Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2013

За что «ЕлиКука» нравятся

Сложное современное искусство зарекомендовало себя как нечто, что заставляет человека постоянно думать. И на него не всегда приятно и отнюдь не весело смотреть — то ли потому, что оно раскрывает драму жизни, тщательно маскируемую от человека массовым искусством, то ли потому что оно опирается на собственные эстетические законы — бедные, неказистые, разрушающие привычные понятия о красоте. Или изобретает эффектные, но слишком абстрактные композиции.

Кажется, этот принцип намеренно отталкивающей зрителя эстетики постепенно отступает, и интеллектуальный «арт-хаус» сближается с искусством массовым, начиная предлагать зрителю умное философское содержание в интригующем и дружелюбном формате. Возможно, примерно в эту сторону ориентировано искусство будущих десятилетий, и уже сегодня оно представлено в творчестве некоторых молодых авторов.

Олег Елисеев

Олег Елисеев

Арт-дуэт московских художников Олега ЕЛИСЕЕВА и Евгения КУКОВЕРОВА под названием «ЕлиКука» появился в 2007 году, и к настоящему времени они стали довольно популярны: активно сотрудничают с галереей Regina, в Мультимедиа Арт Музее прошла их выставка под названием «Восстание тренажёров миропорядка». Сейчас открывается их выставка в Красноярском музейном центре, планируются и дальнейшие проекты.

Популярны же они стали, в частности, благодаря фирменному стилю: художники создают яркие интерактивные работы, которые либо сами реагируют на появление зрителя, либо предлагают ему лёгкие правила игры, по которым человек сам может изменять такие обычно недоступные произведения искусства. По отношению к их произведениям даже сложился незамысловатый термин — «картины с верёвочками». Визуальные образы в их работах заимствованы из «попсовой» повседневной жизни, известных мультфильмов вроде «Южного парка» и обычаев капиталистического общества. Часто пишут, что их творчество сложилось из образной фактуры девяностых и нулевых — времени, когда происходило взросление сегодняшних молодых людей. Помимо создания художественных проектов Олег и Евгений играют в музыкальной группе «I.H.N.A.B.T.B.». Мы поговорили с Олегом Елисеевым о творческом пути арт-дуэта.

Евгений Куковеров

Евгений Куковеров

Происхождение видов

Профессионального образования художники не получали, они учились в Московском авиационном институте, где, скорее, приобрели навыки изобретательской деятельности. Там они сдружились, гуляли и разговаривали, постепенно начали заходить на выставки современного искусства в музеи и галереи (видимо, спонтанно, потому что ранее какого-то отчётливого представления о том, как устроен мир искусства, они не имели; знакомы были, разве что, с наиболее известными арт-практиками вроде «Собаки» Олега КУЛИКА). На выставках познакомились с новыми людьми — например Георгием ЛИТИЧЕВСКИМ, уже опытным художником, который стал приглашать их к участию в коллективных проектах, а в Википедии назван их учителем. А на почве совместного музицирования с Максимилианом РОГАНОВЫМ, который был на тот момент поэтом-троцкистом и киноактёром (снимался в фильме «Пакостник» Татьяны ДЕТКИНОЙ) Евгений Куковеров начал записывать лоу-фай музыку (для таких же, как я, кто не знаком с данным термином — это домашняя самодельная музыка, низкого качества записи).

Параллельно с посещением выставок возник повод и самим начать заниматься творчеством: хотелось либо пошутить на тему того, что они увидели, либо самим создать что-нибудь своё. Из-за ироничного отношения к феномену современного искусства и арт-системе в целом творчество «ЕлиКука» критики зачастую определяют как бунтарское, пренебрегающее всякими законами, обращённое против арт-системы. А как известно, любая система очень любит бунтарей и всячески приветствует появление подобных, потому что за счёт противостояния ей удаётся сохранять собственную жизнестойкость.

