Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2010

Методичка «Игры для предприимчивых»

Вы знали, что возможность играть и при этом расти интеллектуально, доступна не только шахматистам? И что можно одновременно и развлекаться, и серьёзно трудиться на благо своей фирмы, «обкатывая» новые проекты и технологии, даже не будучи при этом тестовым пилотом Формулы-1? Поверьте, это так. Наш разговор пойдёт о термине «бизнес-игра» и о том, какое место она сейчас занимает в благородном деле подготовки экономических кадров.

1. Играть?
Да за кого вы меня принимаете! (введение)

Прежде всего – за вдумчивого руководителя, который не чурается самых современных технологий в сфере работы с кадрами. Хотя… неужели серьёзные бизнесмены тоже играют в игры?

Играют. Хотя экономические игры, конечно, бывают разными. Например, компьютерные программы-симуляторы маркетинга, логистики и прикладной экономики, основанные на строгих математических моделях. Или биржевые игры – развлечение не для слабонервных. Или даже какие-нибудь настольные олигархические забавы, если вспомним «Монополию». Но речь сейчас, конечно, не о них.

Что такое бизнес-игра? Если коротко – то это моделирование некой ситуации, в которой участвуют люди («управленческий персонал») и обстоятельства («среда»). Обстоятельства предельно упрощены, люди предельно мотивированы. Участникам предлагается поэтапно – обычно, в условиях жёсткого дефицита времени и ресурсов – решить ряд формальных задач. Итог игры однозначный – победа, будь то составление оптимального бизнес-плана, принятие пакета кризисных мер или выживание в условиях конкурентной борьбы.

Пример. Автор как-то раз участвовал в бизнес-игре, по условиям которой хищной финансовой компании нужно было проложить железную дорогу по головам тихих фермеров американского захолустья. Действовать можно было законно, скупая у янки земельные участки по нормальной рыночной цене, и незаконно, сбивая её при помощи местных бандитов, терроризировавших население. Основная проблема заключалась в том, что на лакомый кусок претендовали ещё две компании. После восьми туров игра была досрочно остановлена. Фермеры, вконец измученные набегами индейцев, вызвали полицию штата. А наша фирма, невыгодно распорядившись ресурсами, вынуждена была уйти ни с чем. Мы неверно определили логику развития компании на рынке, за что и поплатились.

Просто, скажете вы? Да – просто и эффективно. Игра – это некое погружение в виртуальную реальность. Хотите – отработка взаимодействия в условиях локального кризиса, хотите – противостояние между «советом директоров» и «профсоюзом», хотите – борьба за выгодный тендер между профильными компаниями. Участник полностью загнан в жёсткие рамки, временные и сценарные. Опираясь на предоставляемую ему информацию и результаты общекомандных дебатов, он вынужден делать выбор – поэтому все интеллектуальные усилия скоординированы в одной точке и для решения одной конкретной задачи.

Однако куда интереснее и важнее то, что в процессе бизнес-игры выявляется не только качество принимаемых решений, но, грубо говоря, «качество» участников баталии. Компетентность, решительность, склонность к риску и умение быть лидером, нацеленность на инновации, конформизм – подобных характеристик много, и все они важны для построения эффективной работы.

Ни одно тестирование не даст вам столь полной информации о человеке, как мониторинг его поведения во время ролевого моделирования рабочей ситуации.

Ситуация. Для западных фирм не редкость устраивать «чистку рядов» после очередной серии бизнес-игр. В России такая практика встречается куда реже по причине дефицита качественных кадров, однако в непростое время кризиса, когда компании не знали, куда «спрятать» голодающих сотрудников, увольнения по причине бизнес-игр стали встречаться всё чаще и чаще. Если говорить о красноярской практике, то страдают копирайтеры, менеджеры по продажам и консультанты по недвижимости… «Дорогая, я сегодня проиграл свою работу», – печальная действительность.

