Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2011

Школа, наше всё

Елена БРОДЕЦКАЯ представляет собой уже третье поколение династии педагогов: её бабушка 35 лет проработала учителем начальных классов и была награждена за свой труд семью медалями, а мама, Инна Михайловна ДАНИЛОВА, «Отличник народного просвещения», преподавала в школе № 47 английский язык, была завучем. Понятно, что Елена Леонидовна знала о труде учителя не понаслышке. И, окончив школу, приняла решение стать педагогом. В 1986 году, студенткой 5 курса КГУ, после прохождения педпрактики Бродецкая пришла в школу № 33 (теперь гимназия № 2), где и работает учителем русского языка и литературы до сих пор.

— Елена Леонидовна, справедливо ли утверждение, что учителям стало легче жить? И если да, то в чём именно?

— С одной стороны, современному учителю стало жить немного легче с материальной точки зрения. Стабильная зарплата, её повышение, пусть и небольшое, да к тому же новая система оплаты труда позволяют творческому учителю, который имеет высокую результативность работы, получать стимулирующие надбавки к заработной плате. Появилась и возможность участвовать в конкурсах на денежное поощрение на федеральном и региональном уровнях...

Сейчас в правительстве говорят о том, что в 2012 году зарплату учителей будут поднимать до «средней по экономике». Конечно, учителя очень надеются на это.

Хотя для настоящего учителя, который любит свою работу, школу, деньги — не главное. И для меня, и для моих коллег, которые работали в школе и в 90-е, это не просто красивые слова. Школа — это наше всё!

Важно, что современному учителю стало интереснее работать. Появилась возможность создавать авторские программы обучения. Хотя для того, чтобы эту программу утвердить, нужно преодолеть множество препятствий, написать кучу бумаг, пройти несколько инстанций…

— Но ведь системное улучшение условий работы означает, что от учителя ждут более качественного труда, а не просто поднимают его бедственное положение…

— Наверное, учитель должен стать другим. Понять потребности современного школьника. А для этого необходимо быть влюблённым в свой предмет, уважать личность ребёнка, быть способным воспринять его точку зрения…

— А какие они, современные школьники? Чем нынешние ученики выгодно отличаются от своих предшественников, допустим, поколений школьников начала 90-х, и в чём они им проигрывают?

— К сожалению, современное поколение мало читает. Нынешним школьникам подчас интереснее провести время в Интернете, чем за чтением книги. Мало настоящих книгочеев, которые читают «от корки до корки», знают все детали, чувствуют стиль автора. Конечно, многое зависит от учителя. В этом помогают нетрадиционные уроки по литературе (урок-суд над литературным героем, урок-концерт, дискуссии), проектная деятельность на уроке и во внеурочное время, исследования.

Нынешнее поколение отличается, конечно, от предыдущих: это поколение, идущее в ногу с современными технологиями, ориентирующееся в современном мире. Сегодня ученик может выбрать школу, если речь идёт, конечно, о городской школе. В некоторых наиболее прогрессивных школах ученику могут предоставить возможность выбрать учителя по тому или иному предмету. Но если в 90-е годы дополнительные образовательные услуги были бесплатными, то сейчас, к сожалению, за них нужно платить.

Что отличает современных детей от их сверстников 80-х или даже 90-х годов, так это готовность к более доверительному общению с учителем. Они готовы после уроков засиживаться в разговорах о школе, учёбе и жизни. К счастью, довольно часто учителя становятся для ребят значимыми взрослыми, чьим мнением они дорожат.

— Но ведь сегодня работать стало и труднее? Связано ли это с изменениями в обществе, отношением к профессии?

— Профессия учителя — очень весёлая. Не верите? Например, сегодня на уроке. Я: «Саша, сколько «Н» пишется в слове «варен…ики»?». — Саша: «Ну, не знаю. Но вареники с картошкой пишутся точно с одной «Н»!». Такого даже в юмористическом журнале не прочитаешь!

