Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2012

Растить таланты для столицы.
Или что?

Рассуждения о судьбе молодого искусства в Красноярске и молодых красноярских художников, увы, приходится начинать с печальной ноты. Как показывает практика, нам дано наблюдать только за процессом профессионального взросления молодого автора. Когда он рисует, инсталлирует или фотографирует ещё непонятно о чём и как. За самыми ранними этапами развития, которые, если и остаются в истории искусства, то только в качестве материала для знатоков, желающих смотреть не только на шедевры, но и видеть все ступени творчества, пусть даже самые незначительные.

Зачастую, как только молодые люди достигают хоть какого-то уровня, они отправляются покорять столицу. За примерами далеко ходить не надо. Недавно в Москву переехал Алексей МАРТИНС, инициатор создания творческого объединения «Невкусно», вокруг которого действительно сформировалось хоть какое-то творческое сообщество. При этом Мартинс — что редкость для молодых красноярских авторов — был знаком с историей современного искусства.

Также уехала Ксения ПЛИСОВА, создававшая дизайнерские одежды с элементами современного искусства... Дарья БРАЛКОВА, которая также входила в состав группы «Невкусно» и периодически принимала участие в выставочных проектах.

И это вспоминается только для начала — примеров, в целом, много. Вроде бы современное информационное пространство и глобальный мир уравняли возможности столичных и провинциальных молодых художников практически в любой точке земного шара. Это раньше надо было жить в Париже, чтобы знать шедевры искусства — ходить в Лувр, копировать лучшие образцы, придумывать своё, отталкиваясь от них. Теперь такой музей есть у всех под рукой — в качестве картинок в Google.

Но несмотря на равенство возможностей развития, видимо, в нашем городе пока не подготовлено пространство для профессиональной жизни гениев и просто талантливых творческих людей. Практически нет альтернатив в выборе выставочных пространств. Если ты близок современному искусству, то тебе придётся выбрать Красноярский музейный центр. Если тебе близко традиционное искусство, придётся вступить в Союз художников и встать в многолетнюю очередь на выставку в залах Союза. Существующие галереи в выставках молодых авторов не заинтересованы, ибо их не продашь, а покупательского ажиотажа вокруг работ молодых авторов (тем более, если на полотне не интерьерные берёзки) тоже вроде не наблюдается.

Ко всему прочему, хоть мы и живём в широком информационном пространстве, провинция сохраняет свои консервативные качества: доминанта традиционных ценностей в искусстве и довольно-таки устаревших подходов при оценке произведений (соответствие жизненной правде; и, что странно, правда до сих пор заключается в подобии изображённого тому, что видим мы вокруг).

Впрочем, стоп пессимистичным рассуждениям. Оценим всё-таки то, что имеем.

События

Для создания хоть каких-то перспектив профессионального роста в Красноярском музейном центре разработана многоступенчатая программа работы с молодыми художниками.

Первая ступень — выставка «Без цензуры» для тех, кто по тем или иным причинам считает себя художником. Здесь работы молодых художников не оцениваются экспертами, а выносятся примерно как Вконтакте — сразу же на суд зрителей, которые сами могут оценить, чьё творчество заслуживает их интереса.

Вторая ступень — весенняя Арт-сессия, в ней участвуют те, кого художниками признают и кто способен самостоятельно создать художественный проект.

Третья ступень — персональный проект-выставка молодого художника для тех, у кого уже есть что показать.

Игорь Лазарев, «У меня нет времени, у тебя тоже»

Игорь Лазарев, «У меня нет времени, у тебя тоже»

Поскольку совсем недавно состоялась презентация очередной выставки «Без цензуры», остановимся на том, что там можно было наблюдать. Итак, любой молодой человек, у которого есть творческие работы, имеет возможность представить их здесь и получить объективную оценку не от своих друзей, а от публики (по количеству настенных лайков). Формат был придуман под впечатлением от нью-йоркских выставок, где в огромном творческом поле есть пространства и для презентации безусловно качественных, интересных произведений, вызывающих восхищение, и есть арт-события, напоминающие собой свалку чего-то, претендующего на арт. Проект был запущен в прошлом году.

Надо отметить, что к концу света вместе с количеством сумасшедших, видимо, значительно возросло и количество художников. На последнюю выс­тавку «Без цензуры» (на музейной ночи «Симулякр») в течение месяца практически каждый день в музей приходили люди, так или иначе считающие себя художниками и желающие о себе рассказать миру.

Оказалось, что в Красноярске особенно много граффитчиков, которые теперь хотели бы увековечить свои работы и перенести их из городского пространства в музейное. Правда, интересных сюжетов у красноярских граффитистов практически не наблюдается — преимущественно это каллиграфическая разработка шрифтов.

