Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

Феномен Корбюзье и архитекторы будущего

Фантастически красивые «сады на крыше», «прозрачные» фасады, свободные пространства этажей — все эти когда-то новаторские приёмы выдающегося французского архитектора Ле КОРБЮЗЬЕ стали привычными чертами современного строительства.

Среди сегодняшних студентов СФУ — будущих архитекторов, к счастью, тоже встречаются те, кто не лишен смелости, упорства, оригинальности в воплощении своих замыслов.

— Бывало у нас такое, что ребята проектировали объекты, казалось бы, невозможные к реализации в обозримом будущем, — рассказывает кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектурного проектирования Института архитектуры и дизайна СФУ Александр Васильевич СЛАБУХА. — Например, мне запомнился проект интерьера космического корабля. Или «дом на воде». Но чтобы такое у нас осуществить, нужно всю оставшуюся жизнь посвятить продвижению идеи.

— Хорошо уже то, что в головах будущих архитекторов рождаются нестандартные решения. Образовательная среда тому благоприятствует?

— Сибирский федеральный университет даёт возможность нашим студентам выезжать, как правило, после каждого года обучения, на практику в ведущие проектные организации страны — чаще всего в Москву или Санкт-Петербург (правда, суточные составляют 50 рублей для студентов и 100 — для преподавателей). Зарубежные стажировки, к сожалению, не прописаны в учебных планах. Можно, конечно, путешествовать по городам и весям благодаря Интернету, не выезжая за пределы Красноярска, поддерживать знания и находиться на плаву, но это не навыки и не полное погружение в профессию…

Как выход — студентам читают лекции визит-профессора, в частности, приезжал к нам главный архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин. Есть и другая форма, которая получает всё большее распространение в современном образовательном российском пространстве. Я имею в виду наших коллег, переехавших на постоянное место жительства за рубеж. Так, кандидат искусствоведения доцент нашей кафедры Вера Борисовна РАКОВА вот уже несколько лет живёт в Бельгии, но ежегодно приезжает к нам для чтения нашим студентам разработанных ею специальных курсов по современному зарубежному искусству. Лучшего специалиста из самого центра европейской культуры мы не найдём, да и не ищем — рейтинг лекций доцента В.Б. Раковой среди студентов «побивает» все рекорды.

В свою очередь, наши преподаватели выезжали с лекциями в Америку, Англию, страны Европы. На протяжении многих лет у нас существует взаимообмен с Чешским техническим университетом. Как правило, ежегодно к нам два-три чешских студента приезжают на обучение, и мы своих в Прагу отправляем. В настоящее время на нашей кафедре приступает к двухгодичным исследованиям аспирантка Kinga Nędza-Sikoniowska. Она приехала в СФУ из Кракова (Польша) как победитель конкурса ERANET MUNDUS — нового международного проекта в сфере высшего образования. Она удостоена гранта Еврокомиссии на изучение темы «Проблемы формирования человека в пространстве советской архитектуры на примере сибирских городов». Это и наша победа, поскольку нами была разработана серьёзная программа предложений для научных региональных исследований Сибири, поддержанных Еврокомиссией.

— Обмен — дело хорошее, но ведь охвачены им единицы…

— В том-то и дело. Как раз для того, чтобы архитектор мог нести знания, культуру в массы, он сначала сам должен обогатиться. Это правофланговый в обществе! И желательно много путешествовать уже в студенческие годы, но далеко не каждый из ребят может себе это позволить. Вот и получается: на первых курсах, когда мы даём короткое задание (клаузуру), скажем, нарисовать скамью, студент рисует скамейку, которую видел в соседнем дворе.

Вообще архитектурное образование затратно как никакое другое, ведь для работы нам необходимо очень много расходных материалов, не говоря уже о красках, кистях, бумаге, мольбертах… Поэтому архитектурное образование сейчас особенно нуждается в хорошем государственном финансировании.

— Практикующие архитекторы говорят о кризисе в профессии из-за несовершенства нынешней системы архитектурного образования…

— Я думаю, что на высшем уровне всё-таки есть понимание проблем, поскольку в новых образовательных стандартах заложено много положительного. Допустим, в расчёте на студентов-архитекторов количество педагогов теперь идёт в пропорции 1 к 4, а раньше было 1 к 12. Однако есть, я считаю, и минусы: тенденция к сокращению количества часов для занятий студентов и педагогов в аудиториях.

Кризис в профессии в ближайшее время может быть отчасти обусловлен естественной сменой поколений. Например, Красноярск — один из немногих городов, пожалуй, единственный за Уралом, который имеет такое большое количество академиков архитектуры: Владимир Константинович ШАДРИН, Арэг Саркисович ДЕМИРХАНОВ, Виталий Владимирович ОРЕХОВ. Благодаря таким ярким личностям у нас есть потенциал для формирования полноценной региональной архитектурной школы, но эти люди уже в преклонном возрасте. Кто придёт на смену?