Но на самом деле — соглашусь с тем, что работать учителю стало труднее. Педагога перестали ценить как профессионала, как человека. Стали другими приоритеты у школьников. Уважение к старшим, к учителю часто не поддерживается в семьях. Если в семье неуважительно относятся к школе, это отношение усваивается ребёнком. Поэтому начинать нужно прежде всего с семьи. Ведь родители и дети во всём — в оценках, в поведении, в своей жизни — подчас винят учителей.

Люди предъявляют к профессии учителя довольно высокие требования, что не всегда бывает оправданным. Но при этом родители перекладывают свои обязанности по воспитанию на плечи учителей. Гораздо проще винить во всех бедах школу и намного сложнее признать виновными себя.

Учитель всегда был, есть и будет нужен обществу. Но вот отношение к учителю в современном мире — скорее насмешливое и ироничное, если не сказать пренебрежительное. Карикатурное изображение учителя в фильмах, телепередачах, детском тележурнале «Ералаш» — явление обыденное.

Правда, раз в году, в День учителя, в стране вспоминают, что учитель — важнейшая фигура общества. Вскользь упоминая при этом, что надо бы изменить социальное положение учителя. Но ведь давно пора серьёзно взглянуть на учительскую жизнь и труд! Всем учителям, я думаю, хотелось бы, чтобы статус педагога был выше — ведь от того, кто учит наших детей, действительно зависит будущее.

— А как насчёт повседневной бумажной рутины? Казалось бы, есть компьютеры, технология, но проверять тетрадки нужно по-прежнему?

— Нужно. Работа над ошибками, постоянный контроль — без этого научить грамотности невозможно. Сейчас очень часты на уроках тесты, но ничто не сможет заменить письменной домашней или классной работы. Хотя нынешние дети частенько подходят и спрашивают — нельзя ли сочинение напечатать на компьютере…

Конечно, технологии значительно облегчают работу. Уроки с использованием презентаций, Интернета повышают мотивацию учащихся к предмету, позволяют учителю делать процесс обучения более разнообразным.

С другой стороны, вал работы вырос. Среди требований, предъявляемых современному учителю: высокий процент качества знаний, стопроцентная успеваемость, результативность работы с одарёнными детьми на районном, региональном и всероссийском уровнях; участие в профессиональных конкурсах, обобщение и распространение педагогического опыта. Требуется постоянно повышать квалификацию. Стало больше отчётности, что отнимает много времени. В школах вводится электронный журнал — для его заполнения тоже нужно время. А ведь основной результат работы учителя не измерить цифрами, он в другом — воспитывать думающих, интеллигентных людей…

В этом году у нас появился новый повод для беспокойства: новые правила аттестации. Все учителя высшей категории должны будут подтвердить своё «звание». А для этого нужно написать и собрать много документов...

— Как вы относитесь к тому, что работу учителей, врачей, представителей других бюджетных организаций теперь пытаются отнести к сфере услуг, «приземлить», просчитать? И как тогда расценивать такую задачу учителя, как воспитание ученика? Остаётся ли она актуальной либо отмирает за ненадобностью?

— Согласна: именно «приземлить», просчитать. Особенно непривычно слышать в расчётах: «умножить на 0,02%»... Это не очень радует, конечно.

Но проблема воспитания всегда будет актуальна. Педагог не только учит и даёт знания, он выполняет и нелёгкую миссию воспитателя, а это не просто работа. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания.

Я считаю, необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. Сегодня детям в школе дают очень много информации. А формирование нравственных начал отодвинуто на задний план… Мы замечаем, что дети часто недоброжелательно относятся друг к другу, не хотят считаться с чужими интересами. У некоторых слабо развита нравственная саморегуляция: не хватает самокритичности, чувства долга и ответственности. Многие ребята имеют заниженную самооценку.

На организацию воспитания, конечно, влияют и внешние факторы: телевидение, радио, газеты не помогают школе, как это было прежде, воспитывать учеников, а наоборот, оказывают негативное воздействие. Коммерциализация культуры не позволяет детям приобщаться к духовным ценностям.

Неважно обстоят дела и с патриотическим воспитанием. Дети не испытывают гордости за прошлое и настоящее нашей страны. А ведь гражданин Отечества начинается с гражданина школы… Эти идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» родину тоже, по идее, должны воспитывать учителя. Но в одиночку школе делать это очень сложно.

