Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2013

Яростная молодость

Перед музейной экспозицией, рассказывающей о советской эпохе, остановилась студенческая группа и попыталась расшифровать аббревиатуру ВЛКСМ. Не получилось. Единственное предположение, высказанное весьма робко: «Может, это как-то с вооружёнными силами связано?».

Но нынешний выпуск мы решили посвятить великим комсомольским стройкам не для того, чтобы сгладить недостаток исторических знаний.
Мы хотели разобраться, как удавалось мобилизовать огромную армию молодёжи на столь серьёзные проекты. Требующие самоотверженности, сопровождаемые отсутствием комфорта, не обещающие никаких «золотых гор», а наоборот, сулящие сплошные трудности и лишения.

Время было другое — все жили просто и без излишеств. Люди были другими — мыслили категориями коллективными, а не индивидуалистическими. Ценности тоже были другие: с малых лет все точно знали, что такое труд, но плохо представляли потребление. Презирали «вещизм» и были немного идеалистами. Воспитывались на песнях «Прежде думай о Родине, а потом о себе»...

Люди! Это была совсем другая, какая-то невиданная в мире страна. Ею хочется восхищаться. И ещё — это как родители. Против них можно бунтовать, из их стиля жизни в юности пытаешься выламываться. Но когда родителей не станет, оцениваешь по-другому и то, что они для тебя значили, и какими (классными!) были.

Но удивительно, как легко представителей той эпохи удалось деморализовать. Стоило сказать «совок», «Совдепия», «застой», как общество с этим согласилось. И понеслось разоблачать всё и вся, отрекаться и пересматривать. Человек прожил яркую жизнь — а чувствует себя обманутым. Имел идеалы — и стесняется в этом признаться.

Но нынешний выпуск, опять-таки, только отчасти намерен реабилитировать ту идеологию и то время. Мы хотим взглянуть на большие стройки прошлого, осуществлённые руками молодых, с прицелом в день завтрашний. А возможны ли столь же грандиозные проекты в наше время? Готова ли к ним молодёжь? И что это могло бы быть…

Пожалуй, определение «яростный» лучше всего характеризует высшие проявления духа того времени. Помните песню, исполнявшуюся молодым тогда Александром ГРАДСКИМ: «Радостный строй гитар,// Яростный стройотряд. //Словно степной пожар, //Песен костры горят...».

Поэзии вообще было очень много — героической, патриотической, романтической. Но был и язык передовиц, обкатанные формулировки которого сегодня тоже воспринимаются почти как литература, сродни платоновской. Была и риторика партийных собраний, и впечатляющая статистика отчётов. Вот лишь некоторые штрихи, рисующие портрет великих строек в совершенно разной стилевой манере.

Свадьба строителей БАМа

Свадьба строителей БАМа

Братская ГЭС

(отрывки из поэмы)
… Над яростной зарёю,
красной, грубой,
с цигаркой, сжатой яростно во рту,
вёл самосвал
парнишка стальнозубый,
вёл яростно на яростном ветру.
И яростно, как пламенное сопло,
над чернью пашен, зеленью лугов
само себя выталкивало солнце
из яростно вцепившихся стогов.
И облетали яростно деревья,
и, яростно скача, рычал ручей,
и синева, алея и ярея,
качалась очумело от грачей...
И снова я вбирал,
припав к баранке,
в глаза неутолимые мои
Дворцы культуры.
Чайные.
Бараки.
Райкомы.
Церкви.
И посты ГАИ.
Заводы.
Избы.
Лозунги.
Берёзки.
Треск реактивный в небе.
Тряск возков.
Глушилки. Статуэтки-переростки
доярок, пионеров, горняков.

…А однажды в ковбойках и кедах
к нам ввалился народ молодой
и запел о туманах и кедрах
над могучей рекой Ангарой.

Танцевали колёса и рельсы.
Окна ветром таёжным секло.
«А теперь — за здоровье Уэллса!»
кто-то поднял под хохот ситро.

И очкарик, учёный ужасно,
объяснил мне тогда, что Уэллс
был писатель такой буржуазный
и не верил он в Братскую ГЭС.

Евгений ЕВТУШЕНКО, 1965 г.