В результате сотрудничества с Максом Рогановым появилась трио-перформанс-группа «Наливка-запеканка». Они провели несколько абсурдных театрализованных перформансов и художественных выставок. Например, выставку «Кошечки», для которой подобрали наиболее выдающиеся картинки с кошечками из Интернета и перерисовали их втроём вручную, используя разные техники (акрил, масло, баллончики-распылители и т.д.). Таким образом, тема кошечек, столь популярная сегодня, была практически сакрализована — ведь испокон веков искусство останавливало своё внимание на наиболее ценных аспектах человеческого существования, а как раз кошечка и вызывает единодушное умиление у современного человека.

После расхождения с Максимом Рогановым арт-группа стала существовать в качестве дуэта «ЕлиКука».

Деньги

Деньги — один из центральных символов современной культуры, переосмысляемый в творчестве арт-группы. Иногда на выставках появляются инсталляции и композиции с использованием искусственных денег.

А в 2012 году художники изобрели вариант — альтернативу галерейной выставке — когда любой художник может выставить свои произведения у кого-нибудь в кошельке по предварительной договорённости с человеком и при его согласии показывать свой кошелёк всем желающим зрителям.

Ещё в одном проекте художники экспериментировали на тему соотношения искусства и капитала. Они рисовали свои собственные абсурдные деньги номиналом «Минус один», «Два», «Четыре» и т.д. И пытались обменять эти свои произведения на более классические денежные знаки. Они не ставили перед собой цели получения коммерческой прибыли, но признались, что одну из их купюр номиналом «Десять миллионов рублей» приобрёл владелец галереи Regina Berloga Михаил ОВЧАРЕНКО за одну тысячу рублей.

При всей весёлости проекта за этим стоят и философские основания. Подобные размышления можно встретить и у Жана БОДРИЙЯРА, где деньги — гиперсимулякр; и у Виктора ПЕЛЕВИНА, где деньги — аналог человеческой крови. По «ЕлиКука», деньги и финансовое благосостояние — табуированная сегодня тема, а кошелёк — интимное пространство, которое люди не демонстрируют (там хранят самое дорогое — фотографии любимых людей и деньги).

Люди редко говорят сегодня о своих заработках. Поэтому подобный интерес к деньгам — это возможность заглянуть в интимный мир современного человека. Ведь сегодня отнюдь не секс является интимной жизнью, он уже давно открыто обсуждается, а вот кошелёк приобрёл подобный статус.

Как выразился Олег Елиссеев, проект «Выставка в чужом кошельке» — это «чуть-чуть критика капитализма». Чуть-чуть, потому что так или иначе всем нам приходится жить в капиталистическом мире по его правилам.

Интерактивное произведение

Интерактивность появилась ещё в ранних работах во времена арт-группы «Наливка-запеканка». Одна из первых подобных идей заключалась в том, чтобы рисовать на деревянных досках скейтов, которые могут как выставляться подвешенными в воздухе, так и использоваться по назначению.

Не так давно, в 2012 году, была создана инсталляция «Трон Ивана Грозного». Мягкий и уютный советский диван, предназначенный для отдыха и релаксации, превратился, благодаря встроенному в него мотору, в злобно гудящую, тарахтящую и иногда двигающуюся махину, в которой, согласно идее авторов, сконцентрировалась вся злоба Ивана Грозного, а может быть, не только его, а каждого любителя, лёжа на диване, покритиковать устройство мира и всего на свете.

Инсталляция разрушала привычную концепцию дивана, который из комфортного и тяжело передвигаемого превратился в агрессивный и юркий объект, взбунтовался. Размышляя в этом духе, можно дойти и до мысли, что «трон» символизировал факт превращения пассивных домашних критиканов в активистов-бунтарей.

Корни в истории искусства

Несмотря на то, что молодые художники учились совсем не в художественном учреждении, они хорошо знакомы с историей искусства. И спектр их любимых художников довольно широк. Хотя есть и особенные предпочтения.

