Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2010

Карт-бланш ансамблю Годенко

Нынешний год для Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М.С. Годенко – юбилейный (коллективу исполняется 50 лет) и переломный одновременно. На протяжении полувека ансамбль, получивший всемирную известность ещё при жизни своего создателя, держал высокую планку: постоянно выступал при аншлаге, вызывая бурю восторгов у публики. На сцене зрители видели праздник, чувствовали мощную энергетику, в то время как в коллективе назревал творческий кризис. Состояние вполне естественное, связанное с уходом из жизни лидера, замечательного балетмейстера, народного артиста СССР Михаила Семёновича Годенко.
В минувшем году, когда на празднование 90-летия со дня рождения Мастера в Красноярск из разных уголков России съехались ветераны ансамбля, они забили тревогу. Что происходит? Почему коллектив топчется на месте, не движется вперёд? Какова концепция развития ансамбля? Похоже, что именно теперь настало время ответить на многие вопросы.

Антикризисный проект

В январе этого года своеобразной сенсацией и для самих артистов, и для горожан стало известие о назначении художественным руководителем ансамбля танца Сибири заслуженного артиста России Владимира Моисеева – внука основателя Государственного академического ансамбля народного танца Игоря Моисеева, в своё время танцевавшего и ставившего балеты в Большом театре. Генеральным продюсером проекта по разработке концепции развития ансамбля назначен балетмейстер, а ныне главный эксперт музыкальных театров СТД РФ, директор Международной лаборатории музыкального театра XXI века Алексей Садовский. В свой юбилейный год коллектив, носящий имя М.С. Годенко, получил небывалую финансовую поддержку. С новым художественным руководителем ансамбля Владимиром Моисеевым встретился наш корреспондент.

– Владимир Борисович, Вы – человек, перед которым открыты большие возможности в столице, вдруг приняли решение возглавить ансамбль в Сибири, почему?

– Пути Господни неисповедимы. Можно отнестись к такому шагу, как к волеизъявлению судьбы или его величеству случаю, но с другой стороны, для творческой личности это возможность самореализоваться. Хотя… действительно много вопросов у меня к самому себе по этому поводу.

Ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день с коллективом Годенко, я оцениваю неоднозначно. С одной стороны, она очень интересна, а с другой - очень трудна. Это своего рода закономерность не только в искусстве, а вообще, когда лидер – творческая личность создаёт свой театр, своё уникальное направление с нуля, ведёт его, добивается колоссальных успехов, популярности; формирует коллектив единомышленников и вдруг уходит из жизни…и что-то исчезает вместе с ним безвозвратно. Подобное произошло и с такими знаковыми коллективами, как Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева и знаменитый ансамбль «Березка».
После смерти М.С. Годенко прошло 19 лет, и коллектив сейчас находится как бы на перепутье… Многие талантливые танцоры ушли из ансамбля (век артиста короток). А жизнь уже ставит свои жирные точки, и от пункта А в пункт Б надо идти, понимая, что ты делаешь.

– Выходит, ансамбль развивался по инерции, несмотря на то, что после Годенко сменилось уже несколько художественных руководителей?

– Сейчас в жизни коллектива, которому присвоен статус особо ценного объекта Красноярского края, нет движения вперёд, а значит, нет и будущего. Нельзя сказать, что ансамбль в плохой форме, ребята молодцы - столько лет отдали искусству, и многие, находясь уже в пенсионном для артиста возрасте, всё ещё танцуют и хотят возродить былое величие коллектива. После смерти Михаила Семёновича было три художественных руководителя: Аркадий Кондаков, Николай Горошевский, Виталий Бутримович. Назначение Кондакова понятно, поскольку он – последователь, соратник и правая рука Михаила Семёновича. Горошевский тоже был солистом ансамбля и постановщиком – человек изнутри, из своей среды. Они оба ещё поддерживали стиль, уровень, качество того, что сделал М.С. Годенко. А вот Бутримович пришёл извне, из другой культуры; он никогда не занимался таким направлением, как народный танец. В итоге произошло некое расслоение коллектива: многие артисты не поняли в данном случае своего руководителя.

История закончилась тем, что в упадке оказался уникальный материал – постановки самого М.С. Годенко. Оценивать то новое, что привнесено в репертуар Бутримовичем, пока не берусь, а говорю лишь о ситуации, которая возникла, вследствие чего мы сегодня имеем то, что имеем.

ДОСЬЕ

Владимир Моисеев родился в Москве в 1963 году. В 1981 г. по окончании Московского академического хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Леонида Жданова, был принят в балетную труппу Большого театра России. В его репертуаре партии: Великий Брамин, Магедавея и танец с барабаном («Баядерка»), Илларион («Жизель»), Король мышей («Щелкунчик»), Визирь и Незнакомец («Легенда о любви»), Эспада и Болеро («Дон Кихот») и др. Окончил балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства по специальности режиссёр-балетмейстер.
В 1996 г. – присвоено звание Заслуженного артиста РФ.
В 2001 г. – награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Десант балетмейстеров

– С чего планируете начать свою работу?

– Начинать придётся почти с нуля, потому что не хватает танцовщиков и танцовщиц. Надо решать кадровую проблему – набирать молодёжь, а это целый комплекс проблем… Старый замечательный способ – искать талантливых ребят по краю, воспитывать их. Предстоит активно развивать народное направление в Красноярском хореографическом училище, решать социальные вопросы, связанные с бытом артистов, а это и жилье, и отсрочка от армии. Чего греха таить, многие юноши-танцоры, призванные в армию, отслужив в военных ансамблях, остались в Москве, в известных столичных коллективах. Поэтому вопрос с отсрочкой нужно решать срочно, на уровне губернатора. В планах у нас и возрождение оркестра при ансамбле Годенко, и создание собственной детской школы-студии.

