Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2013

Арктический рубеж

Около полудня 5 августа 1913 года в норвежском городе Тромсё стартовала экспедиция по Великому Северному пути из Европы в Сибирь через Карское море. Всё небо было затянуто серой пеленой, беспрерывно шёл дождь. Когда в этот же день, 100 лет спустя, из Архангельска отправилась Международная научно-историческая экспедиция памяти знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа НАНСЕНА, на небе сияло солнце, и стояла жара + 27°C.

Заведующему сектором Управления международных связей СФУ Артёму ШАХМАТОВУ довелось в составе экспедиции на судне «Профессор Молчанов» пройти часть легендарного маршрута — от Архангельска до Дудинки.

СПРАВКА
Организовали экспедицию памяти Ф. Нансена Северный (Арктический) федеральный университет, Университет Тромсё и Полярный институт Норвегии при поддержке министерств иностранных дел России и Норвегии, Федеральной службы по гидрометеорологии, Норвежского Баренц-секретариата и Норвежско-российской торговой палаты. «Плавучий университет» работал с 5 по 17 августа.

Реконструкция

100 лет назад авиация только делала свои первые робкие шаги, поэтому Фритьоф Нансен добирался до пункта отправления экспедиции — города Тромсё — сначала поездом, потом пароходом. Артём Шахматов прилетел в Архангельск самолётом.

Одни исследователи считают, что Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море для Нансена — очередное преодоление, подвиг, мол, такие масштабные маршруты никто прежде не проходил. Другие утверждают, что приглашение знаменитости к участию в столь грандиозном путешествии всего-навсего коммерческий пиар. Как бы то ни было, талантливый Фритьоф по пути следования вёл подробный дневник, изучал быт и нравы коренных малочисленных народов Севера. А в чём заключалась миссия участников экспедиции в наши дни?..

— Мы не могли отказаться от идеи хотя бы символически повторить путь знаменитого полярника, — рассказывает Артём Владимирович. — Кстати, во время этого путешествия мне подарили уникальную, недавно переизданную генеральным консульством Норвегии книгу об экспедиции Нансена. Это фактически публикация его дневников с небольшим предисловием на русском языке. Когда читаешь, становится понятно, что для норвежского исследователя важно было проверить, можно ли пройти без зимовки напрямую из Норвегии до Красноярска, где в то время бурно развивалась промышленность и откуда удобно было отправлять на экспорт древесину, металл и пушнину. Не нужно забывать, что инициатором экспедиции был легендарный Йонас ЛИД — норвежец, основатель «Сибирского пароходного, производственного и торгового акционерного общества» с представительством в Красноярске, Санкт-Петербурге и Лондоне. Лид преследовал коммерческий интерес, мечтал сделать Северный морской путь популярным, показать, что по нему можно безопасно возить грузы, а грузоотправителем и получателем являлась бы его компания.

— И возможно так бы оно и случилось, если бы в России не начались политические волнения, спутавшие все планы предприимчивого норвежца…

— После революции ему пришлось даже сотрудничать с Колчаком, чтобы попытаться вернуть хотя бы часть своего имущества, включая богатую коллекцию русского искусства, в том числе картин.

Сегодня стоит задача сделать Северный морской путь полностью доступным для коммерческих проектов самых разных государств под патронажем арктической пятёрки. Поэтому на борту нашего судна находились представители вузов и научно-исследовательских учреждений, органов федеральной, региональной и муниципальной властей, бизнес-сообщества, журналисты из России и Норвегии — всего 53 человека (для сравнения: экспедиция 1913 года состояла из четырёх человек, включая Нансена, — прим. автора).

Первая пристань

Дневники Нансена «В страну будущего» читаются словно увлекательный приключенческий роман. Вот как автор описывал торговлю с представителями местного населения, поднявшимися на борт судна: «В Лиде тем временем проснулся коммерсант, и он завёл с посетителями меновую торговлю: отобрал себе два ножа с ножнами и поясами, украшенными металлическими бляшками, и несколько цепочек, а в обмен предложил свои вещи, из которых особенно импонировал самоедам карманный электрический фонарь. Один из самоедов не вытерпел и выменял его себе. Разумеется, он произведёт этой колдовской штукой настоящий фурор в своём становище. Но как вытянутся у них всех физиономии, когда колдовство потеряет силу, и фонарь не захочет больше зажигаться!».