2. Чемоданчик с проблемами (часть теоретическая)

В более широком смысле (и преимущественно на Западе) бизнес-игры представляют собой чемпионаты по решению бизнес-кейсов для существующих компаний. Это так называемый кейс-метод (или «case study»). А кейс представляет собой набор проблемных ситуаций из реальной предпринимательской практики. Своеобразная ролевая игра, где теории сопутствует наглядный материал.

Для компаний это выгодно, поскольку они позволяют сот-ням свежих умов состязаться с несколькими штатными специалистами отдела маркетинга. А для молодого специалиста это возможность заявить о себе, если речь идёт о независимом конкурсе, или выдвинуться на первый план, если это корпоративное мероприятие. В первом случае реальные компании принимают решения и фамилии кандидатов на заметку. Во втором эти же действия совершает руководитель фирмы.

Стандартный кейс содержит несколько десятков страниц текста с массой информации, как стратегически полезной, так и заведомо излишней. Это подробное описание компании, её финансовых показателей, особенностей структуры, а также ситуации, с которой столкнулся менеджмент. Для того чтобы освоить такой объём материала, группе приходится спешно структурировать саму себя, выделяя организаторов и функционалистов, людей, способных на нестандартные ходы, и скрупулезных прагматиков. Решая кейс, участники перенимают ценный опыт профессионалов и упражняются в творческих и прикладных навыках.

Пример. Фирма Revlon уже работает на рынке Китая (в основном компания экспортирует в Китай продукцию, произведённую в США), однако рассматривает возможность использования более агрессивной стратегии на этом рынке. При этом она столкнулась с серьёзной конкуренцией со стороны местных фирм. Ведь они продают свою продукцию по ценам, которые составляют лишь долю цены, устанавливаемой Revlon на свои товары. Задача состоит в том, чтобы в самых общих чертах обозначить стратегию развития компании. В помощь вам много-много буквенной и цифровой информации, выкладки менеджеров, аналитика рыночной ситуации… И ответ, будьте уверены, не уместится в одно предложение.

3. Полигон для войн будущего (часть практическая)

Если же говорить о финансовых компаниях, то на сегодняшний день в Красноярске бизнес-направление востребовано куда больше, нежели какие-либо психологические мастер-классы. Люди, записывающиеся на семинары, интересуются в первую очередь различными категориями менеджмента, ораторского мастерства – то есть тем, что можно применить в жизни. Игры тоже востребованы – другое дело, что они выполняют несколько иные функции.

Надо понимать, что бизнес-игры – это своеобразная школа быстрого реагирования. Решения, принимаемые тут, сценарно всегда краткосрочны – и это не случайно. В условиях, когда никто не застрахован от экономических неурядиц или форс-мажора, от каждого сотрудника требуется чёткое выполнение своих обязанностей, координация работы и высокая степень лабильности нервной системы.
Несмотря на это, «возраст» методики бизнес-игр сопоставим с «возрастом» обычных тренингов, многие эксперты считают, что технология имеет большое будущее. Неудивительно, что сейчас они активно применяются в образовательных технологиях и при работе со студентами. Например, финальные туры престижной стипендии Благотворительного фонда В. Потанина всегда проходят в виде большой деловой игры.

Пример. Современные бизнес-игры предполагают активную проектную деятельность. Помимо того, что это отлично вторит президентским наказам, так ещё и пользу приносит несомненную. В конкурсе «Лучший студент-2009» участники, например, составляли проекты медиапродвижения для компаний сотовой связи, красноярских банков и государственных структур, предварительно пройдя семинарско-игровую подготовку. Некоторые оригинальные решения бизнесмены определённо взяли на заметку.

4. Кто правит балом? (эпилог)

Бизнес-игра требует особого искусства от своего модератора. В частности, он должен обладать необходимой компетенцией – игра должна быть тщательно продумана, а информация для неё – протестирована. Необходимо определить план действий, грамотно построить дискуссию и знать, когда сделать перерыв или вообще остановить словесные схватки.
Но кроме того, необходимо наличие конкретного чутья – ведь поведение человека в реальном времени в ходе финансовых баталий, когда ему приходится прикладывать дополнительные усилия и порой даже доходить до каких-то крайностей, непредсказуемо. Модератор должен быть готовым к сопротивлению со стороны участников и иногда даже – враждебному отношению. В конце концов, разные люди в разное время суток реагируют по-разному на разные раздражители.