Что касается репертуара, то, безусловно, надо весь уникальный материал, оставленный Михаилом Семёновичем, поднимать и приводить в должный порядок. Конечно, в идеале хотелось бы новые постановки делать в духе, в стиле М.С. Годенко, потому что именно в уникальности, неординарности – секрет успеха.

Задуманный мною и моим партнёром А.Ю. Садовским проект очень амбициозный. Для его осуществления я пригласил в Красноярск в качестве балетмейстера-репетитора ансамбля танца Сибири своего товарища, бывшего солиста ансамбля И.А. Моисеева, заслуженного артиста РФ Александра Матус-Марчука. В течение календарного года, а именно на этот срок и рассчитан проект, с коллективом поработают аж десять балетмейстеров-хореографов народных танцевальных коллективов из России и ближнего зарубежья. Такое массовое привлечение балетмейстеров в один коллектив – факт беспрецедентный!

– Кто из репетиторов будет работать с коллективом Годенко?

– Уже приступил к репетициям балетмейстер из Пермского края Алексей Мулин (ансамбль «Прикамье»). Позже приедут: Иван Фадеев из Москвы (он ставил программы в театре «Новая опера»), Николай Андросов, бывший солист ансамбля Моисеева, создавший свой коллектив «Русские сезоны»; Николай Дудченко – основатель и постановщик танцев белорусского ансамбля «Хорошки» и другие признанные мастера жанра.

Юбилейные гастроли

– В этом юбилейном для ансамбля году запланированы и большие гастроли по России – свыше 30 городов! Выдержат ли такой напряжённый график артисты?

– По большому счету, нам бы этот год дать на реализацию проекта и отменить гастроли, ведь постановка новых номеров – дело сложное. Надо, чтобы артисты поняли замысел – вошли в сюжет, в пластику, потому что каждый балетмейстер несёт свои нюансы и свой язык. Но даже в этих условиях коллективу надо, как ни банально это звучит, выполнять план концертов, ездить на гастроли. Теперь вы понимаете, какой «весёлый» нам предстоит год… Надо успеть подготовить юбилейную программу к открытию БКЗ 6 декабря, ведь ровно полвека назад в этот день состоялся первый концерт ансамбля. 17 мая запланировано выступление ансамбля в Москве в концертном зале им. Чайковского. Мы рассчитываем поставить в течение года 16 новых танцевальных номеров и пошить к ним около 300 костюмов. Хочется не только воссоздать, но и дать новую жизнь коллективу. Нам активно помогает министерство культуры Красноярского края, руководство краевой филармонии, крупные бизнес-корпорации, которые работают в крае.

– Как Вы решились оставить собственный коллектив «Русский национальный балетный театр»?

– Благо коллектив уже существует 9 лет, и сейчас всеми текущими делами занимается мой надёжный партнёр.

Таланты и наследники

– Пользуясь случаем, хочу спросить о том, какую роль в Вашей жизни сыграл И.А. Моисеев, Ваш знаменитый дедушка?

– Я еще и ходить-то не умел, а меня уже приносили на репетиции. Репертуар ансамбля Моисеева знаю от и до. Вся наша семья жила только этим. Никогда не возникало ни мысли, ни желания заниматься чем-то другим. Моя бабушка Тамара Алексеевна Зейферт – в прошлом ведущая солистка ансамбля, старалась создавать все условия, чтобы Игорь Александрович работал. Поэтому мы все были на втором месте, если не на третьем. С нас Игорь Александрович и требовал во много раз больше, чем со всех остальных.
Когда я учился в Московском хореографическом училище, дед приходил, смотрел, как сдаю экзамены. Что касается именно народного танца, то он был не очень доволен, потому что его школа-студия при ансамбле выпускала за 4 года уже готовых артистов, а училище за 8 лет выдавало, как он говорил, полуфабрикаты, которые надо ещё доводить до ума. Я должен был соответствовать его требованиям, что оказалось делом непростым. Похвалил он меня впервые, когда я уже проработал в Большом театре России почти 20 лет и был ведущим характерным танцовщиком. После выступления на его юбилее, где я танцевал вариацию Эспада из балета Дон Кихот, Игорь Александрович скупо сказал: «А внук у меня – неплохой танцовщик». Эта его похвала дорогого стоит! В ансамбле Моисеева все знали: если он после репетиции номера скажет фразу «ну вот, уже похоже на дело», – это высшая оценка!

– Очевидно, талант все-таки заложен в генах у Моисеевых?

– Мой старший сын Игорь Моисеев Второй (как я его в шутку называю) тоже начинал с балета. Мы с ним даже вместе выступали на сцене Большого театра. В балете «Анюта» я исполнял роль отца – Петра Леонтьевича, а он, представьте себе, роль сына. Юноша способный, музыкальный, но волею судьбы оказался в Канаде и живёт там уже 10 лет. Отец моего деда Игоря Александровича Моисеева – Александр Михайлович, был, говоря современным языком, юристом-международником и свободно владел шестью языками. Мой сын сейчас в Торонто, заканчивает университет как раз по бизнес-юридическому направлению. Вот как интересно замкнулся круг!

Вера КИРИЧЕНКО