Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2013

Тысяча и один рассказ о малых народах

«Здесь вам по рогам оленя расскажут всё: откуда это животное, сколько ему лет, из какого он стойбища и кто его хозяин», — говорит заведующая кафедрой культурологии Гуманитарного института СФУ, доктор философских наук, профессор Наталья Петровна КОПЦЕВА. Думаете, шутка? В первый том коллективной монографии, изданной в 2012 году, вошли обширные теоретические изыскания, а также отчёты по результатам научно-исследовательских экспедиций в Эвенкию студентов, аспирантов и преподавателей СФУ. Читая книгу, можно узнать много интересного о жизни и особенностях менталитета коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Исследования состоялись благодаря грантам Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности «Красноярский край — поликультурное пространство: родина коренных малочисленных народов Севера» и Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» — «Культура коренных малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций».

Северный тезаурус

Из дневника научного сотрудника CФУ (кафедра ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии») Сергея ДОБРОСМЫСЛОВА: «Летом, когда большинство людей едет на юг, мы тоже отправились к морю, только Карскому. В экспедиции приобретаешь массу полезных навыков: как грамотно просушить насквозь промокший во время начавшегося шторма паспорт; как спасти из болота увязший сапог товарища; как сварить из брусники лечебный компот; как приготовить торт-пирожное «муравейник» из остатков сушек и сгущёнки. И если на север мы отправлялись с тяжёлыми сумками (основным грузом были крупы, банки тушёнки и сгущёнки), то возвращались, можно сказать, налегке, но зато с несколькими десятками гигабайтов фотографий и видеосюжетов, с тысячей и одним рассказом о Севере...».

В первом томе монографии собраны сведения об образе жизни и культуре коренных народов. Здесь и особенности жилища, и основные промыслы, и специфика национальной кухни, и описание похоронного обряда. Можно узнать, чем лечатся малочисленные народы, какими искусствами владеют… Словом, в книге особые ценности — всё то, что сохраняется в условиях изоляции от большого мира и может быть навсегда потеряно в городской среде.

— Излагая современную теорию, связанную с динамикой этнических процессов, мы старались постепенно продвигаться от общего к частному, от глобального к региональному, — поясняет профессор Копцева. — В первый том вошли уникальные изыскания Виктора Павловича КРИВОНОГОВА, профессора кафедры всеобщей истории. На основе полевых исследований учёный много лет изучал демографические процессы коренных и малых народов Красноярского края, отслеживал закономерности. В монографии собраны результаты его пятилетних наблюдений.

В 2010 году наши исследователи посетили посёлок Суринда в Эвенкийском муниципальном районе. Руководитель местного оленеводческого предприятия Виктор Иванович ГАЮЛЬСКИЙ помог группе побывать в бригадах, где сконцентрированы семьи, занимающиеся кочевым оленеводством. Собран потрясающий материал о детях коренных малочисленных народов. Сделаны интересные видеоматериалы, диктофонные записи, фотографии, иллюстрирующие, как народы пытаются поддерживать национальные традиции, язык, прививают своим детям навыки выживания в суровом климате.

Позже экспедиция побывала в деревне Фарково Туруханского района (где живут селькупы) и посёлке Ессей, стоящем на берегу пресного заполярного озера в Эвенкии.

Из дневника аспирантки кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ Марии КОЛЕСНИК: «Из Туры до Ессея добирались на вертолёте. В аэропорту наш вертолёт долго выезжал на взлётную площадку, очень долго. Уже успели подумать, что в связи с непогодой мы не полетим, а поедем на вертолёте по бескрайним просторам тундры к намеченной цели. Цель оказалась прекрасной — посёлок с красивым деревянным мостом на берегу бескрайнего озера. Для части из нас это был ещё и первый в их жизни посёлок, находящийся за Полярным кругом, — впечатлений на полжизни!»

Культурологи откопали интересные факты из истории образования посёлка Ессей с населением около 500 человек (его название очевидно связано с библейским пророком). В посёлке проживает уникальный этнос — ессейские якуты, у них свой язык — диалект якутского языка, своя история и своя вписанность в Красноярский край.

Сейчас на очереди издание второго тома монографии по результатам комплексных экспедиций не только в Эвенкию, но и в Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, совершённых с 2010 по 2012 гг.

К примеру, группа побывала в посёлке Носок, посетила северное поселение Караул, где в основном проживают ненцы.

Вместе — сила

Из дневника кандидата философских наук, старшего преподавателя кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ Ксении РЕЗНИКОВОЙ: «Выйти на улицу без лошадиной дозы репеллента в Туруханске или в Фарково было невозможно. В гостинице, конечно, тоже комарьё наличествовало, но не в таких количествах. Поэтому, собираясь на работу (анкетирование местных жителей) или на променад (знакомство с местными достопримечательностями), непременно намазывались кремом от насекомых. Больше всего забавляло, что на репеллент можно было поставить волосы, соорудив удивительную прическу. Долой воск и гель для волос!».