Исчисляя тысячами и миллионами

Свой доклад для краевой научно-практической конференции 1986 года аспирант Андрей БАКШЕЕВ (ныне кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии СФУ) посвятил ударным комсомольским стройкам Красноярского края 1976-1980 гг. Материал собирал в так называемом «текущем архиве». То есть просто пришёл за цифрами в краевой комитет комсомола, а ему махнули рукой на шкаф: вон там отчёты и паспорта ударных комсомольских строек, ищи, что тебе нужно. Этим тезисы и ценны — вряд ли приведённые данные ещё где-то сохранились, кроме брошюрки, изданной на жёлтой бумаге тиражом 600 экз.

>> В годы десятой пятилетки в крае имелось 10 Всесоюзных и 12 краевых ударных комсомольских строек, на которых работали более 30 тысяч юношей и девушек. Это такие гиганты, как КАТЭК, крупнейшие в мире Саяно-Шушенская и Богучанская гидроэлектростанции, Красноярский завод тяжёлых экскаваторов и другие.

>> Ленинский комсомол только в десятой пятилетке направил на ударные комсомольские стройки Красноярского края 9655 молодых рабочих вместо 7550 по плану.

>> В 1979 году 12-тысячный краевой студенческий строительный отряд трудился на 703 объектах, освоил более 30 млн руб. капиталовложений.

>> В 1977 году в патриотическом движении «Дадим Родине больше продукции за счёт досрочного ввода и освоения производственных мощностей Х пятилетки!» участвовало 128 комсомольских организаций и 19,4 тыс. человек молодёжи, а в 1980 году уже 216 комсомольских организаций и 29,4 тыс. молодых рабочих.

>> На Саяно-Шушенской ГЭС трудовое воспитание молодых строителей ведётся на основе организации социалистического соревнования по почину «Работать без отстающих». Среди комсомольцев и молодёжи КАТЭКа воспитательная работа осуществляется под девизом «Я в ответе за КАТЭК».

>> Среди коллективов художественной самодеятельности в крае развернулось соревнование на право поездки на ударные комсомольские стройки. Только в 1978 году на стройках побывало 18 коллективов, было дано 70 концертов, которые смогли посмотреть свыше 18 тыс. человек.

>> За годы десятой пятилетки почти 3 тыс. лекторов прочитали перед молодыми строителями десятки тысяч лекций.

>> Активно участвует молодёжь в движении рационализаторов. Только за первое полугодие 1980 года на строительстве Красноярского завода тяжёлых экскаваторов было подано молодыми тружениками 40 рационализаторских предложений, из них 25 внедрено. Экономический эффект составил 354 тыс. рублей.

>> Краевой комсомольской организации было вручено на вечное хранение памятное Красное знамя крайкома партии.

Красноярск, 1986 г.

Даёшь!

За последние годы хозяйства района экономически окрепли. Они много внимания стали уделять организации культурного досуга тружеников села. В колхозах возводятся новые клубы, столовые, детские учреждения.

Но многие хозяйства, не в состоянии справиться с таким большим объёмом строительства, заключили договоры на работы с группами студентов ивановских институтов. Так, молодёжь уже приступила к строительству Шекшовского клуба, работает в сельхозартелях «Путь Ильича», «Труд».

Сейчас самое время готовить сельские очаги культуры к зиме. В этом деле первостепенная роль отводится комсомольским организациям. Они могут и должны организовать молодёжные воскресники, скажем, по заготовке дров для клубов и библиотек, позаботиться о благоустройстве территорий и т.д.

(Газета «Сельская правда», 11 июля 1967 г.)

«Стройка молодости – БАМ»

С замечательной победой — досрочным открытием движения поездов на первом участке магистрали от Усть-Кута до Звёздного — сердечно поздравил всех участников сооружения этого участка Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Строители западного участка магистрали единодушно приняли приветственное письмо товарищу Л.И. Брежневу. Они наметили новые социалистические обязательства: план 1976 года выполнить досрочно и уложить железнодорожный путь до 135-го километра. Это на 32 километра больше задания.

Да, БАМ рапортует съезду. А ведь прошло менее двух лет с тех пор, когда прямо из Кремля, с торжественного заседания XVII съезда ВЛКСМ, посвящённого 50-летию присвоения комсомолу имени В.И. Ленина, первый отряд добровольцев отправился на «стройку века». Это было весной 74-го. Весной — в прямом и переносном смысле — Байкало-Амурской магистрали.

