Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2012

Путь к себе и своей мечте

Вечером позвонила подруга и со слезами рассказала, что её 30-летняя дочь, недавно пережившая развод, оформила кредит и завтра идёт в салон покупать дорогую машину. «Зачем? — билась в истерике мать, — она ведь квартиру снимает, ей бы на жильё копить…». На следующий день подруга снова позвонила и обречённо сообщила: «Всё! Купила Nissan Teana и ещё гордится, мол, машина представительского класса. Но это же полквартиры!..».

«Ветер в голове», — скажет один. «Молодец! Сама решает, что ей важнее в данный момент», — возразит другой. Может быть, так и надо: жить настоящим —здесь и сейчас, без оглядки?..

«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня», — писал в своё время Жан-Поль САРТР.
Цели у людей разные: у одних — выживание (всё, что касается стабильности и материального благополучия), у других — реализация, которая, в свою очередь, связана с творчеством. Хорошо, если человек самостоятельно способен справиться со своими проблемами, найти смысл жизни, а если нет? Можно обратиться к психоаналитику, а можно испробовать и арт-гештальт-терапию —метод, который стал распространяться в России в начале 90-х, после падения железного занавеса.

— Сейчас многие молодые люди идут не своей дорогой, принимают не свои решения, живут и сомневаются — на своём ли они месте? — делится наблюдениями Татьяна Васильевна СКУТИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья Института педагогики, психологии и социологии СФУ, сертифицированный арт-гештальт терапевт.— На сомнения уходят годы жизни и собственные ресурсы. Но реализует ли человек своё предназначение? Ощущает ли он себя счастливым?.. Развить свой скрытый потенциал, повысить жизненный уровень, достичь наилучшего качес­тва жизни, творчески подходить к решению проблем помогает, в частности, арт-гештальт-терапия.

— Целительный эффект арт-терапии (лечения при помощи художественного творчества), положим, давно известен. Метод успешно применял ещё в 40-е годы XX века британский врач и художник Адриан ХИЛЛ. Он работал с туберкулёзными больными как арт-педагог. Но что этот метод даёт в сочетании с гештальтом (от нем. Gestalt — фигура, образ, целостность, личность)?

— Творчество — это процесс, всегда связанный с активацией, с фантазией, с пробуждением жизненных сил в человеке. Не зря журнал арт-терапевтической ассоциации в России называется «Исцеляющее искусство». Действительно, можно просто рисовать, и это само по себе целительно, но гештальт — направление, связанное с осознанием себя. Чего я хочу, как могу реализовать свои потребности, какие для этого есть способы, как творчески подойти к этому процессу?

— Метод помогает сделать то, что хочешь, даже если для этого, казалось бы, очень мало возможностей?

— Вот именно! Проявить творчество относительно своей жизни и себя. В конце концов, сотворить свою индивидуальность заново, изменяя то, что в тебя было заложено в детстве, когда выбор за тебя, как правило, делали родители.

Участники тренинга по арт-гештальт-терапии рисуют, лепят, делают коллажи… Творчески работая над собственной жизненной перспективой: в образной форме открывая свои ресурсы, резервы, «тайные клады». Допустим, человек смутно догадывается, что у него есть в мечтах, но не в состоянии это словесно сформулировать. Однако он может сделать коллаж (подобрать образы из каких-то журналов, скомпоновать по своему вкусу уже готовые картинки). Дальше в группе происходит обсуждение с помощью феноменологического метода, принятого в гештальте: мы анализируем получившееся, ведём диалог, ищем смысл образов. Человек — это не только разум, а ещё и тело. Эмоции тоже очень телесны. Гештальт-метод подра­зумевает целостный подход к человеку с его разумом, чувствами и телесностью.

