Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2012

Книжный червь

«Зачем тебе в библиотеку?» — удивлённо спрашивает сестра, которая в этом году сдаёт выпускные экзамены в школе. В руках у неё электронная книга, где открыта «Моя жизнь в искусстве» К. Станиславского. В эпоху гаджетов и электронных носителей информации, возможно, останется совсем малое число библиотек — для хранения бумажных книжек. Станут ли они молчаливым подобием музеев, или у библиотек есть более привлекательные исторические перспективы?

«В те далекие времена, когда рефераты писались от руки, биб­лиотека была кладезем знаний. Без неё нельзя было полноценно учиться. Весь первый курс мы просидели в библиотеке, конспектируя труды ПРОППА — одна книжка на весь поток. «Интернетов» в начале 2000-х не существовало», — делится Анна ТРАПЕЗНИКОВА, кандидат филологических наук.

Сегодня, конечно, многие библиотеки Красноярска оснащены как минимум компьютерами. Вайфай, бесплатный Интернет, доступ к международным электронным базам данных, разветвлённый каталог книг, оцифровка литературы — всё это есть в крупных учреждениях. Частью современных библиотек стала и интерактивность. Например, у самой большой библиотеки края, краевой научной, разветвлённый сайт и, что удобно, электронная база данных, в которой книги, аудио- и видеоисточники органично увязаны.

Мультиформатная медиасреда — часть современного мира. Если я, например, ищу книгу о Гарри Поттере, мне автоматически предлагают к текстам фильмы и волшебные монографии. Библиотекари «краевушки» (как они сами говорят) активно ведут блог в «Живом журнале», где анонсируют книжные и около книжные мероприятия, рассказывают о новых поступлениях и опыте продвинутых библиотеках мира. А погулять по читальным залам, не выходя из дома, можно, например, на сайте биб­лиотеки СФУ — виртуальный тур в помощь.

Но несмотря на эти позитивные моменты, людей в читальных залах часто просто нет. А многие молодые учёные жалуются, что в библиотеках попросту нет нужной литературы.

Где вы этого понабрались

Одна из главных задач современных библиотек — комплектование фондов, пополнение стеллажей новыми книгами. Здесь свой непростой алгоритм. Например, у Красноярской краевой научной библиотеки есть минимум четыре источника книжного прихода. Прежде чем купить книжки, специальный отдел просматривает сайты издательств, профессиональную прессу — «Книжное обозрение», «Книжное дело», «Университетскую книгу», «Книжную индустрию» и др., прорабатывает прайс-лист и каталоги издательств, делает прогнозы на спрос той или иной книги. Плюс есть практика бесплатных рассылок различными фондами, издательствами, литературными премиями. Например, с КРЯКК краевая библиотека получает весь спектр литературы, которая представлена на ярмарке. И это, конечно, очень качественное вливание в библиотечный фонд.

Особо приятный пункт пополнения — дары. Люди охотно несут литературу из домашней библиотеки или вообще целые библиотеки — если при переезде в другой город не удаётся арендовать грузовик. Попадают в краевой фонд и особенные коллекции: это, например, грампластинки из Минусинска, библиотека книг по геологии красноярского учёного Вячеслава БОГАЦКОГО, собрание краеведа Ивана ЦЕЛИЩЕВА. Но, как ни крути, даже в краевой найдётся не всё. Причины на то есть.

«Проблема комплектования библиотеки сегодня во многом заключается даже не в нехватке средств, но в отсутствии новых книг в достаточном количестве, — грустно комментирует ситуацию заместитель директора по биб­лиотечной работе Владимир ЛУЗАН. — Тиражи книг ежегодно сокращаются, среднее число по России — примерно 5 тыс. экземпляров. В то время как по всей стране общедоступных биб­лиотек — около 40 тыс. То есть не больше 20% библиотек могут получить новые книги. Поэтому очень многое мы физически не можем купить. В первую очередь это касается университетских изданий, потому что научные труды вообще выпускают тиражом в несколько сотен книг, и они, как правило, оседают в стенах вузов».

Библиотека на диване

В 2012 году РИА Новости с помощью экспертов выделили 10 трендов библиотек будущего. Один из них гласил, что библиотеки должны стать центром локальной культуры. В эпоху глобализации библиотеки могут взять на себя роль «хранилища» местной истории, культуры и национального языка, не говоря уже об образовательных функциях.

В этом смысле бесспорное достояние нашей краевой научной библиотеки — отдел краеведческой информации. Это настоящий кладезь, потому что здесь найдется всё: от истории, архитектуры, мемуаристки о Сибири до газетных и журнальных подшивок.

Библиотека доказывает, что Красноярск, Енисейск, Дудинка и ещё десятки населённых пунктов — не просто точки на карте, места, где можно временно пожить, а потом уехать «в Москву! В Москву!», но уникальная в культурологическом и историческом планах территория. Только в школе нам об этом говорят скучно, а в вузах редко напоминают приезжие профессоры — филологи, антропологи и историки. Всякий раз, когда я попадала в этот отдел, он был почти или совсем пуст.

