Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2011 г.

Книгой единой

«Паралогии» Марка ЛИПОВЕЦКОГО вы можете купить на книжной ярмарке», — профессор комментирует на лекции список теоретических книг для подготовки к экзамену по русской литературе. «Аня, когда ярмарка в этом году будет?» — любопытствует младшая сестра, заранее прочитавшая рецензии на детские новинки. «Взять сумку побольше», — практично рассуждаю я, намереваясь потратить на всякого рода литературу свой последний гонорар.

Культурный авитаминоз

Красноярская ярмарка книжной культуры за 5 лет стала одним из любимых и ожидаемых событий в крае. И не просто потому, что сибиряки изголодались по современным умным и качественным книгам, альбомам и прочему, а потому что просто в какой-то момент в нашем регионе случился культурный авитаминоз. Когда захотелось больше знать о недавней истории; смотреть спектакли не только про тартюфов, но и про себя — стоящих часами в пробках и просиживающих ночи в Интернете; когда стало необходимым по-новому осознавать Сибирь как пространство. Впитать новую культуру «нулевых», находясь за тысячи километров от мест, где эта культура творится. Интернет здесь не всегда в помощь. Поэтому проект ярмарки, ставящий во главу угла книгу и добавляющий к ней первое, второе и компот, — был обречён на успех. Красноярцы каждый год жадно уплетают насыщенную культурную программу КРЯККа и требуют добавки.

Диалог накануне

Встречаюсь с Оксаной ДАЙНЕКО — исполнительным директором Фонда Михаила ПРОХОРОВА в Красноярске; хочется поговорить о развитии проекта, так сказать, в исторической динамике. У Оксаны на столе — планеры, книга о винной этике, Большой Оксфордский словарь…

— Оксана, как думаете, книжная ярмарка — опровержение расхожего мнения, будто электронная книга в недалёком будущем убьёт бумажную?

— Вы сами-то в это верите? Вы прочитали книгу в электронном виде, она вам понравилась, вы её хотите перечитать… Неужели вы её не купите? Кроме того, книга — это ведь и предмет искусства. Всё равно ничто никогда не заменит запаха типографской краски, возможности полистать книгу, рассмотреть иллюстрации, оценить полиграфию.

— Если первые два года книжная ярмарка напоминала разведку боем, то сейчас это уже традиция?

— Я бы сказала, что пробным был только первый год. КРЯКК мы планировали изначально как ежегодное событие. Во второй, третий год мы поняли, что растём, а выросли мы более чем в три раза: порядка 200 издательств ежегодно приезжают в Красноярск представить свои лучшие проекты. И, конечно, вокруг этого мы готовим большую культурную программу: презентации книг, художественных альбомов, встречи с писателями, поэтами, круглые столы, мастер-классы, выставки, перфомансы, кинопоказы, поэтический слэм, музыкальную программу. Изначально книжную культуру хотелось представить с разных точек зрения. Если мы в первый год готовили профессиональную программу для библиотек, то сейчас уже есть такая программа и для дизайнеров, журналистов, преподавателей английского. Например, журнал «Теория моды» представляет новую книгу «История гламура», очень интересная исследовательская работа. Поэтому мы делаем и выставку «Осторожно, гламур!», фэшн-конкурс, к которому подключились местные дизайнеры, модный показ, мастер-класс Андрея БАРТЕНЕВА… Мы стараемся создать как можно больше событий вокруг книги, чтобы большее количество людей разных профессий смогло подключиться к ярмарке.

— Чьими силами создаётся программа ярмарки?

— В первый год мы составляли её сами, но нам важно было подключить местное культурное сообщество. И это удалось! Клуб «Радиотехник», КИЦ с выставочными проектами, Дом кино, культурно-национальные автономии. Сейчас к нам поступает масса заявок от издательств, местных сообществ с желанием провести здесь свои мероприятия. Для этого во многом ярмарка и делается: не только привезти что-то издалека, но и чтобы активизировались местные сообщества. И заявки становятся более интересными с каждым годом. Фестиваль «ДНК» вырос из читок пьес современной драматургии на КРЯККе, а сейчас — это очень крепкий проект, известный не только в России.

— Какие самые большие успехи ярмарки для Сибири? И в чём неудачи?

— Во-первых, влились в общую деятельность местные культурные сообщества. Во-вторых, активизировались красноярские издательства. И сейчас ситуация с издательским бизнесом в регионе лучше, чем во всём Сибирском федеральном округе. Плюс у нас есть краевой губернаторский конкурс «Книжное Красноярье», который помогает издавать красивые, качественные книги, альбомы. КРЯКК — это ведь общение профессионалов, возможность обменяться идеями, опытом. Это в любом случае даёт свои результаты.