В современном гештальте используется не метод интерпретации, как в психо­анализе, а метод феноменологического диалога. Участники не обмениваются своими фантазиями по поводу того, что бы это могло быть, а делятся своими впечатлениями, сиюминутными откликами, феноменами: эмоциональными, образными, телесными ощущениями. Например: я смотрю на твою картину и мне тоскливо — ты вроде бы рисовал будущее, но тут очень грустно, мне кажется, что здесь тупик. Или я рассматриваю коллаж и в какой-то момент чувствую, что появляется радость и надежда. Важен именно непосредственный отклик в процессе контакта — межличностного диалога, как его понимал чешский психолог Мартин БУБЕР и как трактует российский психолог С.Л. БРАТЧЕНКО. Подлинная «встреча» людей в экзистенциальном смысле возможна не через обмен фантазиями и домыслами, а скорее, как в данном случае, через обмен своим непосредственным первичным опытом и живыми впечатлениями.

Именно через спонтанное творчество возможно человеку выразить какие-то свои малоосознаваемые психические и эмоциональные переживания. Человек потому часто и находится в поиске смысла жизни, что этот смысл не всегда очевиден.

— Как рассчитать свои силы и понять, что реально, а что вряд ли когда-либо осуществится?

— Сейчас существует много различных методов психологической практики. Арт-гештальт — один из них. Например, тренинг жизненной перспективы в арт-гештальт-подходе помогает понять, какие жизненные перспективы открываются из вашего сегодня, выбрать приоритетные перспективы и наметить план движения — что более, а что менее значимо.

Недавно у меня в группе занималась девушка, рассматривавшая в перспективе две возможности. В первом случае ей пришлось бы взять на себя ответственность за социальный проект, а во втором — она может ничего не делать, оставить всё как есть, жить прежней жизнью. Она долго не могла выбрать. С одной стороны — груз ответственности, страх перед неизвестностью, а с другой —
привычное, обыденное. Она рисовала два рисунка и пыталась проживать эти два состояния через них. Что с ней происходило? Вся группа видела, что когда она становилась ближе к рисунку, где ничего не надо менять — у неё опускались плечи, руки, как будто бы энергия уходила, она становилась вялой, унылой. И наоборот: когда вставала к рисунку, где активность, но где и ответственность, и страх, там она даже внешне менялась: глаза блестели, и человек словно оживал на глазах.

— Татьяна Васильевна, существует мнение, что в современном мире жизнь телесная, эмоциональная и всякая другая — редуцируется. Остаются отношения на уровне смайликов. Нет пространства, где можно проживать собственные эмоции…

— Действительно, пространство непосредственного общения молодых людей сужается. Вытесняется виртуальным, к сожалению, зачастую анонимным, фантазийным. Язык, описывающий нюансы чувств, тонких движений души остаётся достоянием 19 — начала 20 века. Отношения в обществе всё более подчинены технологиям, технике.

А культуре отношений, культуре чувств также следует учиться. Внутренняя работа по развитию отношений, разрешению неизбежных и естественных противоречий между людьми, их потребностями — тяжёлый труд. К тому же сегодня необходимо много учиться и работать, чтобы быть конкурентоспособным, а на общение и отношения тоже нужно время.

— Почему среди молодёжи сегодня так популярен экстрим: скейтбординг, роллерный спорт, фингерборд, велотриал, паркур, трикинг, силовой уличный экстрим и т.д., не говоря уже о хип-хоп-культуре… Кажется, они ставят своей целью всё испробовать, всё прожить и почувствовать на своей шкуре…

— Экстрим, возможно, как раз и является компенсацией за разобщённость. В гештальте есть красивая идея полярностей. Если её применить к ситуации из вашего вопроса, получается, на одном полюсе — редуцированное общение, смайлики, эмоций нет. А на другом — максимум адреналина, риск по полной программе! Но это полярности. Человек не может жить всё время на полюсах, получается, что большое пространство между не проживается. Идея гештальта именно в том, чтобы искать баланс между полярностями, из множества вариантов и их сочетаний выбирать тот, что нужен сейчас.