«Привить интерес молодым к истории России и края сложно, — считает Владимир Лузан. — Сколько уроков краеведения ни вводи в школах, наши ученики и студенты знать её не будут. Нужно некое общественное решение в заинтересованности такого рода знаниями, необходимо, чтобы сами люди внутренне не согласились оставаться в забвении. Уже сегодня модно знать не только Бангкок, но и Красноярск. Но для этого каждый должен начать с себя».

Погуляв по сайту библиотеки, я наткнулась на любопытную виртуальную службу «Скорая помощь библиографа-краеведа». Суть в том, что тебе, ленивому и теряющемуся в сотнях каталожных карточек, могут найти подходящую информацию по заинтересовавшей теме. Стоит лишь отправить тематический запрос на е-мэйл или связаться с библиотекарем по скайпу. Давно мечтавшая найти литературу по «деревянному» Красноярску и Томску, я поэкс­периментировала и отправила свой архитектурно-исторический запрос. Приятно было увидеть утром в почте тщательный перечень нужной литературы из 40 книг и публикаций.

Публичная библиотека в Сиэтле — 11-этажное здание из стекла и стали в центре города

Публичная библиотека в Сиэтле — 11-этажное здание из стекла и стали в центре города

Оцифрованная реальность

На рабочем столе у меня есть «Корабль дураков» БРАНТА — с потрёпанными краями старая книга на английском языке; «Работы Галилео ГАЛИЛЕЯ» 1623 года, с рисунками и чертежами великого учёного; «Одежды Сога» — иллюстрированные рукописи или напечатанные вручную книги и свитки, созданные в Японии в 17 веке. Нет, ничего редкого из библиотеки я не утащила. Всё это в PDF-переплёте.

Проекты оцифровки и систематизации библиотечного контента развиваются во всём мире. Всё редкое в моём компьютере — честно и законно скачано с сайта Всемирной библиотеки Конгресса, которая официально работает с 2009 года и к которой уже присоединилась Российская национальная библиотека и другие книгохранилища и архивы различных стран. Сегодня развивается много подобных проектов, это позволяет надеяться, что скоро появятся высококвалифицированные хранилища информации с бОльшей частью мирового библиотечного фонда. Если удастся решить одну проблему.

«Самое большое преимущество оцифрованных архивов — в общедоступности, — считает Владимир Лузан. — Для того чтобы получить старинный экземпляр книги 15 века, не нужно ждать три месяца, пока копия этой книги придёт из библиотеки Берлина, например. Поэтому хорошо, что сегодня кое-что можно найти в режиме реального времени. Но здесь начинается больной вопрос — законодательство в области авторского права. Сегодня 95% электронного книжного контента — пиратские копии. Но мы, библиотеки, не имеем права оцифровывать весьма актуальные новые книги без разрешения авторов. А договорённость на оцифровку стоит денег. Проблема цифровых архивов — это не только технологические моменты, но в большей степени юридическая тонкость и правильность организации этого процесса».

На данный момент в крае самый профессиональный и высокотехнологичный центр по оцифровке документов — библиотека СФУ. Здесь есть огромные книжные сканеры АРТ bookScan 2400, которые сами перелистывают и «считывают» странички, не разрушая их. Это удобно для тех, кто вместе с кошельком и расчёской носит в сумке электронную книжку.

«Сегодня активно идёт переход на цифровые издания, что связано с изменением потребностей пользователей. Учебная и периодическая литература всё чаще встречается в электронном виде, — комментирует директор библиотеки СФУ Руслан БАРЫШЕВ. — Наиболее заметны изменения, происходящие с литературой популярного и развлекательного характера. Так, многие пользователи планшетных Ipad, многочисленных Android-систем получают любимые газеты и журналы с помощью онлайн-сервисов. Эти условия, безусловно, заставляют библиотеки меняться: закупать электронные издания, изучать новые возможности доступа к читателю, выполнять (ввиду наличия не всегда проверенной информации в сети Интернет) функции некого центра верификации данных. Но несмотря на расширение спектра электронных изданий до сих пор во всём мире пользуются огромной популярностью библиотеки, не имеющие серьёзных цифровых коллекций. Особенно это актуально для публичных библиотек. И в этом смысле переход на цифровые форматы вовсе не означает бОльшую привлекательность для читателя».

Бумага или экран ноутбука, планшета, телефона? Выбор, что держать в руках, сидеть под лампой или спокойно читать вечером в маршрутке — давно уже дело вкуса и привычки. Когда компания Google представила обновлённую версию своей виртуальной картинной галереи, а у всех уважающих себя музеев появились онлайн-туры, было ощущение, что издания с реп­родукциями в библиотеках обречены на пыль и одиночество. Но вот отдел литературы по искусству в краевой библиотеке до сих пор полон читателями. И мне, например, гораздо приятнее готовиться к семинару, разглядывая бумажные репродукции ГОЙИ, чем вглядываться в сомнительного качества jpg-картинку.

Где не ступала нога человека

Помните забавный сюжет из «Ералаша»? Модные и развязные школьники приходят в библиотеку и бодро просят: «Дайте нам, пожалуйста, два гамбургера и две картошки фри!» Тётенька-библиотекарь в очках нравоучительно выговаривает: это же библиотека! Тогда школьники соображают и шёпотом произносят: «Извините! Нам два гамбургера и две картошки фри».

