Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2011

Не бытовое понимание детских лагерей

Есть такое выражение: «Готовь сани летом, а телегу — зимой». Именно исходя из этого совета накануне Нового года мы решили обратиться к теме… летних детских лагерей. Примечательно, что инициаторами разговора стали студенты Института педагогики, психологии и социологии СФУ, которые регулярно проходят в летних лагерях практику. И сталкиваются с тем, что осуществить там свою программу — образовательную, развивающую — крайне сложно. А вот почему — об этом рассуждает Павел ГЛУХОВ, студент 4-го курса специальности «Социальная педагогика». Два года он работал в команде, проектирующей концепцию детского дополнительного образования «Я — профессионал» и разрабатывал программу по подготовке тьюторов «Ступень к успеху».

«Наверняка, у многих из нас понятие «пионерский лагерь» связано с бурными положительными эмоциями детства, с чудесными событиями, с приобретёнными друзьями, приключениями и, самое важное, со свободой. Так называемая свобода, предоставляемая местом под названием лагерь, действительно ценится детьми: нет родителей, фактически весь день ты предоставлен сам себе, и можно осуществлять «целую кучу» проб всего, что в голову взбредёт. На самом деле свобода в лагере — это глубокая иллюзия.

Лагерь по сути своей — режимное учреждение (именно поэтому лагерями мы в том числе называем места тюремных заключений). Если тебе говорят, когда ты должен кушать, вставать и засыпать — это уже не свобода. Тем более, что фактически тебе приказывают, а за невыполнение — наказывают, принимают меры. Я не стану утверждать, что режим — это ужасно, режим — это хорошо. Он действительно помогает поддерживать нормальное функционирование структуры, он помогает приспосабливаться к ритмам жизни.

Плохо то, что режим тотален и его нельзя нарушить. Режим в большинстве случаев — основополагающая задача лагерей, под него всегда необходимо подстраиваться.

Если обращаться к примерам, то мы столкнулись с нехваткой времени на обсуждения, дискуссии, попытки создать текст. У детей есть желание разворачивать свои ответы, но на это требуется время, а режим время ограничивает, и дети с так и не сформулированными тезисами расходятся по корпусам… Для нашей работы это тупик: мы всё фиксируем, мысль, казалось бы, не теряем, но так называемый эмоциональный фон режимом прерывается. Страсти обсуждения приходится гасить, и возможность интенсивной работы во многих случаях устраняется.

Режим тотально задаёт и все мероприятия лагеря. Например, для наших образовательных занятий и волейбола возможно только одно и то же время. Потому что раньше сончас, а позже концерт. Стоите вы, напротив вас подросток, он не хочет пропускать сегодняшнюю дискуссию, ему есть что сказать и интересно узнать мнение ещё 12 детей. Но он вынужден уйти играть за отряд, так как, пропустив волейбол, он подставит команду. И такие случаи — не редкость, а они нарушают логику всей образовательной программы. Полина ЛЕЙБЦЕХ, тьютор: «Примечательно было то, что различные концерты и репетиции номеров развлекательных мероприятий стояли на первом месте. Например, дети из моего отряда хотели идти на занятия с тьюторами, они там эксперимент ставить должны были, но им запретили, потому что — репетиция. Обида читалась на лицах детей».

Ещё о запретах. Строго запрещён выход за территорию, существует список запрещённых продуктов, предлагается единое меню, никто ничего не выбирает. В общем, ограничений много, хотя их можно использовать и в своих целях (например, помочь формированию у детей понятий об истинной свободе и вседозволенности...). Данные факты ставят под сомнение форму, но пока не содержание.

Содержанию жизни в лагере во многих случаях мешает администрация. Руководители смен боятся отказаться от тех правил, которые господствуют на протяжении долгих лет: ведь они работают, и менять их— это риск. Некоторые лагеря позиционируют себя как образовательные, но не соответствуют этому названию. Как это противоречие выглядит на практике?

Например, вы — молодой психолог и полны идей, которые сделают детей более успешными, более социально умелыми. Вы пишете свою программу, вам нужно место в лагере, чтобы программу разворачивать, вы находите образовательный лагерь, в котором руководство говорит: «Да, мы ставим задачу проводить работу, способствующую личностному росту наших детей, и ваша программа нам подходит». Вроде бы, всё отлично, но с началом работы «отлично» и заканчивается.

Во-первых, вам нельзя будет задерживать детей; если дети опоздают на ужин или на отбой — поплатитесь и вы, и дети. Во-вторых, если у детей репетиция танца, то у танца — приоритет. В-третьих, если к вам ходит мало детей, вам скажут, что количество — это показатель качества. В-четвёртых, если у вашей деятельности с детьми нет видимого результата, вы столкнётесь с серьёзными претензиями администрации. При этом администрация со своей позиции права. И в таком случае вам придётся писать с детьми тексты, рисовать на досках, снимать всё на камеру или фотографировать. Чтобы доказывать: работа велась!

Следующая проблема связана с педагогическим коллективом. Точнее — с отсутствием необходимости организоваться в коллектив с педагогическими задачами. Если мы говорим про вожатых — то это во многих случаях люди, приехавшие отдыхать или веселиться. Их задача — организовать праздник, но не событие. Отдельный вопрос, что при этом празднуют. Но это требование администрации — проводить каждый день какое-то мероприятие, какой-то праздник, какой-то концерт. В общем, что-то на сцене. И это всегда первоочередная задача, выше всех образовательных. Вожатые любят праздники и не любят думать про образование — это мнение многих людей, попытавшихся организовать какие-либо образовательные процессы внутри наших типичных летних лагерей. Мало кто из вожатых пытается осмыслить свою деятельность в лагере, чтобы сделать её продуктивной.

С нашей точки зрения, самым объективным решением данных проблем будет организация равноправной площадки для коммуникации между исполнителями и администрацией. Предсезонная разработка всей смены, всего содержания смены, построение логики всей совместной практики. Принимать решения уже на смене, обсуждать вопросы режимов, концертов, спортивных мероприятий «в процессе» — это не конструктивно и не продуктивно.

Вообще, в наше время слова «проект» и «тьютор» стали просто модными, и под эти термины руководство разных летних лагерей старается подстроить смены. Делается всё, чтобы тьютор просто появился, а о специфических функциях и специфическом образовательном пространстве мало кто задумывается, да и времени слишком много эта перестройка занимает… Конечно, существуют лагеря, устройство которых позволяет реализовывать образование, причём это не значит, что там нет режима или «мероприятий»; просто там расставлены приоритеты, поставлены цели и есть люди. Отличительная черта таких лагерей заключается в том, что они изначально выстраивались как нечто образовательное. И администрация, и дети, и педагоги знают про то, чем они должны заниматься. Примерами могут послужить КЛШ, Школа практической философии и другие летние интенсивные школы. Там факт того, что дети летом будут учиться, не привязывается бантиком к основной программе, а регламентируется изначально.

Подведу итог. Если вы принимаете решение разворачивать образовательную практику в лагерях, которые обычно называют пионерскими, — проектируйте её. А когда проектируете — учитывайте все дефициты, которые могут проявиться: места, времени, кадров, понимания».