Например, я работаю с молодым мужчиной, который склонен к экстриму, но недавно женился, и его любимое увлечение — полёты на дельтаплане — стало вызывать неприятие у жены, да и он сам считает, что с рождением ребёнка уже не может позволить себе такие риски. С точки зрения арт-гештальт-подхода для него вопрос в том, как сделать повседневную жизнь такой, чтобы она не была серой, апатичной, а наоборот — стала насыщенной, полной. Путей к полноте жизни в этом мире очень много…

— Какой эффект от арт-гештальт-терапии вы наблюдаете на практике?

— Часто к нам в институт на второе высшее поступают люди, уже получившие какую-то специальность, но не нашедшие себя в ней. Они на перепутье, не знают, куда двинуться. Не все, получив второе высшее образование, становятся психологами, но многие, как

правило, решают свои внутренние проблемы (обращение к психологии — это ведь тоже ресурс поиска себя).

Около двух лет назад я вела тренинг «Жизненные перспективы». Теперь уже можно говорить об отдалённых результатах. У меня в группе была девушка, которая в результате тренинга вдруг осознала, что хотела бы заниматься не психологией, а… организацией путешествий. А по первому образованию она геолог. Это оформилось у неё не только в мечту, но и в идею. Осенью прошлого года она открыла собственное туристическое бюро в Красноярске, которое сейчас развивается очень активно, а руководитель ездит по миру, ощущает себя на своём месте, она полна энергии, планов.

Другая участница тренинга работала адвокатом, вела серьёзные уголовные дела. Для этого ей требовались жёсткость характера, умение принимать волевые решения. В ходе тренинга она выбрала для себя «в настоящем» образ снежной королевы — ощутила жёсткость, холодность и то, как она буквально закостеневает. Для «будущего» у неё возник новый образ, связанный с энергией и огнём. Она осознала, что, будучи юристом, вынуждена развивать в себе те качества, которые не отвечают её сущности. Вы не поверите: она сменила работу, пошла в социальную сферу, где больше общения с людьми, но не нужно оказывать давление, продавливать решения.

— Почти 10 лет вы занимались с подростками в гимназии № 1 «Универс». Какая была цель, чему учили детей?

— Я разработала и вела в гимназии элективные курсы по психологии «Я и мои сверстники», «Я и моя команда», «Мастерская вопросов психологии». Цель курсов — развитие социально-психологической компетентности подростков, тех внутренних ресурсов, которые позволят полноценно строить отношения во взрослой жизни, разрешать конфликты. Активно использовала в работе и арт-средства, и гештальт-подход. Дети с увлечением выполняли совместные творческие задания (например, составляли общий коллаж), что требовало от них согласования, распределения ресурсов, столкновения идей, умения договариваться. Приобретались навыки работы в команде.

— Как меняется молодёжь с течением времени?

— Я соприкасаюсь с молодёжью, которая получает образование, развивается, движется вперёд. Очень важно, чтобы она была вовлечена в какие-то позитивные практики. В последнее время я стала понимать, что от введения ЕГЭ познавательная активность ребят точно не возрастает! Теперь вспоминаю с ностальгией о тех курсах, которые у нас были до введения единого госэкзамена. На нашем факультете никогда не было проблем с набором, всегда поступало много медалистов. Лет 5-8 назад на занятиях, когда я просила привести примеры по теме курса, мне приносили классику. Дети были читающие, интересные собеседники. Сейчас если и наберётся таких читающих 5-6 человек в группе — уже хорошо! Меня всё же больше вдохновляет тезис, что школа для жизни, а не для ЕГЭ. А в жизни, если нет ценностей, ориентиров и перспективы — это очень тяжёлая, удручающая ситуация.

— Татьяна Васильевна, назовите несколько дефицитов, которые можно наблюдать у современного человека?

— Если говорить о всех нас, то наверное, есть дефицит вариантов позитивного развития жизни в российском обществе. В этом смысле, мне кажется, не хватает примеров общественно-значимой самореализации, многообразия вариантов образа позитивного социального героя.

