Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

В поисках виноватого

Вот уже два года в Красноярске не видно выпусков «Красивого берега». А журнал был отличный: великолепная полиграфия, масса иллюстраций, высокий уровень обсуждения, исторический и мировой контекст. Выходил он благодаря усилиям одного человека — Галины ДМИТРИЕВОЙ, редактора, менеджера, журналиста — всё в одном лице.

Году в 2007-м ей пришла в голову мысль, что градостроительство — самая благодатная тема. Волнует всех и всегда. Потому что, скажем, образование интересно вам, пока дети подрастают. Здравоохранение, пока вы молоды и активны, вообще до лампочки… А в градостроительстве сходятся кровные интересы всех.

Именно Галине Дмитриевой мы и отвели роль собирательного красноярца, способного выразить «общественное мнение». Какой он — наш город, от кого зависит его благополучие и что мешает ему быть лучше?

Что мешает? Причин можно назвать сколько угодно. Как говорится, плохому танцору всегда что-нибудь мешает… Так и вижу, как после этой фразы архитекторы, все как один, оскорблённо встрепенулись. И напрасно. Здесь не только они танцоры — здесь их много. Точнее сказать — НАС много. И каждый внёс в то, что мы сейчас имеем, свою посильную лепту: кто-то безудержную алчность, кто-то циничную беспринципность, а кто-то рабскую бессловесность. И абсолютное большинство — равнодушие и бездействие. И всё же, как ни крути, а с профессионалов всегда особый спрос.

Красноярску повезло — его окружают удивительной красоты ландшафты. Ими не устают восхищаться все, кто к нам приезжает. А вот об архитектуре или молчат, или ругают. Нет, исторический центр, включая постройки последних «застойных» лет, тоже хвалят. А вот новые… И собственно, не столько архитектура не устраивает критиков (в этом плане знатоков и ценителей среди горожан можно по пальцам перечесть), а то, где и как здания размещаются.

На вопрос «кто виноват» ответ находится быстро — разумеется, архитекторы! Кто же ещё? Помню, ехала как-то со своим одноклассником по Взлётке, и он говорит: «И кто всё это понастроил? Демирханов, что ли?». Услышав такое неожиданное предположение, сразу внятно и ответить не смогла, промямлив что-то вроде: «Почему же только он? В Красноярске много архитекторов». «Много — и ни одного толкового?» — продолжил допрос мой спутник. Что на это можно было возразить, стоя в дорожной пробке в середине рабочего дня на одной из недавно построенных улиц?

Архитекторы в той или иной степени были зависимы от заказчика всегда, но сегодня они оказались просто между молотом и наковальней. С одной стороны, заказчик и власть, а с другой — городское сообщество, которому нет дела до того, что с заказчиком архитектору спорить сложно, потому как именно он за всё и платит. А с властью и вовсе спорить нельзя. Здесь всё понятно.

Непонятно другое — на что архитекторам обижаться? Всякий раз без боя «сдавая» бизнесу городское сообщество, вправе ли они ожидать от него восторженных о себе отзывов?

Что-то я не припомню случая, чтобы архитекторы в спорах общественности с бизнесом или властью приняли сторону горожан. Недавний пример — гостиница на Театральной площади. Горожане говорят «нет», а архитекторы (в абсолютном большинстве согласные с горожанами) на градостроительном совете, потупив взгляд, говорят «да». И при этом не дают никакой внятной аргументации, обосновывая свою позицию лишь бесспорным утверждением, что Красноярску нужна пятизвёздочная гостиница, которую, понятно, в поселке Шинников не поставишь.

Но и горожане, подобно известному герою сатирической пьесы, сидят и ждут, что кто-то придёт и «сделает им красиво». При этом они не берут в расчёт, что у того, кто придёт, будут свои интересы. Архитекторы тоже ждут. Ждут, что власть (в лице мэра, губернатора, президента…) избавит их от унизительной зависимости, разрушающей неповторимое творческое «я», без которого нет художника. Зависимости, вынуждающей, к тому же, задавить в себе чувство гражданской ответственности. И первое, и второе во все времена давало людям этой профессии не только материальное благополучие, но и уважение в обществе. Сегодня и то, и другое весьма сомнительно, или же вовсе отсутствует. Одна моя знакомая, архитектор, как-то сказала, что в последнее время не рискует в незнакомой компании признаваться, кем работает, — настолько негативной и единодушной бывает реакция.