Перед читателями журнала «Смена» карта дороги к океану. Магистраль длиной более 3200 километров пройдёт через тайгу, болота, вечную мерзлоту, реки и горы. Из печати известны основные данные технического проекта. Они поражают своей масштабностью. Эту стройку не зря называют «стройкой века». БАМ — дорога в будущее, в завтрашний день, в XXI век.

Центральный комитет партии разработал грандиозную программу нового этапа освоения Сибири и Дальнего Востока, указал главный адрес ударного комсомольского строительства — Байкало-Амурскую магистраль.

Вслед за первым отрядом имени XVII съезда ВЛКСМ, насчитывающим 650 добровольцев, на БАМ выехало ещё 35 ударных отрядов, в составе которых около 18 тысяч человек. Сейчас на БАМе молодёжь составляет 80 процентов строителей.

Во многом изменились те, кто по призыву партии с первыми отрядами отправился прокладывать в тайге невиданный ещё стальной путь. Пришли опыт работы, зрелость мастерства, крепче стали руки, к юношеской восторженности добавилась деловитость строителей.

Магистраль молода. Но сколько уже зрелых свершений! В глухой, непроходимой тайге проложено свыше тысячи километров автомобильных дорог, сооружено 85 мостов. Досрочно завершено строительство уникальных мостов через Лену и Амур. Стройка начиналась традиционно. С проекта. С колышков. С посёлка, базы, конторы, столовой. Теперь уже многое претворено в жизнь. Возведено 28 поселков. За 2 года в посёлке Тында население увеличилось почти в 10 раз. Совсем недавно он получил статус города. На 5 месяцев раньше срока открыто движение поездов по железнодорожной линии БАМ — Тында.

И вот уложены последние звенья пути. Это почётное право получили бригады Виктора Лакомова и Ивана Тищенко. В канун 1976 года по новому пути прошёл первый поезд. Очень символично, что открыл движение на этом участке агитпоезд «Комсомольская правда», что героев-строителей в Звёздном приветствовал один из первожителей Звёздного городка, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Леонов.

(Журнал «Смена», февраль 1976 г.)

История в цифрах

>> За период с 1929 года по 1970 год на важнейшие участки строительства комсомол направил более 3 миллионов юношей и девушек. Наиболее массовой среди молодежи была профессия строителя.

>> Комсомол шефствовал над целыми отраслями промышленности, сооружаемые объекты по своей мощности нередко не имели равных в мировой практике. Большая часть строек была расположена в труднодоступных и малообжитых районах страны, преобразование которых во многом зависело от самоотверженности подрастающей смены.

>> Первая стройка, названная ударной, была Волховская ГЭС. Начинал её летом 1919 года отряд добровольцев из партийных и комсомольских ячеек Петрограда и Новгорода и крестьяне окружающих деревень. В 1924 году комсомольская организация Волховстроя насчитывала около 800 человек. Таких строек в первые годы советской власти было 6.

>> Начало ударным комсомольским стройкам было положено в 1929 году. Наряду с переброской 15 тысяч лучших комсомольцев для работы в Донбассе и железнорудных районах ЦК ВЛКСМ решил провести мобилизацию не менее 3 тысяч комсомольцев — металлистов на Сельмашстрой (Ростов-на-Дону), Тракторострой (Сталинград), Уралмашстрой (Свердловск), Керченский металлургический завод и другие строящиеся предприятия. Местным комсомольским организациям было поручено взять шефство над крупным капитальным строительством в своих районах. Так зародились ударные комсомольские стройки.

>> Первой Всесоюзной была мобилизация молодёжи на строительство Сталинградского тракторного завода. В январе 1930 года сюда стали прибывать первые посланцы комсомола из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, многих других областей страны.

>> Одной из первых ударных строек был и Днепрогэс. 76% строителей здесь составляла молодёжь до 30 лет.

>> В декабре 1930 года ВЛКСМ взял шефство над электрификацией страны и в 1931 году уже шефствовал над строительством 18 электростанций.

>> Героически трудилась молодёжь на таких стройках, как Турксиб (1442 километра железной дороги имели огромное значение для индустриализации Казахстана и Средней Азии), Магнитогорский металлургический комбинат и др.

>> По мобилизации ЦК ВЛКСМ только в 1930-1933 годах на строительство Урало-Кузнецкого комбината прибыло около 66 тысяч юношей и девушек. Около 60% строителей составляли молодые рабочие.