На фото А. ШАХМАТОВ

На фото А. ШАХМАТОВ

— Конечно, бутылку водки или фонарик на нож у аборигенов мы не выменивали, — смеётся Артём Шахматов, — и на лодке к нашему судну никто не причаливал, но общение с местным населением тоже состоялось. Мы дважды высаживались на берег. Первая остановка произошла на острове Колгуев, где расположен посёлок Бугрино. Здесь в основном проживают ненцы. Накануне погода была отличная, безветренная. Но наутро выяснилось, что со стороны берега дует ветер, у нас есть встречная волна, и поскольку корабль подойти вплотную к острову не может, мы будем добираться до берега на резиновых лодках и тримаранах, так придётся идти по воде 30-40 минут. Заранее был дан приказ одеться во всё тёплое и непромокаемое, поскольку вода в северных морях не прогревается, несмотря на то, что лёд в них по сравнению со столетней давностью растаял. Мы погрузились в лодки. Покидая корабль, даже самые смелые испытали волнение: болтает, холодно, ветер, брызги… Вскоре поняли, что спуск — ещё полдела, даже четверть, потому что когда поплыли, нас стало накрывать волнами (причём мне ещё повезло, потому что оказался в достаточно большой лодке, а тех, кто плыл в мелкой, каждый раз окатывало с головой). Криков не было, все напряглись и сидели тихо, как мыши. Промокла лодка основательно, сами мы остались сухими благодаря правильно подобранной экипировке (спасибо организаторам). Высадились на остров без приключений и ахнули: глазу открылась наполовину оранжевая тундра... Невиданный урожай морошки! Нас ждали. Как только увидели корабль на рейде, сразу же началась торговля. И норвежцы покупали ягоду весьма активно. Когда мы собирались возвращаться на судно, цены упали в три раза.

На некоторых участников экспедиции остров произвёл гнетущее впечатление: деревня в российской глубинке, построенная на вечной мерзлоте, покосившаяся, обветшавшая.

— А что испытали вы?

— Двойственные чувства… Вы помните из фильма «Бриллиантовая рука»: «Стамбул — город контрастов»?. С одной стороны, Арктика — ветхие дома, неприхотливое и в то же время избалованное туристами местное население. Часто бывают здесь гости из Германии. За большие деньги они покупают у местных жителей разные услуги, начиная от сбора морошки и до демонстрации какого-нибудь дома или бани. С другой стороны, мы встретили в посёлке очень обеспеченных оленеводов. Похоже, субсидии от государства они расходуют по назначению: целая улица из новых домов, покрытых сайдингом, спутниковые тарелки. Интернета у них пока нет, но сообщение с миром налажено: регулярно летает вертолёт, есть возможность получать и отправлять почту и грузы кораблями, которые заходят сюда довольно часто. Школа работает только до четвёртого класса, а потом детей по федеральной программе обучают в Нарьянмаре. После ребята получают возможность поступать в российские вузы и, в основном, выбирают Санкт-Петербург. Уровень цен в магазинах вполне приемлемый, почти как в Красноярске. Мы провели на острове часа три-четыре, посетили почту, метеостанцию, аэродром.

С погодой не повезло — пасмурно и сильный ветер. Поражает то, что когда выходишь из посёлка, срабатывает сибирская привычка: глаз ищет лес или на худой конец какую-нибудь поляну. А там НИЧЕГО, до самого горизонта абсолютно ровная поверхность тундры с вкраплениями морошки.

Помню, всех мучила одна мысль: «Чем там заниматься, когда придёт зима»? Воображение рисовало огромные сугробы, дикий мороз. Однако кто-то из коллег-учёных высказал соображение, что эта земля — просто идеальное место для написания диссертации. Можно прихватить с собой 20-30 книг, ноутбук (электричество там есть, работает генератор) и спокойно писать, не отвлекаясь больше ни на что...

— Путешествуя, Нансен не раз подмечал склонность местного населения к пьянству, он писал: «…зыряне — большие забияки, драчуны и охочи до водки, тогда как самоеды вообще народ смирный, хотя тоже не прочь выпить при всяком удобном случае…».

— Всего один раз за всё путешествие я видел среди местных весьма нетрезвого человека, но вёл он себя вполне адекватно.

В порту Диксон

Во времена Нансена пароходы не могли пройти Севморпуть, не заправившись по дороге углём (Диксон был одним из таких заправочных пунктов). В наши дни современные суда преодолевают маршрут без дозаправок.

Утром 13 августа пароход «Коррект» с Нансеном на борту медленно преодолевал густые ледяные поля и, в конце концов, бросил якорь у берега Ямала. В тот же день, 100 лет спустя, научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов», не встретив ни одной льдины, вошёл в порт Диксон.

— Диксон предстал живой иллюстрацией развития Советской Арктики, когда заселялись ранее безлюдные территории, — продолжает Шахматов. —Очень интересное место! Я там оказался впервые и ожидал увидеть что-то совершенно заброшенное, непонятное, разрушенное. По сообщениям СМИ я знал, что население острова сокращалось, и часть посёлка была законсервирована.