Известно, что молодые авторы зачастую изобретают велосипед, будучи совершенно не знакомы не только с современным искусством (если уж имена Йозефа БОЙСА, Марины АБРАМОВИЧ, Фрэнсиса БЭКОНА, Андрея МОНАСТЫРСКОГО и т.д. зачастую являются для них загадкой, то что уж говорить о менее знаменитых авторах), но и с историей искусства вообще. Это относится и ко многим красноярским молодым авторам, что в значительной степени опускает планку качества их искусства. Для сравнения: созвучные нам краснодарские молодые художники — арт-группа «ЗИП» — уже вышли на первые рубежи в современном российском искусстве; в ноябре 2012 года их проект «Утопия» вошёл в шорт-лист Премии Кандинского. Но эти ребята как раз прекрасно знакомы с произведениями концептуалистов, перформансистов и т.д.

Тем приятнее отметить, что и на выставке «Без цензуры» встречаются произведения с явной ссылкой на традицию — а именно на Энди УОРХОЛА: у Александра ЗАКИРОВА во «Взросление вредит вашему здоровью», где, подобно банке супа «Кэмпбелл’с», растиражирован маленький Люк Скайуокер — символ пребывания в вечном подростковом возрасте.

Анастасия Бешеева «Мика и надежда мёртвого леса»

Анастасия Бешеева «Мика и надежда мёртвого леса»

Радует и фантазия у молодых красноярских авторов. Например, одна из художниц в графической серии воображает лирическую сторону жизни Фреди Крюгера: как он смотрит на бабочку или развлекается. Во время прошлогодней арт-сессии также можно было наблюдать изобретенного другой художницей — Анастасией БЕШЕЕВОЙ — персонажа постапокалиптического мира Мику.

Конечно, большая часть работ «Без цензуры» — это фотографии, поскольку огромное количество молодых людей мыслит себя творческими людьми именно в этом направлении (что заставляет-таки вводить некоторую цензуру при отборе фотографий). Небольшим открытием этого года стало творчество Олега ДИТЗА, который снимает серии намеренно старым фотоаппаратом: портреты простых красноярцев на своих рабочих местах в окружении профессионального предметного ряда (цветочница с цветами, сапожник с сапогами и т.д.); фактурные дома города в фас; минималистичные геометрические узоры, выхваченные в архитектурной или иной реальности. На выставке Олег представил поэтический триптих «nihilnihilnihil», где сравнил трещины и узоры от проявления старой фотоплёнки со стадиями взросления живого существа.

Итак, выставка «Без цензуры» показала, что в Красноярске роится достаточное количество потенциальных художников.

В качестве следующих ступеней развития для молодых красноярских художников стали московские площадки презентации современного искусства. Прошлый год был довольно удачным в этом плане. Во-первых, на площадке «Старт» Центра современного искусства «Винзавод» сначала прошла выставка Анны ОМЕЛИК и Дарьи КУЧЕРЕНКО «Имани» (на фото внизу), где они в инсталляционном жанре отозвались на близкое сибирякам переживание снега народами Севера (слово «имани» означает «снег возле дома» в языках северных народов).

После этого Алексей Мартинс и Игорь ЛАЗАРЕВ стали участниками выставки «Мастерская 2012 — Отвергнутая действительность», подготовленной Московским музеем современного искусства на площадке «Art play».

И кульминационным моментом присутствия красноярского искусства на московских выставочных площадках стала выставка «Liquid life», представленная в рамках III Московской биеннале современного искусства. Она объединила лучших молодых авторов Красноярска: абстрактную живопись с реалистическими прототипами (белая линия на голубом фоне, навеянная следами от полётов самолёта) Алексея Мартинса; философскую инсталляцию «Видящий. Видимый. Видимое» Игоря Лазарева, где парящий космонавт смотрит на себя в зеркало; фотографическое рассуждение о вечном присутствии родственников в нашем характере Татьяны АНТОНЮК; самоироничное видео о сибирских мифологемах Алексея АКИМОВА; сибирские открытки Динары ХАФИЗОВОЙ, которая тоже, кстати, покинула Родину и переехала на ПМЖ в Таиланд, где на пляже и в уютном бунгало с ужасом вспоминает сибирские реалии (бездорожье, окружающих фриков, дикую фактуру магазинов) и работает там с мужем над прекрасным проектом «Русские в Таиланде» — о том, как люди преодолевают кошмар тягомотной работы в России и начинают заниматься тем, что велит сердце — петь, работать с детьми и т.д. Также красноярское искусство было представлено творчеством Ильи ГУРЬЯНОВА, Сергея БАСТРЫКИНА и Дмитрия БРЫЛИНА, о которых позже.

