Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2012

Смотрите и восхищайтесь

Если посмотреть на актуальные исследования и мировые награды в области архитектуры, можно выделить несколько тенденций развития зодчества на сегодня. Это — гонка за высотой и оригинальностью в небоскрёбостроении. Экономичная по отношению к природным ресурсам эко-архитектура. Применение высоких технологий, обеспечивающих архитекторам вседозволенность (пожалуй, сегодня невозможно построить что-либо в пределах Земли только на дне Марианской впадины). Создание интерактивных домов, играющих с человеком. Уподобление зданий органическим формам и бережное отношение к архитектуре прошлого.

Здравствуй, облако!

Эффектные высотные здания всегда легко добивались расположения у своих наблюдателей. Если не погружаться слишком глубоко — в готическое время, — можно сказать, что бум высотного строительства начался с конца XIX века. Достаточно вспомнить Эйфелеву башню, ознаменовавшую триумф железа в строительстве. В конце того же самого XIX века архитектор Луис САЛЛИВЕН своими высотными зданиями в Чикаго проторил дорожку современным небоскрёбам. С тех пор, пожалуй, высотное строительство практически не останавливалось. Многоэтажными насестами для людей сначала оброс Манхэттен, а затем и многие другие улицы городов по всему миру. Сегодня районы с небоскрёбами можно найти и в Стамбуле, и в Сеуле, и в Москве, и во многих других городах мира. Лидером высотного строительства является Гонконг, а лидером в области дизайнерского решения для многоэтажек, пожалуй, выступает Дубай. В целом, ведущие архитекторы мира единогласно отмечают, что сегодня центр по возведению небесных скребков переместился на восток — в Китай, Арабские Эмираты, даже в Индию.

Если технологии, позволяющие высоко строить, появились ещё в конце прошлого века, то спустя столетие определились новые горизонты для экспериментов с высотками. Их изгибают в сложные кривые, уподобляют антропоморфным и органическим формам и, конечно же, соревнуются в этажности и высотности зданий. Кроме того, в тренде создание многофункциональных небоскрёбов, которые одновременно являются и офисным зданием, и отелем, и средоточием роскошных апартаментов, и торговым центром. Плюс ко всему — примыкающий мост.

Штаб-квартира Aldar, Абу-Даби

Штаб-квартира Aldar, Абу-Даби

Примеров креативного решения современных небоскрёбов более чем достаточно, остановимся на некоторых из них, созданных «звёздами» мировой архитектуры, лауреатами Притцкеровской премии — аналога Нобелевской.

Если говорить об уподоблении зданий живым формам, то здесь стоит упомянуть практически воплощённую в архитектурной форме скульптуру испанского мастера Сантьяго КАЛАТРАВЫ — небоскрёб «Скрученный торс» (построен в 2005 году, высота — 190 метров, самый высокий небоскрёб в Скандинавии). При строительстве высотки крайне важно, как она будет соединяться с землёй и уходить в небеса.

Обычно небоскрёбы — это устойчивые колонны, поддерживающие небо, а в произведении С. Калатравы — это спираль, штопор, бур, спускающийся с неба. Кроме того, форма небоскрёба навеяна скульптурой самого мастера, воспроизводящего в мощном порыве разворачивающийся атлетический торс, так что люди, живущие в роскошных апартаментах этого здания — как микробы на теле огромного гиганта, совершающего динамичный прорыв к небесам.

В продолжение экспрессивных антропоморфных движений в архитектуре можно упомянуть проект «Танцующие башни» Захи ХАДИД — три небоскрёба, высотой приблизительно 350 метров, имитирующих танцевальные па. Пока всё это находится на стадии проекта и не совсем ясно, почему зданий именно три — не идёт ли речь о любовном треугольнике? В любом случае, как всегда это случается с башнями, — танец посвящён небесам.

Наверняка многие уже успели побывать в Испании и, в частности, в Барселоне, где смогли рассмотреть современный шедевр архитектуры — башню Торре Агбар знаменитого французского мастера Жана НУВЕЛЯ. Облик башни навеян водной стихией, что неслучайно, так как там расположено управление городским водоснабжением. Ночью здание, покрытие которого состоит из светодиодных панелей, переливается всеми цветами радуги, превращаясь из офисной в эстетическую достопримечательность. Что важно, сооружение крайне гармонично сочетается с окружающим пространством; в данном случае по-другому и быть не могло, поскольку по высотности небоскрёб соперничает с главной гордостью Барселоны — собором Саграда Фамилия архитектора Антонио ГАУДИ. Он практически заложил основы современной биоморфной архитектуры, поэтому башня Ж. Нувеля может только выступать модернизированным оммажем творению Гауди. Кроме того, здание аккуратно вписывается и в горное окружение, обнимающее Барселону, т.е. благополучно имитирует природное творение.