Было время, когда советские библиотеки были эдаким тихим и сонным местом, где физики и лирики терпеливо ждали свои одиночные экземпляры книг, чтобы сделать конспект от руки. Многие районные или городские библиотеки, к сожалению, во многом остаются таким очагом скуки и затхлости. Нет, библиотеки никуда не исчезают, но формат их определённо должен меняться.

Современная библиотека должна быть живым и очеловеченным пространством для общения, учёбы и образования. Клубом, местом «встреч по интересам». Уютные залы с книжными стеллажами, мягкими креслами, где можно отдохнуть от городской суеты, выпить кофе, пообщаться с друзьями и найти новых знакомых, всё больше привлекают людей, уставших от обезличенного общения в Интернете.

Российская государственная библиотека

Российская государственная библиотека

«Сегодня читатель уходит из библиотеки, этого мы не можем отрицать. Чтобы человек мог не только пользоваться литературой в стенах библиотеки, но и воспринимал её как информационно-дискуссионную площадку, она должна становиться универсальным культурно-информационным центром. Круглые столы, семинары, дискуссии, конференции должны быть частью прогрессивной библиотеки», — считает Владимир Лузан.

Читатель уходит не из-за того, что нечего читать. Молодые люди сегодня чутко реагируют на живое и неживое. Поэтому эстетически устаревшее пространство библиотеки тоже становится препятствием.

Ольга КАЗАКЕВИЧ, молодой учёный и стипендиат программы ErasmusMundus, делится мыслями на этот счёт и рассказывает о голландском опыте: «В библиотеке должно быть такое место, где можно поговорить. Не в смысле потрещать с подружкой, но собраться небольшой группой и обсудить проект, презентацию и т.п. Пока ни в одной красноярской библиотеке этого нет. Вот просто место, которое не надо заранее бронировать, не надо обращаться к библиотекарю, чтобы открыл дверь и т.п. Плюс европейских библиотек в том, что там есть разные залы: в которых вообще нельзя разговаривать, даже шёпотом; в которых можно шёпотом, тихонько; везде в столы вмонтированы розетки — по две на каждого читателя (для ноутбука и телефона). Есть лаунж-комната, где стоят столы, широкие диваны, автоматы с кофе и сладостями — тут можно общаться, учиться совместно в группе, можно перекусить или просто выпить кофе и встряхнуться от учёбы. Ещё библиотеки работают каждый день и допоздна. Это нормальная практика — некоторые университетские библиотеки в период сессии переходят на круглосуточный режим работы. Мы об этом мечтали в своё время, будучи студентами».

Есть и в России такие примеры — скажем, Российская государственная библиотека для молодёжи в Москве. Дружелюбное и очень красивое пространство. Вайфай и радиочастотные метки в книгах, компьютеры с доступом к базам данных и оцифрованные редкие издания, цветные стены и аквариумы, — здесь хочется читать и сюда хочется возвращаться.

«Можно было бы сказать, что через какое-то время, например, лет через 50, библиотека как социальный институт вообще прекратит своё существование, — рассуждает Анна Трапезникова. — Но это не означает, что все они обречены. Я видела вариант интересного преображения одной районной библиотеки в крошечной Костроме. В 2002 году сотрудники библиотеки решили, что она должна быть посвящена дому Романовых, обратились к главе города — и получили разрешение на переименование. Теперь это Историческая библиотека дома Романовых. В ней остался тот же фонд, но появились специализированные выставки. В библиотеке теперь проводятся тематические вечера в крошечной гостиной с роялем. Там же проходят выставки посетителей библиотеки — картины, вышитые крестиком, роспись по шёлку, акварель. Как сказала мне директор, у них уже настоящая очередь из страждущих показать своё творчество».

Проблема реновации библиотек назрела давно. Слово библиотека зачастую — синоним скуки и занудства. Но, как ни парадоксально, в эпоху дистанционного образования роль библиотеки как центра дополнительного и альтернативного обучения многократно возрастает. Молодым учёным, студентам и горожанам, погрузившимся в виртуальным мир и коммуникацию, нужно показать новые пути к чтению, обучению и общению. Главное, чтобы заинтересованность в современных и очеловеченных библиотеках была взаимная.

Владимир Лузан: «К сожалению, отношение студентов к библиотеке как к старомодному музею — объективная реальность. Но как преподаватель вуза замечу, что вопрос даже не в том, как студенты воспринимают библиотеку, а в том, как студенты воспринимают процесс обучения. Для многих библиотеки просто не существует. По неведомым мне причинам, наши студенты думают, что поиск информации только в Интернете способен заменить полноценное общение с книгами. Способ составления реферата по принципу copy-past — не эффективный, это часть клипового мышления. А потом мы удивляемся, что наши студенты в лучшем случае не умеют связно разговаривать. Поэтому высшее образование в России — не показатель ничего. Ведь его можно получить, ни разу не заглянув в библиотеку. На мой взгляд, это абсурд».

Анна ГРУЗДЕВА