Опыт первых экспедиций научил и многому другому. Главное — пришло понимание того, что в состав группы должны входить не только культурологи и искусствоведы, но и экономисты, архитекторы, строители, аграрии, врачи и даже юристы, потому что нужна разработка новых правовых механизмов регулирования жизни северных районов.

Допустим, сегодня налог на пользование землёй для коренных народов всего один рубль в год за гектар. Но родовые общины вынуждены платить бешеные суммы ежегодно, потому что используют огромные территории — миллионы гектаров.

По данной тематике учёные СФУ плотно работают с уполномоченным по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Семёном Яковлевичем ПАЛЬЧИНЫМ.

Начиная с 2010 года в состав экспедиций стали входить не только представители СФУ, но и других вузов. Работу исследователей в Таймырском и Эвенкийском муниципальных районах возглавляли два профессора, доктора наук Владимир Игоревич КИРКО (СФУ, КГПУ им. Астафьева) и Виктор Николаевич НЕВЗОРОВ (Красноярский государственный аграрный университет).

— Комплексный состав экспедиции необходим, потому что каждый специалист видит что-то своё. Когда мы потом начинаем суммировать результаты, то друг друга дополняем и корректируем, и получается целостная и разнообразная картина, — поясняет Наталья Петровна. — Инженерные, строительные и архитектурные познания дополняются пониманием уникальных мировоззренческих установок коренных северных этносов. От этого проекты получаются чрезвычайно привлекательными для всех сторон. Например, когда наши архитекторы делали модель северного посёлка для Красноярского края, то они использовали материалы культурологов, вписывали в саму модель этническую культурную картину мира северных народов.

Я считаю, что нужно включать в состав экспедиции и политологов, и правоведов — без государственного регулирования развитие северных территорий нашего региона невозможно. Допустим, в Канаде ловля рыбы в определённых озёрах и реках и свободное проживание на определённых территориях закреплены только за коренным населением, а статус этот устанавливается в судебном порядке. Что касается России, то этноним человек присваивает себе сам, т.е. вы можете назваться представителем любой национальности, и не существует для этого юридических препятствий. Если существуют определённые государственные преференции для конкретных этнических групп, то ими может воспользоваться и тот, кто неправомерно причислит себя к данным народам. Право коренных народов на особую государственную поддержку закреплено Конституцией РФ.

Найти и сохранить

— Во втором томе монографии будет представлена новая область научного знания, — делится ближайшими планами Наталья Петровна Копцева. — Учёные-этноархеологи Красноярского краеведческого музея Николай Поликарпович МАКАРОВ и Михаил Семёнович БАТАШЕВ передали нам некоторые результаты своих уникальных северных экспедиций. К тому же, в архивах краеведческого музея до сих пор хранятся материалы знаменитой Приполярной переписи, проводившейся в 20-е годы прошлого века, когда не было ни диктофонов, ни видео-, ни фотоаппаратов, а учёные-энтузиасты вели наблюдения и фиксировали их в своих рукописных текстах. Сохранились потрясающие записи собраний племён, они дают полную картину того, какие там вопросы решали и какие задачи ставились перед родоплеменными сообществами коренных северных и сибирских народов.

Во второй том монографии вой­дут и результаты исследований, связанных с разработками в области архитектуры и строительства на северных территориях. Во время экспедиций учёные, магистранты и аспиранты Инженерно-строительного, Института архитектуры и дизайна и Института управления бизнес-процессами и экономики СФУ проводили архитектурно-строительное, медицинское, социоэкономическое и культурологическое исследование северных посёлков. Изучали, к примеру, особенности планировки зданий, материалов, почв и фундаментов. После состоялись замечательные защиты проектов. Аспирант ИАиД Евгений ЧАЙКИН разработал модель чума из абсолютно новых материалов. Кстати, очень интересный проект — модель посёлка в форме расходящихся сфер. С одной стороны, это эстетично, красиво, а с другой — сферическое расположение домов вокруг центра позволяет сохранять больше тепла внутри самого посёлка.

Созданы и модели северных посёлков, которые учитывают традиционную картину мира циркумполярных народов. Алексей КОПИЦА и Александр УПАТОВ (магистранты в области производственного менеджмента, медицина) провели общемедицинское и стоматологическое обследование жителей северных посёлков, Людмила ФАТКУЛЛИНА и Василий ЗАХАРЮТА — исследование строительных конструкций. Студенты кафедры культурологии занимались этнокультурными научными исследованиями.

Материалы их изысканий опубликованы в центральных научных журналах, используются при принятии управленческих решений в Правительстве Красноярского края.

Возвращение к истокам

Третья часть монографии посвящена Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району и включает в себя лингво- и этнокультурные исследования фольклора, декоративно-прикладного искусства, религии и т.д.