Осколок

Осколок

В русле имитационной традиции выстроен и самый высокий небоскрёб в Европе «Осколок» (высота 310 метров, открыт в 2012 году) архитектора Ренцо ПЬЯНО, соавтора Центра Жоржа Помпиду в Париже — главного сооружения в стиле хай-тек XX века. Небоскрёб находится в Лондоне на берегу Темзы и явно имеет более агрессивный прототип, чем романтичные танцы или вода: название подсказывает, что за основу взят осколок стекла, видимо, упавший с небес, этакая угрожающая большая градина, оказавшаяся на земле в роковом 2012 году. В принципе понятно, что многим лондонцам небоскрёб отнюдь не симпатичен.

Ворота столицы

Ворота столицы

Конечно, история про небоскрёбы не обойдётся без упоминания Арабских Эмиратов, которые может быть пока что и не находятся на первом месте по количеству высотных зданий, но очевидно, что концентрация наиболее оригинальных и амбициозных зданий наблюдается именно там. Во-первых, эта страна на данный момент является победителем в гонке высот — в Дубае расположен самый высокий небоскрёб в мире — «Бурж Халифа» высотой 828 метров, на котором примерно после сотого этажа можно наблюдать строение облаков. Во-вторых, здесь же находится башня «Ворота столицы», которая имеет самое большое отклонение от центральной оси в мире и потому называется «падающая башня», оспаривая славу Пизанской, так как наклон её больше, чем у Пизанской, в 4 раза. А офис главной архитектурной компании Aldar, которая работает в Арабских Эмиратах, вообще располагается в круглом небоскрёбе.

Тенденция ввязываться в гонки за высотность привлекает отнюдь не всех. Один из самых влиятельных архитекторов начала XXI века Рем КОЛХАС, деконструктивист, наоборот, решил нарушить стереотипное представление о небоскрёбах и поступил со своими башнями-близнецами примерно как с конструктором-змейкой, соединив снизу и сверху в «квадратное кольцо» — Штаб-квартира центрального китайского телевидения в Пекине (на фото внизу). По его словам, стеклянная и местами прозрачная облицовка здания должны служить символом доступности и понятности информации, которая льётся с китайского телевидения на людей.

Архитектура экологического сознания

Другая очевидная тенденция в мире — всё возрастающее экологическое сознание людей, которые и сами не желают жить в «газовой камере городов», и потомкам своим не желают. Всё больше людей готовы тщательно сберегать и экономить ограниченные земные ресурсы. Поэтому тренд возводить экологически чистые и экономичные здания особенно актуален. Более того, он уже успел довести до раздражения многих звёздных архитекторов, так как зачастую эксперты в области современного градостоительства оценивают не столько эстетические качества и новаторство здания, сколько его экологичность.

На сегодняшний день известно множество способов обустроить здание в согласии с природой. Фасад можно засадить деревьями, чтобы дать жителям постоянный доступ к кислороду. На крыше расположить ветряную электростанцию или облицевать здание солнечными батареями, что обеспечит его электроэнергией (современные технологии позволяют сделать так, чтобы от солнечных батарей в здании могло спокойно работать более тысячи компьютеров).

Cor-building

Cor-building

На крыше Cor-building

На крыше Cor-building

Грамотное распределение стекла рассчитано на максимальное использование возможностей светового дня, что сокращает потребление электроэнергии в офисах и домах. Установка кондиционеров крайне не в моде, — они загрязняют атмосферу и вообще лишают воздух природной чистоты, поэтому принято разрабатывать специальные вентиляционные системы с учётом климатических условий местности. Водоснабжение в таких постройках устроено крайне бережно по отношению к водным ресурсам (прогноз остаться без запасов пресной воды к 2025 году пугает всех). Так, воду принято использовать, как минимум, два раза: сначала чистую для самых важных вещей, а для менее значимых дел повторно грязную воду. В соответствии с этими принципами построен жилой дом «COR building» в Майами.