Хотя в краевом центре есть и известные мастерские, и архитекторы, которые много путешествуют, много видят и знают, стараются держать руку на пульсе общемировой архитектуры: Артур ПИЛИПЕНКО, Алексей МЯКОТА, Борис ШАТАЛОВ, братья Александр и Сергей ДОБРОЛЮБОВЫ и др. Уверен, что выход из кризиса в архитектурном образовании, да и в архитектурной практике — во взаимодействии вузовской школы и профессионального сообщества архитекторов.

— Российская система архитектурного образования перешла на уровневую систему подготовки — бакалавриат и магистратуру. Как это отразится на подготовке специалистов?

— Прежде архитекторов у нас готовили 6 лет. Теперь бакалавр обучается 5, а магистр в общей сложности 7 лет. Бакалавриат даёт возможность архитектору работать в качестве не только техника, но и проектировщика, который отвечает за свои решения. Это полноценное пятилетнее образование можно сравнить с тем, что было до реформы. Ступенчатая система имеет свои положительные черты, поскольку специалист ориентируется в последующем в профессии и сможет на очередном этапе направлять своё творчество в определённое русло. Например, поступив после бакалавриата в магистратуру на специальность «архитектура», он сможет уйти либо в градостроительство, либо в реставрацию, интерьер, дизайн и т.д. Кроме того, считается, что бакалавры должны получить больше технической подготовки, хотя гуманитарная, художественная составляющая, безусловно, остаётся.

Система двухуровневого образования направлена на то, чтобы наши выпускники имели возможность входить в международное пространство профессий, чтобы с российскими дипломами они могли работать в Европе, Америке и других регионах. Но есть тут противоречия: в разных странах собственные требования к безопасности, к нормативам, к условиям содержания (например, разная железнодорожная колея в России и на Западе) и т.п. Чтобы получить право работать и проектировать за рубежом, надо знать не только техническую сторону, но и законы, порядок оформления документов, нормы и требования, особенности конкретной страны.

— Отличаются ли архитекторы, которых вузы выпустили лет 15-20 назад, от тех, кто сегодня получает дипломы?

— Безусловно. В наши дни задачи архитектора гораздо шире, поскольку многообразно общество, в том числе и социально. И архитектору… сложно. Задачи разного масштаба. Поэтому мы ставим цель — выпускать архитектора-многостаночника, который способен предлагать разнообразные решения.

В этом нам помогают практикующие архитекторы. Последний кризис в экономике, кстати, помог нам привлечь ценных специалистов-производственников к преподаванию, хотя раньше мы ничем не могли их заманить в институт (зарплата оставляет желать лучшего…). Тем не менее, многие асы, начав обучать ребят мастерству проектирования, почувствовали интерес, вошли во вкус. Заслуженный архитектор РФ Нина Васильевна ПЕТРОВА, автор большого количества крупных комплексов и объектов в Красноярске (небоскрёб «КАТЭКНИИуголь», здание библиотеки СФУ, корпус Института нефти и газа), призналась мне, что, работая с молодёжью, она приводит в систему свои знания, получает энергетическую творческую подпитку. И таких преподавателей-практиков в институте порядка 70%! В своё время из проектных организаций к нам пришли и преподают профессор Валерий Иванович КРУШЛИНСКИЙ (из «Красноярскгражданпроекта»), доценты Анна Савельевна КОВРИГИНА, Валерий Васильевич ГРЕБЕШКОВ (с многолетним опытом работы главным архитектором города Железногорска), Борис Евгеньевич БЛИННИКОВ, Владимир Валерьевич МЕДИЕВСКИЙ (автор большого количества построенных в крае церквей) и многие другие.

Современных выпускников готовят специалисты, сами получившие образование годы и даже десятилетия назад. Но устаревшими их не назовешь. Суть профессии архитектора —увлекать заказчика проектными идеями обустройства будущего пространства для его жизни и деятельности. И возраст для архитектора — это плюс: богатство профессионального опыта, способность не следовать реалиям, а опережать их. Удивляет приятно, когда 80-летний профессор приносит студенту на занятия стопку современных модных журналов по архитектуре, ссылки из Интернета на информацию суперсовременных технологий, материалов и форм, используемых в современных постройках прогрессивных отечественных и западных архитекторов.

А вообще-то опытный профессор и начинающий студент — пусть и в разных «весовых» категориях, однозначно — соавторы. Работают в реальном времени. Они — современны, потому что творят современную архитектуру, такую разную. Ценность профессии архитектора — в многоликости.

— Какие темы сейчас реально интересуют студентов?

