Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

«А2». Полёт нормальный

В квартале старых пятиэтажек на пр. Свободный, в одном из домов постройки годов 60-х, на самом последнем этаже офисного здания расположилась красноярская архитектурная проектная мастерская «А2». Переступаешь порог и попадаешь совершенно в другое измерение. Всё равно, что из сухой, жаркой пустыни — в оазис. Cветло, удобно, просторно, как на чистом листе формата «А2».

Именно красноярская «А2», а не какой-нибудь столичный архитектурный кооператив, стала первой негосударственной мастерской, о которой в 1991 году рассказал авторитетный журнал «Архитектура СССР». «Это было потрясающе! — генеральный директор мастерской Борис ШАТАЛОВ (на фото вверху) достаёт с полки и протягивает мне старый журнал. — Статья под названием «Машина марки А2». Здесь наши самые первые проекты, да ещё на двух языках!».

Поиски смыслов

Сегодня «А2» — это, конечно, совсем не то, что 24 года назад: тогда в штате мастерской было всего три архитектора. Теперь она — не «автомобиль» с небольшим числом пассажиров, а, можно сказать, современный многоместный лайнер, высоко летящий Аэробус. По левому борту — архитекторы, по правому — конструкторы, за ними — инженеры, электрики и т.д. Командир корабля — по-прежнему Борис Шаталов, но теперь уже почётный архитектор России, председатель правления Красноярской организации Союза архитекторов РФ. Средний возраст «членов экипажа» почти как у самого «лайнера» — 25 лет.

Знакомимся. Николай ДЯДЕЧКИН в «А2» всего год, архитектор второй категории, одновременно преподаёт в Институте архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.

— После института я успел поработать в разных мастерских, но именно здесь нашёл то, что искал, — рассказывает Николай. — Как сделать городской образ жизни более комфортным для человека, в том числе и с философской точки зрения? В этом плане в мастерской сделано уже немало. Например, проект «Город-река».

Речной фасад может многое сказать о городе, как лицо человека о его личности. Тенденция последних десятилетий в мире — санация береговой линии и поворот городов к рекам. Подобное и мы хотим сделать в Красноярске, чтобы река служила в первую очередь не предприятиям, а людям.

Николай показывает цветной эскиз. По обеим сторонам Енисея тянутся параллельно две красные линии — так вдоль реки изначально застраивался город. Перпендикулярно к ним идут несколько жёлтых линеек. «Вот эти перпендикуляры, — поясняет архитектор, — как раз и показывают, как можно развернуть город к набережной. Здесь должны концентрироваться рекреационные объекты инфраструктуры».

Философия новых микрорайонов

Другой проект «Город — мой дом», в частности, концепция микрорайона «СИТИ» в жилом массиве «Слобода весны» в Советском районе Красноярска — также представляет интерес своей новизной и… философией. Архитекторы изначально задаются вопросами: чего не хватает современным городам? Почему жизнь в историческом центре по-прежнему наиболее привлекательна? И приходят к неутешительному выводу.

Микрорайоны, как острова, омываемые бушующим океаном, предоставлены сами себе и практически необитаемы большую часть времени… Многоэтажная застройка микрорайонов враждебна людям, урбанистический пейзаж утомляет своей монотонностью, а масштаб подавляет индивидуальность… Микрорайон становится местом ночлега, он не интересен городу и самому себе (из описания проекта «Город — мой дом»).

Эскизный проект «Красноярск-Сити» реализует концепцию многоэтажного высотного домостроения. Но, можете не сомневаться, это будет принципиально новая среда обитания: Ледовый дворец, Аквапарк и торгово-досуговый центр спортивного плана; рекреационная зона — пешеходный бульвар, парковая зона, искусственный водоём, беговые и велосипедные дорожки, парк аттракционов… Красиво. Убедительно.

— Мы стараемся донести до общественности, своих коллег и застройщиков наши мысли о Красноярске, — продолжает Николай Дядечкин. — Хотим показать, по каким принципам и законам город должен развиваться, а по какому пути очень опасно идти.