>> Строительство Московского метрополитена стало одной из важнейших комсомольских строек 2-й пятилетки. В мае 1932 г. в начале строительства на Метрострое было 70 комсомольцев. После проведённой райкомами ВЛКСМ столицы записи добровольцев к началу 1934 г. стало более 15 тысяч комсомольцев.

15 мая 1935 г. была сдана в эксплуатацию 1-я очередь метрополитена протяженностью 11,6 км, она строилась всего 2,5 года. Это были невиданные в мире темпы строительства.

>> В 1939 году комсомол объявил о своём шефстве над строительством Второго Баку, железнодорожной магистрали Акмолинск-Карталы и другими стройками страны.

>> Более 1 млн юношей и девушек страны трудились на восстановлении после войны крупнейших объектов предприятий металлургической, машиностроительной, тракторной, автомобильной, угольной, нефтяной и других отраслей промышленности, на строительстве железнодорожных и водных магистралей, электростанций и иных важнейших строительных объектов, пострадавших от оккупации в годы войны.

>> В 1954 г. Коммунистическая партия поставила важную задачу — увеличить производство зерна и освоить миллионы гектаров новых плодородных земель на Урале, в Сибири, Казахстане, Поволжье.

В комитеты ВЛКСМ поступило свыше 1 млн заявлений. 350 тыс. юношей и девушек получили комсомольские путевки на покорение целины. Было поднято 36 млн га целинных и залежных земель. В бескрайних степях выросли новые города, посёлки, совхозы.

>> После призыва КПСС в 1956 году направить лучших представителей молодёжи на освоение Севера и восточных районов страны комсомол объявил себя шефом строительства Братской, Кременчугской, Днепродзержинской электростанций. Началось строительство по комсомольским путёвкам Казахстанской Магнитки (металлургического завода в Темир-Тау), Соколовско-Сарбайского, Ново-Криворожского обогатительных комбинатов, освоение Голодной степи и др. Началось покорение рек Сибири, освоение новых месторождений Казахстана и Севера. При активном участии комсомола в 1962 году было завершено строительство Среднесибирской железнодорожной магистрали, электрифицирована железная дорога Москва-Байкал.

>> Если в 1957 г. Всесоюзными ударными комсомольскими стройками были объявлены 7 объектов, то через 10 лет — уже 100.

>> В капитальном строительстве в 1978 г. было занято около 4 млн молодых людей, в том числе 1 млн 358 тысяч комсомольцев.

>> За 1974-1977 гг. 245 важнейших новостроек страны были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. Началось строительство в Западно-Сибирском, Братско-Усть-Илимском, Экибастузском, Южно-Якутском территориально-производственных комплексах, объектов Курской магнитной аномалии, сооружение угольных шахт Кузнецкого, Донецкого и Подмосковного бассейнов, магистральных газопроводов и других. При активном участии комсомола было введено в эксплуатацию 760 промышленных объектов. За 4 года на новостройки страны по комсомольским путёвкам направлено более 500 тысяч добровольцев.

>> Важнейшие объекты десятой пятилетки (1976-1980 гг.): БАМ, Уренгойское газовое месторождение, Усть-Илимск, Атоммаш.

>> На сооружение Байкало-Амурской магистрали (БАМ) — самого большого инженерного проекта в мире во второй половине ХХ века — по путёвкам комсомола выехали 27 тысяч молодых строителей. Было проложено тысячи километров ЛЭП и железнодорожных путей, сооружено 1400 мостов, возведено 46 посёлков.

>> В 1987 г. действовали 63 Всесоюзные ударные стройки, на которые получили направление с 1982 по 1986 гг. более 500 тысяч молодых
людей.

>> Помогало ли участие молодёжи экономике страны? Давайте посмотрим, какое место в мире занимал СССР на 1986 год, накануне перестройки.

Тракторы — 1-е
Продукция промышленности — 2-е
Продукция машиностроения — 2-е
Электроэнергия — 2-е
Нефть — 1-е
Газ — 1-е
Уголь — 3-е
Чугун — 1-е
Сталь — 1-е
Цемент — 2-е
Сборные железобетонные конструкции — 1-е
Зерновые и зернобобовые культуры — 3-е
Молоко — 1-е
Яйца — 1-е.

СФ