Идея ярмарки возникла в связи с отсутствием качественной литературы в городе. И многие люди, в том числе и мои друзья, заранее откладывают деньги, чтобы купить побольше книг на ярмарке. Нам бы очень хотелось, чтобы появилось как можно больше книжных магазинов с интеллектуальной, современной книгой. К сожалению, пока такого не происходит в масштабе, необходимом городу, но шаг в эту сторону уже сделан!

Маленький шаг — это открытие книжной лавки в «Доме кино», где теперь можно регулярно покупать журналы «Фото&Видео», «Афиша», «Искусство кино», «Арт-хронику», «Сеанс» и читать их, «не отходя от кассы» и попивая кофе. Это приятный плюс, хотя в целом появление книжной лавки не решает проблемы нехватки магазинов с современной интеллектуальной книгой. Поэтому в этом году на ярмарке прошёл круглый стол «Независимые книжные магазины», где своим опытом поделились создатели пермского магазина «Пиотровский». Хочется верить, что красноярских бизнесменов вскоре увлечёт не только ресторанный и парикмахерский бизнес, но и книжный.

Книга и вокруг неё

Книга не умрёт. Она просто изменится, станет разной. И грядущее общество от этого только выиграет.

«Книга принципиально не изменилась, просто изменились носители, — считает писатель Лев РУБИНШТЕЙН. — Ведь книга как носитель, скажем, в XX веке была не такой, как в XV. А текст останется текстом, и не важно, через что мы его воспринимаем. Я тоже недавно стал читать книги с электронных носителей — просто потому, что мне неохота таскать в сумке тяжёлые тома. Не думаю, что это какая-то серьёзная культурологическая проблема. Интереснее, как будут — если будут — изменяться критерии самого текста в связи с новыми технологиями. Насколько на текстосочинительство будет влиять текстоносительство? Вот это вопрос».

На минувшей КРЯКК проект «Книгабайт» представил целую электронную библиотеку, которую можно было просматривать с помощью экрана, листать грамотно составленные электронные книги. С картинками и без. Но интереснее, что на ярмарке можно воочию убедиться: книга — это настоящее искусство. Недаром возле стендов с детской литературой каждый год ажиотаж: иллюстрации и картинки в них так же ценны и значимы, как и текст. Взрослая литература порой удивляет шикарным дизайном, качественными фотографиями и графикой. Не первый год с успехом проходит выставка «Книга художника», для которой создаются абсолютно авторские книги: из картона, пластилина, фотографий, коллажей, рисунков… В этом году красноярцы создавали свои книги по мотивам творчества Уильяма БЛЕЙКА, известного поэта, который более двух веков назад вместе со своей женой Кэтрин основал издательство, где печатал книги способом гравюры на меди с последующей раскраской иллюстраций от руки. Подключился к сибирякам и Михаил ПОГАРСКИЙ, известный московский «книгохудожник», который увёз на столичную ярмарку «Non/fiction» несколько наших работ про Блейка. Галерист, фотодиректор «Афиши» Ирина МЕГЛИНСКАЯ с коллегами рассказали на круглом столе «Фотография и книга», как сегодня молодые фотографы самостоятельно создают свои книги — так называемые «зины» («zine»), и что каждый, находясь в Питере, Нью-Йорке или Красноярске, может это сделать.

На ярмарке удаётся поговорить и о том, что давно «вертелось на языке» и рождало вопросы. Так, каждый день проходили круглые столы: о восприятии России Западом, о «незапомнившемся» 90-м годе, в котором, по словам Марка Липовецкого, «произошла главная революция — медийная, идеологическая и культурная», о Европе конца «нулевых», о русском языке в учебниках для иностранцев, об истории Сибири… Современное общество начинает «переваривать» первую десятилетку новой эпохи.

Разговор с книгоиздателем

Третий день ярмарки. В проходах между стендами издательств можно ставить светофоры, потому что протиснуться к нужному столу или добраться до показа фильма без столкновений трудно. «Даша, пойдёшь чай пить?» — заглядываю я к подруге, которая волонтёрствует, помогая издательству «Время» отдавать книги в хорошие руки. Даша отрицательно мотает головой: возле её стенда толпится человек десять, и всем нужно рассказать про книжки. На календаре 4 ноября, День народного единства. Пока не придумано, как его праздновать, а мне кажется, что я знаю: нужно в этот день непременно покупать книгу.