Очень большим дефицитом на сегодняшний день является дефицит гордости за Россию, за свою страну. Гордиться и уважать — это очень важно, и ещё необходимо знать, что государство и общес­тво будут поддерживать людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: сирот, инвалидов, одиноких людей и т.д. Хотя определённые сдвиги в этом направлении всё же есть. Например, осенью этого года я участвовала в оказании психологической поддержки родителям детей-инвалидов и учителям-предметникам, ведущим обучение этих детей по заказу филиала «Центр дистанционного образования детей-инвалидов». Это очень полезный, на мой взгляд, проект.

— Это на социальном уровне, а если спуститься на уровень отдельной личности?

— Мне кажется, в межличностных отношениях некоторые ориентиры утеряны, в частности, утрачена ценность долгосрочных отношений, связанных с ответственностью. Я всё больше слышу, что юноши не хотят обзаводиться семьёй, а это означает, что они не желают связывать свою жизнь с другим человеком надолго, в масштабе жизни. Это очень страшно для общества, потому что нарушен баланс свободы и ответственности. Проблема приобретает ещё большую остроту, когда в паре появляется ребёнок. Развитие члена семьи и семьи в целом — действительно, процессы независимые и часто вступающие в противоречие друг с другом. Дефицит готовности и умений продуктивно разрешать противоречия между личными потребностями и потребностями семьи и общества выходит сегодня на первый план.

— Раньше семья во многом держалась на норме, на запрете…

— В советское время семья была практически единственным вариантом жизни, и экономически он был необходим. Сейчас очень многое возлагается лично на людей. Они имеют широкое поле выбора — быть или не быть вместе? Экономически жить порознь — возможно, даже более удобно, но ценность ответственных отношений необходимо взращивать, культивировать в обществе.

Традиционные социальные роли мужчины и женщины сейчас в стадии трансформации. Можно уверенно сказать, что женская часть общества ведёт себя более активно, у неё много пот­ребностей в самореализации и много возможностей. Поэтому часто по факту менее интересным для женщины оказывается вариант совмещения работы, скажем, на производстве — с работой по дому, в семье. У меня на занятиях такую проблематику осознавали даже подростки. Одна девятиклассница исследовала вопрос: на ком лежит больше ответственности в семье — на матери или на отце? И она сделала вывод, что у мамы такая же, как у папы, нагрузка на работе, плюс огромная ответственность дома за детей и за быт. Вот и стоит задуматься: что после этого будут выбирать в жизни девочки…

В сегодняшнем обществе идут сложные динамичные процессы. Идея арт-гештальта состоит в том, что здоровым является активное творческое приспособление к каждой новой ситуации.

Почему практики тренингов сегодня востребованы? В связи с тем, что человеку час­то приходится искать своё индивидуальное решение, а «решения одного на всех» общество уже не предлагает.

— Как со временем меняются проб­лемы, с которыми к арт-гештальт-терапевту обращаются люди?

— Если говорить об индивидуальных консультациях, когда человек приходит с проблемами интимно-личностного общения, самоотношения, то в масштабах десятилетия ничего не изменилось. Но есть моменты, которые продиктованы тем, какие перспективы предлагает общество, какие варианты выбора. Как показывают последние годы, люди часто получают специальности, по которым не собираются работать — это очень распространённая проблема! Заканчивают один вуз — переходят в другой. Такой путь становления не есть исключение, а сейчас уже скорее традиционный вариант. Причём это не вариант опровержения, а вариант дополнения, следующего шага. Общество предлагает большее разнообразие траекторий, путей становления. В этом смысле двухступенчатое вузовское образование — скорее плюс.

У человека всегда остаётся ресурс гибкого активного приспособления. Наш метод в том и состоит, чтобы помочь человеку найти собственный ресурс и сделать свой собственный выбор. Как утверждал Виктор ФРАНКЛ, переживший нацистский концлагерь, смысл может быть найден всегда!

Вера КИРИЧЕНКО