Среди художников прошлого они выбирают неоднозначных авторов, которые тоже были шутниками в своё время и разрушали стереотипы в подходах к искусству. Например, КАРАВАДЖО, который составлял свои натюрморты не из привычных «глянцевых» фруктов, а из фруктов с гнильцой и вообще довольно провокационно создавал свои произведения.

Среди современных российских художников продолжают линию ироничных высказываний в духе постмодернизма. Андрей МОНАСТЫРСКИЙ интереснее Ильи КАБАКОВА. А зарубежных классиков XX века, вроде УОРХОЛА или ДЮШАНА, считают, даже упоминать как-то банально.

Глупые взрослые

Несмотря на внешнюю привлекательность работ, которая как бы отвлекает от поисков глубокого смысла, произведения этих авторов всё-таки предлагают человеку сделать важные открытия о своей жизни. Конечно же, художники оставляют право поиска смысла самим зрителям и теоретикам искусства, но всё-таки проговаривают некоторые идеи.

«ЕлиКука» стараются соединять, сопоставлять различные несопоставимые вещи, разрушая привычные связи между ними. То, что искусство весёлое и забавное, — в этом нет греха, это не отменяет игры ума. Когда зритель начинает взаимодействовать с арт-объектами — начинает работать и мозг. «Мы ставим людей в идиотические положения, и это не оскорбление. Все люди так или иначе в своей жизни занимаются глупостями, а при этом ведут себя серьёзно. Это не плохо и не хорошо — это просто нужно знать, отдавать себе в этом отчёт».

Олег вспоминает интересный случай на их последней выставке в Мультимедиа Арт Музее. Смотрительница задала вопрос художнику:

— Для какой аудитории предназначена выставка? Для детей?

— Да нет, для всех возрастов. И для взрослых тоже.

— Для взрослых-дебилов?

Но художники считают эту позицию странной: приравнивать детей к дебилам как-то нелепо, они зачастую гораздо более здраво и естественно смотрят на мир. Поэтому взрослые, попадая на выставке в разные, чаще всего реалистические ситуации (отдых на пляже, тренажёрный зал, демонстрация денежного достатка), должны задуматься о том, какие глупости сами совершают в повседневной жизни с серьёзным видом. Понять, что это глупо, и поумнеть.

Проекты для будущего

Планы у художников — как у мастеров эпохи Возрождения. Помимо того, что они занимаются и живописью, и инсталляциями, и скульптурами, и музыкальным творчеством, также мечтают создать какие-то вещи в каждом типе творчества — и книгу написать, и кино снять, и оперу сочинить (подобно тому, как человек должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево).

Есть ряд и конкретных планов на будущее. Так, лейтмотивом в их творчестве выступает куча с глазами под названием «Нус» — проявившийся пупырь земли. Если бы у них была возможность поставить какой-то памятник в Москве, то им бы стал именно этот пуп земли.

Продолжая доводить до абсурда все практики, «ЕлиКука» придумали реформировать систему академического художественного образования, которое со скепсисом относится к экспериментам современного искусства. Идея заключается в том, чтобы художники-академисты не просто учились рисовать традиционные пейзажи и натюрморты, а конкретно выбрали один-единственный пейзаж — самый лучший пейзаж Саврасова, например, — который рисовали бы, придерживаясь жёстких правил о том, какой должна быть краска, какого размера холст и т.п. Так сказать, максимально минимизировать возможность экспериментального подхода к творчеству.

Пропаганда фотографирования

В Красноярске арт-дуэт представит выставку под названием «Пропаганда фотографирования», где вопреки традиционной музейной практике зрителям надо будет фотографироваться с произведениями: можно будет покорить высокие горы, повозиться с милым щенком или, наоборот, оказаться в пасти у змеи или на острие меча.

Художники спроектировали множество подобных фотоситуаций. Конечно же, и здесь не обошлось без опоры на современную субкультуру молодёжи — хипстерских луков и стремлений к оригинальным аватаркам.

Александра СЕМЁНОВА