Но если раньше идея предоставить возможность молодым художникам выставить свои работы в столице казалась ключевой, то сегодня важным кажется обратный процесс: вернуть талантливых людей в Красноярск, как-то усовершенствовав креативное пространство города.

Персоналии

Всё-таки важно обозначить хотя бы несколько относительно новых имён, которые появились в красноярском искусстве за последнее время, и за творчеством которых стоит следить.

Дмитрий Брылин, «Прогресс вопреки»

Дмитрий Брылин, «Прогресс вопреки»

Открытием прошлого года стал Дмитрий Брылин — живописец, который учится на отделении скульптуры Красноярского художественного института. В первую очередь впечатляет продуктивность Дмитрия — судя по всему, рисует он не менее одной картины в день. Причём отнюдь не маленького размера. Его практически не волнует, из какого материала собраны и подготовлены холсты для живописания: будут ли это распашонки, натянутые на подрамник, оконные рамы, найденные на улице, — неважно. Главное, чтобы было на чём рисовать и куда это потом складывать. В своих сюжетных работах или в портретах он обычно изображает знаменитых персонажей, преимущественно кинематографических — Сергея Шнурова, Халка, Спайдермена и т.д. Как-то нарисовал доктора Купитмана из «Интернов» и очень переживал, что ничего не знал про его визит в Красноярск, не успел подарить ему свою работу. Сочетает образы гламурных девушек и поллоковский абстракционизм на одном холсте. Вопреки современному рационализму, Дмитрий верит, что при приложении определённых усилий возможно всё. И мечтает о многом, а именно: о выставках в самых первоклассных музеях и галереях мира.

Интересен и творческий тандем Ильи Гурьянова и Сергея Бастрыкина. Илья — дизайнер, художник-самоучка, начинавший выставлять свою графику. Скооперировавшись с Сергеем, он разработал свой метод в духе постмодернистов — маргинальных концептуалистов: создание огромных слов из гофрокартона. История со словами началась во время биеннале «Во глубине», когда художники совершили партизанскую интервенцию и возвели на площадке перед зданием музея, где проходила биеннале, слово «Жижа». Получилось хорошо. Когда через день пошёл дождь, гофрированное слово своим раскисшим внешним видом стало весьма самоидентично.

Далее история продолжилась словом «Балясина» на Арт-сессии 2012, но особого резонанса это уже не получило. Успех пришёлся на презентацию гофрированного «Алюминия» в рамках проекта «Liquid life» (о котором было выше) во дворике ЦСИ «Винзавод». Алюминий здесь напрямую относился к общей концепции молодёжной биеннале «Под солнцем из мишуры», в лоб обозначая материал, из которого сделаны искусственные лучи, а также фиксируя бренд красноярской промышленности. Концептуальная инсталляция прив­лекла наибольшее внимание московских журналистов — то ли по причине пребывания в центре внимания, то ли по причине по-столичному экстравагантного внешнего вида художников, то ли по своим эстетическим качествам.

Непрерывно в течение нескольких лет творчеством (преимущественно созданием инсталляций и коллажей) занимается и арт-группа «Чрево», в которой объединились братья ЧЕРНАКОВЫ. Изначально их интересовали остросоциальные проблемы — криминальные

Арт-группа «Чрево», «Натюрморт с трупом»

Арт-группа «Чрево», «Натюрморт с трупом»

хроники, распространение наркотиков среди молодёжи, потребительский настрой общества, уход человека в виртуальное пространство и т.д. Их настолько возмущала социальная несправедливость, что они совсем забывали о необходимости высокого художественного качества сделанных вещей, а также о том, что их глубокое возмущение социальными тенденциями не всегда прочитывается в нагромождённом предметном ряду. Сегодня они постепенно преодолевают эту пропасть между вербальной идеей и эстетикой, начинают создавать более лаконичные работы с хитрым использованием материалов (например, плоскостной арт-объект «Натюрморт с трупом» из стали, крови, йода, уксусной кислоты, эмали и мела) — и готовятся к персональной выставке, возможно, в декабре.

Подведём итог. В современном молодом искусстве Красноярска практически невозможно выделить какую-либо единую эстетическую линию. Здесь представлены разнонаправленные интересы: осовременивание персонажей в живописи; фантастические мотивы с воображаемыми персонажами; понимание художника как лекаря современности; концептуальное искусство, продолжающее художественную работу со словом и др.

При этом разномастность накладывается на большое количество проблем. Например, отсутствие богатого альтернативами творческого пространства для молодых художников, из-за чего они покидают Красноярск навечно.

Что касается самих молодых художников — неплохо бы им учить историю современного искусства, чтобы не оказываться в хвосте современных процессов, думая, что идёшь в авангарде.

Александра СЕМЁНОВА