— А что могло бы делать государство, чтобы изменить ситуацию в образовании? Нужно ли её менять вообще?

— Менять нужно. Думаю, что необходима социальная поддержка учителей со стороны не только Федерации, но и администрации города, региона.

Школьные коллективы нуждаются в омоложении. К сожалению, при современном положении учителя и его заработной плате молодые педагоги не очень-то спешат в школу. Даже пробовать не хотят, понимая, скольких физических, моральных, нервных усилий стоит каждый день, направленный на то, чтобы «зажечь, увлечь, приобщить к сокровищам знаний» современную молодёжь.

— Что делать с престижем учительской профессии? По-вашему, любят ли учителей у нас в стране?

— В обществе престиж учителя невысок. Но для каждого, кто работает в школе, это компенсируется признанием детей, уважением родителей, положительной оценкой коллег и самооценкой.

Дети — они по-прежнему любят своих учителей (хотя не всех: согласитесь, ведь мы тоже разные), родители по-прежнему благодарны учителям своих детей. Но при этом мало кто из родителей хотел бы видеть своего ребёнка учителем.

И ещё. Недаром говорят «Учитель учителю рознь». Мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик у одного педагога работает на уроке творчески и активно, у другого — пассивен, а у третьего ведёт себя плохо, мешает работать другим. Значит, дело не только в ученике, а и в учителе, его профессионализме и личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг — это результат великого труда ума и души. Поэтому школе нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, которые способны справляться с трудностями. И ещё необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

— Какие эмоции вызывает у вас ваша работа, меняется ли ваше отношение к ней на протяжении педагогической карьеры?

— Недавно мы с моим 11 В, где я классный руководитель, участвовали во Всероссийском конкурсе «Школа нашей мечты»: проводили анкетирование среди учеников, учителей, родителей, первоклассники рисовали Школу будущего. Создав проект, некоторым результатам мы особенно порадовались. Например, 100% учеников и родителей считают, что в школе будущего обязательно должен быть учитель —«никакой компьютер его не заменит!».

А недавно мои ученицы реализовали образовательный проект «Давайте говорить друг другу комплименты…». Изучив комплимент в произведениях 19 века, девочки создали рекомендации для школьников «Искусство говорить комплименты». Очень надеюсь, что это повысит школьную языковую культуру.

Вообще, каждый выпуск оставляет след в душе учителя. Особо хочется сказать о моём первом выпуске. Им сейчас по 33 года. Все успешны в жизни, все очень интересные люди. Некоторые уже приводят ко мне учиться своих детей. Каждый раз при встрече говорят столько тёплых слов, что в такие минуты понимаешь: ты работаешь не зря, ты оставил в их душе частичку своей души.

Сейчас у меня опять выпускной класс, очень творческий. Все — члены клуба «Зелёная лампа», который существует 6 лет. Какие только проекты мы с ними не создавали! «Современный Олимп», «В некотором царстве, гимназии-государстве», «Старые сказки на новый лад» — эти сценарии мы писали сами и представляли перед гимназистами. Самый главный вопрос после выступления: «А когда вы будете снова выступать?».

Оглядываясь на свою жизнь, понимаю: именно в этой профессии и в этой школе я нашла себя. С гордостью могу сказать: это МОЯ гимназия.
За 23 года работы я пришла к глубокому убеждению, что главное в деятельности учителя — установление добрых отношений с учениками, взаимного уважения и понимания, создание свободной, творческой атмосферы на уроках. И ещё: каждый ученик — неповторимая индивидуальность, личность, и я должна принимать её такой, какая она есть. Каждый ребёнок талантлив. И, в сущности, что такое учитель?

Учитель — это его ученики. Я успешна, потому что успешны мои ученики — победители и призёры районных, краевых, всероссийских олимпиад и конкурсов, научно-практических конференций, социальных проектов и акций. А это для меня — самое главное. Несмотря на все трудности, я люблю свою профессию, люблю детей и не могу представить себя на другом поприще.

Материалы подготовила Татьяна АЛЁШИНА