Аэродром в тундре, п. Бугрино, о. Колгуев

Аэродром в тундре, п. Бугрино, о. Колгуев

Часть острова действительно на консервации, но, как нам объяснили, дома отапливаются, т.е. там ничего не перемёрзло, можно запустить ТЭЦ на полную мощность, и посёлок будет готов к заселению хоть сейчас. Порт и сегодня принимает суда. На Диксоне я увидел кирпичные и панельные многоэтажные дома. Сейчас порядка 300 человек постоянно здесь проживают. Есть действующая школа и церковь. Кстати, школа отличная, это отметили норвежцы, сказав, что не каждое учебное заведение в Осло может похвастать таким зданием и столь развитой инфраструктурой. В школе замечательный музей. Отдельная экспозиция посвящена Великой Отечественной войне, героической обороне Диксона от фашистского крейсера «Адмирал Шеер». В городе работают четыре магазина и даже бар.

Конференция в кают-компании научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». В тесноте, да не в обиде

Конференция в кают-компании научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». В тесноте, да не в обиде

Мы посетили памятник норвежским исследователям. В ходе одной из экспедиций Амундсена на Диксоне от переохлаждения и истощения погиб норвежский моряк ТЕССЕМ, и местное население ухаживает за его могилой. Для норвежцев посещение этого места стало волнующим событием. Есть сведения, что на острове погиб ещё один моряк из Норвегии КНУТСЕН. Предполагают, что его могила находится на законсервированной территории. К сожалению, пожар уничтожил большую часть архива Диксона, но теплится надежда, что копия документов осталась в краевом архиве. И норвежцы высказали идею в будущем организовать совместную экспедицию на Диксон, с целью поиска и нанесения на современную карту места захоронения норвежского моряка.

Нам показали современное спасательное оборудование. С российской стороны на протяжении Севморпути создаётся около десятка крупных пунктов МЧС, чтобы сделать маршрут безопасным для провода грузов, поскольку это принесёт значительную экономическую выгоду. То же самое сделает и норвежская сторона. После того как проект запустят, гарантируя безопасность на всём пути следования, его можно переводить в коммерческое русло. Проведение каждого судна будет оплачивать заказчик. Однако нужна уверенность, что любого уровня спасательные операции будут возможны как с российской, так и с норвежской стороны, независимо от зоны ответственности.

Каждый из нас покидал гостеприимный Диксон с подарками, омуля ели несколько дней…

Путешествие во времени

Следующим пунктом нашей программы была Дудинка. Поскольку не штормило, пришли в порт немного раньше намеченного срока, хотя экспедиция, ходившая перед нами на землю Франца Иосифа, постоянно шла в условиях 5-6-балльного шторма, и люди за три недели были вымотаны донельзя.

Сразу же, начиная с портовой зоны, Дудинка производит впечатление обычного цивилизованного небольшого города. Ничем не отличается от Ачинска, Канска. Чем дальше, тем это впечатление только усиливается. В прежних поселениях мы ни разу не встречали легковые машины, за исключением УАЗов МЧС, напоминавших луноходы. А здесь заходишь в город и видишь светофоры, пешеходные переходы. Первый вечер мы были предоставлены сами себе: ходили по городу, глазели, фотографировали. Помню, даже посмеялись над тем, что у нас получается не путешествие в плане преодоления расстояния, а ещё и путешествие во времени, потому что от Бугрино до Дудинки пролегает временной промежуток лет этак 200, если брать во внимание уровень цивилизации. Сначала шло наполовину развитое Бугрино, затем более цивилизованный Диксон с небольшим населением и грунтовыми дорогами и, наконец, Дудинка — достаточно современный город, где люди одеваются по моде, а не только для того, чтобы не замерзнуть… Мне запомнился отличный музей с богатыми фондами и очень опытными экскурсоводами. В городе несколько современных супермаркетов, есть даже пиццерия, куда, подустав от нашего весьма разнообразного, но всё же корабельного рациона, сразу же устремилась большая часть норвежцев.

Полярная станция «Бугрино»

Полярная станция «Бугрино»

Утром мы попали под крыло местной администрации, поучаствовали в пресс-конференции и процедуре посвящения в коренные таймырцы. Обряд проходил в Доме народного творчества с участием шамана, представителей различных национальностей. Они читали стихи, пели песни, играли на музыкальных инструментах. От видоискателей фотокамер мы не отходили. Позже наша делегация посетила Таймырский колледж, он произвёл неизгладимое впечатление на норвежских коллег. Когда представитель международной нефтяной компании «Тоталь» попал в лабораторию, где идёт обучение нефтегазовому делу, и посмотрел тренажёры, то сразу заявил, что выпускник такого заведения после небольшой практики сможет самостоятельно трудиться на настоящем месторождении. Большинство учащихся колледжа — представители коренных малочисленных народов Севера.