— Типология проектов очень широка. Было время, когда, например, у наших дизайнеров превалировали интерьеры ночных клубов, развлекательных учреждений… Мы ориентируем ребят на социально значимые направления. Особая тема для нас — архитектурные и градостроительные проекты для Севера. У нашего института — давняя профессиональная дружба с главным архитектором города Норильска; наши студенты выезжают на производственную и преддипломную практику в организации Норильска, другие поселения Приенисейского Севера — Игарку, Туруханск, посёлки Суринда и Ессей. Каждый год выпускники предлагают проекты с реализацией новых задач — дома-комплексы для северян, многофункциональные комплексы в экстремальных климатических условиях, другие интересные проекты.

Некоторые преподаватели считают, что список актуальных тем должны определять они сами, поскольку просчитывают актуальность, востребованность и возможность через ту или иную тему студенту-выпускнику проявить свои знания и навыки в качестве выпускной квалификационной работы. Но на самом деле подбор тем осуществляется по-разному: и преподаватели предлагают, и студенты, а бывает и так, что приходит условный заказчик со стороны и хочет, чтобы его интересы были реализованы, пусть даже хотя бы в студенческом проекте. Таким образом, в выборе тем мы сохраняем «полицентричность».

А вообще практически все темы дипломных проектов —остро социальны. Сами студенты к концу обучения становятся людьми с устоявшейся гражданской позицией. Ведь в природе профессии архитектора заложена общественная востребованность, польза.

— Какие российские архитектурные школы считаются сегодня наиболее сильными и на чём они держатся?

— На профессионалах-педагогах и на поддержке власти. Бесспорно, продвинуты архитектурные школы Екатеринбурга, Самары, в том числе, с позиций последних требований к современной архитектуре. Но даже и в новой архитектуре этих городов есть ошибки, и нельзя сказать, что там полностью удовлетворяют позитивные требования к архитектуре. Конечно, вне конкуренции Москва, Санкт-Петербург — это объясняется и историческими предпосылками, опытом, окружающей профессиональной средой… Если говорить о Красноярске, то он в последнее время более активно развивается благодаря активизации строительной отрасли по сравнению с большинством сибирских городов.

— Какие качества необходимы сегодня выпускнику-архитектору, чтобы встать на ноги?

— Связи — в меньшей степени, в профессии роль играют желание, талант, но ещё в большей — упорство. Есть таланты, которым, как певцам или артистам, нужны продюсеры (это, кстати, и к некоторым преподавателям относится). Ноу-хау нашей кафедры в том, что мы разработали портфолио для выпускника, чтобы облегчить его вхождение в профессиональное сообщество, в том числе и в мировом пространстве. Фиксируется всё значимое, что наработано студентом за время обучения, и он уже выходит из стен вуза не с пустыми руками, а с альбомом, где отражены его лучшие творческие проекты, рисунки. С наработанным багажом легче устроиться в профессии. И ребят мы убеждаем: архитектор должен уметь представить себя. В обязательном порядке все наши выпускники показывают такой альбом комиссии на защите дипломного проекта.

— Существуют ли при Институте архитектуры и дизайна СФУ малые архитектурные предприятия или мастерские, реально работающие под заказ? И нужно ли это в стенах вуза?

— Был результативный опыт, но в последнее десятилетие эта форма у нас «пробуксовывает». Вероятно, для неё у нас пока «не созрела» объективная ситуация.

— Существуют научные школы математиков, физиков, химиков и т.д. А что можете сказать об архитекторах?

— Научные школы, как правило, определяют новые направления. У нас, если следовать принятым официальным данным, научной архитектурной школы нет. Однако фактически есть направления, которые активно развиваются. С другой стороны, существует стереотип, что в архитектуре вообще не существует науки. Например, в архитектуре нет званий кандидата или доктора архитектурных наук, а просто: кандидат архитектуры либо доктор архитектуры. Но в случае, если вокруг какого-то видного специалиста формируется круг единомышленников, серьёзно и глубоко изучающих конкретную проблему, то, я думаю, справедливо было бы считать, что научная школа имеет место быть. У нас есть такие благодатные научные темы, как «История архитектуры Сибири», «Исследование опыта охраны историко-архитектурного наследия и реставрации», «Региональные особенности сибирского градостроения», «Специфика сибирского дома». В этом направлении наши признанные исследователи работают не одно десятилетие, защищают диссертации, издают монографии. Хочется уточнить, что все научные и педагогические архитектурные силы города Красноярска нам удалось объединить вокруг и даже внутри нашего института.

Кстати, в профессиональном сообществе практикующих архитекторов уважение к научному знанию нарастает. Есть примеры когда в архитектурную науку приходят специалисты с многолетним практическим опытом, даже действующие главные архитекторы крупных городов: становятся соискателями учёной степени, чтобы изложить собственный взгляд на решение проблем в современной архитектурной теории и градостроительной практике.

Хочется верить, что у нашей архитектурной школы результаты — заметные. В следующем 2013 году будем подводить некоторые итоги 40-летней образовательной деятельности — подготовка специалистов с высшим архитектурным образованием в Красноярске начата в 1973 году. Пора давать отчёт.

Наталья КУЗНЕЦОВА