— Например?

— Самая большая проблема всех крупных городов — разрастание, удлинение коммуникаций, в том числе транспортных и инженерных. С этим вообще мировая урбанистика борется.

— А мы?

— Если взять пример Красноярска, многие привлекательные инвестиционные проекты, которые продвигает власть, находятся на периферии, не уплотняя внутреннюю структуру города, не решая внутренних противоречий, таких как вынос промышленных неработающих предприятий за пределы центра города, как восстановление погибающих территорий и т.д.

В противовес такой реальности на базе мастерской «А2» в этом году состоялась защита двух интересных дипломных работ студентов ИАиД СФУ. Диплом Ивана РЯПОСОВА касался реконструкции территории комбайнового завода. Автор предлагал сделать эту территорию органичным продолжением исторического центра города и разместить на ней сеть жилых кварталов из 5–7-этажных домов, создав среду, удобную для жизни и комфортную для пешеходов.

Второй диплом (автор — Алёна ЧЕРНОПЛЕЧАЯ) тоже актуален — нацелен на создание интермодального транспортного узла в створе четвёртого моста. В одной точке города создаётся узел, откуда можно уехать на любом виде транспорта, будь то велосипед, автомобиль, автобус, трамвай, речное судно. Может быть, именно за такими проектами будущее?

На опережение

Есть в творческом портфеле мастерской «А2» интересные идеи, которые сегодня отчасти воспринимаются как фантастика.

— Мы рисуем в очень многих проектах эксплуатируемые крыши, и я считаю, что применение их в Сибири — это уже дело недалёкого будущего, — говорит гендиректор «А2» Борис Шаталов. — Чтобы на крышах были сады, эти крыши надо специально готовить. Нужны водоотводы, особые покрытия, соответствующие нашему климату. Я считаю, мы должны пытаться удлинять своё лето и не мешать людям, которые, например, готовы зимой ездить на велосипеде, тем более, что сейчас климат изменился, да и велосипеды с шипами выпускают.

Сейчас заканчиваем концепцию «Зелёная волна» — это проект центральной части микрорайона «Взлётка». Предлагаем создать трёхкилометровое общественное пространство от «Арены Север» и торгово-развлекательного центра «Планета» до острова Татышев. Безопасная и безбарьерная среда для пешеходов, велосипедистов и роллеров. Эту работу над проектом нам никто не оплачивает, но понимая важность и перспективность идеи, мы её продвигаем.

Концепт «Зелёная волна» предполагает разведение пешеходных и автомобильных потоков. На протяжении трёх километров они могут не встречаться: дважды пешеходы ныряют под дороги, и дважды дороги ныряют под парк. Нет ничего оригинального, но это работает. Если исключить возможность контакта человека с автомобилем, либо автомобиля с автомобилем, это поможет разгрузить улицы города.

Сейчас для нас объект № 1 — спортивно-тренировочный комплекс «Академия зимних видов спорта» в районе Николаевской сопки.

— Об этом многообещающем проекте олимпийского уровня сегодня много пишет пресса. Мне понравилась идея «дырявой» крыши: сквозь неё проходят деревья…

— Это просто рисунок, в указанном месте вообще нет деревьев, но нам никто не мешает под «дырявыми» крышами посадить ели. Когда дерево вырастет, оно эту крышу пройдёт насквозь. Мы уже выполнили проект спортивно-тренерского блока «Горный», рассчитанного на 280 горнолыжников. Сейчас приступаем к проектированию многофункционального спортивного центра «Сопка», строительство которого запланировано на следующий год.

ОБРАЗованные личности

Образ проектной мастерской создают яркие персоны, талантливые личности.

Несмотря на молодость, Артём ЭЛЛИ уже член Союза архитекторов России, участвовал в создании порядка 30 проектов «А2».