В Милане же известен пример дома, который позволяет жить в городе так, как будто в лесу — на всех балконах «Bosco verticale» (на фото внизу) высажены деревья, круглосуточно обеспечивающие чистым воздухом своих жителей.

Сегодня можно всё

Если раньше нельзя было рассчитать технологию создания искривлённых зданий и пространств, то сегодня с помощью компьютеров стало возможным создание кривых зданий любой сложности. А современные технологии — податливый бетон, позволяющий создавать скульптурные формы в архитектуре. Прочнейшая фольга, которой можно покрыть искривлённые поверхности любой сложности, прочнейшее железо, обеспечивающее поддержку и т.п. — позволяют воплощать в реальность самые невероятные проекты.

Точкой отсчёта подобной «вседозволенности» в архитектуре считается здание Музея Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка ГЭРИ, который впервые рассчитал с помощью компьютерных технологий систему строительства гигантской биоморфной структуры, напоминающей бутон огромного цветка. А воплотил он свой проект с помощью податливых и гибких титановых пластин, которые обычно используются для создания ракет и космической техники.

А для встречи XXI века был создан самый огромный в диаметре купол на Земле — Купол Тысячелетия в Гринвиче, созданный архитектором Ричардом РОДЖЕРСОМ. Диаметр купола — 365 метров, что соответствует количеству дней в году. Он создан из нетканого стекловолокна и покрыт тефлоном, что, кстати, также отвечает современным экологическим требованиям. Здание известно не только своими грандиозными размерами, но и вызывающей нефункциональностью: существенные финансы были потрачены на то, чтобы главы мировых стран могли встретить здесь новое тысячелетие, проще говоря, отпраздновать Новый год, видимо, вдохновляясь великими делами, которым предстоит случиться в будущем столетии. После этого торжества зданию долго не могли найти применение, а теперь стараются использовать в туристических целях.

Дом-собеседник

Можно упомянуть и несколько менее заметных, но важных тенденций. Во-первых, многие современные здания становятся «интеллектуальными» и приятными «собеседниками», идут на контакт с человеком. Понятное дело, «умным» домом, где свет выключается по мановению руки, а кофеварка практически сама приносит кофе в постель, уже никого не удивишь. Возможности двухстороннего общения здания и человека всё время расширяются. Так, например, в этом преуспел голландский архитектор Ларс СПЕЙБРУК. Один из самых впечатляющих его проектов — музей звука в Роттердаме.

По словам самого архитектора, однажды он не мог заснуть, потому что ему мешал назойливо гудящий над ухом комар. Из-за того, что ему пришлось следить за движениями комара, он изобрёл систему, по которой здание будет общаться с человеком. В итоге его слизнеобразный по форме музей подстраивается под биологические ритмы зрителя — под ритм шагов, биение сердца, дыхание, разговор и реагирует на это различными звуками. Такими темпами дома вскоре начнут сами выселять назойливых жителей, например, за громкую музыку после 23:00.

В связи с возрастом городов возникают всё большие проблемы в отношениях с прошлым архитектурным наследием. Действительно, где и как строить новые здания, если в мегаполисах, где сосредоточена деловая жизнь, уже всё застроено творениями, относящимися к разряду неприкосновенного культурного наследия? Выкручиваются из этих ситуаций по-разному. Иногда строят посреди старых кварталов новаторские здания, попросту обтекающие постройки прошлого. В других случаях прошлое заявляет о себе ностальгически, становясь поводом к архитектурным фантазиям.

Так, в 2012 году ту самую Притцкеровскую премию получил китайский архитектор Ван ШУ, который лишь слегка, но напоминает о прошлом своими авангардными постройками. Так, его музей современных искусств в Нинбо (Китай, на фото внизу) подозрительно похож на средневековую крепость, при этом ни одним своим элементом напрямую ею не являясь.

Поскольку, как свидетельствует современное состояние развития архитектуры, для строительства на Земле сегодня нет ничего невозможного, а строить в принципе-то негде (хотя уже научились строить даже под водой) — вероятно, в будущем стоит ждать начала строительства в космосе. Хотя пока в этой области человечество способно лишь на создание домашних интерьеров, удобных не только в качестве офиса и спальни, но и для парения в невесомости.

Александра СЕМЁНОВА