В радостном шумном потоке красноярцев (и многих приезжих из региона!) вылавливаю Ирину Дмитриевну ПРОХОРОВУ. Нельзя не удивляться открытости этой женщины-издателя, её доброжелательности и интеллигентности «с человеческим лицом». Мы беседуем под стендом, где мне только что предложили купить книгу Маршала МАКЛЮЭНА по теории коммуникации.

— Когда задумывалась ярмарка, почему была выбрана Сибирь?

— Фонд Михаила Прохорова работает в Сибири — это одна из причин. Красноярск — очень важный город в системе российский городов. Он географически находится в самом центре страны, а это символично.

Для ярмарки, которую мы изначально планировали как самую крупную региональную акцию, очень важно, что издатели, читатели из разных областей могут собраться в одном месте. Многим трудно приехать в Москву, а здесь могут приехать люди с Дальнего Востока, из разных сибирских и уральских территорий. Во-вторых, Красноярск — важный образовательный центр, здесь много университетов, научно-исследовательских институтов, и для книжной ярмарки это тоже весомый фактор. Потому что всё-таки мероприятие нужно делать в культурном центре, чтобы был потенциал для развития проекта.

— Для нас КРЯКК — маленькая культурная революция. А на ваш взгляд — какие у события были главные победы?

— Мне приятно слышать это, потому изнутри трудно судить, как воспринимается ярмарка. Мы сегодня много рассуждали о «культурных революциях» на круглых столах, но революционные процессы, какими бы они ни были, не меняют сразу всё. Это иллюзия. Наша-то задача — долгая системная работа, скорее, эволюция общества. Изначальная цель у нас была достаточно скромная: попробовать наладить систему книгораспространения в Красноярске. Массовой литературы везде много, она хорошо распространяется по стране. А интеллектуальная книга до Сибири практически не доходит. Когда я первый раз приехала в ваш город, я была совершенно потрясена ассортиментом книжных магазинов. И с ужасом узнала, что очень многие библиотеки, в том числе университетские, не комплектовались много лет. То есть практически их фонды содержали только советские книги. Для гуманитарных дисциплин это просто катастрофа, это мина замедленного действия, это профнепригодные люди, которые выходят из университета, не обладая современными знаниями. А ведь они будут учёными, преподавателями. Поэтому наши задачи были вполне конкретными. Но в любом случае понятно, что создание культурной точки влечёт за собой массу последствий. Во-первых, это возможность представить новое знание и всё то, что связано с современной культурой и искусством.

Реализовать собственные инициативы в вакууме трудно, а тем более без современных культурных образцов. Вот люди что-то придумали, им кажется, что это ерунда какая-то, не то… А потом выясняется, что по всему миру идут такие же эксперименты. Поэтому нужна такая легитимация собственной деятельности. Красноярская книжная ярмарка — это не единственная программа Фонда. Главная работа обычно идёт между ярмарками: конкурсы, гранты, акции, мастер-классы. Надеемся, что в какой-то момент фундаментальные изменения произойдут: откроются книжные магазины, будет регулярно поступать новая литература, появится новое поколение интеллектуалов и творческих сообществ.

— Чем сибирская ярмарка отличается от столичных, той же «Non/fiction»? Что в ней особенного?

— Это похожие модели. «Non/fiction» тоже создавалась в поддержку культурным издательствам, нужно было показать, что есть большой сегмент независимых культурных издательств, которые производят сложную, нужную книгу. Конечно, создавать подобные события — всегда и везде трудно, но Москва всё же несопоставима по своим возможностям с регионами. Неудобно самих себя хвалить, но попытаться сделать региональную книжную ярмарку с международным уровнем качества, концепции, организации — сложнее. Я езжу по всему миру и могу сказать, что наша КРЯКК — мероприятие высокого европейского уровня. КРЯКК стала пробным камнем самоорганизации общества, проверки локальных интеллектуальных сил. Кончено, всё не сразу. Никто не отменял большую системную работу. Понимаете, мы должны понять: легко только разрушать. Строить нужно долго, упорно, тихо, спокойно. Тогда получаются самые прочные строения.

«Империя света» Оксаны ГАВРИШИНОЙ, «Фотография и образ» Нины СОСНЫ, «В лаборатории редактора» ЧУКОВСКОЙ и ещё много занимательных книг появилось у меня на столе после книжной ярмарки. В два раза дешевле, чем в Интернете. Но симпатии горожан к ярмарке —не только из-за низких цен на книги. Новое культурное пространство — КРЯКК — это действительно праздник. И пусть скептики фыркают на это утверждение — они, к слову, тоже были там замечены.

Анна МЕРЗЛЯКОВА
Фото Людмилы ГЕТМАНОВОЙ