— Первая самостоятельная работа была, когда я учился на последнем курсе, — вспоминает Артём. — Мастерская разрабатывала проект 16-этажного дома на ул. 9 Мая. Нам поставили задачу придать дому нетривиальный внешний вид, который бы соответствовал статусу объекта и его месту. Помню, как мы с сокурсником перебрали массу вариантов. Днём занимались учёбой, а по вечерам делали наброски. Каждые два дня приходили в мастерскую и показывали результаты творчества генеральному. Мы уже и не надеялись на успех, как вдруг Борис Борисович нас похвалил и вынес нашу идею на коллективное обсуждение.

Все посмотрели и даже немного испугались — радикальное решение! Мы рискнули из обычного прямоугольного дома сделать круглый, получился этакий стеклянный полуцилиндр. Основную часть здания, выходящую на главную сторону, закруглили за счёт балконов. Семь лет назад, на фоне панельных многоэтажек 97-й серии, этот дом смотрелся оригинально, в нём, как в зеркале, отражались все краски улицы!

Борис Борисович тогда, несмотря на предупреждения по поводу удорожания и усложнения объекта, пошёл на риск, поддержал нас, «зелёных» студентов.

— Говорят, будущих архитекторов ещё со студенческой скамьи учат держать удар в случае неудачи, ведь не все идеи воплощаются…

— Скажу больше: иногда какие-то вещи мастерская делает, чтобы познакомить общественность с возможными решениями, показать, как могло бы быть. Помню, мы проектировали филиал краеведческого музея на ул. Калинина, где сейчас неблагополучная постиндустриальная среда. Проект должен был сработать как «Эффект Бильбао», когда объект культуры вносится в депрессивную среду, вызывает интерес к месту, а затем привлекает инвестиции и помогает этой среде развиться. Хотим, чтобы такие идеи не оставались только на бумаге…

Центр притяжения

На архитектурном сленге «магниты» — это центры притяжения: крупные общественные, культурные и торговые комплексы. Анастасия ШАРЫПОВА, получив диплом о высшем образовании в Новосибирске, приехала в Красноярск вовсе не для того, чтобы сходить в оперный театр, на Столбы или полюбоваться Енисеем. Магнитом стала …мастерская Шаталова. Четыре года назад свежеиспечённый дипломированный архитектор из всех предложений о работе выбрала именно «А2».

— Нашла сайт мастерской в Интернете, открыла рубрику «проекты» и… очень всё понравилось, загорелась и приехала, — рассказывает Настя. — Работа интересная и перспективная в плане собственного профессионального роста. И ещё важно, что здесь тёплая, комфортная атмосфера, дни рождения отмечаем, появление детей… Всё по-семейному.

Самые первые проекты, в которых я приняла участие, — жилой массив «Слобода весны» и исследование возможности размещения гаражей и парковок на территории Красноярска. Потом были спортивные объекты, общественные здания.

В данный момент работаю над жилым домом. Хочется, чтобы квартиры имели более гибкую планировочную и конструктивную схему, а их внутреннее пространство с течением жизни имело возможность выстраиваться под меняющийся образ жизни человека, рост семьи и т.д. Чтобы комфортными были не только квартиры, но и дворы.

Что есть красота?

Если следовать определению, то архитектура — это особое искусство создавать здания и сооружения по законам красоты. Однако как раз этого качества так не хватает новым объектам… Почему наш город остаётся невыразительным?