По сути дела, качественный бизнес-тренер – это всегда «специально обученный» человек.

Мнение эксперта.

Антон Демидов, руководитель учебного центра «Мастер-инвест»:
– Многие красноярские компании, конечно, пользуются услугами профессиональных бизнес-тренеров, однако большинство пока пытается обходиться своими силами. Отсюда частая практика, когда одного из сотрудников отправляют в Москву, он проходит там стажировку, возвращается и проводит такой же тренинг среди своих коллег. Но эффективность от этого обычно невелика – и даже не столько потому, что в бизнесе всегда лучше специалист со стороны.
Это ведь как ремонт в квартире – надо понимать, что профессионалы сделают всё быстрее и качественнее. Здесь то же самое – если компания занимается, скажем, туризмом, то она и должна заниматься только этим.
Когда фирме необходимо повышать эффективность продаж, научить этому сможет только узко ориентированный профессионал. А чтобы в Интернете вычитать что-то, придумать свои правила и тут же получить качественный результат – не бывает такого.

5. А кто победил? (выводы)

Вовсе не странно, что в любом случае победила фирма и её директор.
Бизнес-игры лаконичны в исполнении, подразумевают минимум времени на вводную информацию, минимум – на обсуждение и рефлексию. Они могут стоить дорого – в зависимости от квалификации бизнес-тренера, но, по сути, из инвентаря для них необходимы лишь головы участников в комплекте с телами. Игры отлично реализуют модное нынче словечко «teambuilding», помогая новичкам влиться в коллектив, а опытным сотрудникам – вскрыть возможные накопившиеся проблемы взаимодействия и субординации и решить их. И ещё они позволяют руководству избавиться от страха перед другим словечком – «кризис», поскольку дают шанс провести превентивную диагностику всех механизмов своего бизнеса.

Ситуация. Один мой хороший знакомый три года назад открыл в Красноярске туристическое агентство. Будучи человеком революционного склада, он заказал сотрудникам (в основном, это молодые специалисты и выпускники вузов) ряд бизнес-игр, в которых и сам принял участие. Дальше было, как в рекламе: увиденное изменило его бизнес до неузнаваемости. Нет, он не расширил своё дело, а просто открыл новое, впечатлившись результатами и тем, сколь положительное влияние это оказало на коллектив. Сейчас он руководит бизнес-школой в Томске.

Свою эффективность бизнес-игры подтверждают как методика по отбору менеджеров и руководителей различного ранга, при коллективной выработке управленческих решений. И, конечно, в исследовательских целях – для изучения поведения людей и их реакции на стимуляции и репрессии, о чём уже говорилось.

Однако самый главный резон в том, что это – крайне эффективный и модернистски ориентированный способ подготовки сотрудников, позволяющий увидеть, понять и ощутить проблемы предприятия. Для успешного бытия в экономическом пространстве современности необходимо использовать те технологии, «за» которые говорит успешный опыт западных компаний и не менее успешный опыт в России. Поэтому настороженность здесь неуместна.

Мнение эксперта.

Ефим ЧеботарЁв, SDH, проект «ТренингХолл»:
– Если раньше бизнес-игры были просто хорошим способом разнообразить процесс обучения для пресыщенного клиента, то после кризиса многое изменилось. Компании стали обращаться за помощью к бизнес-тренерам реже, однако уже с другими целями, чётко сознавая, чего именно они хотят. Сейчас это, во-первых, диагностика практических навыков и человеческого взаимодействия, а, во-вторых, возможность посмотреть, насколько эффективен и жизнеспособен какой-то конкретный проект. Полигон для симуляции процессов и отработки решений, так сказать. Люди собираются, чтобы поиграть в стратегию развития компании, отсюда бизнес-игры стали тесно смыкаться с технологией проектирования. Оттого ценность их очень велика.

Методичку составил Евгений МЕЛЬНИКОВ