Беспокойство за «Страну будущего»

Конечным пунктом путешествия памяти Нансена был Норильск.

— В заполярный город мы прибыли поздно, изрядно вымотанные насыщенной программой в Дудинке и переездом, который занял у нас почти два часа, — вспоминает Шахматов. — По городу много не разгуливали, провели пресс-конференцию, а потом посетили местный музей и улицу Нансена. Выглядит она достаточно скромно, но все дружно высыпали из автобуса и стали фотографироваться возле дома с табличкой.

— Артём Владимирович, путешествие по Севморпути, затеянное Лидом сто лет назад, называют авантюрным. Почему?

— Когда по Северному морскому пути шёл Нансен, судя по записям в его дневниках, приходилось постоянно рисковать, думать о том, чтобы судно не затёрло льдами.

Мы прошли в то же самое время и по тому же маршруту, но ни одной льдинки вообще не встретили… Великого преодоления с нашей стороны не получилось — климат сильно изменился.

Норильские журналисты атаковали нас вопросами о том, как деятельность человека в высоких широтах влияет на изменения климата. Один из ведущих исследователей Норвежского Полярного института Ян-Гуннар ВИНТЕР пояснил, что именно на Крайнем Севере деятельность человека менее всего влияет на климат, а основные изменения происходят в наиболее заселённых, промышленных районах земного шара, таких как Китай, Латинская Америка. По его словам, проблема климатических изменений обусловлена и естественным положением Земли в космосе, например, важно, под каким углом падает солнечный свет.

Больше всего норвежцев волнует таяние ледников. Когда это происходит, повышается уровень Мирового океана, что приводит к наводнениям и засухам в разных регионах. Таяние льдов уменьшает площадь отражения солнечных лучей и нагревает Мировой океан в арктической части на 1-2 градуса больше, чем, скажем, несколько десятилетий назад, появляется больше испарений. Данный фактор способен изменить направления миграции рыбы, и норвежскую сторону тревожит этот вопрос, ведь рыбная ловля — это значительный процент ВВП страны.

Холодные зимы, которые последние годы имеют место в Красноярске, возможно, по мнению норвежской делегации, связаны с тем, что если раньше в Арктике существовал замкнутый цикл движения воздушных масс, то сейчас благодаря тому, что температура стала выше, эта замкнутость нарушается, и холодные массы арктического воздуха вырываются время от времени дальше, в центральную часть, и мы испытываем сильные морозы при достаточно высокой влажности. Прогнозирование этих процессов и своевременное предупреждение регионов о надвигающихся снегопадах, дождях, которые влекут за собой наводнения и т.д., сегодня очень востребованное направление в исследовательской работе.

Другая важная задача — не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разработкой и транспортировкой минеральных ресурсов в Заполярье. Хрупкая экосистема находится в состоянии устойчивого равновесия, но вмешательство человека (разливы нефти, например) может привести к экологической катастрофе, нарушению баланса в тундре, Мировом океане, что повлечёт за собой вымирание или изменение миграции морских культур.

По красноярскому времени

— Да, мы не детально повторили путь Нансена, такую цель и не ставили, — подытоживает Артём Шахматов. — Идея состояла в том, чтобы замыслы Нансена и Лида опять оказались на поверхности. Нам хотелось увидеть их в развитии. Сегодня 90 процентов потребляемого Норвегией алюминия поставляет Красноярский край.

— Печально. Мы опять выступаем в роли сырьевого придатка…

— Согласен. Но почему бы не изменить структуру экспорта, не посмотреть, какие ещё виды торговли и сотрудничества возможны между нами и Норвегией? После моего доклада на корабле, посвящённого Восточной Сибири, по характеру заданных мне вопросов я вдруг понял, что сотрудничество между Россией и Норвегией до сей поры ограничивалось в основном Архангельском, Мурманском, Питером и Москвой. Сама по себе идея, что можно на межвузовском уровне работать и с Красноярском, родилась прямо на борту судна. Я рассказал об СФУ, о направлениях исследований. Представления норвежцев о Сибири как о регионе, где просто стоят два десятка нефтяных и газовых вышек, мне кажется, начало меняться ещё в Дудинке.

К слову, такого уровня норвежской делегации во главе с Генеральным консулом Норвегии в Мурманске Ейвиндом НОРДСЛЕТТЕНОМ в краевом центре не было уже несколько лет, поэтому с точки зрения развития международных отношений — к чему, в том числе, стремился и Нансен — у нас пока всё получается.

Андрей КУЗНЕЦОВ