— Объектов, которые можно привести в пример, действительно немного,— выдержав паузу, отвечает Шаталов. — На мой взгляд, это ансамбль Театральной площади, здание мэрии, музей Ленина на Стрелке, Центральный стадион на острове Отдыха, здание Трансагентства на ул. Ленина — вот, пожалуй, и всё. Ну и конечно ЧЕРНЫШЕВ, ДРИЖЕНКО, СОКОЛОВСКИЙ…

Есть и другой аспект проблемы. Очень расстраивают результаты экспериментов над уже построенными много лет назад зданиями. То, что произошло с кинотеатром, который большинство красноярцев помнит, как «Совкино» (ул. Перенсона, 29), — яркий пример нелепого вмешательства в архитектуру прошлого. Прежде тут стоял кинотеатр, построенный по проекту С.Г. Дриженко в романтическом модерне, с лепниной… В середине 1950-х годов, борясь с излишествами, его начали перестраивать, и появился «Совкино» (один из авторов проекта — архитектор Ю.В. БОГОМЯГКОВ). Я сам ходил в этот кинотеатр, хорошо его помню, это был очень выразительный памятник уже своей эпохи — хороший ранний советский модерн. Для большого числа красноярцев — это кусок жизни и памяти. Когда его вырвали с корнем, то нас словно обокрали. Внутренне объект был очень цельный. Позднее сделали кинопарк «Пикра» с врезавшимся самолётом. Не сразу, но сжились с потерей, стали привыкать… Потом и это сломали. Я дома воспринимаю как людей и поэтому выступаю против переписывания истории без крайней нужды...

И мир посмотреть, и себя показать

— Два года назад в одном из интервью вы, Борис Борисович, сетовали на отсутствие в нашем городе архитектурных конкурсов...

— Ничего пока не изменилось. Практика их проведения чрезвычайно фрагментарна не только для Красноярска, но и для России в целом (одна из причин кроется в несовершенстве закона ФЗ-94, когда на первый план выходит стоимость объекта, а не его качество — прим. автора). Архитектурные конкурсы вообще для нашей страны экзотика, в то время как в мире — это обычное явление.

Нашему теперь уже миллионному городу, если он позиционирует себя как мегаполис, известный миру, строить по конкурсу просто необходимо. И не бояться участия знаменитостей и звёзд, в том числе и зарубежных.

— Похоже, «А2» не ждёт у моря погоды, а то и дело выходит со своими проектами на международный уровень…

— В 2009 году мастерская А2 вошла в шорт-лист по итогам Международного конкурса на проект школы танцев Мулен Руж в Париже. То есть мы были в числе 12-ти награждённых из 350 с лишним проектов и оказались самой успешной российской командой на этом конкурсе (arquitectum.com). Нам такое участие интересно как вызов, как возможность профессионально помечтать… Тематика бывает очень разной: от проекта «Домик для куклы» или «Музей Лошади» — до вертикального зоопарка в Буэнос-Айресе (2009). Мы точно знаем, что вертикальный зоопарк нам не закажут ни в Москве, ни в Находке, но это интересно!

Я молодым коллегам-архитекторам всегда говорю: «Если любите свою профессию и хотите сделать карьеру, должны самообразованием заниматься всегда!». Поэтому были у ребят командировки в Италию, во Францию — стараюсь дать им возможность и мир посмотреть, и себя показать.

Для людей, не для молекул…

— Архитектура делается для людей, а не для зверей или молекул воды, — убеждён руководитель мастерской. — Я коренной красноярец и воспринимаю этот город как собственный дом, а недостатки в нём — как ссадины на родном теле. «А2» ставит перед собой амбициозную задачу — только высокая, настоящая архитектура, с полётом творческой фантазии, с высочайшим качеством исполнения.

— И когда мастерской заказывали проект, который не вписывался по каким-то причинам в ваши представления?..

— Приходилось переубеждать, доказывать. Если не получалось, я считал это своим поражением, потому что победой было бы переубедить заказчика. Например, однажды нам поступил заказ: запроектировать мебельный шоу-рум. Мы предложили разместить объект под землёй, а наверху сохранить зелёную зону. Предусмотрели большой зенитный фонарь и оригинальный вход-«улитку», заманивающую в подземное «царство», ведь шоу-руму не нужны прозрачные витрины. Однако заказчик не согласился с нашими аргументами, и нам пришлось расстаться. Я никогда не проектировал то, что считал аморальным или неприемлемым.

Вера КИРИЧЕНКО