Дети Эвенкии

Дети Эвенкии

Собранные материалы — это результат прямого наблюдения, непосредственного контакта с носителями той культуры, которая является объектом изучения. Красноярский «спецназ» на постой к местным жителям не просился, опрос вёл деликатно. Исследователи жили в гостинице или и вовсе в походных условиях…

Из дневника Ксении Резниковой: «В экспедиции я научилась готовить новое блюдо: суп гороховый с комарами зажаристыми или гречку по-флотски на речной жёлтой воде с сырым луком или чесноком, чтоб поубивать не выкипяченных из этой самой удивительной воды организмов. И если, пока готовил, выудил всего штук шесть, значит, плохо смотрел, нужно быть внимательным при приёме пищи....».

— Перед нами стояла задача зафиксировать, оцифровать уникальное культурное наследие, как это делается, например, в Канаде, — продолжает Наталья Петровна. — Совершенно очевидно, что Россия свои северные территории будет развивать, и, несомненно, на эти цели государство выделяет огромные инвестиции. Уже года через два край реально преобразится.

Цель наших экспедиций — сохранить богатую и уникальную северную культуру, зафиксировать разнообразные способы человеческого устройства. Например, знаете ли вы, что эвенки — это единственный народ в мире, который оседлал дикого северного оленя? Кстати, они сами называют себя вольным народом, наездниками и даже потомками личной гвардии Чингисхана…

Главные вопросы

— Наталья Петровна, могут ли «микроэтносы» существовать в качестве особых, самостоятельных этнических единиц или их удел — неизбежная ассимиляция?
— Это очень сложный вопрос не только в масштабе России, но и в мире. Многие международные организации позиционируют себя защитниками уникальной культуры коренных народов. Но вопрос в том, какой народ считать коренным — людей, проживающих на конкретной территории с незапамятных времён, или пришлых, которые, тем не менее, занимают ныне господствующее положение? Проблема развития коренных народов в глобальном мире стоит не только у нас, но и в Скандинавии, Японии, Австралии, Канаде, в Северной Америке…

— И всё-таки, если мы говорим об их уникальной культуре, означает ли это, что мы искусственно должны поддерживать крайне низкий уровень развития производительных сил?

— Искусственно поддерживать низкое качество жизни коренного населения совершенно недопустимо, хотя бы потому, что цивилизация сегодня развивается быстрыми темпами, и почему одни народы должны иметь более низкое качество жизни, чем другие? Учёные Красноярского аграрного университета, входившие в состав одной из наших последних экспедиций, предложили свой взгляд на развитие традиционных способов хозяйствования. В итоге родился заказ на разработку новой модели сельской усадьбы, где можно было бы северного оленя одомашнить и приучить жить в усадьбе и таким образом уйти от кочевого оленеводства.

— Будут ли продолжаться экспедиции на Север, ведь это дорогое удовольствие — чего стоят одни только перелёты…

— Мы это прекрасно понимаем, поэтому стараемся участвовать во всех грантовых конкурсах по исследованию северных территорий. Мы уже выиграли в общей сложности 4 федеральных и 3 региональных гранта для северных исследований. В нынешнем году планируем три поездки: в Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы. До этого мы побывали лишь в нескольких посёлках, а нас ждут и другие, ведь речь идёт об огромной территории. Законодательно статус малочисленного получает только народ численностью менее 50 тысяч человек. И такие народы являют собой большое разнообразие экономических форм хозяйствования: это кочевое и домашнее оленеводство, рыбная ловля, охота на соболя, дикого оленя, сбор дикоросов и их переработка и ещё много чего. Мы своими исследованиями, наверное, и десятой части не охватили…

В этом году Министерство экономики и регионального развития Красноярского края и Агентство по делам Севера и коренных народов Красноярского края как заказчики поставили перед нами серьёзную задачу. Нам предстоит найти ответ на вопрос: правильно ли осуществляется коммуникация между государством как субъектом, который пытается стимулировать экономическое и социальное развитие этих территорий, и народами, которые там проживают. Если мы говорим о том, что эти народы обладают уникальной культурой — не урбанизированной, не индустриальной, то каковы стандарты качества жизни, характерные для данных этнокультурных групп? Не получается ли так, что те виды помощи, которые государство сегодня направляет для развития территорий Крайнего Севера, просто-напросто не считываются коренными малочисленными народами как поддержка?

На основе специальных методик в ходе новых экспедиций предстоит создать и представить заказчикам реальные восемь моделей этнокультурных стандартов и индикаторов роста качества жизни, чтобы эти модели послужили основанием для эффективной региональной политики на северной территории. И мы очень надеемся, что наши планы осуществятся!

***

СПРАВКА
В качестве научной базы исследования выступают методики Йельского университета, изложенные в Human Relation Area Files (всемирно признанная организация в области культурной антропологии), где собраны данные о 350 этнокультурных группах мира. В настоящее время СФУ имеет свободный доступ к этой картотеке в рамках международного сотрудничества с HRAF. Кроме того, используются специальные опросники, разработанные Королевским антропологическим институтом Великобритании и Ирландии, с которым сотрудничают красноярские учёные.
Наталья ДМИТРИЕВА