Справка
Начиная с 2004 года, город предоставил заявителям более 35 земельных участков под строительство многоуровневых парковок в комплексе с другими объектами (торгово-развлекательными центрами, офисными и административными зданиями).
В минувшем году земельные участки под отдельно стоящие паркинги и подземные автостоянки в Центральном районе предоставлены, в том числе по ул. 2-я Брянская, Бограда, Урицкого, на пересечении ул.Мира – Робеспьера и др. Близок к реализации проект подземной автопарковки под площадью возле Большого концертного зала.

«Антипробковые» идеи

В некоторых городах России, например, в Новосибирске, чтобы избавиться от «пробок», планируют в ближайшие годы строить автобан. Учёные СФУ неоднократно обращали внимание администрации Красноярска на этот вопрос. Более того, на кафедре «Организация перевозок» на указанную тему есть молодёжный проект. Его суть – разгрузить движение путём выделения специальных полос. Например, эффективно выделенная полоса – это когда весь транспорт идёт в одну сторону, а автобус – напротив. В этом случае посторонний транспорт уже не займёт полосу общественного.

Во всех развитых странах движение делится на две части: уличное, где светофоры, пешеходы и транспорт общего пользования, и внеуличное: светофоров нет, развязки в разных уровнях, обеспечивается сообщение отдалённых районов между собой. Специалисты считают, что очень эффективна и следующая технология: когда автобус подходит к перекрёстку, система организации дорожного движения подстраивает работу светофора таким образом, чтобы автобус прошёл перекрёсток на зелёный сигнал.

Варианты разные, но в любом случае проблему нужно решать в ближайшие годы, иначе о какой агломерации можно вести речь?

Вера КИРИЧЕНКО