Но как такое можно было допустить? Ведь если у горожан при отсутствии поддержки профессионалов не много шансов отстоять свои интересы, то с архитекторами дело обстоит иначе. У них для защиты есть собственная общественная организация. Так почему бы её не использовать в борьбе за права своего цеха? Для защиты достоинства профессионала и гражданина? И почему бы не стремиться к тем возвышенным, но вполне достижимым целям, которые так хорошо прописаны во втором разделе Устава Союза архитекторов России? Вот точная цитата двух первых пунктов:

2.1. Целями Союза являются:

— формирование полноценной среды жизнедеятельности граждан Российской Федерации, содействие сохранению архитектурного и историко-культурного наследия России;

— защита общества от непрофессиональных действий в области архитектуры и градостроительства…

Ну и где, скажите, у нас «формирование полноценной среды»? Где «защита от непрофессиональных действий»? Однажды иду вдоль дома в новом районе, а тротуар вдруг резко обрывается. И продолжается ниже на метр, а то и более. И никакого ограждения, никаких ступенек. А если темно? Ведь когда человек идёт по тротуару вполне современного города, таких подвохов он не ожидает. Конечно, скорее всего, архитектор здесь и рядом не стоял. Но кого вспомнит переломавший ноги бедолага, никем не защищённый «от непрофессиональных действий» при формировании «среды жизнедеятельности»? И, по большому счёту, будет прав.

Вообще, так называемое благоустройство — особая песня в нашем городе. Сплошная самодеятельность! И это при наличии двух мощных творческих сообществ, похвалиться которыми может далеко не каждый сибирский город — архитекторы и художники. Тем не менее, почему-то у нас забывается, что в городской среде нет и не может быть мелочей, не требующих профессионального подхода. Например, каким бы замечательным и суперсовременным не спроектировал архитектор здание, побелите в непосредственной близости от него бордюры и деревья, и неизбежно получите глухую провинцию с претензией на столичность. И вообще это какая-то лагерная эстетика...

К сожалению, таких примеров в Красноярске более чем достаточно. У нас, допустим, ничего не стоит полностью закрыть достойный фасад каким-нибудь транспарантом с изображением толстяка в белом колпаке и многообещающей надписью «обед в полцены». Можно поставить дорогущую «похищенную Европу», окружив её непредусмотренными скульптором шашлычными и годами терпеть рядом облезлый фасад здания под вывеской «Планета Красноярск», дополненной двусмысленной и прямо-таки провокационной надписью «продаётся». С фасадом, конечно, всё понятно. Но уж «Планета Красноярск продаётся» — это, извините, перебор. Даже как-то неловко от такой откровенности…

Говорить о проблемах формирования городской среды можно бесконечно. Можно искать и находить виноватых, шаг за шагом раскрывая действие механизма, загнавшего город в тупик трудноразрешимых проблем. Но есть ли в том смысл? Тем более беря во внимание, что механизм этот приводится в действие именно нашим
бездействием.

Недавно по необходимости углубившись в изучение истории Красноярска, с изумлением обнаружила в позапрошлом веке то самое гражданское общество, о котором сегодня так много говорят. Тогда же о нём особо не распространялись, да и «гражданских ассамблей» по указу сверху не созывали. Тем не менее, почти все общественные здания, и сегодня украшающие город, построены по инициативе горожан, сплочённых без какого-либо принуждения со стороны городского головы или губернатора. И без участия бюджета — исключительно частный капитал на пару с общественной инициативой. При этом никаких конфликтов, протестов, требований отменить и запретить, как, впрочем, и неудовольствий деятельностью архитекторов в источниках информации отыскать не удалось. Отчего бы это?

СФ